Мария Хелена Виейра да Силва:
Художник Art Informel читать ~3 мин.
Критики причисляют её к важнейшим фигурам движения арт-информель — европейской версии абстрактного экспрессионизма. Португальско-французская художница Мария Элена Виейра да Силва (порт. Maria Helena Vieira da Silva; 1908–1992) прославилась своим сложным стилем абстрактного искусства. Её уникальная манера хорошо видна на таких полотнах, как «Théâtre de Gérard Philipe» (1975, Музей Унтерлинден, Кольмар).
Многие её работы изображают лабиринтоподобные интерьеры с запутанными линиями перспективы. Она стала лауреатом множества наград, включая Гран-при на биеннале в Сан-Паулу (1961) и французскую государственную награду Grand Prix National des Arts (1966). В 1979 году она была удостоена членства в Ордене Почётного легиона, что закрепило её статус одной из ведущих художниц XX века послевоенного периода. Кроме живописи, она также преуспела в создании гобеленов и витражей.
Мария Элена Виейра да Силва родилась в Лиссабоне, где изучала рисунок и скульптуру в местной Академии изящных искусств. В 1928 году она переехала в Париж. Там она училась скульптуре у Антуана Бурделя и Шарля Деспио, гравюре — у Стэнли Уильяма Хейтера, а масляной живописи — у Роже Бисьера, Отона Фриеза и Фернана Леже.
В 1930 году она вышла замуж за венгерского художника Арпада Сенеша (Árpád Szenes; 1897–1985), ставшего её главным наставником. Первая персональная выставка да Силвы прошла в Париже в 1933 году. С приближением войны, в 1939 году, она покинула Францию и уехала в Португалию, а в следующем году — в Рио-де-Жанейро. Именно в бразильский период её известность как художницы начала расти. В 1947 году она вернулась в Париж, а в 1956 году получила французское гражданство.
Стиль искусства
Как художница, Виейра да Силва вдохновлялась пространственными решениями в работах Поля Сезанна и приглушённой палитрой аналитического кубизма. На неё также повлияла общая тенденция к абстрактной экспрессионистской живописи, доминировавшая в послевоенном искусстве Америки и Европы.
В середине 1930-х годов она привлекла внимание работами, состоявшими из цветных пятен на нейтральном фоне. Эти картины создавали «впечатление» пространства без использования традиционной линейной перспективы. В 1940-х этот ранний стиль уступил место более известным остроугольным, линеарным композициям. Её полотна часто строятся на сложных сетчатых структурах, которые одновременно создают и разрушают ощущение глубины, погружая зрителя в состояние дезориентации.
Творчество да Силвы пронизано темами памяти, перемещения и чувства потерянности. Её лабиринты и тесные пространства отражают личный опыт эмигрантки, живущей вдали от родины. Картины передают ощущение клаустрофобии и бесконечности городских пейзажей, превращая их в метафоры внутреннего мира человека. Эти мотивы сделали её полотна глубоко личными и узнаваемыми.
После возвращения во Францию она стала одной из самых известных представительниц арт-информеля, специализируясь на лирической абстракции, тесно связанной с французским ташизмом. В этом направлении она работала наряду с такими мастерами, как Вольс (Альфред Отто Вольфганг Шульце), Пьер Сулаж, Жорж Матьё, Николя де Сталь, Альфред Манесье, Серж Поляков и Жан-Поль Риопелль.
К этому же жанру относят и творчество других художников: европейцев Карела Аппеля и Асгера Йорна, американского художника-каллиграфа Марка Тоби, ташиста Сэма Фрэнсиса и художника из Сент-Айвса Патрика Херона.
К числу значимых картин XX века Марии Элены Виейра да Силва относятся: «Танец» (1938, Музей современного искусства, Нью-Йорк); «Игра в шахматы» (1943, Национальный музей современного искусства, Париж); «Коридор» (1950, Галерея Тейт, Лондон); «Сериография № 1» (1959, Музей изящных искусств Сан-Франциско) и «Théâtre de Gérard Philipe» (1975, Музей Унтерлинден, Кольмар).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?