Гийом Аполлинер:
искусствовед, сторонник Пикассо читать ~4 мин.
Наряду с такими современниками, как Луи Леруа (1812–1885), Феликс Фенеон (1861–1944), Луи Воксель (1870–1943) и Роджер Фрай (1866–1934), Гийом Аполлинер был одним из самых влиятельных художественных критиков Парижа в десятилетие перед Первой мировой войной. Будучи не столько литератором, сколько проницательным ценителем, Аполлинер тонко улавливал все веяния парижского мира современного искусства — так называемой Парижской школы, — поскольку он общался со многими величайшими художниками XX века, жившими в то время во французской столице.
Будучи заметной фигурой в богемных и авангардных кругах довоенного Парижа, он сыграл ключевую роль в продвижении французской живописи, выступая популяризатором восхищавших его художников и течений. Среди них были Пабло Пикассо (1881–1973) с его революционным кубизмом; похожие на сновидения картины Марка Шагала (1887–1985); тревожная метафизическая живопись Джорджо де Кирико (1888–1978); фовизм Анри Матисса (1869–1954) и Андре Дерена (1880–1954), а также наивное искусство Анри Руссо (1844–1910). Аполлинеру также приписывают авторство терминов «орфизм» (1912) и «сюрреализм» (1917). Лидер последнего, Андре Бретон (1896–1966), посвятил памяти Аполлинера первый «Манифест сюрреализма» (1924). Поэт также оказал большое влияние на парижский дадаизм.
В круг его близких друзей входили Пикассо, Марк Шагал, Жан Кокто, Марсель Дюшан, Макс Жакоб, Эрик Сати, Гертруда Стайн и Осип Задкин. Многие художники писали его портреты, в том числе Жан Метценже, Амедео Модильяни, Михаил Ларионов, Анри Руссо и Пабло Пикассо.
Карьера художественного критика
Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий Костровицкий (польск. Wilhelm Albert Włodzimierz Apolinary Kostrowicki) родился в Италии. Он был внебрачным сыном Анжелики Костровицкой, польской дворянки. Получив образование в Монако, он в 1900 году переехал в Париж. Здесь он взял псевдоним Гийом Аполлинер и начал зарабатывать на жизнь журналистикой (сотрудничая с Le Matin, L’Intransigeant и Paris-Journal), а также художественной критикой. С 1905 года он стал главным глашатаем творчества Пикассо, освещая его «розовый» (1904–1906) и «африканский» (époque nègre, 1907–1909) периоды, а также развитие кубизма.
Книга Аполлинера «Méditations Esthétiques: Les Peintres Cubistes» (1913) стала, наряду с трактатом «Du Cubisme» (1912) Метценже и Глеза, первым значительным источником информации об аналитическом кубизме (ок. 1909–1912) и сменившем его синтетическом кубизме (ок. 1912–1914). Примечательно, что, несмотря на своё восхищение Пикассо и Браком, Аполлинер уделяет не меньшее внимание Метценже, Глезу, Делоне, Пикабиа, Грису и Дюшану.
Среди других влиятельных фигур, окружавших группу кубистов, стоит упомянуть таких арт-дилеров, как Даниэль-Анри Канвейлер (1884–1979), Леонс Розенберг (1879–1947) и его брат Поль Розенберг (1881–1959).
Именно в этой книге он впервые использовал термин «орфизм» для описания красочных кубистских полотен Робера Делоне (1885–1941), хотя принято считать, что впервые этот термин прозвучал в 1912 году на его лекции во время выставки группы «Золотое сечение» (Section d’Or) в галерее La Boétie. Ведущими участниками этой группы, каждый из которых был активным кубистом, являлись: Альбер Глез (1881–1953), Франсис Пикабиа (1879–1953), Андре Лот (1885–1962), Марсель Дюшан (1887–1968), Жан Метценже (1883–1956), Хуан Грис (1887–1927), Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918), Фернан Леже (1881–1955), Роже де ла Френе (1885–1925) и Франтишек Купка (1871–1957).
Заключительный период
В сентябре 1911 года Аполлинер был арестован по подозрению в причастности к краже из Лувра нескольких иберийских статуэток. Его также допрашивали по делу о хищении «Моны Лизы», но через неделю отпустили. (На самом деле статуэтки были украдены его бывшим секретарём, который и вовлёк поэта в эту историю).
В 1914 году Аполлинер поступил на службу во французскую армию, а в 1916 году получил тяжёлое ранение в голову. Во время выздоровления он придумал слово «сюрреализм», которое впервые появилось в программе к балету Жана Кокто и Эрика Сати «Парад» (май 1917 года). Так и не оправившись полностью от последствий ранения, он умер от испанского гриппа во время пандемии 1918 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
В 1960 году был опубликован сборник его художественных и литературных рецензий под названием «Guillaume Apollinaire: Chroniques d’Art (1902–1918)».
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить современную скульптуру
Известные художественные критики
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Герберт Рид (1893-1968)
Джон Кэнадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Лео Штейнберг (1920-2011).
- Кубизм
- Кубизм
- Абстрактная скульптура
- Пабло Пикассо
- Кубизм
- Первая картина из коллекции Корнелиуса Гурлитта вернулась настоящим владельцам
- Картина из собрания фонда Art Russe будет экспонироваться в мемориале Яд Ва-Шем
- Коллекционеры и лучшие коллекции произведений искусства
- Оценка искусства: как понимать искусство, как судить о картине
- Выставка «Masterpieces: русское искусство, старые мастера, модернисты и африканская скульптура»
- Анри Руссо (1844-1910)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?