Эдгар Дега:
художник-импрессионист читать ~14 мин.
Одна из ключевых фигур современной французской живописи, застенчивый, надменный Эдгар Дега был одним из основных представителей художественного движения импрессионизм, хотя он предпочитал ассоциироваться с реализмом. Под сильным влиянием великих старых мастеров, в частности Жана Энгра (1780-1867), он прославился прежде всего выдающимися фигурами, и наиболее известен своими этюдами балерин. Его портреты также являются образцовыми, а некоторые из них, например «Портрет молодой женщины» (1867, Музей Орсе, Париж), преодолевают разрыв между классической традицией и современным искусством, подобно работам великого русского реалиста Ивана Крамского (1837-1887).
В отличие от других художников-импрессионистов, включая Моне, Писсарро, Сислея и в меньшей степени Ренуара, он не увлекался живописью на пленэре и предпочитал спокойную, композиционную атмосферу студии бездумной спонтанности работ на открытом воздухе. Он работал в различных техниках, включая масло, акварель, пастель и бронзовую скульптуру.
Признанный одним из лучших жанровых живописцев, он также создал множество исторических картин, портретов, натюрмортов и даже пейзажей. К его лучшим работам относятся: Скаковые лошади перед трибунами (1866-8); Семья Беллели (1858-67); Балетный класс (1874, Музей Орсэ, Париж); Абсент (1875, Музей Орсэ); Женщины гладят (1884); Женщина, расчёсывающая волосы (1887-90); Голубые танцовщицы (1899, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва); и бронзовая скульптура Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица (1879, оригинал находится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк). Многие картины Дега сегодня доступны в виде отпечатков на плакатах.
Анализ работ художников-импрессионистов, таких как Эдгар Дега, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Ранняя жизнь
Илер Жермен Эдгар Дега родился в Париже, в семье любителей искусства. Его отец был богатым банкиром, а мать – американкой из Нового Орлеана. Он рано начал серьёзно заниматься живописью и уже в 18 лет превратил комнату в семейном доме в студию, делая копии произведений искусства в Лувре. Однако отец предполагал, что он будет изучать право, что он и делал в течение года, а затем бросил учёбу, чтобы поступить в Школу изящных искусств. Именно в это время он познакомился с известным Жаном Огюстом Домиником Энгром, который посоветовал ему «рисовать линии, молодой человек, много линий».
В Школе Эколь он изучал рисунок под руководством Луи Ламота, который уделял особое внимание традиционному академическому искусству, особенно рисованию. Он продолжил своё обучение трёхлетней поездкой в Италию, где проводил все своё время, рисуя копии шедевров эпохи Возрождения Рафаэля, Микеланджело и Тициана. На него также оказал влияние немецкий художник-реалист (и близкий к импрессионизму) Адольф Менцель (1815-1905).
Исторические картины и семейные портреты
Вернувшись в Париж в 1859 году, он завершил ряд исторических работ в квазиортодоксальном стиле. Это объясняется тем, что, как и Менцель, Дега с самого начала стремился быть историческим живописцем: только в возрасте около 30 лет он изменил курс и стал специализироваться на жанровой живописи. Типичными примерами его исторической живописи этого времени являются: «Юные спартанцы упражняются» (1860, Национальная галерея, Лондон); «Семирамида строит Вавилон» (1861, Лувр, Париж) и «Военная сцена из Средних веков» (1865, Лувр).
Однако подготовительные рисунки к этим картинам – этюды драпировок и обнажённой натуры, например, Стоящая обнажённая (1865, Лувр) – уже демонстрируют уверенную, энергичную графическую линию. В частности, они демонстрируют глубокое освоение урока Ж.А.Д.Энгра, которого Дега на протяжении всей жизни считал величайшим художником своей эпохи.
В это же время он начал писать портреты семьи и друзей, сочетая классический и романтический стиль, обнаруживая при этом великие качества простоты (см. например: Рене Дега с чернильницей (1855) Колледж Смита, Нортгемптон, Массачусетс). Фактически эта замечательная серия семейных картин, написанных между 1858 и 1870 годами, также близка по духу Энгру в своей ассоциации чувства реальности с концепцией идеальной красоты.
Его портреты Терезы Дега, герцогини Морбилли (ок. 1863, Лувр) и стройной, серьёзной Джулии Беллеллин (1867, Лувр), обладают тонкой психологической глубиной и определённым очарованием. Более того, его этюды к портрету Терезы Дега, дополненные рисунком в духе Энгра и тонкой раскраской – пастелью и маслом – различных других фигур на портрете, являются одними из самых гармоничных композиций, которые он когда-либо создавал.
