Пюви де Шаванн:
французский живописец, художник-декоратор читать ~6 мин.
Пьер Пюви де Шаванн — важная фигура во французской настенной живописи второй половины XIX века. Он испытал сильное влияние символизма и академической неоклассической живописи, в частности Жака-Луи Давида (1748–1825), Ж. О. Д. Энгра (1780–1867) и Теодора Шассерио (1819–1856). Во многом его творчество продолжает традиции фресок Шассерио.
Несмотря на уважение к академическому искусству и Парижскому салону, художник оставался в стороне как от официальных школ, так и от авангардных течений. Его главным вкладом во французскую живопись стал синтез новых идей с традиционными сюжетами и техниками. Этот подход проявился в картинах, выставленных в Салоне: «Мир» и «Война» (1861), «Отдых» и «Труд» (1863). Эти произведения сразу привлекли внимание критиков. Первые две работы приобрёл музей в Амьене, который затем заказал художнику серию фресок, принёсших ему славу одного из величайших монументалистов Франции.
За свою карьеру Пюви де Шаванн украсил множество общественных зданий в Париже, включая Отель-де-Виль, Пантеон и Сорбонну. Его творчеством восхищались как авангардисты — Поль Гоген (1848–1903), Жорж Сёра (1859–1891) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901), — так и художники традиционного направления. В XX веке его популярность снизилась. Сегодня его идеализированные античные образы и аллегории могут казаться несколько анемичными.
Ранняя жизнь
Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн родился в Лионе в семье горного инженера. Он происходил из старинного аристократического рода Бургундии. Будущий художник учился в Лионском колледже и парижском Лицее Генриха IV, после чего готовился к поступлению в Политехническую школу, желая пойти по стопам отца. Однако болезнь и поездка в Италию, изменившая его взгляды на жизнь, побудили его посвятить себя искусству. Он начал обучение у живописцев Эжена Делакруа (1798–1863) и Томаса Кутюра (1815–1879), а также у Анри Шеффера — брата более известного художника Ари Шеффера (1795–1858).
Следующая поездка в Италию, продлившаяся больше года, укрепила его в решении посвятить себя декоративному искусству, а именно монументальной живописи. Это направление стало делом всей его жизни. Пюви де Шаванн был консерватором, ориентировался на Ренессанс, а не на модернизм, и строил карьеру в рамках академического классицизма и правил Салона. Ему потребовались годы, чтобы добиться признания, которое пришло в первую очередь благодаря монументальным работам. К 1880-м годам он стал заметной фигурой в парижских художественных кругах, а к 1890-м — ведущим мастером своего жанра.
Ранние картины
Художник восхищался техникой Делакруа, но не его экспрессивностью. Ему была близка Барбизонская школа, в особенности творчество Камиля Коро (1796–1875). Пюви де Шаванна также привлекали декоративные работы Теодора Шассерио, стиль которого сочетал классический рисунок Энгра и колорит Делакруа. Именно Шассерио послужил для него образцом в ряде более поздних работ.
Дебют Пюви де Шаванна в Салоне состоялся в 1850 году с картиной «Пьета». Однако в последующие годы жюри неоднократно отвергало его работы. Такие картины, как «Саломея» и «Юлия», обратили на себя внимание новаторским стилем — отсутствием теней и отсылками к византийскому искусству, — но не получили одобрения. Признание пришло в 1859 году, когда Салон принял его работу «Возвращение с охоты» (1858, Музей Марселя). Это полотно, отмеченное героическим размахом, продемонстрировало несомненный декоративный талант художника.
Фрески в Амьенском музее
Заказ на роспись лестницы в Амьенском музее позволил Пюви де Шаванну в полной мере проявить своё мастерство монументалиста. В 1861 году он создал панно «Мир» и «Война», в 1863 году — «Труд» и «Отдых». Завершила цикл работа 1865 года «Ave Picardia Nutrix». Многие критики считают её вершиной творчества художника, хотя в своё время её новаторство и простота вызывали немало споров.
Однако другие его работы, такие как «Сон» или «Осень», подвергались резкой критике. Обозреватели Салона обвиняли художника в неумении рисовать, не учитывая специфики монументальной живописи в сравнении со станковой. Из-за этого непонимания Пюви де Шаванн долгое время оставался недооценённым.
