Вакх и Ариадна, Тициан:
анализ читать ~3 мин.
«Вакх и Ариадна» Тициана — одно из величайших произведений венецианского Ренессанса, признанный шедевр мифологической живописи.
Название: «Вакх и Ариадна» (1520–1523)
Художник: Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio, ок. 1488/1490–1576)
Материал: Холст, масло
Жанр: мифологическая живопись
Направление: искусство венецианского Возрождения
Находится: Национальная галерея, Лондон
См.: в альбоме Тициана.
Описание
Для анализа других знаменитых шедевров, пожалуйста, см.: Анализ знаменитых картин (1250–1800).
Тициан был ведущим мастером венецианской школы живописи XVI века. Его творческий путь связан как с Джорджоне (1477–1510), который, вероятно, был его наставником, так и с Тинторетто (1518–1594), который недолгое время числился его учеником. Тициан прославился портретами и монументальными алтарными образами.
Если творчество Микеланджело является воплощением флорентийского принципа disegno (главенство рисунка), то Тициан представляет венецианский подход colorito, где доминирует цвет. Этот аспект подробно раскрыт в теме «Тициан и венецианская колористика» (1500–1576). Художник пользовался признанием современников и получал заказы от самых влиятельных монархов и религиозных деятелей Европы.
Среди наиболее известных работ Тициана: «Вознесение Девы Марии» (1516–1518, собор Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари), «Вакханалия на острове Андрос» (1523–1526, Прадо, Мадрид), «Венера Урбинская» (1538, Уффици, Флоренция) и «Папа Павел III с внуками» (1546, Музей Каподимонте, Неаполь).
Эта красочная историческая картина входит в цикл мифологических произведений, заказанных Альфонсо I д’Эсте, герцогом Феррары, для его Camerino d’Alabastro — личных апартаментов в герцогском дворце. Изначально заказ на «Триумф Вакха» получил Рафаэль, но после его смерти в 1520 году работа была передана Тициану. В период с 1518 по 1525 год Тициан создал для герцога три полотна. Два других — «Поклонение Венере» (1518–1519) и «Вакханалия на острове Андрос» (1523–1526) — сейчас хранятся в Музее Прадо в Мадриде.
Сюжет, основанный на произведениях римских поэтов Овидия и Катулла, повествует о встрече Вакха (бога вина) и Ариадны (дочери критского царя Миноса) на острове Наксос. Ариадна помогла своему возлюбленному Тесею одолеть Минотавра, но была им покинута. На картине её скорбный взгляд устремлён на уплывающий вдаль корабль Тесея. В этот момент её печаль прерывает внезапное появление Вакха в сопровождении шумной свиты.
Испуганная Ариадна оборачивается и видит, как бог вина выпрыгивает из своей колесницы. Их взгляды встречаются — это любовь с первого взгляда. Вакх обещает ей вечную верность и в качестве свадебного дара предлагает созвездие — Северную Корону (Corona Borealis), символически изображённое в виде восьми звёзд над её головой. В некоторых версиях мифа он возносит её на небеса, превращая в это созвездие.
Композиция картины разделена диагональю на две части. Справа — земная, динамичная сцена с Вакхом и его спутниками: сатирами и менадами. Их позы отсылают к античной скульптуре, например, фигура сатира, борющегося со змеями, напоминает знаменитую группу «Лаокоон и его сыновья». Слева — небесный покой и печаль Ариадны на фоне синего неба, написанного с использованием дорогого пигмента лазурита. Это разделение подчёркивает переход героини от отчаяния к бессмертию и божественной любви.
Символизм пронизывает всю работу. В колесницу Вакха впряжены два гепарда, которые в эпоху Возрождения содержались в зверинцах итальянских правителей и символизировали могущество. Цветы на переднем плане, такие как ирис и аквилегия, могут указывать на скорбь Ариадны, а плющ и виноградные лозы на спутниках Вакха — его атрибуты. Тициан мастерски передаёт драматизм момента через динамичные позы, яркие драпировки и насыщенный колорит, создавая одно из самых эмоциональных произведений на мифологическую тему.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?