Искусство династии Суй:
характеристика, виды буддийских искусств читать ~4 мин.
Династия Суй (581–618), основанная императором Вэнь-ди (личное имя — Ян Цзянь, 楊堅; 541–604), бывшим высокопоставленным чиновником династии Северная Чжоу (557–581), положила конец почти четырёхсотлетнему периоду раздробленности Китая. После эпохи Южных и Северных династий страна была вновь объединена под единой властью. Столицей империи Суй стал город Дасин (современный Сиань), который в последующую эпоху Тан был переименован в Чанъань.
Объединение Китая и культурная политика
Император Вэнь-ди провёл масштабные правовые, политические и административные реформы. Он восстановил конфуцианство в качестве государственной идеологии, но при этом активно поддерживал буддизм. Эта религия стала важной культурной силой, стимулировавшей развитие китайского искусства, включая архитектуру, монументальную живопись и керамику. Его преемник, император Ян-ди (Ян Гуан; 569–618), завершил объединение страны и основал вторую, восточную столицу в Лояне.
Культура Суй, унаследовав традиции искусства периода Шести династий (220–589), подготовила почву для культурного расцвета, который достиг своего пика в последующую эпоху династии Тан (618–907). Короткое, но насыщенное событиями правление Суй стало мостом между длительным периодом упадка и новым «золотым веком» китайской цивилизации.
Грандиозные строительные проекты
Подобно династии Цинь, с которой её часто сравнивают, династия Суй ознаменовала своё правление рядом грандиозных строительных проектов. Их колоссальная стоимость потребовала резкого увеличения налогов, что в итоге привело к народным восстаниям. Строительство столицы Дасин началось в 582 году под руководством выдающегося архитектора Юйвэнь Кая. За ним последовало возведение восточной столицы в Лояне, а также расширение Великой Китайской стены.
Одним из самых амбициозных проектов стало строительство Великого канала, соединившего реки Хуанхэ и Янцзы. Этот водный путь имел огромное стратегическое значение, обеспечивая снабжение столицы и северных армий зерном с плодородного юга. Однако строительство велось с неимоверным напряжением сил: по некоторым оценкам, на работах были задействованы миллионы людей, многие из которых погибли. Именно трудовые повинности и налоги, связанные с этим проектом, стали одной из главных причин народного недовольства и последующего падения династии.
Буддийское искусство и скульптура
К эпохе Суй буддизм уже прочно утвердился в Китае, и император Вэнь-ди использовал его для легитимации своей власти над объединённой страной. Буддизм стал культурной силой, способствовавшей консолидации изобразительного искусства Китая в короткий период правления Суй и подготовившей его расцвет при династии Тан. Буддизм стимулировал спрос на различные виды искусства, в особенности на скульптуру. Без его влияния китайская скульптура, вероятно, осталась бы на вторых ролях.
Скульптура эпохи Суй представляет собой важный переходный этап от более строгих и отвлечённых форм Северных династий к реалистичному и пластичному стилю династии Тан. Для суйских статуй Будды и бодхисаттв характерны более полные, округлые лица и упрощённая, но элегантная трактовка драпировок, мягко облегающих тело. Фигуры обретают больший объём и жизненность, сохраняя при этом духовную отрешённость. Этот стиль заложил основу для шедевров буддийского искусства последующих веков.
Буддийская каменная скульптура получила широкое распространение как в виде статуй, так и в форме рельефов. Для изображений Будды и бодхисаттв также использовались бронзовое литьё и резьба по слоновой кости. В целом, иконография и позы фигур были каноническими и восходили к индийским прототипам. Для сравнения с развитием буддийской культуры в соседних странах см. статью «Искусство Кореи».
Керамика и другие ремёсла
В эпоху Суй значительных успехов достигло керамическое производство. Мастера усовершенствовали технологию высокотемпературного обжига, что позволило создавать изделия из белой глины — протофарфор. Эти сосуды, отличавшиеся чистотой цвета и изяществом форм, стали прямыми предшественниками знаменитого танского фарфора. Также получили распространение изделия с зеленоватой глазурью, предвосхитившие селадоны. Наряду с керамикой развивались и другие виды декоративного искусства, включая изготовление лаковой посуды и резьбу по нефриту.
О декоративно-прикладном искусстве других азиатских культур читайте в статьях «Искусство Японии» и «Живопись и скульптура Индии».
Поздние китайские династии
Более поздние периоды китайской культуры обычно делятся следующим образом:
Искусство династии Сун (960-1279)
Искусство династии Юань (1271-1368)
Искусство династии Мин (1368-1644)
Искусство династии Цин (1644-1911)
Дополнительные ресурсы
Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 гг. до н.э.)
Искусство династии Шан (1600-1050 гг. до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 гг. до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Подробнее об истории культуры Китая см. в статье «Хронология китайского искусства».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
温皇帝 should be 隋文帝
杨剑 should be 杨坚
杨健 should be 杨坚
杨天皇 should be 隋炀帝
杨光 should be 杨广
Yuwen Kai should be 宇文恺
converted依 should be 皈依
Комментирование недоступно Почему?