Современное искусство (постмодернизм) читать ~30 мин.
Нет единого мнения о том, что такое современное искусство. Критики, кураторы и историки определяют его по-разному. Одна из причин путаницы в том, что термину «современное искусство» (contemporary art) предшествует «модернизм» (modern art), и нет точного соглашения, когда закончился один период и начался другой.
Ситуацию усложняет третий термин — «постмодернизм», который иногда используют как синоним «современного искусства». Постмодернизм обозначает основное стилистическое направление после модернизма. Этот термин относится к десяткам других дисциплин, включая архитектуру, музыку, кино, литературу, социологию, дизайн, моду и технологии. У каждой из них свои временные рамки, поэтому определить, когда именно начинается постмодернизм, сложно. Кроме того, «постмодернизм» и «современное искусство» — не синонимы. «Современное искусство» — это понятие, относящееся к эпохе (периоду времени), тогда как постмодернизм — это скорее мировоззрение и стиль в рамках этой эпохи. Со временем постмодернизм будет вытеснен более новым «-измом», но оба они останутся формами современного искусства.
Но и это ещё не всё. Понимание усложняется тем, что в разных источниках эти периоды называются по-разному.
Каково простое определение современного искусства?
Если отбросить теоретическую часть, есть три основных определения термина «современное искусство».
В этой статье мы рассматриваем 1960-е годы как время перехода от модернизма к постмодернизму, хотя справедливо будет сказать, что десятилетие включало в себя оба направления. В конце концов, художники всего мира не проснулись в один прекрасный день постмодернистами. Вот почему мы используем 1970 год в качестве отправной точки: к тому времени переход был практически завершён. Для получения более подробной хронологической информации, пожалуйста, см.: Хронология истории искусства (800 г. до н.э. – настоящее время).
Чем модернизм отличается от современного искусства?
Ответ на этот вопрос требует целой книги. У нас есть только один абзац, так что начнём. Сначала немного предыстории. Искусство Ренессанса заложило основы западного искусства после Средневековья. Идеи и правила Ренессанса распространялись по Европе через академии изящных искусств, такие как флорентийская Академия изящных искусств (Accademia delle Arti del Disegno, основана в 1562 году), римская Академия Святого Луки (Accademia di San Luca, основана в 1583 году), Французская академия (Académie des Beaux-Arts), Королевская академия в Лондоне (основана в 1768 году) и более поздние Королевская Хибернийская академия и Королевская Ольстерская академия искусств в Ирландии. Эти академии обучали искусству в соответствии с неизменным набором канонов, которым художники должны были следовать, чтобы зарабатывать на жизнь. К началу XIX века этот академический подход утратил свою актуальность.
Эпоха модернизма
В начале 1860-х годов Эдуард Мане и французские импрессионисты своим революционным субъективным стилем живописи положили начало эпохе модернизма. В этот период возникла целая череда художественных течений модернизма, включая экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм и оп-арт, и это лишь некоторые из них. (Подробнее см. Художественные движения и стили). Почти все эти стили отражали политические и социальные тенденции того периода, такие как Первая мировая война, экономическая депрессия 1920-х и 1930-х годов, Вторая мировая война и её постколониальные последствия. Но, несмотря на признание растущей фрагментации и отсутствия смысла в обществе, художники-модернисты всё ещё верили, что искусство может дать ответы — сделать то, что не могут другие человеческие институты, — и обеспечить утраченные связность и смысл. Однако в 1960-е годы этот оптимизм среди художников начал угасать. Именно эта потеря оптимизма знаменует начало постмодернизма и появление современного искусства.
Эпоха постмодерна
Постмодернисты отвергают идею о том, что искусство может обеспечить смысл. Если жизнь бессмысленна, говорят они, — что ж, давайте не будем притворяться, что искусство может сделать её лучше. Давайте просто примем, что оно так же бессмысленно, как и всё остальное, и будем жить дальше. Таким образом, новая философия постмодернизма породила целый ряд новых приоритетов, чему в немалой степени способствовало совпавшее по времени появление новых технологий, таких как телевидение, видео и компьютеры. Направления в современном искусстве сосредоточились на том, «как» создавалось и распространялось искусство, а не на том, «что» производилось. Они подчёркивали идеи и концепции, а не ценные предметы и навыки, необходимые для их изготовления.
Пытаясь популяризировать и расширить доступ к визуальному искусству, они ввели (или усовершенствовали) ряд новых форм, таких как концептуализм, перформанс, хеппенинг, инсталляция, ленд-арт, проекционное искусство, и в полной мере использовали преимущества новых медиа, таких как видео, компьютеры и цифровые технологии. Всё это далеко от Клода Моне и его пожизненного стремления запечатлеть различные эффекты солнечного света.
Каковы основные направления современного искусства?
Вот краткий список избранных школ и стилей современного искусства, расположенных в приблизительном хронологическом порядке. Даты указаны ориентировочно.
Поп-арт (с 1960-х годов)
Хотя он начинался как проявление позднего модернизма, в нём быстро развились сильные постмодернистские тенденции, а также новый акцент на подаче и стиле. См., например, Поп-арт Энди Уорхола.
