Искусство Индии:
живопись, скульптура, архитектура читать ~7 мин.
Культурное наследие Индии — одно из богатейших и древнейших в мире, сопоставимое по значимости с китайским искусством. Основными формами индийского искусства традиционно были скульптура, живопись и архитектура. Каждая из этих форм была тесно связана с религиозными и философскими учениями индуизма, буддизма и джайнизма.
В основе индийского искусства лежит стремление выразить духовные истины, а не просто воспроизвести видимый мир. Предметом изображения чаще всего становились идеализированные человеческие фигуры, символизирующие божеств и мифологических героев. Скульпторы и художники стремились передать не физическое сходство, а внутреннюю сущность и божественные качества, руководствуясь строгими канонами иконографии. Это объясняет, почему в традиционной скульптуре основное внимание уделяется не индивидуальности модели, а созданию совершенных, обобщённых форм.
Индийская живопись, как правило, посвящена религиозным божествам и правителям. На её стиль оказали влияние китайская живопись, искусство Древней Персии, а также традиции Центральной Азии и Греции. Примерами служат буддийские настенные росписи в пещерах Аджанты, фрески Эллоры и миниатюры могольской школы. Живопись Гандхары-Таксилы испытала персидское влияние, тогда как восточный стиль, вдохновлённый индийской мифологией, развивался вокруг школы искусств Наланды.
Истоки искусства в Индии
Искусство Индии зародилось в эпоху каменного века, о чём свидетельствуют знаменитые петроглифы Бхимбетки. Самые древние из них, чашевидные углубления в пещере Аудиториум (штат Мадхья-Прадеш) и находки в Дараки-Чаттан, датируются периодом от 290 000 до 700 000 лет до н.э. Позднее буддисты создали множество образцов пещерного искусства. В VII веке их традиции были заимствованы и развиты индуистами в храмовых комплексах Бадами, Айхоле, Эллоре, Сальсетте, Элефанте и Мамаллапураме. Буддийская литература также содержит описания дворцов, украшенных религиозным искусством, но эти произведения не сохранились.
Периоды индийской живописи
Историю индийской живописи принято делить на несколько основных периодов, каждый из которых обладает своими уникальными стилистическими особенностями.
- Классическая индийская живопись (до 1150 года н.э.). Этот период включает школы живописи Аджанты, Бадами, Панамалая, Ситтаннавасала и Танджора, а также иллюминированные рукописи на пальмовых листьях и позднее классическое буддийское искусство в Бенгалии и Шри-Ланке.
- Постклассическая индийская живопись (XIV – XVI века). Характеризуется искусством Виджаянагарской империи, иллюминированными рукописями Гуджарата, иллюстрациями из Мевара и Малвы, а также индуистским искусством в Ориссе.
Скульптура в Индии
Скульптура на территории Индии появилась во времена цивилизации долины Инда (2500–1800 до н.э.). В этот период создавались небольшие бронзовые и терракотовые статуэтки. Одним из ранних шедевров является «Танцующая девушка из Мохенджо-Даро» (около 2500–2000 до н.э., Национальный музей, Нью-Дели). Кроме того, были найдены многочисленные стеатитовые печати с изображениями животных и мифологических существ, а также знаменитый бюст «Жреца-царя».
За этим периодом последовали каменные колонны и резные львы эпохи Маурьев (около 250 года до н.э.), а также зрелая фигуративная скульптура II – I веков до н.э., в которой уже были чётко определены индуистские и буддийские темы. К 900 году н.э. индийское пластическое искусство сформировало зрелый стиль, основные черты которого сохранились на протяжении последующих столетий. Эта скульптура отличается не объёмной полнотой, а линейным характером: фигура трактуется с точки зрения её контура, она обычно изящна и стройна. С этого времени скульптура использовалась в основном как архитектурное украшение.
Школы живописи
В Индии не существует единого стиля живописи. География, климат, местные культурные традиции и демография способствовали формированию региональных школ. Внешние художественные влияния сильнее ощущаются в пограничных регионах. В результате индийская живопись представляет собой сложную мозаику различных стилей с разными подходами как к рисунку, так и к живописи фигуры.
Мадхубани
Живопись мадхубани практикуется в регионе Митхила штата Бихар. Её происхождение традиционно связывают со временем эпоса «Рамаяна», когда царь Джанака поручил художникам запечатлеть свадьбу своей дочери Ситы со Шри Рамой, который считается воплощением индуистского бога Вишну.
Могольская живопись
Могольская живопись — это стиль индийской миниатюры, который использовался для иллюстрации текстов и рукописей. Он возник и процветал во времена Империи Великих Моголов в XVI – XIX веках. Могольские картины представляли собой синтез индийского и исламского искусства. Одним из ключевых покровителей этого стиля был падишах Акбар (1556–1605), который нанял персидских мастеров Абдуса Самада и Мира Сайида Али и привлёк художников со всей Индии.