Современная жанровая живопись
В 1862 году, копируя Веласкеса в Лувре, он познакомился со знаменитым Эдуардом Мане (1832-1883), который ввёл его в группу молодых прогрессивных художников, сосредоточенных вокруг Клода Моне (1840-1926). Хотя Дега и стал членом этой так называемой группы, он чувствовал, что у него мало общего с этими художниками-импрессионистами, большинство из которых предпочитали писать на открытом воздухе, на что у него не было времени. Тем не менее, во многом благодаря их влиянию в течение следующих нескольких лет он полностью отказался от исторической живописи и сосредоточился на более современных жанровых картинах, изображающих скачки, балет, кафе и уличные сцены.
Его развитие нашло критический выход в теориях Луи-Эмиля Дюранти, чья статья «Новая живопись» перекликалась с его интересом к модернизму Бодлера и нетрадиционным сюжетам – например, миру газона и театра – очень цветным и искусственным, с которыми он уже был знаком по общественной жизни – см. например: Джентльменские скачки: перед выездом (1862, Музей д’Орсэ); Скаковые лошади и жокеи перед трибунами (1869-72, Музей д’Орсэ); На ипподроме в деревне (1870-3, Музей изящных искусств, Бостон).
Очень скоро он увлёкся танцами и оперой. Он написал Портрет мадемуазель Фиокр в балете «Источник» (1866-8, Бруклинский музей), странную, почти символистскую картину с кислотной бирюзой в платье танцовщицы, а затем Танцевальное фойе в Опере (1872, Лувр) с его бледными сине-серыми и жёлтыми цветами. Именно в этот период он ввёл новые оригинальные эффекты в композицию, которая теперь часто была асимметричной – см. «Оркестр в Опере» (1868-9, Лувр). Он также использовал следы модного тогда японского стиля – см. Женщина с хризантемами (1865, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
В 1870 году он поступил на службу в Национальную гвардию во время франко-прусской войны, поэтому у него было мало времени для рисования. После войны он отправился в путешествие со своим братом Рене, чтобы повидать семью матери в Новом Орлеане.
Одна из известных работ этого времени – реалистическая композиция «Хлопковая биржа» (1873, Художественный музей Фогга, Гарвардский университет), которая получила благоприятные отзывы во Франции. Он вернулся в Париж в 1873 году. Его отец умер в следующем году, и Дега унаследовал значительное состояние. Однако его брат накопил огромные долги в бизнесе, поэтому Дега был вынужден продать все, чтобы не оскандалить фамилию. Впервые в жизни он стал полностью зависеть от продажи своего искусства. Теперь его беспокоили деньги, и он стал ещё более раздражительным и пессимистичным, чем раньше. Несмотря на эту мизантропию, он любил Мане и Гюстава Моро (1826-1898) и оказался полезным другом для скульптора Альбера Бартолома после смерти его жены, Пери де Флери.
Импрессионизм
В 1874 году Дега вместе с группой прогрессивных художников Моне решил организовать собственную групповую выставку, вне строгих рамок крайне консервативного Салона. Она открылась на втором этаже дома 35 по бульвару Капуцинов в Париже. Дега показал 10 картин, в то время как Моне (5 картин, 7 эскизов), Ренуар (6 картин), Берта Моризо (9 картин), Сезанн (3 картины), Писсарро и Альфред Сислей (по 5 пейзажей).
Удивительно, но группа, получившая название «импрессионисты» после композиции Моне «Впечатление: Восход солнца» – была встречена насмешками как критиков, так и публики, и выставка принесла убытки. (См. Парижские выставки импрессионистов) Мало кто понимал, что уже через поколение импрессионизм станет всемирно известным стилем искусства, а картины импрессионистов будут расхватывать коллекционеры от Бостона до Москвы.
Среди собственных картин Дега этого времени: «Скаковые лошади» (ок. 1866, Музей д’Орсэ), «Молодая женщина, стоящая у стола» (ок. 1867, Музей изящных искусств, Алжир), Портрет месье и мадам Эдуарда Мане (ок. 1868 г., Муниципальный музей искусств, Китакюсю, Япония) и Женщина, гладящая белье (ок. 1869 г., Новая Пинакотека, Мюнхен).