Текстовое искусство (Word Art) (с 1960-х годов)
Вид живописи или скульптуры, в центре которого находятся слова, фразы или текстовые изображения. К ведущим художникам, связанным с этим направлением, относятся Роберт Индиана (р. 1928), Джаспер Джонс (р. 1930), Он Кавара (1932–2014) и Кристофер Вул (р. 1955).
Концептуальное искусство (с 1960-х гг.)
Классическая постмодернистская форма искусства, в которой основополагающая идея (концепция) считается главным компонентом. Примером концептуального произведения Ива Кляйна является работа с названием «Специализация чувствительности в состоянии сырья в стабилизированную живописную чувствительность» — по сути, пустая комната.
Перформанс (с начала 1960-х годов)
Форма авангардного искусства, основанная на живом выступлении художника или других людей перед аудиторией. Примерами могут служить массовые мероприятия с обнажённой натурой, организованные Спенсером Туником.
Хеппенинги (1960-е годы)
Вид перформанс-арта в Америке, пионером которого стал Аллан Капроу (1927–2006). Вдохновлённый дадаизмом и движением «Флюксус», хеппенинг — это театрализованное художественное событие. Его недавнее развитие — флешмоб.
Флюксус (1960-е гг.)
Антихудожественное движение в духе неодадаизма, основанное Джорджем Мачюнасом, которое сначала возникло в Германии, а затем обосновалось в Нью-Йорке. Ассоциируется с хеппенингами и другими уличными «событиями».
Инсталляция (начиная с 1960-х годов)
Вид авангардного искусства, размещаемый в физическом пространстве (например, в комнате). Окутывая зрителя или вторгаясь в его пространство, эта художественная среда позволяет художнику передать своё послание более мощно. Прототипическим примером является ассамбляж Швиттерса «Мерцбау», который в итоге заполнил целое здание.
Видеоарт (с 1960-х гг.)
Набирающий популярность постмодернистский жанр. Произведения могут варьироваться от фильма стандартной длины до короткого видеоцикла, содержащего несколько минут или даже секунд художественного контента. Иногда используется несколько мониторов. Видеоклипы часто становятся частью больших инсталляций.
Минимализм (с 1960-х годов)
Категория абстрактной живописи или скульптуры, отличающаяся предельной простотой форм и лишённая всех эмоциональных, исторических или художественных «отсылок». Стиль лучше всего иллюстрируют монохромные (полностью чёрные или белые) картины или скульптуры, состоящие из геометрических, часто промышленно изготовленных материалов. К важным минималистам относятся Агнес Мартин (1912–2004), известная своими карандашными сетками, и Ад Рейнхардт (1913–1967), известный своими картинами в стиле «чёрное на чёрном».
Фотореализм (1960–1970-е)
Стиль живописи или скульптуры (также известный как гиперреализм или суперреализм), выполненный с фотографической детализацией. Работы фотореалистов часто создаются непосредственно по фотографиям. К известным фотореалистам относятся Чак Клоуз, который специализировался на огромных автопортретах, и Ричард Эстес, известный своими отражениями в городских витринах.
Ленд-арт (1960-е гг.)
Форма искусства, популяризированная Робертом Смитсоном, включающая использование природного сырья, такого как земля и камни, для взаимодействия с ландшафтом и создания художественных форм. Хотя это движение начиналось как идеалистическое и направленное против коммерческого искусства, оно быстро пошло на спад, когда художники обнаружили, что только состоятельные люди могут позволить себе посетить созданные ими работы. О ленд-арте в микромасштабе см.: ледяная скульптура, а также различные формы песочного искусства.
Фотография (с 1960-х гг.)
Современное фотоискусство развивается в основном благодаря портретной фотографии (Энни Лейбовиц), фэшн-фотографии (Хельмут Ньютон), уличной фотографии (Гарри Виногранд) и документальной фотографии (Дон Маккаллин).
Арте повера (1966–1971)
Антикоммерческий стиль искусства, связанный с группой авангардных художников в Италии и поддерживаемый Энцо Спероне и Джермано Челантом. В центре его внимания находились физические качества используемых материалов. Среди членов группы были Пьеро Мандзони, Микеланджело Пистолетто, Джузеппе Пеноне и другие.
Supports-Surfaces (1966–1972)
Концептуалистская группа левых французских художников, демонстрировавших ультраминималистский тип «живописи» в 1966–1972 годах.
Современный реализм (1970-е)
Стиль живописи, изображающий обыденные предметы в натуралистической манере. Он охватывает всех художников и скульпторов постмодернизма, которые сосредотачиваются на фигуративных образах, чтобы изобразить «реальное», а не идеальное. Примером может служить фигуративная живопись Люсьена Фрейда.
Постминимализм (с 1970-х годов)
Реагируя на сухой формализм минимализма, постминималисты обычно концентрировались на физических и творческих процессах…. Ведущим примером постминимализма является творчество Евы Гессе (1936–1970).
Феминистское искусство (с 1970-х гг.)
Художественное движение с участием женщин-художниц, которые обращались к конкретным гендерным проблемам, таким как материнство, а также к более широким вопросам, таким как расизм и условия труда. Ведущие фигуры: Нэнси Сперо (1926–2009), Мириам Шапиро (1923–2015), Джуди Чикаго (р. 1939), Барбара Крюгер (р. 1945), Джоан Джонас (р. 1936), Луиза Буржуа (1911–2010) и другие.
