Раннехристианское искусство читать ~21 мин.
Данная тема посвящена христианскому искусству ранней эпохи христианства, вплоть до создания Восточной Римской империи в Константинополе и распада Западной Римской империи в самом Риме. Затем мы рассмотрим, как это зарождающееся религиозное искусство развивалось в одной конкретной стране (Ирландии) в период ок. 550-1100 гг. Мы выбрали Ирландию потому, что она была единственной страной в Западной Европе, которая поддерживала пламя христианства в тёмные века и в то же время сумела сохранить другие формы античного искусства и культуры, включая элементы месопотамского искусства и греческой цивилизации. Если история искусства Запада обязана христианским произведениям, то последнее, в свою очередь, обязано усилиям святого Патрика, а также традициям и мастерству кельтского искусства. Возрождение континентальной христианской культуры – в виде искусства IX века Каролингов и сменившего его Оттоновского искусства – в немалой степени было обусловлено влиянием ирландских монахов-художников и других учёных-консультантов из ирландской монашеской системы.
Особенности раннехристианского искусства
Почти все наши знания о раннехристианской культуре и артефактах в значительной степени получены благодаря археологическим находкам. К сожалению, от первых трёх веков христианской веры сохранилось очень мало священных произведений искусства и рисунков, в основном из-за гонений и потому, что значительная часть ранних христиан была бедняками или рабами. Тем не менее, первые образцы этого вида искусства появились около 150 г. н.э., задолго до Миланского эдикта Константина, узаконившего христианство в 313 году.
Почти все эти раннехристианские предметы были найдены на Западе и изначально основывались на языческих формах и условностях римского и греческого искусства, бытовавших в то время: отличались только темы, и лишь постепенно они становились явно христианскими. Среди самых ранних примеров – практические предметы, такие как кольца и печатки, на которых гравировались символические мотивы: голубь, якорь, маяк. К этим безобидным на первый взгляд эмблемам добавились изображения «доброго пастыря», хлебов и рыб и другие рисунки, которые появились на картинах примерно с 200 г., многие из которых были найдены в Риме из катакомбных погребальных камер за пределами городских стен.
Практически вся сохранившаяся христианская живопись происходит из катакомб. Как правило, более простая по технике исполнения и дизайну, чем современное языческое искусство, она часто неоднозначна по своей образности: изображение пастуха, несущего овцу, вырезанное на саркофаге или нарисованное на стене катакомбы, может быть как языческим, так и христианским, хотя в ретроспективе истинный смысл обычно не вызывает сомнений.
Часто встречается символ Chi-Rho (из которого составлена священная монограмма, символизирующая Христа), понятный только христианину. Но некоторые изображения остаются неясными, например настенная роспись с изображением женщины и ребёнка в катакомбе Присциллы (ок. 250 г.). Возможно, это прототип Богородицы с младенцем, или египетской богини Исиды и её сына Гора, культ которых был популярен в Риме в то время. Можно подумать, что из-за связей раннего христианства с иудаизмом и враждебного отношения иудеев к изображениям и идолопоклонству, обусловленного Второй заповедью, все изображения Христа и Святого Семейства должны были быть запрещены. Однако в среде эллинизированных евреев диаспоры эта заповедь строго не соблюдалась.
Например, синагога III века в Дура-Европос (ныне Калат-эс-Салихийе), расположенная между Алеппо и Багдадом на Евфрате, была украшена фресковой живописью с обширным набором библейских иллюстраций, как и еврейское кладбище на Аппиевом пути недалеко от Рима. Если евреям позволялась такая свобода действий, то неудивительно, что христиане в Риме (большинство из которых никогда не были евреями) с удовольствием использовали подобные образы.
