Движение возрождения кельтского искусства, XIX век читать ~5 мин.
После того как золотая эра ирландского монастырского искусства закончилась с приходом викингов, кельтская культура постепенно деградировала, сохранившись лишь в некоторых частях Шотландии и Ирландии до XIX века, когда произошёл всплеск открытия, практики и понимания кельтского искусства. Этот мини-ренессанс охватил как литературу и древности, так и изобразительное искусство (живопись, скульптуру), прикладное искусство и ремёсла. Являясь своего рода мини-ренессансом в истории ирландского искусства, оно появилось по всей Ирландии – одновременно с открытием древних изделий из металла, таких как корона Петри и брошь Тары, – Шотландии и в меньшей степени Уэльса и Корнуолла, хотя наше внимание будет сосредоточено на кельтском возрождении в ирландском изобразительном искусстве.
Чем было вызвано ирландское кельтское возрождение?
Возрождение интереса к традиционным кельтским формам искусства совпало как минимум с четырьмя связанными событиями или проблемами.
Во-первых, растущий ирландский национализм девятнадцатого века, отражающий многовековое недовольство подавлением ирландской культуры. Ее возрождение стало формой политического самовыражения, а дух бунтарства поддерживался через празднование исторического прошлого Ирландии, её мифов, легенд и фольклора.
Во-вторых, в 1830-х годах началось движение ирландских антикваров, во главе которого стояли такие личности, как Джордж Петри, ирландский антиквар, археолог и тематический акварелист XIX века. Петри был ответственен за приобретение Ирландской королевской академией многих исторических ирландских рукописей, гиберно-саксонских инсулярных изделий из металла и других произведений кельтского искусства. Два из самых известных предметов старины Национального музея Ирландии – брошь Тары и чаша Ардага – были обнаружены в середине XIX века и впоследствии копировались в ювелирном искусстве Кельтского возрождения и металлообработке. За движением антикваров последовало движение «Молодая Ирландия».
Третьим фактором, способствовавшим росту интереса к культуре древних кельтов Ирландии, стало литературное движение под руководством У. Б. Йитса, которое происходило в конце XIX – начале XX века. Оно вызвало новую оценку традиционной ирландской литературы и ирландской поэзии. Вместе с леди Грегори и Эдвардом Мартином Йитс основал Ирландский национальный театр (Театр Аббатства) для продвижения ирландской литературы на английском языке. Среди произведений: The Playboy of the Western World (1907) Дж. М. Синджа и The Plough and the Stars (1926) Шона О’Кейси. Среди других активных участников кельтского литературного движения были: «AE» Рассел, Перси Френч, Оливер Сент-Джон Гогарти, Падрейк Колум и Эдвард Планкетт.
В-четвёртых, в середине XIX века археологи обнаружили два впечатляющих клада кельтских артефактов и реликвий в Хальштате (Австрия) и Ла-Тене (Швейцария). Эти находки стимулировали интерес к европейской культуре в целом и к культуре древних кельтов в частности.
Возрождение ирландского изобразительного искусства
Ещё до XIX века ирландские художники, такие как Джеймс Барри, изображали на своих картинах сцены из ирландской истории, чтобы укрепить чувство ирландской идентичности. То же самое делали такие художники, как Джордж Петри и Фредерик Уильям Бёртон, в антикварный период. Например, картина Бёртона, изображающая музыканта из Голуэя – «Слепой паяц Пэдди Конили».
Последующее движение «Молодая Ирландия» также пыталось использовать современное ирландское искусство для реализации своей политической программы. Например, его газета «Нейшн» перечислила ряд рекомендуемых ирландскими художниками исторических сюжетов, которые они должны были включить в свои полотна. Это оказало влияние на нескольких художников, в том числе: Джозефа Патрика Хаверти, Бернарда Малренина, Джозефа Пикока, Ричарда Ротвелла и Генри Макмануса.
Позже в этом веке художественное изображение националистических чувств в Ирландии продолжили такие ирландские художники, как Уильям Малреди и Дэниел Маклиз, а также ирландские скульпторы Джон Генри Фоули, Кристофер Мур и Джон Хоган. Несмотря на растущую тему национализма в ирландском изобразительном искусстве, наиболее заметным результатом движения Возрождения в изобразительном искусстве Ирландии, стало создание Галереи современного искусства Хью Лейна (1908), которая в значительной степени способствовала созданию школы ирландской живописи.
В XX веке Возрождение приняло другой оборот. Изобразительное искусство стало менее политизированным, и, как и их коллеги в Европе, ирландские художники стали больше фокусироваться на средстве, чем на послании. При этом Джек Б. Йитс был одним из нескольких художников, которые продолжали передавать в своих картинах реальную атмосферу и окружение Ирландии. Ирландская скульптура была более простой и явно националистической, в конце концов, не было недостатка в ирландских героях, которых нужно было увековечить.
Кельтское возрождение в прикладном искусстве
Движение возрождения оказало более заметное влияние на прикладное искусство, которое включало многие кельтские мотивы в дизайне, в том числе: геометрические узоры, переплетённые птицы, животные, завитки, узлы и боссы, а также такие эмблемы, как трилистник, арфа и круглая башня. Среди школ и художников, на которых повлияло кельтское возрождение, была Школа живописи Глазго (1880-1915). Ювелиры и художники по металлу, работавшие в кельтском стиле, стали имитировать старинные изделия, в том числе брошь Тары, брошь рыцарей-тамплиеров, брошь Дублинского университета и брошь Кларендона.
Исследования кельтского искусства
Монументальный труд «Раннехристианские памятники Шотландии», опубликованный шотландскими исследователями XX века Дж. Ромилли Алленом и Джозефом Андерсоном, содержал титанический объём информации об узлах, ключевых узорах, спиралях, животных и символах, найденных на кельтских высоких крестах и других древних объектах в Шотландии. Это привело к дальнейшим исследованиям шотландским художником техники и методов работы древних художников, кульминацией которых стала его книга «Кельтское искусство: Методы строительства» (1951).
В последнее время историки искусства и исследователи, такие как Карл Норденфальк и Марк Ван Стоун, определили, как кельтские писцы на самом деле создавали свои узлы и макеты страниц, что способствовало новому возрождению этого вида искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?