Словесное искусство:
живопись, гравюры и скульптура на основе текста читать ~7 мин.
Термин «ворд-арт» описывает категорию основанного на тексте постмодернистского искусства, используемого несколькими современными художниками с 1950-х годов. Простое определение искусства, основанного на тексте, может звучать следующим образом: «искусство, включающее слова или фразы в качестве основного художественного компонента». Текстовые изображения, включающие слова и фразы, появились в различных средствах массовой информации, включая живопись и скульптуру, литографию и трафаретную печать, а также прикладное искусство (футболки, кружки). Он также появляется в новейших формах современного (актуального) искусства, таких как проекционный мэппинг, граффити и стрит-арт.
Существует два основных типа «словесного искусства»:
❶ Во-первых, произведения искусства, которые включают слова или фразы из-за их идеологического значения, культового статуса или значимости в качестве рекламной копии. (То есть, когда слово-содержание имеет решающее значение). Примером может служить фраза “Я покупаю, поэтому я есть”, которая встречается в графическом искусстве Барбары Крюгер (р. 1945). Другие примеры включают «картины с датами» Он Кавара (1932-2014); скульптуру «Любовь» поп-артиста Роберта Индианы (р.1928); проекционное искусство Дженни Хольцер (р.1950), например, «Для города» (октябрь 2005), спроецированный на Пятую авеню со стороны Нью-Йоркской публичной библиотеки на Манхэттене; и плакат «Надежда», разработанный Шепардом Фэйри (р.1970) для президентской кампании Барака Обамы (2008).
❷ Во-вторых, когда слова или фразы составляют фактическое «художественное содержание» произведения. Примерами могут служить картины со словами Кристофера Вула, такие как «Апокалипсис сегодня» (1988, Частная коллекция) и «Без названия» (1990, MBBR).
История
Словесная живопись и другие виды искусства на основе текста впервые появились как реакция на «высококультурный» стиль абстрактной экспрессионистской живописи, который практиковали Джексон Поллок (1912-1956), Марк Ротко (1903-1970) и другие представители Нью-Йоркской школы начала 1950-х годов. В результате этического кризиса, вызванного Второй мировой войной и Катастрофой (см. также Искусство Холокоста), движение Абстрактный экспрессионизм отвернулось от всех форм репрезентативного искусства и сосредоточилось исключительно на чистом искусстве, лишённом какого-либо внешнего содержания. Подстрекаемые такими критиками, как Клемент Гринберг (1909-1994), абстрактные экспрессионисты сосредоточились на чисто формальных критериях (линия, форма, цвет и двухмерная картинная плоскость), игнорируя (или, по крайней мере, пытаясь игнорировать) изобразительное и эмоциональное содержание.
Чтобы показать своё несогласие с направлением, выбранным этим высоколобым абстрактным искусством, несколько художников-постмодернистов, таких как Джаспер Джонс (р. 1930 г.), начали вставлять слова (числа) в свои картины.) начал вставлять слова (или цифры) в свои абстрактные картины – Серые цифры (1957, частная коллекция), Ложный старт (1959, частная коллекция), Юбилей (1960, МоМА, Нью-Йорк) и Серые алфавиты (1968, МоМА, Нью-Йорк) – для того, чтобы вернуть содержание. Многие буквы и цифры, вставленные Джонсом, были трафаретными изображениями, поскольку трафарет превращает слова в некий объект.
Добавляя это «текстовое содержание», Джонс исследовал вопрос – что такое искусство? Является ли оно просто серией полностью самодостаточных, самообъясняющихся форм выражения (как абстрактный экспрессионизм), оживляемых только повышенным осознанием процесса (как в живописи действия Поллока – блестяще запечатлённой фотографией Ханса Намута)? Или это (как предполагал Джонс) передача идеи. Если верно последнее, то в соответствующее произведение искусства необходимо вложить некоторое содержание.
После Джонса появилось движение поп-арта с его использованием массовых потребительских изображений, большая часть которых включала слова и текст. Однако большинство слов и фраз, встречающихся в поп-арте, не являются основным художественным компонентом картины или гравюры, о которых идёт речь, и поэтому не представляют собой подлинное «словесное искусство». Например, текстовые комментарии на картине-комиксе «Утопающая девушка» (1963, МоМА, Нью-Йорк) Роя Лихтенштейна, просто поддерживают карикатурное изображение, как и текст на серии изображений супа «Кэмпбеллс» Энди Уорхола (1928-1987). Лучшим примером поп-"словесного искусства» является скульптура LOVE Роберта Индианы (1970, оригинал в Музее искусств Индианаполиса), произведение, наполненное эмоциональным содержанием.