Даже до 313 г., когда христианство было запрещено, не было никакого вмешательства в деятельность христианских кладбищ, которые были юридически защищены римским правом, считавшим погребение тел священным. Места захоронения находились либо в частных руках, либо принадлежали фирмам, созданным для этой цели, что позволяло христианам хоронить друг друга. Большинство раннехристианских изображений, использовавшихся на саркофагах и гробницах, представляли собой иллюстрации библейского искусства, например, сцены из Ветхого Завета Библии, такие как: Моисей, ударяющий о скалу, Даниил в логове льва, Иона и кит, Ной, получающий голубя с оливковой ветвью, – все они означали воскресение или спасение. Упоминания о Евхаристии также были широко распространены: стоящая чаша и хлебы, хлебы и рыбы или даже изображение самого обряда, как, например, в Cappella Greca III в. в катакомбе Присциллы.
Только в IV веке стали распространены явные изображения Христа, что, вероятно, объясняется сохраняющимся опасением делать изображение Божества. Ранним примером портрета Христа является бюст с альфой и омегой, найденный в катакомбе Комидилла IV века. Полуфигура с жестом оранта, которая, как считается, изображала Деву Марию, была найдена в Coemeterium Maius на улице Номентана. Оранта , изображение женщины, стоящей с поднятыми в молитве руками, символизирующей веру или торжество Церкви, – очень распространённый мотив в христианской живописи, начиная с III века. В IV веке широкое распространение получили сцены, иллюстрирующие миссию и чудеса Христа. Среди них: Самарянка у колодца, Воскрешение Лазаря, Христос, благословляющий хлебы при накормлении пяти тысяч, Свадьба в Кане и другие.
В связи с усилением активности варваров в IV веке западная столица Римской империи была перенесена из Рима в Милан (затем Равенна 402-476 гг.), а восточная столица была основана в Никодемии, Малая Азия (затем Константинополь ок. 330-1450 гг.). Несмотря на эти изменения, Рим сохранил статус столицы античного мира и оставался резиденцией папы римского, который до IV в. именовался просто епископом Рима. Миланский эдикт Константина (313 г.) предоставил равные права всем религиозным конфессиям, включая христианство, и вернул собственность, конфискованную во время массовых гонений предыдущего десятилетия. Хотя формально эдикт не оказывал предпочтения какой-либо конкретной секте, Константин проявил явное предпочтение христианской церкви, которую он рассматривал как политического союзника по мере её распространения на территории империи.
Раннехристианская архитектура
Ранняя церковная архитектура отражала потребности как духовенства, так и прихожан. Основное отличие христианской церкви от языческого храма состоит в том, что последний предназначался для обитания бога/богини и был местом, где жрецы культа могли приносить соответствующие жертвы и проводить обряды. Это было священное место, куда обычным приверженцам культа вход был запрещён, каким бы большим оно ни было. (См. также: Греческая архитектура) Христианский храм, напротив, создавался как место поклонения для местной общины.
Прежде всего, небольшие группы гонимых христиан стремились к незаметной анонимности. Они поклонялись в тайных домашних церквях или подобных им местах собраний, полностью лишённых внешнего архитектурного оформления и декоративного искусства. (Один из самых ранних сохранившихся примеров – домашняя церковь III века, раскопанная в Дура-Европос). Но по мере роста христианских общин, последовавшего за Миланским эдиктом , потребовались более крупные церкви, способные принимать растущие общины и увеличивающееся число священнослужителей.
Это было достигнуто в IV веке, когда были установлены основные конструкции церквей, основанные на римском общественном здании, называемом базиликой. Как правило, она состояла из большой камеры продолговатой формы с дверями в западной части и апсидой в восточной части, в которой располагался алтарь. (Если базилика посвящена святому-мученику, то его останки обычно помещались под алтарём в confessio)
В центральном нефе зала вдоль стен по обе стороны располагались нефы, разделённые линией колонн. Стены нефа возвышались над нефами, что позволяло залу получать свет из окон в клиросе. Иногда базилика имела трансепт между нефом и апсидой, но это стало обычным явлением только в V веке, когда священнослужителям потребовалось больше места возле алтаря. Вариации этой конструкции включают эллинский тип, поперечную базилику и более позднюю зальную церковь.
