Раннехристианское искусство читать ~21 мин.
Эта статья посвящена христианскому искусству периода от его зарождения до падения Западной Римской империи. Далее мы рассмотрим, как это зарождающееся религиозное искусство развивалось в Ирландии примерно с 550 по 1100 год. Выбор пал на Ирландию, поскольку она стала одним из важнейших центров, сохранивших христианскую веру и учёность в Тёмные века, а также сберегла многие формы античного искусства и культуры, уходящие корнями в греческую цивилизацию. Если история искусства Запада многим обязана христианским произведениям, то само христианское искусство, в свою очередь, обязано миссии святого Патрика, а также традициям и мастерству кельтского искусства. Возрождение христианской культуры на континенте — в виде искусства Каролингов IX века и сменившего его Оттоновского искусства — в немалой степени было обусловлено влиянием ирландских монахов-художников и учёных из монастырей Ирландии.
Особенности раннехристианского искусства
Почти все наши знания о раннехристианской культуре и артефактах основаны на археологических находках. К сожалению, от первых трёх веков христианской веры сохранилось очень мало священных произведений искусства, в основном из-за гонений и потому, что значительная часть ранних христиан была бедняками или рабами. Тем не менее первые образцы этого искусства появились около 150 г. н.э., задолго до Миланского эдикта императора Константина, провозгласившего свободу вероисповедания в 313 году.
Почти все эти раннехристианские предметы были найдены на Западе. Изначально они основывались на языческих формах и условностях римского и греческого искусства, бытовавших в то время. Отличались только темы, и лишь постепенно они становились явно христианскими. Среди самых ранних примеров — практические предметы, такие как кольца и печати, на которых гравировались символические мотивы: голубь, якорь, маяк. К этим, на первый взгляд, безобидным эмблемам добавились изображения «доброго пастыря», хлебов и рыб и другие образы, которые появились в живописи примерно с 200 года. Многие из них были найдены в Риме, в катакомбных погребальных камерах за пределами городских стен.
Практически вся сохранившаяся христианская живопись происходит из катакомб. Как правило, она проще по технике исполнения и дизайну, чем современное ей языческое искусство, и часто неоднозначна по своей образности. Например, изображение пастуха, несущего овцу, вырезанное на саркофаге или нарисованное на стене катакомбы, могло быть как языческим, так и христианским, хотя ретроспективно истинный смысл обычно не вызывает сомнений.
Часто встречается символ Хи-Ро (священная монограмма, символизирующая Христа), понятный только христианам. Но некоторые изображения остаются неясными, например настенная роспись с женщиной и ребёнком в катакомбе Присциллы (ок. 250 г.). Возможно, это прототип Богородицы с младенцем или египетской богини Исиды и её сына Гора, культ которых был популярен в Риме в то время. Раннее христианство было тесно связано с иудаизмом, где Вторая заповедь запрещала идолопоклонство. Это могло бы означать полный запрет на изображения Христа и Святого Семейства. Однако в среде эллинизированных евреев диаспоры эта заповедь строго не соблюдалась.
Например, синагога III века в Дура-Европос (ныне Калат-эс-Салихийе), расположенная на Евфрате между Алеппо и Багдадом, была украшена фресками с обширным набором библейских иллюстраций. Подобные росписи были и на еврейском кладбище на Аппиевой дороге недалеко от Рима. Если евреям позволялась такая свобода, неудивительно, что христиане в Риме (большинство из которых никогда не были иудеями) охотно использовали подобные образы.
Даже до 313 года, когда христианство было под запретом, римские власти не вмешивались в деятельность христианских кладбищ. Они были юридически защищены римским правом, считавшим погребение священным. Места захоронения находились либо в частных руках, либо принадлежали похоронным коллегиям, что позволяло христианам хоронить своих единоверцев. Большинство раннехристианских изображений на саркофагах и гробницах представляли собой иллюстрации библейского искусства — сцены из Ветхого Завета, такие как Моисей, ударяющий о скалу, Даниил во рву львином, Иона и кит, Ной, получающий голубя с оливковой ветвью. Все они символизировали воскресение или спасение. Также были широко распространены упоминания о Евхаристии: стоящая чаша и хлебы, хлебы и рыбы или даже изображение самого таинства, как в Капелле Грека III века в катакомбе Присциллы.