Раджпутская живопись
Ещё один вид миниатюрного придворного искусства, раджпутская живопись, процветал в XVIII веке при дворах Раджпутаны. Сюжеты обычно включают сцены из жизни Кришны, эпизоды из эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», а также пейзажи и портреты. Краски, как правило, извлекались из минералов, растений и раковин, а кисти были очень тонкими.
Майсур
Живопись Майсура, отличающаяся элегантностью, сдержанными цветами и сложной детализацией, является важной формой классического искусства Южной Индии. На картинах изображаются индуистские боги и богини, а также сцены из мифологии. В процессе создания на предварительный эскиз наносится паста гессо, чтобы придать изображению лёгкий рельеф, после чего наклеивается тонкая золотая фольга, а остальная часть рисунка раскрашивается акварелью.
Бенгальская школа
Бенгальская школа искусств — это авангардное националистическое движение, возникшее в начале XX века во время британского правления как реакция на доминировавший академический стиль. Этот влиятельный стиль живописи утратил своё значение с распространением модернистских идей в 1920-х годах.
Архитектура
Индийская архитектура представляет собой богатую и многообразную традицию, которая развивалась на протяжении тысячелетий. Она глубоко связана с религией, историей и культурой субконтинента, отражая как местные верования, так и внешние влияния. Основные направления включают храмовую индуистскую архитектуру, буддийские и джайнские сооружения, а также величественную индо-исламскую архитектуру.
Древняя и храмовая архитектура
Ранние образцы монументальной архитектуры в Индии — это высеченные в скалах храмы и монастыри, такие как пещеры Аджанты и Эллоры. Эти комплексы, созданные буддистами, индуистами и джайнами, демонстрируют удивительное мастерство древних строителей, которые превращали цельные скалы в сложные архитектурные пространства с колоннами, залами и скульптурным убранством.
Позднее, с развитием каменного строительства, сформировались три основных стиля индуистских храмов:
- Нагара (северный стиль). Характерной чертой этого стиля является высокая башня-шикхара с параболическими очертаниями, которая венчает святилище. Ярким примером служит храм Кандарья Махадева (1017–1029) в Кхаджурахо, известный своими многочисленными шикхарами, создающими образ горной гряды.
- Дравида (южный стиль). Для этого стиля типична пирамидальная башня-вимана, состоящая из нескольких уменьшающихся кверху ярусов. Храмовые комплексы в дравидийском стиле часто окружены стенами с монументальными надвратными башнями — гопурамами, богато украшенными скульптурой. Классический пример — храм Брихадешвара в Танджавуре.
- Весара (смешанный стиль). Этот гибридный стиль, распространённый в основном на плато Декан, сочетает в себе черты стилей нагара и дравида. Храмы династии Хойсала в Карнатаке, например, в Белуре и Халебиду, известны своей сложной звездообразной формой плана и изысканной резьбой по камню.
Индо-исламская архитектура
С приходом ислама в Индию начали проникать новые архитектурные формы: арки, купола и минареты. Они органично соединились с местными строительными традициями, породив уникальный индо-исламский стиль. Вершиной этого синтеза стала архитектура эпохи Великих Моголов.
Шедевром этого периода и одним из самых узнаваемых памятников мировой архитектуры является мавзолей-мечеть Тадж-Махал (1632–1654) в Агре. Построенный падишахом Шах-Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, он символизирует небесную обитель. Его отличают идеальная симметрия, использование белоснежного мрамора, инкрустация полудрагоценными камнями в технике «пьетра-дура» и расположение в центре сада «чарбаг» (четыре сада).
К другим выдающимся памятникам могольской архитектуры относятся гробница Хумаюна в Дели, послужившая прототипом для Тадж-Махала, «город-призрак» Фатехпур-Сикри и мощные крепости, такие как Красный форт в Агре.
Любой из этих памятников может сравниться с лучшими архитектурными произведениями Запада. Для сопоставления с монументальной архитектурой Юго-Восточной Азии можно привести в пример кхмерский храм Ангкор-Ват (1115–1145) в Камбодже.
Искусства и ремёсла
Кроме живописи, скульптуры и архитектуры, Индия обладает богатой традицией ремёсел. Она включает работу с золотом, серебром и другими драгоценными металлами, искусство обработки бумаги, ткачество и создание таких артефактов, как ювелирные изделия и игрушки. Это богатство талантов и изобретательности находит своё продолжение и в современности: Индия известна одними из самых инновационных в мире дизайнеров компьютерного программного обеспечения и графики.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?