Большинство раннехристианских церквей построено в городах, поскольку христианство было, по сути, городской религией, так как языческие верования были более укоренены в сельской местности. Там, где позволяло пространство, строились отдельные баптистерии, спроектированные вокруг круглого или восьмиугольного центрального плана, для проведения различных обрядов, в частности, крещения, поскольку некрещёным новообращённым не разрешалось входить в саму базилику. Однако вплоть до VI века баптистерии обычно строились только в соборах.
По мере роста популярности и официального почитания христианства литургия Мессы не только становилась все более единообразной, но и приобретала все большую торжественность, чтобы отразить роль императора как земного представителя Небесного Царя Христа. В связи с этим в архитектурный проект христианской базилики были внесены коррективы, чтобы приспособить его к усложнившимся церемониям.
Константин начал официальную программу строительства христианских церквей в Риме и Святой Земле, которая была направлена на священные места. (См. также: Римская архитектура) К таким местам относилось место мученической смерти христианина, часто уже отмеченное строительством мартирия или cella memoriae. Так, Константин построил базилику Святого Петра (322-29) на традиционном месте мученической смерти Святого Петра в Риме. Базилика была огромной – около 390 футов в длину и около 200 футов в ширину. Она имела трансепт, отмеченный триумфальной аркой, и колоннады, разделяющие нефы и неф. В передней части церкви, по всей ширине здания, находился нартекс, в который можно попасть через большой атриум, окружённый крытой колоннадой.
Большие размеры собора Святого Петра были продиктованы его ролью как паломнической церкви, рассчитанной на тысячи приезжающих паломников. По этой же причине все здание фактически было устроено как гигантский мартирий. Гробница Святого Петра располагалась в апсиде под балдахином, поддерживаемым четырьмя колоннами, чтобы паломники могли приблизиться к мощам апостола. В результате алтарь размещался либо в трансепте, либо в начале нефа. Базилика Святого Петра – и по размерам, и по устройству – совершенно не похожа на Латеранскую базилику епископа Римского, которая была основана исключительно для римских верующих.
Латеранская базилика была построена Мильтиадом (папой 311-314 гг.) на участке земли, прилегающем к Латеранскому императорскому дворцу в Риме, после того как Константин подарил ему и дворец (как официальную резиденцию для епископа Рима), и землю. Собор, известный как Базилика Святого Иоанна Латеранского (San Giovanni Laterano), имеет огромный неф, фланкированный двойными нефами, и апсиду в западном конце (лишь позднее, следуя византийской традиции, апсида была помещена в восточном конце).
В Риме были построены ещё две раннехристианские базилики: Папская базилика Святого Павла за стенами (Basilica Papale di San Paolo fuori le Mura) и Базилика Святой Марии Майор (Santa Maria Maggiore).
Папская базилика Святого Павла была построена Константином на месте предполагаемого захоронения Святого Павла, заменив мемориал, воздвигнутый после казни апостола. Обезглавленное тело Павла покоится в крипте базилики, на 5 футов ниже алтаря. Его голова предположительно захоронена в базилике Святого Иоанна Латеранского. Базилика Святого Павла была первой крупной церковью, имевшей восточную апсиду. Базилика Святой Марии Маджоре (Sta Maria Maggiore), крупнейшая католическая церковь в Риме, была построена во время правления папы Сикста III (432-440 гг.), когда Рим считался центром христианского мира. Построенная в честь решения Эфесского собора (431 г.) о том, что Мария является Богоматерью, базилика украшена рядом выдающихся мозаик, изображающих сцены из её жизни и жизни Христа, а также сцены из Ветхого Завета.
Несмотря на тесные связи между Равенной и Константинополем, раннехристианское искусство и архитектура в Италии существенно отличались от того, что появилось в Византии (старое название Константинополя) в период ок. 400-600 гг. Это художественное различие возникло несмотря на то, что Равенна (а также Венеция) находились под влиянием византийского искусства, особенно в области мозаичного искусства и, в меньшей степени, архитектуры.