Явные изображения Христа стали распространены только в IV веке, что, вероятно, объясняется сохранявшимся опасением создавать образы Божества. Ранним примером портрета Христа является бюст с альфой и омегой, найденный в катакомбе Коммодиллы IV века. Полуфигура с жестом оранта, которая, как считается, изображала Деву Марию, была найдена в Coemeterium Maius на Номентанской дороге. Оранта — изображение женщины, стоящей с поднятыми в молитве руками, — символизировала веру или торжество Церкви и была очень распространённым мотивом в христианской живописи начиная с III века. В IV веке широкое распространение получили сцены, иллюстрирующие миссию и чудеса Христа, среди них: Самарянка у колодца, Воскрешение Лазаря, Христос, благословляющий хлебы, Брак в Кане Галилейской и другие.
Из-за усиления набегов варваров в IV веке столицу Западной Римской империи перенесли из Рима в Милан (а затем в Равенну, 402–476 гг.), а восточную столицу основали в Никомедии в Малой Азии (позже — Константинополь, ок. 330–1453 гг.). Несмотря на эти изменения, Рим сохранял статус столицы античного мира и оставался резиденцией папы, который до IV века именовался просто епископом Рима. Миланский эдикт Константина (313 г.) предоставил равные права всем религиозным конфессиям, включая христианство, и вернул собственность, конфискованную во время массовых гонений предыдущего десятилетия. Хотя формально эдикт не отдавал предпочтения какой-либо конкретной религии, Константин явно благоволил христианской церкви, которую рассматривал как политического союзника в условиях её распространения по империи.
Раннехристианская архитектура
Ранняя церковная архитектура отражала потребности как духовенства, так и прихожан. Основное отличие христианской церкви от языческого храма состояло в том, что последний предназначался для обитания божества, и в нём жрецы совершали жертвоприношения и проводили обряды. Это было священное место, куда обычным верующим вход был запрещён, каким бы большим оно ни было. (См. также: Греческая архитектура). Христианский храм, напротив, создавался как место для совместной молитвы местной общины.
Поначалу небольшие группы гонимых христиан стремились не привлекать к себе внимания. Они собирались для богослужений в тайных домашних церквях или подобных местах, лишённых внешнего архитектурного убранства. (Один из самых ранних сохранившихся примеров — домашняя церковь III века, раскопанная в Дура-Европос). Но после Миланского эдикта христианские общины стали расти, и потребовались более крупные церкви, способные вместить растущее число прихожан и священнослужителей.
Эта задача была решена в IV веке, когда были разработаны основные типы церковных зданий, основанные на римском общественном здании — базилике. Как правило, она представляла собой вытянутое в плане строение с входом в западной части и апсидой в восточной, где располагался алтарь. (Если базилика была посвящена святому-мученику, его останки обычно помещали под алтарём в confessio).
Центральный неф зала с обеих сторон обрамляли боковые нефы, отделённые рядом колонн. Стены центрального нефа возвышались над боковыми, что позволяло свету проникать в зал через окна верхнего яруса (клироса). Иногда базилика имела трансепт между нефом и апсидой, но это стало обычным явлением только в V веке, когда священнослужителям потребовалось больше места у алтаря. Вариации этой конструкции включают эллинистический тип, поперечную базилику и более позднюю зальную церковь.
Большинство раннехристианских церквей было построено в городах, поскольку христианство было преимущественно городской религией, в то время как языческие верования дольше сохранялись в сельской местности. Там, где позволяло пространство, для проведения обрядов, в частности крещения, строились отдельные баптистерии, спроектированные вокруг круглого или восьмиугольного центрального плана. Это было связано с тем, что некрещёным новообращённым не разрешалось входить в саму базилику. Однако вплоть до VI века баптистерии обычно строились только при соборах.
По мере роста популярности христианства и его официального признания литургия Мессы становилась не только более единообразной, но и всё более торжественной, чтобы отразить роль императора как земного представителя Небесного Царя Христа. В связи с этим в архитектурный проект христианской базилики вносились изменения, чтобы приспособить его к усложнившимся церемониям.
Константин начал официальную программу строительства христианских церквей в Риме и на Святой Земле, которая была сосредоточена на священных местах. (См. также: Римская архитектура). К таким местам относились места мученической смерти христиан, часто уже отмеченные мартирием или cella memoriae. Так, Константин построил базилику Святого Петра (322–329) на традиционном месте мученичества святого Петра в Риме. Базилика была огромной — около 120 метров в длину и 60 метров в ширину. Она имела трансепт, отмеченный триумфальной аркой, и колоннады, разделявшие центральный и боковые нефы. В передней части церкви, во всю её ширину, располагался нартекс, в который можно было попасть через большой атриум, окружённый крытой колоннадой.