Новая субъективность (1970-е)
Стиль традиционного искусства (антиабстракция, антиконцептуализм), связанный с участниками «Новой субъективности», международной выставки 1976 года в Центре Помпиду в Париже. Среди художников-участников были Дэвид Хокни, Р. Б. Китай, Кристиан Зеймерт, Мишель Парре, Сэм Сафран и другие.
Лондонская школа (с 1970-х годов)
Группа фигуративных художников, связанных с Лондоном в середине 1970-х годов. В неё входили Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Говард Ходжкин, Фрэнк Ауэрбах и Леон Коссофф.
Граффити-арт (с 1970-х годов)
Популярный вид аутсайдерского искусства, который впервые возник в нью-йоркском метро, а затем распространился в Европе и Японии. Художники-граффитисты рисовали с помощью трафаретов и аэрозольных баллончиков на поездах, городских стенах, крышах и рекламных щитах. К ведущим художникам относятся Дэвид Войнарович, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг и Бэнкси.
Неоэкспрессионизм (с 1980 года)
Широкое направление в живописи, возникшее в оппозиции к строгому минимализму. Оно использовало цвет, эмоции, символизм и повествование — то есть всё, что минималисты пытались искоренить из своих работ. В Германии к известным неоэкспрессионистам относятся Георг Базелиц, Ансельм Кифер и Герхард Рихтер. В других странах к числу неоэкспрессионистов относится Роберт Моррис (р. 1931), известный своей серией «Огненный шторм» 1980-х годов (США).
Трансавангард (Transavanguardia) (с 1979 года)
Итальянский вариант неоэкспрессионизма, связанный с Франческо Клементе, Энцо Кукки, Сандро Киа и Миммо Паладино.
Молодые британские художники (Britart, YBA) (с 1980-х годов)
Группа авангардных художников, поддерживаемых миллионером-коллекционером Чарльзом Саатчи, которые доминировали в современном искусстве в 1980-х и 90-х годах. К известным YBA относятся Дэмиен Хёрст, Рэйчел Уайтред, Трейси Эмин, Гленн Браун, Сэм Тейлор-Вуд, Джейк и Динос Чепмены, Марк Уоллингер, Марк Куинн, Стив Маккуин, Крис Офили и другие. См. также: Современные ирландские художники (XXI век) и Ирландские художники XX века (1900–2000).
Деконструктивизм (1985–2010)
Визуально впечатляющий стиль архитектуры, основоположником которого стал Фрэнк О. Гери, а ярким примером — здание Nationale-Nederlanden в Праге.
Нео-поп (с конца 1980-х)
Возрождая формы поп-арта (узнаваемые объекты, изображения знаменитостей), нео-поп также заимствовал элементы из дадаизма и концептуализма. Примером являются скульптурные творения Джеффа Кунса. Это движение также связано с работами Эшли Бикертона, Алана Макколлума и Хаима Стейнбаха.
Боди-арт (с 1990-х годов)
Вид искусства, в котором тело становится «холстом». Чаще всего встречается в перформансах таких художников, как Марина Абрамович, или в современной росписи по телу. Примером последней может служить иллюзионистская роспись на теле обнажённой Деми Мур (Vanity Fair, август 1992 г.) работы Джоанн Гейр. Также включает пантомиму, «живые статуи», татуировки, нейл-арт и различные типы росписи лица.
Циничный реализм (Китай) (с 1990-х гг.)
Сардонический стиль фигурной живописи с критическим отношением к китайским властям после событий на площади Тяньаньмэнь. Его ведущими представителями были Юэ Миньцзюнь, Фан Лицзюнь и Чжан Сяоган.
Стакизм (с 1999 года)
Британская художественная группа под руководством Билли Чайлдиша, члены которой отвергали концептуализм, перформанс и инсталляцию в пользу традиционных репрезентативных стилей живописи и скульптуры. Основали ежегодную художественную выставку «Настоящее шоу премии Тёрнера».
Новая лейпцигская школа (с 2000 года)
Художественная школа, специализирующаяся на классическом реализме в традициях академического искусства.
Проекционное искусство (Projection Mapping) (XXI век)
Искусство проецирования видеоизображений на здания или другие большие поверхности с помощью компьютерных программ.
Компьютерное искусство (XXI век)
Также известное как цифровое или интернет-искусство, эта категория включает широкий спектр форм искусства, связанных с компьютерным программным обеспечением.
Кто лучшие современные художники?
С середины 1960-х годов до наших дней появилось множество талантливых художников-постмодернистов, работающих в разных жанрах. Вот краткая подборка наиболее известных личностей в различных категориях изобразительного искусства. Некоторые, например Фрэнсис Бэкон или Энди Уорхол — одни из самых дорогих художников современности, — могут быть классифицированы как «модернисты» до 1970 года, но включены сюда из-за их, по сути, «постмодернистского» подхода.