Технически Дега отличался от других импрессионистов тем, что никогда не принимал имя импрессиониста и избегал пленэрной живописи. Как он сам говорил, “ни одно искусство никогда не было менее спонтанным, чем моё. То, что я делаю, – результат размышлений и изучения старых мастеров ”. Несмотря на это, его тематика (сцены парижской жизни), композиция (часто смещённая от центра), эксперименты с ярким цветом, а также дружба с ключевыми художниками-импрессионистами, включая Мане, позволяют отнести его к импрессионистической школе (см. также: Характерные черты импрессионистической живописи). И действительно, он продолжал регулярно выставляться с импрессионистами до 1886 года, после чего позволил всем своим работам перейти к его верным дилерам, в частности Полю Дюран-Рюэлю (1831-1922). См. также: Импрессионисты Ренуар, Сислей, Писсарро, Дега, Сезанн.
Новый реализм фотографии
Импрессионист или реалист, Дега (как и Мане, и более поздний Тулуз-Лотрек) упорно сопротивлялся культу сельской местности, а также импрессионистской догме писать картины вне дома, непосредственно с объекта. Хотя до 1870 года он посещал кафе Гербуа – излюбленное место встреч живописцев и других художников, а затем кафе Нувель-Атен, где он с удовольствием встречался с Мане, Золя и Сезанном, Дега никогда не интересовался натурализмом, изображением мимолётных изменений света. Вместо этого он увлёкся движением и стремился воплотить новый причудливый реализм фотографии в живописи.
Посмотрите, в частности, его изысканные балетные картины, включая: Репетиция балета на площадке (1874, Музей д’Орсэ), Танцевальный класс (1874, Музей д’Орсэ), Экзамен по танцам (1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Звезда (1876, Музей д’Орсэ) и Танцовщицы, практикующие у барной стойки (1876, Метрополитен-музей). См. также: Разделение групп импрессионистов.
Поздние годы
Став старше, он часто оставлял большие части своих картин незавершёнными. Он винил в этом заболевание глаз, хотя его современники отмечали, что человек с «неадекватным зрением» вряд ли смог бы написать такие замечательные картины. При всем его творческом развитии некоторые привычки оставались неизменными. Например, он всегда предпочитал работать в своей студии, и рисование фигур оставалось его главным интересом.
В своё время он написал очень мало пейзажей. Он был аккуратным художником и всегда планировал свои работы безупречно, с точной палитрой – (см. также Цветовая палитра XIX века). Примерно после 1880 года он стал предпочитать пастель для зарисовок балерин и мельников, в основном по памяти предыдущих работ, а его портретное искусство более или менее прекратилось. В 1881 году он выставил свою ставшую знаменитой бронзовую скульптуру «Маленькая танцовщица».
Под конец жизни, когда зрение стало подводить, он всё больше и больше стал заниматься скульптурой, моделируя фигуры и лошадей. За свою карьеру он стал довольно богатым и собрал такую большую коллекцию произведений искусства, что подумывал о создании частного музея для её хранения. Но после его смерти коллекция была продана с аукциона. Он умер одиноким стариком в возрасте 83 лет. Большинство его друзей уже умерли.
Дега-художник
Искусство Дега, действительно, дарит необыкновенное ощущение мимолётных впечатлений, но оно также рефлексивно, выстроено, стремится к совершенству и глубине. Прежде всего, Дега заботился о линии; его быстрые, точные рисунки показывают его замечательное мастерство и чувство движения, проанализированного и спроецированного одним взмахом карандаша (в Лувре есть несколько захватывающих серий этюдов, а в Национальной библиотеке в Париже – несколько этюдов).
Чтобы устранить недостаток движения в своих полотнах, он использовал смещённые композиции, поднимал линию горизонта, перевёртывал перспективу и баловался композициями, которые часто резко обрывались рамой. Он также часто обращался к фотографии и сам занимался ею.
Но он любил использовать в своих композициях ослепительный искусственный свет, который подчёркивал формы (см. «Мисс Ла-Ла в Цирке Фернандо, Париж» (1879) Национальная галерея, Лондон). В его масляной живописи и пастельных работах, которые стали чаще появляться после 1880 года, тона были блестящими голубыми, насыщенными красными и оранжевыми, а монохромные плоскости мерцали от нескольких мазков чистого цвета, которые оживляли их.
Дега неустанно исследовал, снова и снова пробуя каждую позу и каждый предмет. Он отвергал символизм, который означал бегство, и эстетизм модерна, который он считал декадентским. Он был острым наблюдателем повседневной жизни. Его знаменитые танцовщицы – это прежде всего бесплотные, детские создания, преображённые фосфоресцирующим блеском софитов (см. Репетиция балета на сцене (1874) Лувра). Это подвешенные, цветные арабески, но это также, как ни парадоксально, глупые маленькие ежи, измученные монотонностью репетиций, отдыхающие, потягивающиеся, поправляющие волосы или одежду неуклюжими движениями, с сырым лицом и раздвинутыми ногами (см. Танцовщицы в крыльях (1890-5) Городская художественная галерея, Сент-Луис, Миссури).