Большие размеры собора Святого Петра были продиктованы его ролью как паломнической церкви, рассчитанной на тысячи верующих. По этой же причине всё здание фактически было устроено как гигантский мартирий. Гробница Святого Петра располагалась в апсиде под балдахином, который поддерживали четыре колонны, чтобы паломники могли приблизиться к мощам апостола. В результате алтарь размещался либо в трансепте, либо в начале нефа. Базилика Святого Петра — и по размерам, и по устройству — совершенно не похожа на Латеранскую базилику епископа Римского, которая была основана исключительно для римских верующих.
Латеранская базилика была построена Мильтиадом (папой в 311–314 гг.) на участке земли, прилегающем к Латеранскому императорскому дворцу в Риме, после того как Константин подарил ему и дворец (в качестве официальной резиденции епископа Рима), и землю. Собор, известный как базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (San Giovanni in Laterano), имеет огромный центральный неф, фланкированный двойными боковыми нефами, и апсиду в западной части (лишь позднее, следуя византийской традиции, апсиду стали размещать в восточной части).
В Риме были построены ещё две важные раннехристианские базилики: Папская базилика Святого Павла за городскими стенами (Basilica Papale di San Paolo fuori le Mura) и Базилика Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore).
Папская базилика Святого Павла была построена Константином на предполагаемом месте захоронения святого Павла, заменив мемориал, воздвигнутый после казни апостола. Обезглавленное тело Павла покоится в крипте базилики, на 1,5 метра ниже алтаря. Его голова, предположительно, захоронена в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. Базилика Святого Павла была первой крупной церковью с апсидой в восточной части. Базилика Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore), крупнейшая в Риме церковь, посвящённая Богоматери, была построена во время правления папы Сикста III (432–440 гг.), когда Рим считался центром христианского мира. Построенная в ознаменование решения Эфесского собора (431 г.) о том, что Мария является Богоматерью, базилика украшена рядом выдающихся мозаик, изображающих сцены из её жизни и жизни Христа, а также сцены из Ветхого Завета.
Несмотря на тесные связи между Равенной и Константинополем, раннехристианское искусство и архитектура в Италии существенно отличались от того, что появилось в Византии (старое название Константинополя) в период ок. 400–600 гг. Это художественное различие возникло несмотря на то, что Равенна (а также Венеция) находились под влиянием византийского искусства, особенно в области мозаики и, в меньшей степени, архитектуры.
Раннехристианская мозаика
Ранние базилики и другие церкви в основном украшались мозаикой. Примером может служить серия мозаик в мавзолее Санта-Костанца — купольном круглом сооружении, которое, предположительно, служило усыпальницей для дочери Константина. Считается, что её гробницей был огромный порфировый саркофаг, ныне выставленный в Музеях Ватикана.
Мозаичные изображения неоднозначны по своей символике; некоторые из греко-римских потолочных изображений считаются христианскими только потому, что впоследствии приобрели христианское значение. Мозаики (ок. 375 г.), украшающие апсиды капелл у амбулатория, изображают traditio clavium (Христос вручает ключи святому Петру) и traditio legis (Христос вручает Закон святому Павлу).
Мозаика в апсиде церкви Санта-Пуденциана (ок. 375 г.), наиболее иератичная и простая, несёт самое чёткое христианское послание. Христос, изображённый как учитель и законодатель, величественно восседает перед холмом, символизирующим Голгофу, с возвышающимся на нём крестом, украшенным драгоценностями. Крест окружён четырьмя символами евангелистов (тетраморфом), а по обе стороны от Христа стоят апостолы: святой Павел — на почётном месте справа, а святой Пётр — слева. За ними — две женские фигуры: римлянка за Павлом представляет Ecclesia ex gentibus (Церковь из язычников), поскольку миссия Павла была обращена к язычникам, а Рим был языческим. Женская фигура за Петром представляет Ecclesia ex circumcisione (Церковь из обрезанных), то есть еврейский народ, которому проповедовал сам Христос. За фигурами видны церкви, относящиеся к двум Ecclesiae: ротонда Гроба Господня (Анастасис) в Иерусалиме для святого Павла и церковь Рождества в Вифлееме для святого Петра.