Прорыв: Детство Святой Женевьевы – Пантеон
Прорыв произошёл в 1876 году, когда маркиз де Шеневьер заказал художнику серию росписей на тему «Детство святой Женевьевы» (1874–1878) для церкви Святой Женевьевы (ныне Пантеон). Увиденные в предназначенном для них архитектурном пространстве, а не в выставочных залах Салона, фрески получили восторженную оценку. Критики и художники единодушно признали их одним из величайших произведений монументального искусства Франции.
Этот успех принёс ему новые заказы и укрепил репутацию. Среди ключевых работ этого периода:
Ludus pro Patria (1880–1882) для музея в Амьене;
росписи для Дворца Сен-Пьер в Париже (1883–1884);
композиции «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами» (1884), «Античное видение» и «Христианское вдохновение» для Музея изящных искусств в Лионе;
панно «Inter Artes et Naturam» (ок. 1888–1890) для Руанского музея;
циклы «Лето» и «Зима», а также «Виктор Гюго, преподносящий свою лиру Парижу» для Отель-де-Виль (1893–1895);
завершающие сцены из жизни святой Женевьевы для Пантеона: «Святая Женевьева, снабжающая парижан провизией» (1897) и «Святая Женевьева, взирающая на Париж» (1898).
В этот период распорядок дня художника был строго определён. Каждое утро он совершал часовую прогулку от своего дома на Монмартре до студии в Нёйи. Затем следовала непрерывная работа в течение 9–10 часов. Вечером он тем же путём возвращался домой. Около семи часов он ужинал — это был его единственный приём пищи за день, — а остаток вечера посвящал чтению, музыке и общению с друзьями.
Высокое уважение
В поздний период жизни художник пользовался огромным уважением. Правительство доверяло ему самые ответственные заказы, например, роспись большого амфитеатра Сорбонны (1887–1889). Для неё он создал монументальную композицию «Науки, искусства и словесность». Слава Пюви де Шаванна вышла за пределы Франции: город Бостон пригласил его для оформления лестницы Публичной библиотеки (1895–1898).
Кроме монументальных работ, Пюви де Шаванн создавал станковые картины, часто на мифологические сюжеты. Их отличает таинственный пейзаж, изысканный колорит и композиция, которая сочетает академическую строгость со свободной и созерцательной трактовкой темы. Яркими примерами служат его знаменитая работа «Бедный рыбак» (1881, Музей Орсе, Париж) и «Женщина на берегу моря» (1887, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1890 году Пюви де Шаванн стал соучредителем и президентом Национального общества изящных искусств (Société Nationale des Beaux-Arts), которое организовало альтернативный, более либеральный Салон. Художник был удостоен звания командора ордена Почётного легиона. В 1897 году он женился на румынской принцессе Марии Кантакузино, своей спутнице на протяжении многих лет. Известно также о его связи с Сюзанной Валадон, матерью художника Мориса Утрилло (1883–1955), отцовство которого приписывают Пюви де Шаванну. Художник скончался в Париже в октябре 1898 года в возрасте 73 лет.
Репутация и наследие
Пюви де Шаванн оказал огромное влияние на молодое поколение художников: символистов, неоимпрессионистов, клуазонистов (Эмиль Бернар, Луи Анкетен) и даже на раннего Пикассо. Будучи консерватором в собственном творчестве, он проявлял либерализм по отношению к авангардному искусству, особенно в качестве члена жюри Салона. Он был одним из немногих академистов, которого уважали как традиционалисты, так и новаторы.
Его собственный стиль, сочетая классические сюжеты с новаторской формой, позволил избежать сухого натурализма, свойственного академической живописи того времени. Упрощённые формы, подчёркнутая плоскостность холста и использование условного цвета для передачи настроения придавали его работам современное, почти абстрактное звучание. Это делает его одной из ключевых фигур в исторической живописи своего времени.
Работы Пюви де Шаванна и сегодня украшают церкви, общественные здания и крупнейшие художественные музеи Франции и мира.
- Фрески: современность сквозь призму старины
- Фрески Вюрцбургской резиденции, Тьеполо: анализ
- Фрески Сикстинской капеллы
- Джамбаттиста Тьеполо: итальянский художник, фрески Вюрцбургского дворца
- Мексиканские фрески и муралы
- Гюстав Моро, французский художник-символист
- В Магнитогорске с успехом прошли премьерные спектакли «Амадеус» - совместный проект театра им. Пушкина и театра оперы
- «Вне закона» Анны Норт, краткое содержание
- Выставка художника Жени Шефа
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?