Гийом Аполлинер: искусствовед, сторонник Пикассо читать ~4 мин.
Наряду с такими современниками, как Луи Леруа (1812-1885), Феликс Фенеон (1861-1944), Луи Воксель (1870-1943), и Роджер Фрай (1866-1934), Гийом Аполлинер был одним из самых влиятельных художественных критиков в Париже в десятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне. Скорее флюгер, чем литератор, Аполлинер улавливал все нюансы парижского мира современного искусства – самозваной Парижской школы – поскольку он общался со многими величайшими художниками XX века, жившими в то время во французской столице.
Будучи заметным участником богемного авангардного мира искусства довоенного Парижа, он внёс основной вклад во французскую живопись, став пропагандистом художников и движений, которыми восхищался. Среди них были Пикассо (1881-1973) и его революционный стиль кубизм; похожие на сны картины Марка Шагала (1887-1985); жутковатая метафизическая живопись Джорджо де Кирико (1888-1978); фовизм Матисса (1869-1954) и Андре Дерена (1880-1954), а также аутсайдерское искусство наивного художника Анри Руссо (1844-1910). Ему также приписывают изобретение термина орфизм (в 1912 году) и сюрреализм (в 1917 году), лидер которого Андре Бретон (1896-1966) посвятил его памяти первый сюрреалистический манифест (1924). Он также оказал большое влияние на дада в Париже.
Среди его близких друзей были Пикассо, Марк Шагал, Жан Кокто, Марсель Дюшан, Макс Жакоб, Эрик Сати, Гертруда Стайн и Осип Задкин. Многие художники писали его портреты, в том числе: Жан Мецингер, Модильяни, Михаил Ларионов, Анри Руссо и Пикассо.
Карьера художественного критика
Вильгельм Альберт Аполлинарий Костровицкий родился в Италии. Внебрачный сын Ольги Костровицкой, польской дворянки, получил образование в Монте-Карло, а затем переехал в Париж в 1900 году. Здесь он принял имя Гийом Аполлинер и зарабатывал на жизнь как журналист (для Le Matin, Intransigeant и Paris Journal) и художественный критик, став (с 1905 года) художественным рупором Пикассо, во время его периода Розы (1905-7) и периода под влиянием Африки (epoque negre) (1907), а также его позднего кубистского периода.
Книга Аполлинера Meditations Esthetiques: Les Peintres Cubistes (1913) была – наряду с Du Cubisme (1912) Метцингера и Глейзеса – первым важным источником информации о Аналитическом кубизме (ок. 1909-12) и его преемнике Синтетическом кубизме (ок. 1912-14). Интересно, что, несмотря на своё восхищение Пикассо и Браком, Аполлинер уделяет равное внимание Метцингеру, Глейзу, Делоне, Пикабиа, Грису и Дюшану.
О других влиятельных фигурах, окружавших группу кубистов, см. у дилеров: Даниэль-Генри Канвейлер (1884-1979), Леонс Розенберг (1879-1947) и его брат Поль Розенберг (1881-1959).
Именно в этой книге он использовал термин «орфизм» для описания красочных картин в стиле кубизма Робера Делоне (1885-1941), хотя, по слухам, он впервые ввёл этот термин в 1912 году, во время лекции на выставке Section d’Or в Galerie La Boetie. Среди ведущих членов Section d’Or, все из которых были активными кубистами, были: Альбер Глейзес 1881-1953), Франсис Пикабиа (1879-1953), Андре Лхоте (1885-1962), Марсель Дюшан (1887-1968), Жан Метцингер (1883-1956), Хуан Грис (1887-1927), Раймон Дюшан-Вильон (1876-1918), Фернан Леже (1881-1955), Роже де ла Френе (1885-1925) и Франк Купка (1871-1957).
Заключительный период
В сентябре 1911 года Аполлинер был арестован полицией по подозрению в содействии краже Моны Лизы и нескольких египетских статуэток из Лувра, но был освобождён в течение недели. (Кражу совершил один из его русских друзей).
В 1914 году он поступил на службу во французскую армию, а в 1916 году был тяжело ранен в голову. Во время выздоровления он придумал слово «сюрреализм», которое впервые появилось в программке к балету Жана Кокто и Эрика Сати «Парад« (май 1917 года). Не сумев полностью оправиться от ранения, он умер от гриппа во время пандемии 1918 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
В 1960 году был опубликован сборник его художественных и литературных рецензий под названием «Guillaume Apollinaire: Chroniques d’Art» (1902-18).
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить современную скульптуру
Известные художественные критики
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Герберт Рид (1893-1968)
Джон Кэнадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Лео Штейнберг (1920-2011).
- Первая картина из коллекции Корнелиуса Гурлитта вернулась настоящим владельцам
- Картина из собрания фонда Art Russe будет экспонироваться в мемориале Яд Ва-Шем
- Коллекционеры и лучшие коллекции произведений искусства
- Оценка искусства: как понимать искусство, как судить о картине
- Выставка «Masterpieces: русское искусство, старые мастера, модернисты и африканская скульптура»
- Анри Руссо (1844-1910)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?