К сожалению, мозаика была сильно повреждена в 1588 году в результате ошибочных «улучшений» во время ремонта, а затем «восстановлена». Подобные мозаичные украшения были найдены и в более поздних римских произведениях: в апсиде церкви Святых Космы и Дамиана (ок. 530 г.); в капелле святого Венанция в Латеранском баптистерии (ок. 615 г.); в групповом изображении Христа со святыми в апсиде церкви Санта-Прасседе (VII в.); в мозаике (ок. 980 г.), ранее находившейся в атриуме базилики Святого Петра, а ныне расположенной в Гротах Ватикана.
Самые обширные раннехристианские мозаики в Риме находятся на триумфальной арке и стенах нефа в базилике Санта-Мария-Маджоре (ок. 432–440 гг.). На арке изображён сюжет «Бегство в Египет», а неф украшен ветхозаветными сюжетами, в основном из книг Исход и Иисуса Навина.
Среди других важных мозаик — мозаики в капелле Святого Венанция (ок. 640 г., Латеранский баптистерий). На них над апсидой изображён Пантократор в окружении ангелов, а внизу — Богородица в позе Оранты с тремя святыми и Экклезиастом по обе стороны от неё. Ещё больше фигур можно увидеть за аркой апсиды. Сходство между Богородицей здесь и в сцене Вознесения в знаменитом Евангелии Раввулы (ок. 586 г.) указывает на то, что и эта мозаика может представлять Вознесение. Кроме того, фигуры святых имеют заметное сходство с фигурами на мозаиках Сан-Витале в Равенне. Подробнее см: Мозаики Равенны (ок. 400–600 гг.).
Мозаика из Оратория папы Иоанна VII в соборе Святого Петра (ок. 705 г.) была утрачена при перестройке базилики в XVI веке. Но некоторые её фрагменты — Рождество Христово и Богородица с младенцем — сохранились в Гротах Ватикана, а Богородица в натуральную величину является алтарным образом в церкви Сан-Марко во Флоренции.
Раннехристианская скульптура
Как и многие картины того периода, раннехристианская скульптура, предназначенная для гробниц и саркофагов, включает фигуры или узоры с часто неоднозначным значением. Отчасти это может быть связано с тем, что скульпторы почти все были язычниками, а многие саркофаги частично изготавливались в провинциальных мастерских и отправлялись в Рим для доработки в соответствии с требованиями заказчика.
Некоторые из них, по-видимому, были сделаны специально для христианских заказчиков, и использование в них традиционных языческих форм не более удивительно, чем использование дохристианских строительных конструкций или языческих мозаичных мотивов. Саркофаг был самым дорогим видом погребения, и поэтому его владелец должен был занимать более высокое положение в обществе, чем тот, кто был похоронен в кубикуле катакомб. В изменении образности каменных изваяний прослеживается чёткая линия развития, хотя следует отметить, что датированы лишь немногие саркофаги. Двусмысленность возникает там, где гроб украшен изящным орнаментом стригилей (узор из S-образных борозд), иногда с фигурой Гения с перевёрнутым факелом на обоих концах — традиционной траурной фигурой — и центральным рельефом, изображающим пастуха с овцой на плечах или Оранту, причём оба эти изображения совершенно неконкретны по смыслу. Примеры таких резных саркофагов можно увидеть в Музее Терм в Риме.
Традиционный мотив римской погребальной скульптуры — ряд арок, обрамляющих фигуры, обычно центральную фигуру (философа-законодателя) в окружении других. Христианские скульпторы легко адаптировали этот языческий мотив: центральная фигура превратилась в Христа-законодателя или судью, а второстепенные — в апостолов. Это можно было сделать совершенно произвольно — см. например, саркофаги в Равенне, Сан-Франческо, музее Арля.
Иногда вместо центральной фигуры резчики использовали символы, окружённые апостолами. Такая комбинация представлена на саркофаге в Латеранском музее в Риме, хотя дополнительный рельеф со стражниками, охраняющими Гроб Господень, является явным подтверждением того, что Хи-Ро — это Христос.
В раннехристианскую эпоху подобным образом изображалось множество различных библейских историй как из Ветхого, так и из Нового Заветов. Часто изображались пары событий как прообразы и их исполнение: так, Жертвоприношение Авраама часто объединялось с сюжетом Христос перед Пилатом; предательство Христа Иудой — с арестом святого Павла. Особенно богато украшен массивный двухъярусный саркофаг, изготовленный для префекта Рима Юния Басса (359 г., Музей собора Святого Петра, Рим).
На нём изображены десять библейских сцен. В центре верхнего яруса — Traditio Legis (Христос с Петром и Павлом), по бокам — Жертвоприношение Авраама и Арест святого Павла, а также Христос перед Пилатом. На нижнем ярусе центральное изображение — Вход в Иерусалим, слева от которого расположены Адам и Ева и Иов и его утешители, а справа — Даниил во рву львином и Святой Павел, ведомый на казнь.
