Движение возрождения кельтского искусства, XIX век читать ~4 мин.
После завершения золотой эры ирландского монастырского искусства, совпавшего с приходом викингов, кельтская культура постепенно угасала. Она сохранялась лишь в некоторых регионах Шотландии и Ирландии до XIX века, когда началось возрождение кельтского искусства. Этот всплеск интереса затронул литературу, изучение древностей, изобразительное и прикладное искусство. Движение, ставшее своего рода малым ренессансом в истории ирландского искусства, распространилось по всей Ирландии и Шотландии, в меньшей степени — по Уэльсу и Корнуоллу. Оно совпало с обнаружением древних изделий из металла, таких как корона Петри и брошь из Тары. В центре внимания данной статьи — Кельтское возрождение в ирландском изобразительном искусстве.
Причины ирландского Кельтского возрождения
Возрождение интереса к традиционным формам кельтского искусства было обусловлено по меньшей мере четырьмя взаимосвязанными факторами.
Во-первых, рост ирландского национализма в XIX веке отражал многовековое недовольство подавлением ирландской культуры. Возрождение традиций стало формой политического самовыражения, а дух протеста находил поддержку в обращении к историческому прошлому Ирландии, её мифам, легендам и фольклору.
Во-вторых, в 1830-х годах началось движение ирландских антикваров. Его возглавляли такие деятели, как Джордж Петри — ирландский антиквар, археолог и художник-акварелист XIX века. Благодаря его усилиям Королевская ирландская академия приобрела множество исторических рукописей и произведений гиберно-саксонского искусства обработки металла. Два знаменитых артефакта из коллекции Национального музея Ирландии — брошь из Тары и чаша из Арды — были найдены в середине XIX века. Впоследствии их мотивы копировались в ювелирном искусстве и металлообработке эпохи Кельтского возрождения. За движением антикваров последовало движение «Молодая Ирландия».
Третьим фактором стало литературное движение конца XIX — начала XX века под руководством Уильяма Батлера Йейтса. Оно способствовало переоценке ценности традиционной ирландской литературы и поэзии. Вместе с леди Грегори и Эдвардом Мартином Йейтс основал Ирландский национальный театр (Театр Аббатства) для популяризации ирландской драматургии. Среди известных постановок — «Удалой молодец — гордость Запада» (The Playboy of the Western World, 1907) Дж. М. Синга и «Плуг и звёзды» (The Plough and the Stars, 1926) Шона О’Кейси. В движении также участвовали Джордж Уильям Рассел (известный как «AE»), Перси Френч, Оливер Сент-Джон Гогарти, Падрейк Колум и Эдвард Планкетт.
В-четвёртых, важную роль сыграли археологические открытия. В середине XIX века были обнаружены два крупных комплекса кельтских артефактов в Гальштате (Австрия) и Ла-Тене (Швейцария). Эти находки стимулировали общеевропейский интерес к древней кельтской культуре.
Возрождение ирландского изобразительного искусства
Ещё до XIX века ирландские художники, в том числе Джеймс Барри, обращались к сценам из истории Ирландии для утверждения национальной идентичности. В период антикварного движения эту традицию продолжили Джордж Петри и Фредерик Уильям Бёртон. Примером служит работа Бёртона, изображающая музыканта из Голуэя, — «Слепой волынщик Пэдди Конили».
Движение «Молодая Ирландия» также стремилось использовать искусство для достижения политических целей. Его газета «Нейшн» опубликовала список исторических сюжетов, рекомендованных художникам для воплощения на полотнах. Этот призыв нашёл отклик у ряда живописцев, включая Джозефа Патрика Хаверти, Бернарда Малренина, Джозефа Пикока, Ричарда Ротвелла и Генри Макмануса.
Позднее в XIX веке национальные мотивы в своём творчестве развивали художники Уильям Малреди и Дэниел Маклайз, а также скульпторы Джон Генри Фоли, Кристофер Мур и Джон Хоган. Одним из важнейших итогов Кельтского возрождения в изобразительном искусстве Ирландии стало открытие Галереи современного искусства Хью Лейна в 1908 году. Это событие сыграло значительную роль в формировании национальной школы ирландской живописи.
В XX веке движение получило новое направление. Изобразительное искусство стало менее политизированным. Подобно своим европейским коллегам, ирландские художники начали уделять больше внимания форме, а не содержанию. Тем не менее, Джек Батлер Йейтс и некоторые другие мастера продолжали отражать в своих работах самобытную атмосферу Ирландии. Ирландская скульптура того периода, напротив, сохраняла более выраженный национальный характер, поскольку основной её задачей было увековечение памяти ирландских героев.
Кельтское возрождение в прикладном искусстве
Движение Возрождения оказало значительное влияние на прикладное искусство, где активно использовались кельтские дизайнерские мотивы. К ним относятся геометрические узоры, переплетающиеся изображения птиц и животных, спирали, узлы и умбоны. Также популярными стали национальные эмблемы: трилистник, арфа и круглая башня. Влияние Кельтского возрождения испытала, в частности, Школа Глазго (1880–1915). Ювелиры и мастера по металлу создавали реплики древних артефактов, включая брошь из Тары, брошь рыцарей-тамплиеров, брошь Дублинского университета и брошь Кларендона.
Исследования кельтского искусства
Фундаментальный труд «Раннехристианские памятники Шотландии», опубликованный в начале XX века исследователями Дж. Ромилли Алленом и Джозефом Андерсоном, содержал подробную классификацию узлов, ключевых узоров, спиралей и символов с кельтских высоких крестов Шотландии. Эта работа вдохновила шотландского художника Джорджа Бейна на изучение техник древних мастеров. Итогом его исследований стала книга «Кельтское искусство: методы конструирования» (1951).
В наше время искусствоведы, в частности Карл Норденфальк и Марк Ван Стоун, реконструировали методы, с помощью которых кельтские писцы создавали свои сложные узловые орнаменты и размечали страницы рукописей. Их работа способствовала новому всплеску интереса к этому древнему искусству.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?