Оноре Домье, французский художник-реалист, карикатурист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Оноре Домие, французский художник-реалист, карикатурист Биография
Названный величайшим карикатуристом XIX века и Мольером с мелком, Оноре Домие при жизни подвергался порицанию и преследованиям за свои социальные и политические карикатуры, и остается более известным благодаря своему графическому искусству - в основном рисунку и литографии - чем его реалистической живописи. Хотя его печатные работы и произведения на бумаге (включая 4000 литографий) всегда считались ценными визуальными летописями политической и социальной истории его эпохи, его масляная живопись - выполненная в стиле французского реализма – в значительной степени оставалась непонятой при его жизни. Теперь же его картины пользуются большим уважением, особенно его жанровая живопись, благодаря ее близости к творчеству Гюстава Курбе (1819–77) – например, Похороны в Орнане (1850) – и критики считают его одним из ключевых художников-реалистов во Франции XIX века. Его влияние на более поздних художников и на развитие французской живописи иллюстрируется восхищением, которое он вызвал у различных современных художников, включая Пикассо (1881–1973), Сезанна (1839–1906) и Фрэнсиса Бэкона (1909–92). Среди его наиболее известных работ: Гаргантюа (1831, Национальная библиотека Франции), Опустите занавес, фарс окончен (1834, Музей изящных искусств, Бостон), Третий класс вагона (1865, Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк), Прачечная (1864, Лувр) и Спасение (1870, Кунстхалле, Гамбург).
Карикатуры
Родившийся в Марселе, Домие вырос в Париже, где (недолго) изучал рисование и впоследствии литографию: последний метод был новейшей техникой для воспроизведения нарисованных изображений. Революция 1830 года дала ему возможность выразить свои республиканские настроения в своих карикатурах, которые он предоставлял различным парижским журналам. В 1830-е годы эти политические карикатуры – опубликованные в газетах La Caricature и Le Charivari – включали Гаргантюа (1831), сатирическую карикатуру на коррумпированное правительство Луи-Филиппа, и знаменитую Улица Траннонен 14 апреля 1834 года (1834), в которой он отказывается от сатирического манера, чтобы показать жалкие последствия военного убийства гражданских лиц. Гаргантюа стоила ему тюремного заключения, после которого, по мере ужесточения цензуры, он все больше обращался к социальной сатире.
Литографии
Таким образом, в 1836 году он начал серию рисунков, основанных на вымышленном персонаже Роберте Макире, олицетворяющем хитрости коммерческого общества. Он создал несколько замечательных серий литографий в 1840-е годы, например Древняя история (1842), пародию на неоклассическое искусство. Его мишенью часто была тщеславие и претенциозность, как в серии Люди правосудия (1845–8): здесь текучие одежды и черно-белый контраст юридической формы позволяли создать впечатляющие пикториальные эффекты. Он изобрел персонажа Ратапоиль, статую которого из бронзы (1850; Лувр) также создал для сатирического изображения недобросовестных агентов полиции Наполеона III.
Живопись
В середине 1840-х годов Домие все больше интересовался изобразительной живописью, продолжая при этом создавать литографии для своего пропитания. Он участвовал в конкурсе на создание аллегорической фигуры Республики в 1848 году: он занял одиннадцатое место, но так и не закончил картину, эскиз которой сейчас находится в Лувре, Париж. Хотя художники-реалисты, такие как Коро (1796–1875), Милле (1814–75) и Теодор Руссо (1812–67) поощряли его упорство, слишком много сил он тратил на создание своих литографированных рисунков. Ранние аллегорические картины, которые он создал в этот период, должны были части своей задолженности Рубенсу, например Мельник, его сын и осел (1848–9; Burrell Collection, Glasgow), после чего большая часть его живописи была вдохновлена современными событиями, например Восстание (1848; The Phillips Collection, Washington, D.C.) и повседневными сценами, такими как Третий класс вагона (1863–5; National Gallery of Canada, Ottawa). Скульптурность его рисунка видна на Прачечная (1863–4; Лувр, Париж). Домие часто изображал клоунов и акробатов в своих картинах (например, Saltimbanque, 1855–60; Лувр, Париж), а также театральные сцены (Криспин и Скапин, 1858–60; Лувр, Париж). Картина Дон Кихот и Санчо Панса (1870; Courtauld Institute Galleries, London) является одной из группы картин на эту тему, демонстрируя свободную манеру письма и каллиграфические мазки его поздних лет. Его картины не были закончены в той степени, которая ожидалась от его современников, но они обладают выразительной качественностью благодаря этой скетчевости, что придает им особую привлекательность сегодня. Домие использует неуверенную и прерывистую линию, так что контуры размываются окружающим светом, в импрессионистской манере.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?