При анализе эта странная смесь превращается в неясную последовательность исторических, символических и типологических сюжетов, которую дополняют крошечные ягнята, размещённые в спандрелях арок нижнего яруса. Христианская иконография, представленная этим сложным произведением, наглядно демонстрирует, что уже в IV веке основное библейское повествование наделялось множеством смысловых уровней.
Резьба по слоновой кости
От раннего периода не сохранилось практически ни одной христианской статуи (круглой скульптуры), что почти наверняка было вызвано нежеланием создавать что-либо, напоминающее языческого идола. Среди немногих дошедших до нас произведений — статуэтки языческого образа Гермеса Криофора (скрытое изображение Доброго Пастыря) и философов (скрытые изображения Христа в сцене Traditio Legis).
Христос неизменно изображается в виде доброго пастыря или законодателя, но никогда не в образе самого себя. Среди других примечательных видов раннехристианской скульптуры — многочисленные образцы резьбы по слоновой кости. Её обычно использовали для украшения утилитарных предметов, в качестве обложек для евангельских текстов, а также для создания диптихов, посвящённых богослужению.
В качестве примера можно привести резьбу с изображением архангела Михаила (ок. 330 г., Британский музей, Лондон); консульский диптих консула Севера (470 г., Лейпциг); диптих с шестью чудесами Христа (ок. 480 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон); «Марии, приближающиеся к ангелу у Гроба Господня» (ок. 385 г., Милан); «Марии у Гроба Господня и Вознесение» (ок. 400 г., Пинакотека, Мюнхен). Кроме того, сохранились два ларца из слоновой кости: шкатулка из Брешии и ларец из Британского музея в Лондоне (ок. 430 г.), украшенный четырьмя небольшими панелями со сценами Страстей Христовых, включая Христа, осуждённого Пилатом, и Иуду, висящего на дереве рядом с самым ранним явным изображением Распятия. На другой панели изображено Воскресение, где показаны солдаты, спящие возле гробницы с открытой дверью, к которой подходят святые женщины, а также Иисус, явившийся ученикам, и Фома Неверующий, прикасающийся к ране на боку Христа.
Металлические изделия
Другие раннехристианские произведения искусства включают несколько примеров изделий из золота и церковной утвари. Примером служат замечательные серебряные предметы, в том числе: Антиохийская чаша (сейчас идентифицируется как лампада, а не потир) (ок. 530 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк); позолоченный реликварий, украшенный четырьмя рельефами, предположительно посланный папой Дамасием святому Амвросию (ок. 382 г., сокровищница Миланского собора); церемониальное серебряное блюдо, известное как Миссорий Феодосия I (ок. 387 г., Королевская академия истории, Мадрид).
Иллюминированные евангельские рукописи
Иллюминированных рукописей раннехристианского периода сохранилось очень мало. Важными исключениями являются: знаменитые эфиопские Евангелия Гаримы (созданы, по разным оценкам, между IV и VII веками, монастырь Гарима, Эфиопия) — древнейший в мире иллюминированный евангельский текст, 28 страниц которого оформлены в ранневизантийском стиле; Венский Генезис (начало VI в., Национальная библиотека Австрии, Вена) — древнейший хорошо сохранившийся иллюстрированный библейский кодекс, изготовленный в Сирии в первой половине VI века; Евангелие из Россано (Codex Purpureus Rossanensis) (VI век, собор Россано, Италия) — одна из древнейших сохранившихся иллюминированных рукописей Нового Завета, написанная после завоевания итальянского полуострова византийским императором Юстинианом I.
Кодекс знаменит своим предисловием, содержащим миниатюры со сценами из жизни Христа; сирийское Евангелие Раввулы (ок. 586 г. н.э., Лаврентьевская библиотека, Флоренция); Евангелие святого Августина (VI в., Колледж Корпус-Кристи, Кембридж), изготовленное в Италии и отправленное папой Григорием в 601 году святому Августину Кентерберийскому в Англию.
Христианское искусство в Ирландии (ок. 550–1100 гг.)
В отличие от Британии и континентальной Европы, Ирландия никогда не была колонизирована Римом. В результате традиционное искусство ирландских кельтов не было ни вытеснено греко-римским искусством, ни погребено в наступивших Тёмных веках.
