Карло Карра:
художник-футурист, основатель метафизической живописи читать ~5 мин.
Карло Карра (Carlo Carrà) — один из самых влиятельных современных итальянских художников первой половины XX века. Он был видным представителем футуризма (в период с 1909 по 1914 год), сочетая в своём творчестве радикальные живописные техники кубизма с динамизмом футуристической идеологии. Во время Первой мировой войны он познакомился с Джорджо де Кирико, вместе с которым стал одним из основателей стиля, известного как метафизическая живопись (Pittura Metafisica).
Карра специализировался на натюрмортах, выполненных в загадочном и неординарном метафизическом стиле, но без зловещей атмосферы, свойственной работам де Кирико. В конце 1920-х годов художник отошёл от авангардного искусства и стал приверженцем консервативной эстетики движения «Новеченто Итальяно» (Novecento Italiano). Карра также активно писал об искусстве, а позже был назначен профессором живописи в миланской Академии Брера. Он входит в число ключевых художников XX века благодаря своему вкладу в современное искусство до и после Первой мировой войны. Наиболее известной его работой считается картина «Похороны анархиста Галли» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк), хотя полотно «Женщина на балконе» (1912, частная коллекция) является не менее значимым произведением модернизма.
Биография
Карра родился в Квардженто, недалеко от Алессандрии в Пьемонте. В 1893 году в возрасте 12 лет он покинул дом, чтобы работать декоратором интерьеров. В 1895 году Карра переехал в Милан, где, продолжая работать, посещал вечерние занятия в Академии Брера (Accademia di Brera). В 1900 году он отправился в Париж, привлечённый возможностью найти работу на Всемирной выставке (Exposition Universelle). В столице мирового искусства, на родине импрессионизма и группы «Наби», он изучал современную живопись. Как оказалось, наибольшее влияние на него оказали художники-постимпрессионисты, такие как Поль Сезанн (1839–1906) и Поль Гоген (1848–1903).
После Парижа, в том же 1900 году, он поехал в Лондон, где изучал пейзажную живопись Уильяма Тёрнера и Джона Констебла. Там же он познакомился с группой итальянских анархистов, находившихся в изгнании, после чего вернулся в Милан. В 1903 году Карра оставил профессию декоратора и поступил в Школу искусств и ремёсел в замке Сфорца. В 1906 году он стал студентом Академии изящных искусств Брера. Здесь, под руководством своего учителя Чезаре Таллоне, он увлёкся неоимпрессионизмом, а именно его итальянской версией — дивизионизмом. Этот стиль, также известный как пуантилизм, был разработан Жоржем Сёра (1859–1891).
Присоединение к футуризму
В 1908 году Карра познакомился с художником и скульптором-модернистом Умберто Боччони (1882–1916), а затем и с поэтом Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944). Они убедили его присоединиться к футуризму — движению, прославлявшему патриотизм, современные технологии, динамизм и скорость. В 1910 году Карра вместе с Боччони, Луиджи Руссоло (1885–1947), Джакомо Балла (1871–1958) и Джино Северини (1883–1966) подписал «Манифест художников-футуристов». Идеи движения разделяли и авангардные русские художники, такие как Давид Бурлюк (1882–1967) и Наталья Гончарова (1881–1962). Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве Карра.
Художник принимал активное участие в выставках и мероприятиях футуристов. Их первая крупная выставка, состоявшаяся в Милане, затем отправилась в международное турне: в галерею Саквилл в Лондоне, галерею «Штурм» Герварта Вальдена в Берлине, а также в Амстердам, Цюрих и Вену.
В 1911, 1912 и 1914 годах Карра вновь посещал Париж, где познакомился с ведущими художниками-кубистами, такими как Пабло Пикассо и Жорж Брак. Именно в это время он создал свой шедевр — «Похороны анархиста Галли» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Контакты с представителями Парижской школы (École de Paris), а также увлечение строгими формами в духе Сезанна, привели его к скорому разрыву с футуризмом. В своей живописи он всё больше фокусировался на форме и неподвижности, а не на движении и эмоциях.
Метафизическая живопись
Ещё в 1913 году Карра начал интересоваться живописью Раннего Возрождения, в частности работами Джотто и Паоло Уччелло. В 1917 году, во время службы в армии, он лечился в военном госпитале в Ферраре, где встретил Джорджо де Кирико. Вместе они стали основателями влиятельной, хотя и недолговечной, метафизической школы живописи (La Scuola Metafisica). В рамках этого направления Карра развил свой зрелый индивидуальный стиль, создавая своеобразные натюрморты и жанровые сцены. К ним также присоединился Джорджо Моранди (1890–1964), художник из Болоньи, который позже основал группу «Страпаэзе», придерживавшуюся консервативных и националистических взглядов, и Карра также стал её членом.
В 1919 году Карра опубликовал книгу Pittura Metafisica («Метафизическая живопись»), в которой изложил свои взгляды на эстетику движения, но в том же году разорвал отношения с де Кирико и окончательно покинул группу. Тем не менее на протяжении большей части 1920-х годов он продолжал создавать характерные для него причудливые «метафизические» картины, чередуя их с более монументальными работами, такими как «Утро на море» (1928), выполненными в манере мастера эпохи Возрождения Мазаччо.
Сравните с метафизической живописью де Кирико, включающей такие работы, как: «Неопределённость поэта» (1913, Галерея Тейт, Лондон), «Песнь любви» (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Тайна и меланхолия улицы» (1914, частная коллекция).
В 1920–1930-е годы Карра разделял классические идеалы движения «Новеченто Итальяно» (Novecento Italiano), которые он также пропагандировал с 1921 по 1938 год в качестве художественного критика миланской ежедневной газеты L’Ambrosiano. В 1941 году он был назначен профессором живописи в Академии Брера в Милане и занимал эту должность до 1952 года.
Футуристические и «метафизические» картины Карло Карра можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
- От футуризма к сюрреализму
- Футуризм: итальянское движение современного искусства
- Умберто Боччони: скульптор-футурист, биография
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Аннибале Карраччи: итальянский художник эпохи барокко, болонская школа
- Лодовико Карраччи: основатель Болонской школы живописи
- «Месяц в деревне» Джозефа Ллойда Карра, краткое содержание
- Западноевропейская живопись
- Эллинистические статуи и рельефы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?