Искусство периода шести династий (220-589 гг.) читать ~4 мин.
Начиная с 220 г. н.э., после эпохи искусства династии Хань, Китай пережил почти четыре столетия потрясений и разрыва между севером и югом, известных как период Шести династий. В это время китайское искусство было пронизано рядом внешних идей, а характеристики традиционного китайского искусства подверглись влиянию новых культурных практик.
Период вторжений и потрясений
Период получил своё название от шести сменявших друг друга династий Южного Китая, каждая из которых основала свою столицу в Цзянье (современный Нанкин). Среди них: У (222-280), Дун (Восточная) Цзинь (317-420), Лю-Сун (420-479), Нань (Южная) Ци (479-502), Нань Лян (502-557) и Нань Чэнь (557-589). В то же время, чтобы ещё больше усложнить ситуацию, на севере правили несколько династий, основанных захватчиками из Центральной Азии: Бэй (Северная) Вэй (386-535), основанная в Датуне (позже Лоян); Дун (Восточная) Вэй (534-550), основанная в Аньяне; Си (Западная) Вэй (535-557) в Чангане (современный Сиань); Бэй Ци (550-577), в Аньяне; и Бэй Чжоу (557-581) в Чангане.
Тот факт, что период получил своё название от династий Южного Китая, является отражением постепенного смещения китайской цивилизации из её более раннего северного центра в менее населённую южную зону, столица которой (Нанкин) была защищена от северных захватчиков рекой Янцзы. Период Шести династий закончился, когда император Вэнь из Суй объединил Южный и Северный Китай, начав эпоху искусства и культуры династии Суй (589-618).
Искусство и культура
Из-за социальной нестабильности и притока иностранных культур жизнь китайцев в этот период претерпела ряд фундаментальных изменений. Конфуцианство, идеологическая система, регулировавшая жизнь общества, распалась, на смену ей пришёл даосизм и буддизм – влиятельная религия, зародившаяся в Индии. Буддийские идеи проникли в Китай по Шёлковому пути из Афганистана и нашли своё выражение в различных видах наскального искусства – в частности, наскальных рисунках, а также каменных статуях, высеченных из скал, в районе Дуньхуана (Тун-Хуан) в северо-западной провинции Ганьсу и Юньгана (Юнь-Кан) в провинции Шаньси. Несмотря на общее состояние неопределённости, были достигнуты значительные успехи в различных областях, включая медицину, астрономию и естественные науки. Например, уголь впервые был использован в качестве топлива, была изобретена тачка. Парадоксально, но литература и музыка процветали, как и изобразительное искусство – в частности каллиграфия, искусство китайского письма.
Буддийское искусство
Строительство буддийских храмов и монастырей послужило большим стимулом для многих видов искусства, особенно китайской архитектуры – архитекторы строили многочисленные многоэтажные пагоды из кирпича и камня, а также совершенно новую северную столицу в Лояне – а также привело к увеличению спроса на китайскую живопись (в основном фресковую живопись) и бронзовую скульптуру, а также различные каменные изделия с мотивами крылатых львов. Кроме того, распространилось декоративное искусство, включая китайскую лаковую посуду и резьбу по нефриту, среди прочих дисциплин. В это время Нанкин стал важным культурным центром, где жили многочисленные китайские художники и каллиграфы. Для сравнения силы буддийской культуры в Корее см: Корейское искусство (ок. 3 000 до н.э. и далее).
Керамика
Приток мигрантов как в северные, так и в южные районы страны привёл к росту спроса на китайскую керамику, в основном для погребальных и других церемониальных целей, особенно в районе нижней долины реки Янцзы. Характерным примером является кувшин хунпин, глиняная погребальная урна, часто встречающаяся в гробницах в провинциях Цзянсу и Чжэцзян в период Шестой династии.
Возможно, использовавшиеся в качестве контейнеров для фруктов умершего в загробной жизни, кувшины хунпин постепенно все больше украшались рельефной скульптурой, обычно изображавшей миниатюрные фигурки людей, животных и птиц, а также здания и другие мотивы. Далее к северу, в Хэбэй и Хэнань, появился новый вид керамического искусства («северный селадон»), который в значительной степени заимствовал стили, привезённые захватчиками из Центральной Азии. Китайский фарфор также был продолжен.
Подробнее об историческом фоне культуры Шести династий см: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Любопытно, что именно культурные последствия этого периода способствовали окончательному воссоединению Китая при Суй, потому что, когда китайские завоеватели из-за рубежа боролись за свою власть, они начали использовать китайские культурные идиомы и обычаи (включая одежду) для популяризации своего правления и, в процессе, влились в китайский мейнстрим. Таким образом, с точки зрения искусства, период Шести династий оказался чрезвычайно продуктивным временем для многих художников. Неопределённая обстановка способствовала развитию внутреннего творчества, а привнесение извне Китая новых идей, религий и социальных обычаев давало множество дополнительных стимулов. Все это привело к расцвету культуры в эпоху искусства династии Тан (618-906).
Дополнительные ресурсы:
О более ранних культурах Китая см:
Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 гг. до н.э.)
Искусство династии Шан (1600-1050 гг. до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 гг. до н.э.)
Поздние китайские династии
Традиционные изобразительные искусства и ремесла более поздних периодов истории Китая обычно делятся следующим образом:
Искусство династии Сун (960-1279)
Культура династии Юань (1271-1368)
Искусство династии Мин (1368-1644)
Искусство династии Цин (1644-1911)
Подробнее об изобразительном искусстве других древневосточных культур см: Японское искусство, а также: Индия, живопись и скульптура.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?