С развитием концептуального искусства в середине 60-х годов, а также пуристской этики минимализма, которая стремилась свести искусство к самому необходимому, начали появляться новые и более нейтральные формы текстового искусства. Концептуалист Джозеф Косут (р.1945) начал создавать свои «Картины определений» (1966-68), которые состояли из фотографических увеличений словарных определений; инсталляционист Мел Рамсден (р.1944), ведущий арт-артист (р.1944).), ведущий член группы «Искусство и язык», представил свои «Гарантированные картины» (1967-68); а японо-американский концептуальный художник Он Кавара создал серию «Картины с датами» (серия «Сегодня»), полностью состоящую из даты, когда была сделана отдельная картина. Эти примеры «словесного искусства» представляют собой вершину минималистского концептуального подхода, который лишает искусство всех личных эмоций и другого содержания, сводя его к простейшему визуальному представлению идеи или просто к информации.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов концептуальная художница Барбара Крюгер добилась значительного признания благодаря своему феминистскому искусству и фотокартинам, наложенным на блоки текста основного цвета, которые стремились подчеркнуть то, как идеологические сообщения проникают в нашу повседневную жизнь через рекламу и телевидение. Самой известной её работой остаётся знаковый слоган «I shop therefore I am» (фотолитографическая печать на бумажном пакете для покупок) (1990, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк).
В конце 1980-х годов нью-йоркский художник и фотограф Кристофер Вул (р. 1955) прославился своими словесными картинами (сейчас продаются по многомиллионным ценам), обычно состоящими из жирных, чёрных трафаретных букв, расположенных в геометрической сетке, но со всеми знаками препинания и нарушенными интервалами. Его самая известная работа – «Апокалипсис сегодня» (1988, частная коллекция) – это текстовая картина, основанная на строке («Продай дом, продай машину, продай детей»), взятой из одноимённого фильма Фрэнсиса Форда Копполы. Эта и другие подобные композиции Вула обладают своего рода шизофреническим качеством: в один момент они представляют собой в основном формальное расположение чёрных блоков на белом фоне, а в другой – говорят с нами с тревожным беспокойством.
Одним из самых последних примеров искусства на основе текста, датируемым 2010 годом, является работа граффити-арта Бэнкси (р. 1973), озаглавленная: «Следуй за своими мечтами» – фраза, которая затем перечёркивается наложенным словом «Cancelled».
Язык против формы в словесном искусстве
В некотором смысле словесное искусство – будь то живопись, печать или скульптура – занимает своего рода «ничью землю» между языком и визуальными образами. Когда слова и фразы абстрагируются от их обычного окружения в книгах, они становятся ни искусством, ни языком, а странным гибридом. Изобразительное оформление, а также увеличенный размер придают новое измерение и силу самим словам. Это заметно даже в газетных заголовках – чем крупнее слова, тем сильнее их воздействие. В то же время живое словесное сообщение, передаваемое текстом, остаётся неразрушимым элементом содержания, что не позволяет абстрактному произведению стать полностью формалистическим.
Существует одна важная оговорка к вышесказанному. Слова или фразы, используемые художником, должны быть чем-то большим, чем просто блоками данных. Он Кавара может быть умным концептуалистом, но текст в его серии «Сегодня» слишком минималистичен, чтобы быть чем-то большим, чем концептуальное напоминание о том, что теоретически возможно. То же самое можно сказать и о «Картинах-определениях» Джозефа Косута, которые в основном представляют собой милые сопоставления. Более сложный вопрос – поднятый некоторыми публичными «словесными искусствами» Дженни Хольцер – касается количества текста, а именно: в какой момент количество слов перегружает художественную среду?
Графическое искусство Барбары Крюгер гораздо более резкое и затрагивает довольно личные вопросы самоидентификации и резонанса. Как она сама говорит: “Я работаю с картинками и словами, потому что они способны определить, кто мы есть и кто мы не есть”. В отличие от Вула, который создаёт намеренное напряжение между формой и языком, приоритетом Крюгер является язык и его идеи.
- О бесконечности Вселенной
- Методы и техника проведения раскопок на доисторических объектах
- «Обыкновенная благодать» Уильяма Кента Крюгера, краткое содержание
- Искусство карикатуры
- Направления актуального искусства (с 1970 по настоящее время)
- Роберт Стуруа представил премьеру - в театре «Et cetera» «Комедия ошибок»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?