Раннехристианская мозаика
Ранние базилики и другие церкви в основном украшались мозаичным искусством, примером чего может служить серия мозаик в Ста Костанцо, купольном круглом сооружении, которое предположительно использовалось в качестве погребальной часовни дочери Константина. Предполагается, что её гробницей был огромный саркофаг-профирий, ныне выставленный в Музеях Ватикана.
Мозаичные изображения неоднозначны по своей символике и смыслу; некоторые из греко-римских потолочных изображений являются христианскими только потому, что впоследствии приобрели христианское значение. Мозаики (ок. 375 г.), облицовывающие апсиды капелл у амбулатория, изображают traditio clavium – Христос вручает ключи святому Петру – и traditio legis – Христос вручает Закон святому Павлу.
Мозаика апсиды Ста Пуденциана (ок. 375 г.), наиболее иератически простая, имеет наиболее чёткое христианское послание. Христос, изображённый как учитель и законодатель, величественно восседает перед холмом, символизирующим Голгофу, с возвышающимся на нём украшенным крестом. Крест окружён четырьмя символами евангелистов – тетраморфом , а по обе стороны от Христа стоят апостолы: Святой Павел в почётном положении справа от Христа, а Святой Петр – слева. Сзади – две женщины: римлянка за Павлом, представляющая Ecclesia ex gentibus, поскольку миссия Павла была обращена к язычникам, а Рим был языческим. Женская фигура за Петром представляет Ecclesia ex circumcisione, то есть еврейский народ, которому учил сам Христос. За фигурами стоят церкви, относящиеся к двум Ecclesiae: ротонда Анастасии или Воскресения в Иерусалиме для святого Павла и церковь Рождества в Вифлееме для святого Петра.
К сожалению, мозаика была ужасно изуродована в 1588 г. в результате ошибочных «улучшений» при ремонте, а затем «восстановлена». Подобные мозаичные украшения были найдены и в более поздних римских произведениях: апсиде святых Космы и Дамиана (ок. 530 г.); капелле святого Венантия в Латеранском баптистерии (ок. 615 г.); групповом изображении Христа со святыми в апсиде Ста Прасседе (VII в.); мозаике (ок. 980 г.), ранее находившейся в атриуме базилики Святого Петра, ныне расположенной в гроте Ватикана.
Самые обширные раннехристианские мозаики в Риме находятся на триумфальной арке и стенах нефа в базилике Санта Мария Маджоре (ок. 432-40 гг.). На арке изображён сюжет «Бегство в Египет», а неф украшен ветхозаветными сюжетами, в основном из книг Исхода и Иисуса Навина.
Среди других важных мозаик – мозаики в капелле Святого Венантия (ок. 640 г., Латеранский баптистерий). На них над апсидой изображён пантократор в окружении ангелов, а внизу – Богородица или Оран с тремя святыми и экклезиастом по обе стороны от неё. Ещё больше фигур можно увидеть за аркой апсиды. Сходство между Богородицей здесь и Богородицей в Вознесении в знаменитом Евангелии Раббулы ок. 586 г. указывает на то, что и эта мозаика может представлять собой Вознесение. Кроме того, фигуры святых имеют заметное сходство с фигурами на мозаиках Сан-Витале в Равенне. Подробнее см: Мозаики Равенны (ок. 400-600 гг.).
Мозаика с изображением Оратория папы Иоанна VII в соборе Святого Петра (ок. 705 г.) была утрачена при перестройке базилики в XVI веке. Но некоторые её фрагменты – Рождество Христово и Богородица с младенцем – сохранились в гротах Ватикана, а Богородица в натуральную величину является алтарной частью в Сан-Марко во Флоренции.