Художники
Сюда входят сюрреалист Фрэнсис Бэкон (1909–1992); Р. Б. Китай (р. 1932); художник в стиле поп-комиксов Рой Лихтенштейн (1923–1997); художник и трафаретчик в стиле поп-арт Энди Уорхол (1928–1987); художник-график в стиле поп-арт Дэвид Хокни (р. 1937); полуабстрактный импасто-живописец и портретист Франк Ауэрбах (р. 1931); художник-фигуративист Фернандо Ботеро (р. 1932); неоэкспрессионисты Герхард Рихтер (р. 1932) и Георг Базелиц (р. 1938); художник-предметник Джек Веттриано (р. 1951); и художник-фигуративист Дженни Савиль (р. 1970). Современные абстрактные работы см. Сай Твомбли (1928–2011), известный своим фирменным стилем, сочетающим элементы каллиграфии и граффити; Фрэнк Стелла (р. 1936), пионер экспериментального минимализма; и Шон Скалли (р. 1945), известный своими крупноформатными абстракциями.
Скульпторы
Среди них концептуалист Сол Левитт (р. 1928); новый реалист Арман (1928–2005); минималисты Дональд Джадд (1928–1994) и Карл Андре (р. 1935); скульптор, работающий с крупными формами, Ричард Серра (р. 1939); «феминистский» скульптор Луиза Буржуа (1911–2010); суперреалисты Джон Де Андреа (р. 1941) и Кароль Фойерман (р. 1945); скульптор и инсталлятор Энтони Гормли (р. 1950); монументалист Аниш Капур (р. 1954); художник в стиле нео-поп Джефф Кунс (р. 1955).
Архитекторы
Ведущие фигуры в архитектуре конца XX века: Фрэнк О. Гери (р. 1929), пионер деконструктивизма; Даниэль Либескинд; фирма Coop Himmelblau (основанная Вольфом Приксом, Хельмутом Свичински и Майклом Хольцером); Ларс Спайбрук, Кас Остерхейс, Питер Кук и Колин Фурнье. Среди других ведущих современных архитекторов США: Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун, Джон Раух, Майкл Грейвс, Питер Айзенман, Чарльз Гватми, Джон Хейдук, Ричард Майер, Рем Колхас, Заха Хадид и Бернард Чуми.
Концептуалисты
К ведущим представителям концептуализма относятся представитель нового реализма Ив Кляйн (1928–1962) – см. также: Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956–1962); и постмодернистский художник-инсталлятор и скульптор Дэмиен Хёрст (р. 1965).
Перформанс
Сюда входят влиятельный немецкий художник-авангардист Йозеф Бойс (1921–1986), чьи перформансы включали авангардный спектакль «Как объяснить картины мёртвому зайцу» (1965); и постмодернистские «живые скульптуры» Гилберта Проэша (р. 1943) и Джорджа Пассмора (р. 1942), более известные как Гилберт и Джордж. К более экстремальным формам перформанса относится жанр боди-арта в исполнении сербской художницы Марины Абрамович и немца Улая (Франк Уве Лайсипен). Среди других известных художников перформанса — авангардная японская художница Яёи Кусама (р. 1929), известная своими хеппенингами; Джоан Джонас (р. 1936), известная своими перформанс-видео; и бразильский художник-экспериментатор Элио Ойтисика (1937–1980), основатель Grupo Neoconcreto.
Фотографы
Постмодернистское фотоискусство иллюстрируют противоречивые работы Роберта Мэпплторпа (1946–1989), Андреаса Гурски (р. 1955) и Синди Шерман (р. 1954). Современную портретную фотографию лучше всего иллюстрируют работы Дианы Арбус (1923–1971) и Энни Лейбовиц (р. 1949). Современная фэшн-фотография представлена работами Хельмута Ньютона (1920–2004), Дэвида Бейли (р. 1938), Марио Тестино (р. 1954), Патрика Демаршелье (р. 1943), Ника Найта (р. 1958) и Дэвида Лашапеля (р. 1963). Документальная фотография представлена работами Дона Маккаллина (р. 1935), Джеймса Нахтвея (р. 1948) и Стива Маккарри (р. 1950); в то время как уличная фотография лучше всего иллюстрируется работами Гарри Виногранда (1928–1984), Эда Рушей (р. 1937) и Нэн Голдин (р. 1953). Примером постмодернистского пикториализма являются работы Джеффа Уолла (р. 1946) из Ванкуверской школы, который специализируется на «постановочной фотографии». См. также убедительные ч/б архитектурные фотографии Бернда и Хиллы Бехер (1931–2007).
Авторы инсталляций
Текстовый художник Дженни Хольцер (р. 1950); мультимедийный художник Брюс Науман (р. 1941); перформансистка и режиссёр Ребекка Хорн (р. 1944); французский художник Кристиан Болтански (р. 1944), известный своими инсталляциями из фотографий; знаменитый YBA Дэмиен Хёрст (р. 1965); художница и куратор Трейси Эмин (р. 1963); и Кристо и Жанна-Клод (Явачевы) (р. 1935), основатели искусства эмпакетажа.
Видеоарт
Южнокорейский художник, работающий с мультимониторными инсталляциями, Нам Джун Пайк (1932–2006); и Билл Виола (р. 1951), известный своими впечатляющими работами.
Граффити
Самый известный художник-трафаретист Бэнкси (р. 1973) и художник, работающий с аэрозольной краской, Жан-Мишель Баския (1960–1988).
Цифровое искусство
Пионеры компьютерного искусства Гарольд Коэн (р. 1928), Джон Лэнсдаун (1929–1999), Манфред Мор (р. 1938), Майкл Нолл (р. 1939), Марк Уилсон (р. 1943), Орлан (р. 1947), Гэри Хилл (р. 1951), Криста Зоммерер (р. 1964), Кристоф Бруно (р. 1964), Дирк Паесманс (р. 1965), Ольга Киселёва (р. 1965), Фэн Мэнбо (р. 1966), Лоран Миньоно (р. 1967), Сэм Тейлор-Вуд (р. 1967), Джоан Химскерк (р. 1968) и Ли Вэй (р. 1970).