На самом деле Дега не искал в балете никакой соблазнительной грации. Ему больше всего нравились абсурдные позы и неправдоподобные подвиги равновесия. Его взгляд был ещё более безжалостным, когда он смотрел на женщин за их туалетом. Он подолгу наблюдал за ними в ванной, выходящими из неё, намыливающимися, натирающимися, моющими шею, ноги или торс (см. «Ванна» (ок. 1890) Чикагский художественный институт). Он показывал их в деталях, заставал их в моменты, когда они могли думать, что находятся в одиночестве, скрючившись по-звериному, гротескно занятые интимным уходом за собой, почёсыванием себя. Многие из этих работ представлены в пастели (см. После ванны (1885) MoMA, Нью-Йорк; или Женщина, расчёсывающая волосы (1887-90) Лувр).
Видение Дега было не более снисходительным, когда он смотрел на женщин из рабочего класса или на мир кафе. Он писал сюжеты, которые одобрял Золя, но не в реалистической манере Курбе. Его «Женщины, гладящие белье» (1884, Лувр), прачки и швеи, молодая мельничиха, склонившаяся над столом и делающая шляпку, не содержат никаких моральных или политических заявлений: они просто мастерски передают момент из жизни простых людей. Эти работы отличаются смелой композицией и агрессивным использованием цвета, примером чего могут служить три шляпы на картине «У мельничихи» (1881, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), выделяющиеся на фоне оранжевой стены. См. также: Развитие импрессионистической живописи.
В 1876 году Дега написал картину «В кафе» (также известную как «Пьющий абсент») – портрет Марселина Десбутена и актрисы Эллен Андри, сидящих за столиком в кафе «Нувель-Атен», неподвижных и удручённых своей бедой. Это была единственная «жалкая» картина в его карьере, и она подверглась резкой критике, когда выставлялась в Париже и Лондоне в 1893 году.
В картине «Вечер; женщины на террасе кафе» (1887, Лувр) обезьяноподобные лица женщин расположены на подмигивающем фоне бульвара. Такое же использование светлых красок можно найти в картине «Кафе-концерт у послов» (1876-7, Лионский музей), где певица выделяется среди ламп. Дега также изображает цирк, волнения на бирже и даже публичные дома в ряде мастерских монотипий, некоторые из которых исследуют свет и тень более полно, чем все остальные его работы.
Как и его нежный пейзаж «В Люксембургском саду» (1876-80, Музей Монпелье), и несколько привлекательных этюдов, показывают, что этот парижанин из среднего класса также любил пейзажи; в этих картинах он опускал детали, чтобы выразить только поэтическое, медитативное спокойствие. В 1869 году он создал серию голых морских пейзажей в пастели, а затем, около 1890 года, ряд монотипий, нарисованных по памяти, с изображением долин и широких лугов.
Наследие
Искусство Дега, постоянно обновляемое и отличающееся новаторским реализмом, оказало сильное влияние на его современников. У него не было учеников, но он оказал влияние на целое поколение других художников, включая Жана-Луи Форена (художник, литограф и иллюстратор), Мэри Кассатт (лидер американского импрессионизма) и Уолтера Сикерта (лидер английских импрессионистов). Тулуз-Лотрек (1864-1901), которого Дега защищал с самого начала своей карьеры, унаследовал от художника вкус к рисованию и острое наблюдение за парижской жизнью.
Французские и бельгийские академические реалисты переняли у него сюжеты, а иногда – как в случае со светским портретистом Джованни Болдини (1842-1931) – и яркий колорит. Но именно наби, включая Пьера Боннара (1867-1947) и Эдуара Вюйара (1868-1940), были наиболее созвучны интимному духу работ Дега с его суровыми тонами и должны были перенести его в более счастливый мир. См. также: Наследие импрессионизма Моне.
Работы Эдгара Дега находятся в лучших художественных музеях мира, в частности в Музее Орсэ и крупнейших американских галереях, таких как Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Коллекцию его скульптур можно увидеть в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
- Мастер-класс «Портрет в монотипии»
- Мастер-класс в рамках выставки «СПЕЦПРОЕКТ или ГРАФИКА НЕ ГРАФИКА«(12+) Портрет в монотипии
- Выставка «Графика. Пространство вариантов» 0+
- Постмодернизм
- «Полночь в Чернобыле: Нерассказанная история величайшей в мире ядерной катастрофы» Адама Хиггинботэма, краткое содержание
- «Перформативные акты и гендерная конструкция: эссе по феноменологии и теории феминизма» Джудит Батлер, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?