Раннехристианская скульптура
Как и многие картины того периода, раннехристианская скульптура – для гробниц и саркофагов – включает фигуры или узоры, часто неоднозначные по своему значению. Отчасти это может быть связано с тем, что скульпторы почти все были язычниками, а многие саркофаги частично лепились в провинциальных мастерских и отправлялись в Рим для доработки в соответствии с требованиями заказчика.
Некоторые из них выглядят так, как будто они были сделаны явно для христианских заказчиков, и использование в них традиционных языческих форм не более удивительно, чем использование дохристианских строительных конструкций или языческих мозаичных мотивов. Саркофаг был самым дорогим видом погребения, и поэтому его обитатель должен был занимать более высокое положение в обществе, чем тот, кто был похоронен в кувуклии катакомб. Но чёткая линия развития прослеживается в том, как меняется образность каменных изваяний, хотя следует отметить, что датированы лишь некоторые саркофаги. Двусмысленность возникает там, где гроб украшен изящным орнаментом стригилей SSS, иногда с фигурой Гения с перевёрнутым факелом на обоих концах – традиционной траурной фигурой – и центральной рельефной скульптурой пастуха с овцой на плечах, или Оранта, причём оба эти изображения совершенно неконкретны по смыслу. Примеры таких резных саркофагов можно увидеть в Музее Терм, Рим.
Традиционный мотив римской погребальной скульптуры – ряд арок, обрамляющих фигуры, обычно центральную фигуру (философа-законодателя), окружённую другими. Христианские скульпторы легко адаптировали этот языческий мотив: центральная фигура превратилась в Христа-законодателя или судью, а второстепенные – в апостолов. Это можно было сделать совершенно произвольно – см. например, шкатулки в Равенне, Сан-Франческо, музее Арля.
Иногда вместо центральной фигуры резчики использовали символы, окружённые апостолами, – такая комбинация представлена на саркофаге в Латеранском музее в Риме, хотя дополнительный рельеф, изображающий стражей, охраняющих Гроб Господень, является явным подтверждением того, что Чи-Ро – это Христос.
В раннехристианскую эпоху подобным образом изображалось множество различных библейских историй, как из Ветхого, так и из Нового Заветов. Часто изображались пары событий как типы и антитипы: так, жертвоприношение Авраама часто объединялось с Христом перед Пилатом; предательство Христа Иудой с арестом святого Павла. Особенно богато украшен массивный двухъярусный саркофаг, изготовленный для префекта Рима Юния Басса (359 г., Музей св. Петра, Рим).
На нём изображены десять библейских сцен: в центре верхнего яруса – Traditio Legis Христа с Петром и Павлом, с одной стороны – Жертвоприношение Авраама и Арест святого Павла, с другой – Христос перед Пилатом, и (на нижнем ярусе) центральное изображение Входа в Иерусалим, слева от которого расположены Адам и Ева, а также Иов и его утешители, а справа – Даниил в логове льва и Святой Павел, ведомый на казнь.
При анализе эта странная смесь превращается в неясную последовательность исторического, символического и типологического, которую дополняют крошечные ягнята, размещённые в спандрелях арок нижнего яруса. Христианская иконография, представленная этим сложным произведением, наглядно демонстрирует, что уже в IV веке основное библейское повествование наделялось множеством смысловых уровней.
Резьба по слоновой кости
От раннего периода не сохранилось практически ни одной христианской статуи или круглой скульптуры, что почти наверняка было вызвано нежеланием создавать что-либо, напоминающее языческого идола. Среди немногих дошедших до нас произведений – статуэтки языческого образа Гермеса Криофора (неброская модель Доброго Пастыря, и философов (неброские изображения Христа в Traditio Legis).
Христос неизменно изображается в виде доброго пастыря или законодателя, но никогда не в образе самого себя. Среди других примечательных видов раннехристианской скульптуры – многочисленные образцы резьбы по слоновой кости, обычно использовавшейся для украшения полезных предметов или в качестве обложек для евангельских текстов, а также диптихи , посвящённые богослужению.