Какое произведение современного искусства самое дорогое?
Если судить по ценам аукционных продаж, самым дорогим произведением современного искусства в мире является «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) Фрэнсиса Бэкона, проданное на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2013 году за 142,4 млн долларов. На втором месте – «Серебряная автокатастрофа (Двойная катастрофа)» (1963), картина Энди Уорхола, проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2013 году за 105,4 млн долларов. На третьем месте – «Оранжевое, красное, жёлтое» (1961), картина Марка Ротко, проданная за 86,9 млн долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2012 году. На четвёртом месте – «Триптих» (1976), картина Фрэнсиса Бэкона, проданная в 2008 году за $86,3 млн на Sotheby’s в Нью-Йорке. Одним из самых дорогих произведений современной «скульптуры» является «Ради любви к Богу» Дэмиена Хёрста. Человеческий череп, воссозданный из платины и усыпанный 8061 бриллиантом, был продан консорциуму, в который входили художник и галерея White Cube, за 50 миллионов фунтов стерлингов.
Эта информация быстро устаревает, и к тому моменту, когда вы будете читать эту статью, наш рассказ об аукционных рекордах современного искусства может оказаться неактуальным.
Список избранных произведений современного искусства
Живопись
«Большой всплеск» (A Bigger Splash) (1967) Частная коллекция
Акриловая картина в стиле поп-арт Дэвида Хокни (р. 1937)
«Мао» (1973) Художественный институт Чикаго
Экспрессионистский портрет Энди Уорхола (1928–1987)
«Театр Жерара Филипа» (1975) Музей Унтерлинден, Кольмар
Картина маслом в стиле ар информель Марии Елены Виейра да Силва (1908–1992)
«Три этюда для автопортрета» (1979–1980) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина маслом в стиле сюрреализма и экспрессионизма Фрэнсиса Бэкона (1909–1992)
«Cabeza» (Голова) (1982) Частная коллекция
Неоэкспрессионистская картина акрилом и пастелью Жана-Мишеля Баския (1960–1988)
«Апокалипсис сегодня» (1988) Частная коллекция
Алкидная живопись и смывка на алюминии и стали, автор Кристофер Вул (р. 1955)
«Жена Лота» (1989) Кливлендский музей искусств
Пример неоэкспрессионистской живописи Холокоста, автор Ансельм Кифер (р. 1945)
«Спальня в Арле» (1992) Fitzhugh Farm, коллекция Роберта и Джейн Мейерхофф
Картина маслом и акриловой смолой «Магна» Роя Лихтенштейна (1923–1997)
«Поющий дворецкий» (1992) Частная коллекция
Фигуративная картина маслом Джека Веттриано (р. 1951)
«No Woman, No Cry» (1998) Тейт Модерн, Лондон
Неоэкспрессионистская картина Криса Офили (р. 1968)
«Танцовщицы у станка» (2001) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина маслом в примитивном стиле Фернандо Ботеро (р. 1932)
«Женщина, снимающая рубашку с мужчины в два приёма» (2003) Частная коллекция
Фигуративная картина маслом в минималистичном стиле Джулиана Опи (р. 1958)
«1000 Thread Count» (2004) Галерея Гагосяна, Нью-Йорк
Жестуальная живопись маслом Сесили Браун (р. 1969)
«Радужный город» (2006) Частная коллекция
Экспрессионистская акриловая картина Марьи ван Кампен (р. 1949)
«The Englands» (2008) Частная коллекция
Яркая колористическая картина маслом Эшли Хансон (р. 1960)
Скульптура
«Сломанный обелиск» (1969) Музей современного искусства, Нью-Йорк
Абстрактная скульптура в виде обелиска из кортеновской стали работы Барнетта Ньюмана (1905–1970)
Скульптура «Любовь» (оригинал) (1970) Музей искусств Индианаполиса
Скульптура из нержавеющей стали в виде букв L.O.V.E. работы Роберта Индианы (р. 1928)
«Фургон с мороженым» (1970) Частная коллекция
Сюрреалистическая скульптура фургона с растаявшим мороженым работы Сальвадора Дали (1904–1989)
«Позирующая модель» (1981) Национальная галерея современного искусства Эдинбурга
Сверхреалистичная скульптура обнажённой фигуры Джона Де Андреа (р. 1941)
«Время всех» (1989) Вокзал Сен-Лазар, Париж
Ассамбляж из циферблатов часов работы Армана (1928–2005)
«Щенок» (1992) Музей Гуггенхайма в Бильбао
Постмодернистская топиарная скульптура Джеффа Кунса (р. 1955)
«Огрызок яблока» (1992) Музей Израиля, Иерусалим
Гигантская скульптура в стиле поп-арт Класа Ольденбурга (р. 1929)
«Надувные собаки» (Balloon Dogs) (1994–2000)
Серия из 5 поп-скульптур из зеркально отполированной нержавеющей стали работы Джеффа Кунса (р. 1955)
