Искусство периода шести династий (220-589 гг.) читать ~4 мин.
Начиная с 220 года н.э., после эпохи искусства династии Хань, Китай пережил почти четыре столетия потрясений и раскола между севером и югом. Этот период известен как эпоха Шести династий (кит. 六朝, пиньинь: Liù Cháo). В это время в китайское искусство проникали новые идеи, а традиционные черты подвергались влиянию иноземных культурных практик.
Период вторжений и потрясений
Период получил своё название от шести последовательно сменявших друг друга династий Южного Китая, каждая из которых имела столицу в Цзянье (современный Нанкин). К ним относятся: У (222–280), Восточная Цзинь (317–420), Лю Сун (420–479), Южная Ци (479–502), Лян (502–557) и Чэнь (557–589). Одновременно с этим на севере правили несколько династий, основанных завоевателями из Центральной Азии: Северная Вэй (386–535) со столицей в Датуне, а позже в Лояне; Восточная Вэй (534–550) со столицей в Аньяне; Западная Вэй (535–557) в Чанъане (современный Сиань); Северная Ци (550–577) в Аньяне; и Северная Чжоу (557–581) в Чанъане.
Название периода, связанное с династиями Южного Китая, отражает постепенное смещение центра китайской цивилизации с севера на юг, в менее населённые районы. Столица южных династий, Нанкин, была защищена от северных захватчиков рекой Янцзы. Период Шести династий завершился, когда император Вэнь из династии Суй объединил Южный и Северный Китай, положив начало эпохе искусства и культуры династии Суй (589–618).
Искусство и культура
Из-за социальной нестабильности и притока иностранных культур жизнь китайского общества в этот период претерпела глубокие изменения. Конфуцианство, ранее регулировавшее все стороны жизни, утратило доминирующее положение. На смену ему пришли даосизм и буддизм — влиятельная религия, зародившаяся в Индии. Буддийские идеи проникали в Китай по Шёлковому пути и нашли яркое выражение в искусстве пещерных храмовых комплексов, таких как Дуньхуан в провинции Ганьсу и Юньган в провинции Шаньси, где создавались каменные статуи, высеченные прямо в скалах.
Несмотря на общую нестабильность, были достигнуты значительные успехи в медицине, астрономии и естественных науках. Например, уголь впервые начали использовать в качестве топлива, была изобретена тачка. В условиях неопределённости процветали литература и музыка, а также изобразительное искусство, в частности каллиграфия.
Буддийское искусство
Строительство буддийских храмов и монастырей стимулировало развитие многих видов искусства. Особенно это коснулось китайской архитектуры: возводились многоэтажные пагоды из кирпича и камня, была отстроена новая северная столица в Лояне. Также вырос спрос на китайскую живопись (в основном настенные росписи) и бронзовую скульптуру, а также каменные изваяния с мотивами крылатых львов. Кроме того, получило распространение декоративное искусство, включая китайские лаковые изделия и резьбу по нефриту. В это время Нанкин стал важным культурным центром, где творили многочисленные китайские художники и каллиграфы.
Для сравнения с развитием буддийской культуры в Корее см. статью: Корейское искусство (ок. 3000 до н.э. и далее).
Керамика
Приток мигрантов в северные и южные районы страны привёл к росту спроса на китайскую керамику, в основном для погребальных и других церемониальных целей. Характерным примером является сосуд «хуньпин» — глиняная погребальная урна, которую часто находят в гробницах периода Шести династий в провинциях Цзянсу и Чжэцзян. Эти сосуды, возможно, служившие вместилищами для подношений умершим, постепенно стали всё обильнее украшаться рельефной скульптурой с изображениями фигурок людей, животных, птиц и зданий.
В южных регионах, особенно в Чжэцзяне, процветало производство так называемой керамики Юэ — изделий с серо-зелёной глазурью, которые считаются предшественниками селадонов. На севере развивались собственные керамические традиции, в которых порой прослеживалось влияние стилей, привнесённых завоевателями из Центральной Азии. Продолжалось и совершенствование технологии производства китайского фарфора.
Подробнее об историческом фоне культуры Шести династий см.: Хронология китайского искусства (18 000 до н.э. — настоящее время).
Примечательно, что культурные процессы этого периода в конечном счёте способствовали воссоединению Китая при династии Суй. Борясь за власть, иноземные правители севера начали перенимать китайские культурные нормы и обычаи, чтобы укрепить своё правление. В процессе этого они постепенно ассимилировались. С точки зрения развития искусства, эпоха Шести династий оказалась чрезвычайно продуктивным временем. Нестабильная обстановка способствовала развитию индивидуального творчества, а привнесение извне новых идей и религий служило мощным стимулом. Всё это подготовило почву для расцвета культуры в эпоху искусства династии Тан (618–906).
Дополнительные ресурсы
О более ранних культурах Китая см.:
Неолитическое искусство в Китае (7500–2000 гг. до н.э.)
Искусство династии Шан (1600–1050 гг. до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.)
Искусство династии Цинь (221–206 гг. до н.э.)
Поздние китайские династии
Традиционные изобразительные искусства и ремёсла более поздних периодов истории Китая обычно делятся следующим образом:
Искусство династии Сун (960–1279)
Искусство династии Юань (1271–1368)
Искусство династии Мин (1368–1644)
Искусство династии Цин (1644–1911)
Подробнее об изобразительном искусстве других древневосточных культур см.: Японское искусство, а также: Индия: живопись и скульптура.
- Искусство династии Суй: характеристика, виды буддийских искусств
- В музее истории религии открыта выставка иллюстраций к библии, выполненных художником Хе Ки
- Китайское искусство
- Современный модернизм
- Работа, приписываемая Микеланджело, демонстрируется на выставке в Риме
- От футуризма к сюрреализму
- Возникновение славянской культуры в средневековье
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?