В качестве примера можно привести резьбу с изображением архангела Михаила (ок. 330 г., Британский музей, Лондон); консульский диптих консула Севера (470 г., Лейпциг); диптих с шестью чудесами Христа (ок. 480 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон); «Марии, приближающиеся к ангелу у Гроба Господня» (ок. 385 г., Милан); «Марии у Гроба Господня и Вознесения» (ок. 400 г., Пинакотека, Мюнхен). Кроме того, сохранились два гроба из слоновой кости: шкатулка из Брешии и ларец из Британского музея в Лондоне (ок. 430 г.), украшенный четырьмя небольшими панелями с изображением сцен Страстей Христовых , включая Христа, осуждённого Пилатом, и Иуду, висящего на дереве рядом с самым ранним явным изображением Распятия. На другой панели изображено Воскресение, где показаны солдаты, спящие возле гробницы с открытой дверью, к которой подходят святые женщины, а также Иисус, явившийся ученикам, и сомневающийся Фома, прикасающийся к ране на боку Христа.
Металлические изделия
Другие раннехристианские произведения искусства включают в себя несколько примеров золотых и церковных металлических изделий, примером которых являются некоторые замечательные серебряные предметы, в том числе: Антиохийская чаша (сейчас идентифицируется как лампада, а не потир) (ок. 530 г.), Метрополитен-музей, Нью-Йорк); золочёный реликварий, украшенный четырьмя рельефами, предположительно посланный папой Дамасом святому Амвросию (ок. 382 г., Миланская католическая сокровищница); церемониальное серебряное блюдо, известное как Missorium Феодосия I (ок. 387 г., Реальная историческая академия, Мадрид).
Иллюминированные евангельские рукописи
История иллюминированных рукописей показывает, что иллюминированных рукописей раннехристианского периода очень мало. Важными исключениями являются: знаменитые эфиопские Евангелия Гарима (ок. 487-88 гг, Монастырь Гарима, Эфиопия) – древнейший в мире иллюминированный евангельский текст, 28 страниц которого оформлены в ранневизантийском стиле; Венское Бытие (начало VI в., Национальная библиотека Австрии, Вена) – древнейший хорошо сохранившийся иллюстрированный библейский кодекс, изготовленный в Сирии в первой половине VI в; Евангелия Россано (Codex Purpureus Rossanensis) (VI век, собор Россано, Италия) – одна из древнейших сохранившихся иллюминированных рукописей Нового Завета, написанная после завоевания итальянского полуострова византийским императором Юстинианом I.
Кодекс знаменит своим предисловием, содержащим миниатюры с изображением сцен из жизни Христа; Сирийские Евангелия Раббулы (ок. 586 г. н.э., Лаврентьевская библиотека, Флоренция). Евангелия святого Августина (VI в., Колледж Корпус-Кристи, Кембридж), изготовленные в Италии и отправленные папой Григорием в 601 г. святому Августину в Кентербери, Англия.
Христианское искусство в Ирландии (ок. 550-1100 гг.)
В отличие от Британии и континентальной Европы, Ирландия никогда не была колонизирована Римом. В результате традиционное искусство ирландских кельтов не было ни вытеснено греческим или римским искусством, ни погребено в наступивших «тёмных веках».
Одной из определяющих черт ирландской культуры в период между концом железного века (200-100 гг. до н.э.) и постепенным появлением христианства в Ирландии, начиная с III в. н.э., была непрерывная традиция кельтской культуры, испытавшей лишь незначительное влияние римского искусства. При этом ирландская культура сохраняла собственные устные исторические и мифологические традиции, примером чему может служить «Книга вторжений» Лебор Габала Эренн. Отметим, что в 400 г. н.э. население страны составляло от полумиллиона до 1 млн. человек.
