Пюви де Шаванн: французский живописец, художник-декоратор читать ~7 мин.
Важная фигура во французской настенной живописи второй половины XIX века, он испытал большое влияние движения символизма и академической неоклассической живописи Жака-Луи Давида (1748-1825), Дж. А.Д. Энгра (1780-1867) и Теодора Шассерио (1819-1856); более того, в некоторых отношениях его работы во многом являются продолжением фресок, написанных Шассерио.
Несмотря на своё уважение к академическому искусству, а также к Парижскому салону, он оставался так же далёк от официальных школ, как и от небольших групп на периферии. Его главным вкладом в французскую живопись было применение новых идей к традиционным средствам и устоявшимся темам; этого синтеза он достиг в картинах, которые выставлял в Парижских салонах: «Война» и «Мир» – на Салоне 1861 года и «Работа» и «Отдых» – в 1863 году; работы, которые сразу заинтересовали критиков. Две работы были приобретены музеем в Амьене, который сразу же заказал ему серию фресок, в технике которых он преуспел, став в итоге величайшим художником-монументалистом во Франции.
За свою карьеру он украсил множество общественных зданий в Париже (например, Отель де Виль, Пантеон и Сорбонну), и им восхищались как авангардные современные художники, такие как Поль Гоген (1848-1903), Жорж Сёра (1859-1891) и Тулуз-Лотрек (1864-1901), так и традиционные живописцы. Его репутация несколько упала в XX веке, и его идеализированные изображения античности или аллегорические представления абстрактных тем сегодня кажутся несколько анемичными.
Ранняя жизнь
Родился Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн в Лионе, сын горного инженера, происходил из старинной аристократической семьи в Бургундии. Он учился в Лионском колледже, затем в Лицее Анри IV в Париже, после чего поступил в Политехническую школу, чтобы последовать за своим отцом в профессии инженера. Однако болезнь прервала его учёбу, и после поездки в Италию, которая расширила его кругозор и заставила взглянуть на жизнь под новым углом, он решил сделать искусство своей профессией. Соответственно, он отправился учиться у французских исторических живописцев Эжена Делакруа (1798-1863) и Томаса Кутюра (1815-1879), а также у Анри Шеффера, менее известного младшего брата Ари Шеффера (1795-1858).
За этим последовала ещё одна поездка в Италию, длившаяся более года, которая помогла ему утвердиться в убеждении о примате декоративного искусства, выраженного в масштабной декоративной живописи – виде творчества, ставшего делом всей его жизни. Будучи консерватором и опираясь скорее на Ренессанс, чем на модернизм, Пюви де Шаванн продолжал свою карьеру художника в рамках академического классицизма и диктата официального Салона. И хотя ему потребовалось много лет, чтобы произвести впечатление на современников, он постепенно завоевал их признание, в частности, благодаря своим монументальным работам. К 1880-м годам он прочно утвердился в парижских салонах, а к 1890-м годам стал считаться ведущим мастером своего жанра.
Ранние картины
Как художник, Пюви де Шаванн восхищался техникой и видением Делакруа, но не его недисциплинированной страстью. Если какая-либо группа и привлекала его симпатии, то это была Барбизонская школа пейзажной живописи, особенно работы Камиля Коро (1796-1875). Его также особенно привлекали декоративные картины Теодора Шассерио, чей стиль сочетал классическую линейную композицию Жан Огюст Доминик Энгра и цвет Делакруа, и который послужил образцом для нескольких его более поздних работ.
Первым экспонатом Пюви в Салоне была «Пьета», выставленная ещё в 1852 году, но затем в течение нескольких лет ему отказывали: его новые и довольно поразительные картины, в том числе «Саломея» и «Юлия», получили известность благодаря отсутствию теней и византийским качествам, но не произвели впечатления на жюри. Более приемлемая работа – «Возвращение с охоты» (1858, Музей Марселя), отличающаяся героическим движением, – была показана на Салоне 1859 года и продемонстрировала его несомненный декоративный талант.
Фрески в Амьенском музее
Именно заказ на роспись фресок вокруг лестницы в Амьенском музее дал Пюви де Шаванну возможность продемонстрировать своё истинное мастерство в монументальной живописи. В 1861 году он создал «Войну» и «Мир»; в 1863 году «Работу» и «Отдых»; в 1865 году появилась «Ave Picardia Nutrix»: сейчас многие критики считают его лучшей работой, хотя её новизна и простота вызывали в то время не мало споров.