«Стремление» (1995) Здание Казначейства, Дублин
Скульптура взбирающейся обнажённой женщины Роуэна Гиллеспи (р. 1953)
«Облачные ворота» (2006) AT&T Plaza в Миллениум-парке, Чикаго, Иллинойс
Общественная скульптура из нержавеющей стали Аниша Капура (р. 1954)
«Ради любви к Богу» (2007)
Платиновый слепок человеческого черепа, усыпанный 8 601 бриллиантом, включая бриллиант «Звезда черепа», созданный Дэмиеном Хёрстом (р. 1965)
Архитектура
Центр Помпиду (Бобур, Париж) (завершён в 1978 году)
Культурный центр, спроектированный Ренцо Пиано (р. 1937) и Ричардом Роджерсом (р. 1933)
Здание Nationale-Nederlanden, Прага (1992–1997) (также известное как «Танцующий дом»)
Ведущий пример деконструктивизма, спроектированный архитектором Фрэнком О. Гери (р. 1929)
«Египетская» пирамида Лувра (1998) Двор Наполеона, Лувр, Париж
Серия пирамид из стекла и металла, спроектированных Бэй Юймином (И. М. Пеем) (р. 1917)
Experience Music Project (1999–2000) Сиэтл
Музыкальный центр в стиле деконструктивизма, спроектированный Фрэнком О. Гери (р. 1929)
Лондонский глаз (2000) Саут-Банк, Лондон (самое высокое колесо обозрения в Европе)
Консольное колесо обозрения, спроектированное архитекторами Фрэнком Анатолем, Ником Бейли, Стивом Чилтоном, Малкольмом Куком, Марком Спарроухоком и командой супругов Джулии Барфилд и Дэвида Маркса.
Дублинская игла (Памятник света) (2002–2003) О’Коннелл-стрит, Дублин
120-метровый монумент из нержавеющей стали по проекту Яна Ричи (р. 1947)
Фотография
«Подростковая пара на Гудзон-стрит, Нью-Йорк» (1963)
Современный фотопортрет Дианы Арбус (1923–1971)
«Прихорашиваясь на кухне» (Preening in the Kitchen) (1977) Музей современного искусства, Нью-Йорк
Сюрреалистический фотографический автопортрет Синди Шерман (р. 1954)
«Мисти и Джимми» (1980)
Современная фотография трансвеститов крупным планом работы Нэн Голдин (р. 1953)
Двойной портрет Джона Леннона и Йоко Оно (1981)
Снят за 5 часов до убийства Леннона, автор Энни Лейбовиц (р. 1949)
«Они идут» (1981)
Пара эротических фэшн-фотографий Хельмута Ньютона (1920–2004)
«Афганская девочка» (1984)
Знаменитый цветной портрет Стива Маккарри (р. 1950)
«Париж, Монпарнас» (1993)
Архитектурная фотография многоквартирного дома в стиле Ле Корбюзье работы Андреаса Гурски (р. 1955)
«Внезапный порыв ветра (по Хокусаю)» (1993)
Постмодернистский пикториализм Джеффа Уолла (р. 1946)
«Подвешенный автопортрет» (2004)
Современная пикториалистическая фотография «молодой британской художницы» Сэм Тейлор-Вуд (р. 1967)
Инсталляции
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991)
Инсталляция «Тигровая акула» Дэмиена Хёрста (р. 1965)
«Поле» (1991)
Инсталляция из скульптур, созданная Энтони Гормли (р. 1950)
«Контролёр Вселенной» (2007)
Инсталляция (оркестрованный взрыв ящика с инструментами) Дамиана Ортеги (р. 1967)
Ленд-арт
«Разорванный круг» (1971) Эммен, Нидерланды
Пример ленд-арта, состоящего из воды, песка и камня, Роберт Смитсон (1938–1973)
Постер
«Девушка с ракеткой» (Tennis Girl) (1976)
Цветной плакат по фотографии Мартина Эллиотта (1946–2010)
Боди-арт
«Костюм ко дню рождения Деми Мур» (обложка журнала Vanity Fair, август 1992)
Обложка, для которой Джоанн Гейр создала на теле Деми Мур иллюзию костюма. Фотограф — Энни Лейбовиц.
Граффити
«Shop Until You Drop» (Покупай до упаду) (2011) Мейфэр, Лондон
Трафаретное граффити Бэнкси (р. 1973)
Проекционное искусство
Проекция на Миланском соборе (Рождество, 2008) Милан
Проекция библейских образов на фасад собора, выполненная Паоло Бурони (р. 1964)
Графическое искусство
«Я покупаю, следовательно, я существую» (1990)
Иконический фотолитографический слоган, автор Барбара Крюгер (р. 1945)
«Стив Джобс, глава Apple, уходит в отставку» (2011)
Карикатура, выполненная акриловыми красками и мелом, автор Брайант Арнольд (р. 1970)
Каковы самые известные премии в области современного искусства?
Существует множество премий, присуждаемых фондами, музеями и государственными органами за выдающиеся произведения искусства в самых разных категориях. Здесь представлена краткая подборка.
Премия Artes Mundi
Присуждается два раза в год на выставке Artes Mundi в Кардиффе, Уэльс. Премия отмечает начинающих художников со всего мира, чьи работы комментируют состояние человека и человечества с различных культурных точек зрения.