Начиная с V в. н.э. ирландская культура переживала постепенный, но значительный ренессанс, результатом которого (примерно после 650 г. н.э.) стал всплеск гиберно-саксонского стиля или инсулярного искусства. Этот культурный ренессанс был обусловлен тремя факторами. Во-первых, это распространение христианства по всей Ирландии, которое приписывают Святому Патрику, что привело к основанию многочисленных монастырей по всему острову – основы для возникшего монашеского ирландского искусства. Вторым фактором стало появление первой письменности на ирландском языке, или огамского письма, которое открыло новые возможности для художественной деятельности и самовыражения. Третьим фактором стало расширение культурных контактов между кельтской Ирландией и германскими англосаксами.
Но не следует недооценивать влияние христианства на ирландское искусство. Создание тесной сети монастырей по всей Ирландии, Британии (особенно Нортумбрии) и в некоторых частях Европы, выступавших в качестве центров обучения и художественного ремесла, а также мест религиозного поклонения, создало идеальную среду для возрождения религиозного искусства. Действительно, большая часть островного искусства возникла благодаря покровительству раннехристианской церкви.
Ирландские евангельские рукописи
Вершиной инсулярного искусства раннехристианской эпохи стало создание серии иллюминированных рукописей, в частности, евангельских текстов.
Монахи тщательно копировали христианские библейские тексты, такие как Евангелия, украшая их фантазийными орнаментами: см. например, необыкновенную страницу монограмм в Книге Келлса. Большинство абстрактных форм (включая спиральную разметку, узлы и ажур), встречающихся в этих украшениях, заимствованы из традиционных кельтских узоров, повторяющихся на самых разных предметах, включая броши и пряжки.
Другие примеры художественного оформления: историзированные буквы, фигурные миниатюры, ромбы, кресты, трубчатые орнаменты, а также стилизованные изображения голов животных и людей, растений и птиц, выполненные в ярких красках. Дополнительным украшением служили орнаментальные металлические изделия из серебра, золота и драгоценных камней.
Самыми ранними иллюминациями являются Катахия Кольмсиля (ок. 610-20 гг.), Книга Димма (ок. 625 г.) и Даремские Евангелия (ок. 650 г.), а самой ранней полной иллюминацией островного типа является Книга Дарроу (ок. 670 г.). Но самым известным из всех иллюминированных текстов является Книга Келлса (ок. 800 г.; также называется Книга Колумбы), которая считается апогеем западной каллиграфии. Она включает в себя четыре Евангелия Библии на латинском языке с введениями и пояснениями, украшенными многочисленными красочными иллюстрациями и подсветками.
Среди других известных христианских рукописей, иллюстрированных кельтскими узорами, можно назвать Катаху святого Колумбы (начало VII века), Линдисфарнские Евангелия (ок. 698 г.), Эхтернахские Евангелия (ок. 700 г.) и Личфилдские Евангелия (730 г.). См. также: Изготовление иллюминированных рукописей.
Металлообработка
Влияние кельтов проявилось и в ряде ремёсел, в том числе в ювелирном искусстве, и в золотом деле. Примерами этого кельтского искусства обработки металлов являются такие шедевры, как чаша Дерринафлан, знаменитая чаша Ардагх, поясная святыня Мойлау, а также знаменитые процессионные кресты, такие как крест Талли-Лаф и крест Конг.
Скульптура высокого креста
Примерно с 790 по 1100 год в Ирландии начал появляться новый жанр отдельно стоящих каменных скульптур, известный как «Скульптуры высокого креста». Это искусство, украшенное резным рельефом с абстрактными узорами или различными сценами из Библии, достигло своего зенита в начале X века, о чем свидетельствуют крест Муиредаха в Монастербойсе, графство Лут, и высокий крест Ахенни в Типперэри.
Влияние искусства викингов на раннехристианскую культуру Ирландии прослеживается ближе к 1100 г., когда ирландские художники стали следовать скандинавским стилям Рингерике и Урнес, как, например, Крест Конг в графстве Майо и кресты в Кашеле.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?