Ещё больше критики было направлено на следующую серию его фресок, «Осень», «Сон», «Жатва» (Салон 1870 года) и «Бедный грешник» (Салон 1875 года). Салонные критики обвинили его в том, что он не умеет рисовать и писать, не понимая в полной мере, насколько сложно сравнивать масштабные фрески с монументальными станковыми картинами. В результате в течение следующего десятилетия Пюви де Шаванн оставался непонятым и недооцененным.
Прорыв: Детство Святой Женевьевы – Пантеон
Затем в 1876 году маркиз де Шеневидерес заказал ему серию картин, иллюстрирующих «Детство Святой Женевьевы» (1876-8) в церкви Святой Женевьевы (ныне Пантеон). Впервые его фрески увидели в естественной обстановке (вдали от искусственных декораций Салона), и они сразу же были признаны критиками и художниками как одно из величайших декоративных произведений Франции.
Затем последовали другие шедевры общественного искусства, и каждый из них укреплял его растущую репутацию. К ним относятся: Ludus pro patria (1880-2), написанный для музея Амьена; различные фрески (1883-84) для дворца Сен-Пьер, Париж; «Священное дерево, дорогое для искусств и муз» (1884), «Античное видение» и «Христианское вдохновение» и другие, для музея изящных искусств Лиона; «Inter Artes et Naturam» (ок. 1888-90) для Руанского музея; Лето, Зима и «Виктор Гюго, представляющий свою лиру Парижу», созданные для Отеля де Виль (1893-5); а также «Святая Женевьева, снабжающая парижан» (1897) и «Святая Женевьева, наблюдающая за Парижем» (1898), для Пантеона.
В этот период его трудовая жизнь вошла в неизменную колею. Каждый день он совершал бодрую 60-минутную прогулку от своего дома на Монмартре до своей студии в Нейи. Затем он непрерывно работал в течение 9-10 часов над своей картиной, после чего снова отправлялся домой бодрой походкой. Около 19:00 он съедал свой единственный ежедневный ужин, а остаток вечера посвящал чтению, музыке и общению с друзьями.
Высокое уважение
В этот последний период жизни он пользовался столь высоким уважением, что правительство заказывало ему особо торжественные декоративные работы, как, например, оформление грандиозного полуцирка Сорбонны (1887-9), для которого он написал картину «Наука, искусство и литература». Он даже был приглашён городом Бостоном для оформления монументальной лестницы его публичной библиотеки (1895-1898).
Кроме этих настенных композиций, интерес представляет также его мифологическая живопись. Это картины, почти всегда расположенные в таинственных пейзажах, с блестящим колоритом и композицией, несколько академичной и холодной, но свободной и спокойной в развитии сюжета. Примером может служить загадочная работа «Бедный рыбак» (1881, Музей д’Орсэ, Париж) и мечтательная «Женщина на пляже» (1887, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1891 году Пюви де Шаванн был единогласно избран президентом Национального общества изящных искусств (Societe Nationale des Beaux-Arts). Оно стало доминирующим салоном того времени и устраивало выставки современного искусства. Он также был произведён в кавалеры ордена Почётного легиона. Женившись на принцессе Мари Кантакузен, с которой он впервые встретился в студии Шассерио, он также имел роман с Сюзанной Валадон, матерью французского художника городского жанра Мориса Утрилло (1883-1955), который, возможно, является его сыном. Пюви де Шаванн умер в Париже в октябре 1898 года в возрасте 73 лет.
Репутация и наследие
Пюви де Шаванн оказал значительное влияние на молодых художников своего времени, в частности на символистов, неоимпрессионистов, декоративных художников, таких как клуазонисты Эмиль Бернар и Луи Анкетин, даже на Пикассо. Он был консервативен в своём общем подходе к искусству, но либерален в своём отношении к авангардному искусству, особенно когда заседал в жюри Салона. Он был одним из немногих академических живописцев, чьи работы пользовались уважением как традиционных, так и радикальных художников. В его собственных работах новаторский стиль преодолевал старомодность сюжетов и избегал сухого фотографического реализма, который был так характерен для академической живописи конца века. Один из лучших исторических живописцев в своей области, его упрощённые формы, уважение к плоскостности поверхности картины и использование ненатуралистического цвета для выражения настроения картины, придали его работам современный, почти абстрактный вид.
Картины Пюви де Шаванна можно увидеть в церквях, общественных зданиях и в нескольких лучших художественных музеях Франции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?