Премия Carnegie Art Award
Ежегодная премия за выдающуюся живопись художников, родившихся или живущих в странах Северной Европы. Учреждённая в 1998 году, она включает 3 премии в размере 1 000 000, 600 000 и 400 000 шведских крон, а также стипендию в 100 000 шведских крон для молодого художника. Премия присуждается на основании номинаций от 30 экспертов в области искусства Северных стран.
Премия Deutsche Börse в области фотографии
Присуждается современному фотографу любой национальности, внёсшему наиболее значительный вклад в развитие фотоискусства в Европе за предыдущий год. Учреждена в 1996 году Галереей фотографов в Лондоне для поощрения лучших образцов фотографии. Призовой фонд составляет 30 000 фунтов стерлингов.
Премия Хьюго Босса
Премия в размере 100 000 долларов США, присуждаемая раз в два года Музеем Гуггенхайма современному художнику (или группе художников), работающему в любой среде в любой точке мира. Кандидаты выбираются жюри, в состав которого входят кураторы, критики и учёные.
Премия Джона Мурса в области живописи
Названный в честь ливерпульского филантропа, этот открытый конкурс живописи проводится раз в два года, а работы, вошедшие в шорт-лист, выставляются в Художественной галерее Уокера в Ливерпуле.
Премия Кандинского
Премия для продвижения выдающегося российского искусства, которую иногда сравнивают с премией Тёрнера, присуждаемой британским художникам. Номинанты выбираются жюри, в состав которого входят выдающиеся российские и международные художники, кураторы и искусствоведы.
Премия Ларри Олдрича
Названная в честь американского филантропа, эта ежегодная премия в размере 25 000 долларов США присуждается Музеем современного искусства Олдрича и отмечает американских художников, чьи работы оказали значительное влияние на визуальную культуру в последние годы. Кандидаты включаются в короткий список и оцениваются независимым жюри, состоящим из художников, коллекционеров, критиков, кураторов и галеристов.
Премия Марселя Дюшана (Prix Marcel Duchamp)
Эта ежегодная премия присуждается выдающемуся молодому художнику, проживающему во Франции и работающему в любой области визуального искусства, включая живопись, скульптуру, инсталляцию, фотографию и видео. Победитель получает 35 000 евро лично и ещё 30 000 евро на финансирование персональной выставки своих работ в Национальном музее современного искусства в Центре Помпиду в Париже.
Preis der Nationalgalerie für junge Kunst
Учреждённая в 2000 году Verein der Freunde der Nationalgalerie (Обществом друзей Национальной галереи), эта премия в размере 50 000 евро присуждается за выдающиеся работы молодых художников, живущих в Германии.
Премия Розвиты Хафтманн
Эта премия присуждается за выдающиеся достижения в области изобразительного искусства, как правило, ныне живущему художнику. Кандидаты отбираются исключительно по художественной значимости их работ, без учёта их национальности, возраста или выбранной дисциплины. Премия официально вручается в Кунстхаусе Цюриха.
Премия Тёрнера
Названная в честь выдающегося пейзажиста XIX века Дж. М. У. Тёрнера, эта ежегодная премия, учреждённая в 1984 году, присуждается британскому художнику в возрасте до 50 лет. Премия вручается галереей Тейт и проводится в галерее Тейт Британия. Сегодня это самая известная художественная премия в Великобритании. В последнее время, что довольно спорно, в ней доминируют художники-концептуалисты. См. также Лауреаты премии Тёрнера (1984–2009).
Премия Винсента Ван Гога в области современного искусства в Европе
Присуждается раз в два года европейскому художнику, который, как считается, «окажет значительное и продолжительное влияние на искусство». Учреждена в 2000 году и финансируется благотворительным фондом Broere в память о Моник Зайфен. Работы отобранных кандидатов выставляются в Музее Стеделик в Амстердаме, а жюри конкурса возглавляет директор музея.
Премия Вольфганга Хана
Учреждённая в 1994 году Обществом современного искусства и управляемая Музеем Людвига в Кёльне, эта премия в размере 100 000 евро присуждается выдающимся художникам, живущим в Германии.
Где можно увидеть выдающиеся коллекции современного искусства?
Двумя главными выставками современного искусства являются Венецианская биеннале (Biennale di Venezia), международная выставка работ художников со всего мира, которая проводится раз в два года, и Биеннале Уитни в Нью-Йорке, на которой демонстрируются произведения американского искусства, обычно начинающих художников, в Музее американского искусства Уитни. Эта выставка считается важнейшим событием в календаре современного искусства. О других постмодернистских выставках см.: Лучшие фестивали искусства.
Какие есть музеи современного искусства?
Частные галереи, как правило, быстрее реагируют на авангардные произведения искусства, чем городские или государственные музеи. Более того, официальные государственные коллекции обычно сдерживаются более консервативными взглядами или устаревшими помещениями. Вот краткая подборка лучших галерей.
Вопросы о современном визуальном искусстве
С 1960-х годов «художественный истеблишмент» (имеются в виду правительственные чиновники, контролирующие бюджеты на искусство; директора и владельцы галерей; кураторы выставок; комитеты, управляющие важными организациями художников; преподавательский состав колледжей искусств и так далее), а также искусство, которое он поощряет, стали значительно более радикальными. В связи с этим возникают следующие вопросы:
— Искусство ли это?