Одной из определяющих черт ирландской культуры в период между концом железного века (200–100 гг. до н.э.) и постепенным появлением христианства в Ирландии, начиная с III в. н.э., была непрерывная традиция кельтской культуры, испытавшей лишь незначительное влияние римского искусства. При этом ирландская культура сохраняла собственные устные исторические и мифологические традиции, примером чему может служить «Книга захватов Ирландии» (Lebor Gabála Érenn). Отметим, что в 400 г. н.э. население страны составляло от полумиллиона до миллиона человек.
Начиная с V в. н.э. ирландская культура переживала постепенный, но значительный ренессанс, результатом которого (примерно после 650 г. н.э.) стал расцвет гиберно-саксонского стиля, или островного искусства (инсулярного искусства). Этот культурный ренессанс был обусловлен тремя факторами. Во-первых, это распространение христианства по всей Ирландии, которое приписывают святому Патрику, что привело к основанию многочисленных монастырей по всему острову — основы для возникшего монашеского ирландского искусства. Вторым фактором стало появление первой письменности на ирландском языке — огамического письма, которое открыло новые возможности для художественной деятельности. Третьим фактором стало расширение культурных контактов между кельтской Ирландией и германскими англосаксами.
Не следует недооценивать влияние христианства на ирландское искусство. Создание тесной сети монастырей по всей Ирландии, Британии (особенно в Нортумбрии) и в некоторых частях Европы, которые служили центрами обучения, художественного ремесла и религиозного поклонения, создало идеальную среду для возрождения религиозного искусства. Действительно, большая часть островного искусства возникла благодаря покровительству раннехристианской церкви.
Ирландские евангельские рукописи
Вершиной островного искусства раннехристианской эпохи стало создание серии иллюминированных рукописей, в частности, евангельских текстов.
Монахи тщательно копировали христианские библейские тексты, такие как Евангелия, украшая их фантазийными орнаментами: см. например, необыкновенную страницу с монограммой в Келлской книге. Большинство абстрактных форм (включая спирали, узлы и плетёнки), встречающихся в этих украшениях, заимствованы из традиционных кельтских узоров, повторяющихся на самых разных предметах, включая броши и пряжки.
Другие примеры художественного оформления: инициалы-миниатюры, фигурные миниатюры, ромбы, кресты, трубчатые орнаменты, а также стилизованные изображения голов животных и людей, растений и птиц, выполненные в ярких красках. Дополнительным украшением служили орнаментальные оклады из серебра, золота и драгоценных камней.
Самыми ранними иллюминированными рукописями являются Катах святого Колумбы (ок. 610–620 гг.), Книга из Диммы (ок. 625 г.) и Даремские Евангелия (ок. 650 г.), а самой ранней полной иллюминированной рукописью островного типа является Книга из Дарроу (ок. 670 г.). Но самым известным из всех иллюминированных текстов является Келлская книга (ок. 800 г.; также называется Книгой Колумбы), которая считается апогеем западной каллиграфии. Она включает в себя четыре Евангелия на латыни с введениями и пояснениями, украшенными многочисленными красочными иллюстрациями.
Среди других известных христианских рукописей, иллюстрированных кельтскими узорами, можно назвать Катах святого Колумбы (начало VII века), Линдисфарнское Евангелие (ок. 698 г.), Евангелие из Эхтернаха (ок. 700 г.) и Евангелие из Личфилда (730 г.). См. также: Создание иллюминированных рукописей.
Металлообработка
Влияние кельтов проявилось и в ряде ремёсел, в том числе в ювелирном искусстве и работе с золотом. Примерами этого кельтского искусства обработки металлов являются такие шедевры, как чаша из Дерринафлана, знаменитая чаша из Арды, пояс-реликварий из Мойлоха, а также знаменитые процессионные кресты, такие как крест из Талли-Лох и крест из Конга.
Высокие кресты
Примерно с 790 по 1100 год в Ирландии начал появляться новый вид отдельно стоящих каменных монументов, известный как «Высокие кресты». Это искусство, украшенное резным рельефом с абстрактными узорами или различными сценами из Библии, достигло своего расцвета в начале X века, о чем свидетельствуют крест Муиредаха в Монастербойсе, графство Лаут, и высокий крест в Ахенни, графство Типперэри.
Влияние искусства викингов на раннехристианскую культуру Ирландии прослеживается ближе к 1100 году, когда ирландские мастера стали заимствовать скандинавские стили Рингерике и Урнес, что заметно, например, в оформлении креста из Конга в графстве Мейо и крестов в Кашеле.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?