Словесное искусство:
живопись, гравюры и скульптура на основе текста читать ~6 мин.
Термин «ворд-арт» описывает направление в постмодернистском искусстве, которое развивалось несколькими современными художниками с 1950-х годов. Простое определение этого направления может звучать так: искусство, в котором слова или фразы выступают основным художественным компонентом. Произведения, включающие текст, создавались в различных видах искусства, включая живопись, скульптуру, литографию, трафаретную печать и прикладное искусство (например, футболки и кружки). Оно также проявляется в новейших формах современного искусства, таких как проекционный мэппинг, граффити и стрит-арт.
Существует два основных типа «ворд-арта». Первый — это произведения, которые включают слова или фразы из-за их идеологического значения, культового статуса или роли в качестве рекламного слогана. В этом случае содержание, выраженное словами, имеет решающее значение. Примером служит фраза “Я покупаю, значит, я существую”, встречающаяся в графических работах Барбары Крюгер (р. 1945). Другие примеры — это «картины с датами» Он Кавары (1932–2014); скульптура «Любовь» поп-артиста Роберта Индианы (1928–2018); проекции Дженни Хольцер (р. 1950), например, работа «Для города» (октябрь 2005), спроецированная на фасад Нью-Йоркской публичной библиотеки; и плакат «Надежда», созданный Шепардом Фэйри (р. 1970) для президентской кампании Барака Обамы в 2008 году. Второй тип — это работы, где слова и фразы составляют само «художественное содержание». Примерами могут служить картины-высказывания Кристофера Вула, такие как «Апокалипсис сегодня» (1988, частная коллекция) и «Без названия» (1990, частная коллекция).
История
Живопись и другие виды искусства, использующие текст, появились как реакция на «высокую культуру» абстрактного экспрессионизма. Этот стиль практиковали Джексон Поллок (1912–1956), Марк Ротко (1903–1970) и другие представители Нью-Йоркской школы начала 1950-х. В результате этического кризиса, вызванного Второй мировой войной и Холокостом (см. также Искусство Холокоста), движение абстрактного экспрессионизма отказалось от всех форм репрезентативного искусства и сосредоточилось на чистом искусстве, лишённом внешнего содержания. С подачи таких критиков, как Клемент Гринберг (1909–1994), художники сфокусировались на формальных критериях (линия, форма, цвет), игнорируя изобразительное и эмоциональное наполнение.
Чтобы выразить несогласие с этим интеллектуальным направлением абстрактного искусства, некоторые художники-постмодернисты, в частности Джаспер Джонс (р. 1930), начали включать слова и цифры в свои картины. Среди его работ — «Серые цифры» (1957, частная коллекция), «Фальстарт» (1959, частная коллекция) и «Серые алфавиты» (1968, МоМА, Нью-Йорк). Так они стремились вернуть содержание в искусство. Многие буквы и цифры Джонс наносил через трафарет, поскольку этот метод превращает слово в своего рода объект.
Добавляя «текстовое содержание», Джонс исследовал вопрос: что такое искусство? Является ли оно лишь серией самодостаточных и самоценных форм, оживляемых обострённым вниманием к процессу творчества, как в живописи действия Поллока, запечатлённой на фотографиях Ханса Намута? Или же это, как полагал Джонс, передача идеи? Если верно последнее, то в произведение искусства необходимо вложить определённое содержание.
Вслед за Джонсом появилось движение поп-арта, использовавшее образы массовой культуры, многие из которых включали текст. Однако большинство слов в поп-арте не были основным художественным компонентом. Например, текстовые «пузыри» на картине-комиксе «Тонущая девушка» (1963, МоМА, Нью-Йорк) Роя Лихтенштейна лишь дополняют изображение. То же касается и текста на работах Энди Уорхола (1928–1987) из серии с банками супа «Кэмпбелл». Лучшим примером поп-арта со словами можно считать скульптуру «LOVE» (1970) Роберта Индианы, оригинал которой находится в Музее искусств Индианаполиса.
С развитием концептуального искусства в середине 1960-х и эстетики минимализма, стремившейся свести искусство к самому необходимому, появились новые, более нейтральные формы текстового искусства. Концептуалист Джозеф Косут (р. 1945) создавал «Картины-определения» (1966–1968), представлявшие собой фотоувеличения словарных статей. Мел Рамсден (р. 1944), ведущий член группы «Искусство и язык», представил свои «Гарантированные картины» (1967–1968). Американский художник японского происхождения Он Кавара создал серию «Картины с датами», каждая из которых состояла только из даты её создания. Эти работы представляют собой вершину минималистского концептуализма, лишающего искусство эмоций и сводящего его к идее или информации.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов концептуальная художница Барбара Крюгер получила признание благодаря своему феминистскому искусству. Её фотоколлажи с наложенными на них текстовыми блоками (как правило, белым шрифтом на красном фоне) исследовали, как идеология проникает в повседневную жизнь через рекламу. Её самой известной работой остаётся знаковый слоган «I shop therefore I am» («Я покупаю, значит, я существую») (1990, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк).
В конце 1980-х нью-йоркский художник Кристофер Вул (р. 1955) прославился своими картинами-высказываниями, которые сегодня высоко ценятся на арт-рынке. Обычно они состоят из жирных чёрных букв, нанесённых через трафарет и расположенных в виде сетки, но с нарушением пунктуации и интервалов. Его самая известная работа — «Апокалипсис сегодня» (1988, частная коллекция). Она основана на цитате “Продай дом, продай машину, продай детей” из одноимённого фильма Фрэнсиса Форда Копполы. Эти композиции Вула обладают двойственным качеством: с одной стороны, это формальное расположение чёрных блоков на белом фоне, с другой — тревожное обращение к зрителю.
Один из более поздних примеров искусства на основе текста — работа граффити-художника Бэнкси (р. 1973), датируемая 2010 годом. Она озаглавлена «Следуй за своими мечтами» — эта фраза перечёркнута словом «Отменено» (Cancelled).
Язык против формы в искусстве слова
В некотором смысле искусство слова — будь то живопись, графика или скульптура — занимает «ничью землю» между языком и визуальным образом. Когда слова вырываются из привычного книжного контекста, они становятся гибридом искусства и языка. Визуальное оформление и увеличенный размер придают словам новое измерение и силу. Это заметно даже в газетных заголовках: чем крупнее шрифт, тем сильнее воздействие. В то же время прямое вербальное сообщение, передаваемое текстом, остаётся элементом содержания, который не позволяет произведению стать чисто формальным.
Однако есть важная оговорка. Слова, используемые художником, должны быть чем-то большим, чем просто набором данных. Он Кавара — блестящий концептуалист, но текст в его серии «Сегодня» слишком минималистичен, чтобы быть чем-то большим, чем напоминанием о теоретической возможности. То же можно сказать и о «Картинах-определениях» Джозефа Косута, которые по сути являются остроумными сопоставлениями. Более сложный вопрос, который поднимают некоторые публичные работы Дженни Хольцер, касается объёма текста: в какой момент количество слов перегружает художественную форму?
Графические работы Барбары Крюгер гораздо более прямолинейны и затрагивают личные вопросы самоидентификации. Как она сама говорит: “Я работаю с картинками и словами, потому что они способны определить, кто мы есть и кем мы не являемся”. В отличие от Вула, который создаёт напряжение между формой и языком, для Крюгер приоритетом является язык и заключённые в нём идеи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?