Немногие страны были свидетелями больших споров о ценности произведений постмодернистского искусства, чем Великобритания, где премия Тёрнера продолжает вызывать бурные дебаты между авангардистами и всеми остальными. Среди экспонатов, получивших премию, были мёртвая овца в формальдегиде (Дэмиен Хёрст), портрет Девы Марии, «нарисованный» слоновьим навозом (Крис Офили), и белая комната с одной мигающей лампочкой (Мартин Крид). Другой странной работой (инсталляцией), вышедшей в финал, была «Моя кровать» — неубранная постель с разбросанными презервативами и тампонами (автор Трейси Эмин). В 2002 году, когда премию получил Кит Тайсон за создание большого чёрного монолитного блока, заполненного выброшенными компьютерами, ни один живописец (как сообщается) не рассматривался в качестве возможного лауреата. Вместо этого жюри отдало предпочтение работам Фионы Баннер (рекламный щит с порнографическим текстом) и Лиама Гиллика (потолок из разноцветного пластика) — и это только две из необычных работ.
Можно вполне обоснованно усомниться в мудрости британского художественного истеблишмента, когда подобные вещи выдаются за выдающиеся образцы искусства. Именно так поступил Ким Хауэллс, министр культуры Великобритании, в 2002 году, когда сказал (о выставках финалистов премии Тёрнера):
“Если это лучшее, что могут создать британские художники, то британское искусство потеряно. Это холодное, механическое, концептуальное дерьмо”.
Ключевой вопрос остаётся: «что такое искусство?» Или, говоря иначе, что отличает современное концептуальное искусство от театра, перформанса или развлечения?
— В чём разница между хорошими и плохими современными художниками?
Какие художественные навыки надеется поощрять постмодернистское искусство? В прежние времена мастера-художника — в живописи, скульптуре, керамике, фотографии и других видах искусства — можно было отличить по его теоретическим и практическим навыкам. Однако в сегодняшнюю эпоху постмодернизма, в которой по-прежнему доминируют художники-концептуалисты, отделить хорошего художника или хорошее искусство от плохого стало гораздо сложнее. Это отсутствие ясности продолжает подрывать усилия художественных колледжей, которые пытаются преподавать базовые навыки, которые больше не кажутся актуальными для достижения художественного успеха. В итоге успех и известность используются в качестве мерила заслуг художника, а профессионализм в наше время играет заметно меньшую роль.
— Не рискует ли современное искусство стать элитарным?
В старые времена искусство принадлежало немногим представителям элиты. Считалось, что обычные люди недостаточно «культурны», чтобы понимать или критиковать произведение искусства. С начала XX века всё это начало меняться вместе с обществом. А в 1960-х годах революция в поп-культуре смела большую часть оставшегося традиционализма, оставив поле открытым для нового поколения радикально настроенных «профессионалов от искусства». Последние способствовали появлению новых форм (инсталляция, перформанс, видео и т.д.), большинство из которых вошли в основные учебные курсы. Пока всё хорошо.
Однако в то же время, вместо того чтобы продолжать поощрять достижения в традиционных дисциплинах, таких как живопись и скульптура, новый художественный истеблишмент, похоже, сделал ставку на новые формы, забыв о старых. Таким образом, теперь можно посетить выпускную выставку в престижном художественном колледже и не найти ни одного примера масляной живописи или каменной скульптуры. Но даже это не катастрофа. В конце концов, времена меняются. И, возможно, традиционные виды искусства больше не так популярны.
К сожалению, новые виды искусства (которые, по мнению студентов, чрезвычайно круты, потому что не требуют и половины навыков, необходимых для традиционных видов) начинают оцениваться не по их «визуальной привлекательности», а по их «интеллектуализму». Например, инсталляция может быть визуально совершенно непривлекательной, но лежащая в её основе интеллектуальная идея (изложенная жаргонным языком в каталоге выставки) может быть признана «важной» кураторами и другими «экспертами» — новой «интеллектуальной элитой». Беда в том, что это подозрительно напоминает старые времена, когда простым людям не доверяли высказывать своё мнение о том, что они видели, и заставляли подчиняться мнению элит.
Хорошим примером этого возрождённого элитизма стала выставка «Vides» («Пустота»), прошедшая в Центре Помпиду в Париже весной 2009 года. Она представляла собой ретроспективу «пустых» выставок, включая знаменитую работу Ива Кляйна 1958 года, и состояла из девяти пустых залов. Французские искусствоведы назвали выставку самой радикальной из всех, что когда-либо проходили в Центре Помпиду. По словам Лорана Ле Бона, куратора Центра Помпиду в Меце, выставка находилась “на переднем крае художественных авантюр и истории искусства”…
И чтобы дать вам представление об элитарном жаргоне, вот название оригинальной работы Ива Кляйна, представленной на выставке: «Специализация чувствительности в состоянии сырья в стабилизированную живописную чувствительность».
- Направления современного искусства (с 1970 по настоящее время)
- «Святая твердыня» Энни Диллард, краткое содержание
- «Жареные зеленые помидоры в кафе ‘Полустанок’» Фэнни Флэгг, краткое содержание
- «Флик» Энни Бейкер, краткое содержание
- «Американское детство» Энни Диллард, краткое содержание
- «Как научить камень говорить: Экспедиции и встречи» Энни Диллард, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?