Известные картины, с пояснениями читать ~31 мин.
Анализ и интерпретация шедевров масляной, фресковой и акварельной живописи старых мастеров.Это постоянно пополняемый цикл образовательных статей, посвящённых анализу и интерпретации значимых фресок, масляных полотен и акварелей. В него регулярно добавляются новые материалы. Добавьте эту страницу в закладки, чтобы узнать больше о великолепных портретах, исторических картинах, пейзажах и жанровых сценах, созданных ведущими европейскими мастерами.
Анализ картин, созданных в XIX или XX веках, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Как анализировать картину
Чтобы научиться анализировать и интерпретировать произведения живописи, полезно ознакомиться с оценками, данными другими людьми. Именно для этого мы составили список с интерпретациями известных картин. Наша цель — не навязать вам субъективную точку зрения, а дать пищу для размышлений и помочь сформировать собственное мнение о каждом произведении.
Оценка искусства — это не решение математической задачи. Редко существует единственно «правильное» мнение о том,
чего именно стремился достичь художник,
удалось ли ему это и
насколько совершенна его работа. В конечном счёте, важен не сам вывод о картине, а ход ваших рассуждений: другими словами, ПОЧЕМУ она вам нравится, не нравится или оставляет равнодушным.
Как интерпретировать картину: несколько простых советов
Анализируя картину, помните, что перед вами всего лишь краски, нанесённые на поверхность определённым образом. Не больше и не меньше. Поэтому откройте глаза и внимательно присмотритесь к деталям:
Как художник использует линии для изображения фигур?
Какие цвета (красные, жёлтые и т. д.) он использует?
Какие оттенки и тона определённых цветов преобладают (светло-голубой, насыщенно-синий, тёмно-синий и т. д.)?
Какую фактуру поверхности создал художник: идеально гладкую, с едва заметными мазками, или, наоборот, рельефную, с густыми слоями краски и явными следами кисти?
Как художник управляет вашим вниманием? Есть ли в композиции элементы, которые притягивают взгляд и ведут его за собой?
Пытается ли художник изобразить нечто реальное, например человека или пейзаж? Если да, то он просто копирует реальность или пытается высказаться о ней?
Присутствуют ли на картине предметы, имеющие символическое значение? В старину, например, собака на портрете замужней женщины символизировала её верность мужу. Многие картины содержат подобные символы.
Если картина полностью абстрактна, внимательно рассмотрите формы, которые она содержит, и спросите себя, не вызывают ли они у вас каких-либо ассоциаций.
Каков замысел художника?
Теперь, используя информацию, полученную при анализе картины по этим восьми пунктам, спросите себя, каков был замысел художника в каждом случае. Например, если вы заметили (пункт 3), что художник использовал много ярко-красной краски, задайтесь вопросом: зачем? Чего он хотел этим добиться? Или, если вы осознали, что ваше внимание приковано к определённому объекту, подумайте, почему художник хотел направить ваш взгляд именно туда. Если вы сможете сформулировать своё мнение о замысле художника, опираясь на эти наблюдения, вы, несомненно, сможете дать картине глубокую оценку.
Анализ знаменитых картин
Неизвестные художники (ок. 800 г.)
Страница с монограммой Христа (Хи-Ро) в Келлской книге (ок. 800 г.)
Библиотека Тринити-колледжа, Дублин
Великолепный пример сложного кельтского орнаментального стиля.
Уилтонский диптих (1395-99)
Национальная галерея, Лондон
Создан для английского короля Ричарда II. Назван в честь Уилтон-хауса, старинного имения графов Пембрук.
Анджелико, Фра (1400-1455)
Благовещение (ок. 1450 г.)
Фреска, Музей Сан-Марко, Флоренция
Эта настенная роспись, выполненная по заказу семьи Медичи, была частью декоративной программы, созданной Фра Анджелико для доминиканского монастыря Сан-Марко. Этот цикл считается одним из важнейших комплексов фресок флорентийского Возрождения.
Антонелло да Мессина (1430-1479)
Христос в терновом венце (Ecce Homo) (1470)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Некоторые искусствоведы считают этот портрет квинтэссенцией гуманистического искусства итальянского Возрождения, в котором божественное и человеческое начала неразрывно связаны.
Беллини, Джованни (1430-1516)
Экстаз святого Франциска (1480)
Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Сложная по композиции сцена из жизни святого Франциска, изображающая момент получения им стигматов.
Портрет дожа Леонардо Лоредана (1502)
Национальная галерея, Лондон
Величественный портрет правителя и верховного судьи Венеции, созданный Беллини.
Алтарный образ из церкви Сан-Заккария (1505)
Церковь Сан-Заккария, Венеция
Изысканное изображение Мадонны с Младенцем в окружении святых Петра, Екатерины, Луции и Иеронима.
Босх, Иероним (1450-1516)
Сад земных наслаждений (1500-05)
Масло, дерево; Музей Прадо, Мадрид
Этот триптих на религиозную тему — одно из самых загадочных и пророческих произведений искусства Северного Возрождения XVI века.
Триптих «Воз сена» (1516)
Масло, дерево; Музей Прадо, Мадрид
Ещё один религиозный шедевр, посвящённый последствиям человеческого греха.
Боттичелли, Сандро (1445-1510)
Весна (La Primavera) (1482-83)
Темпера, тополь; Галерея Уффици, Флоренция
Эта сложная аллегорическая работа, заказанная семьёй Медичи, сочетает в себе линейную элегантность готического искусства и гуманистическую повествовательность итальянского Возрождения. Один из лучших образцов мифологической живописи кватроченто.
Рождение Венеры (1484-86)
Темпера, холст; Галерея Уффици, Флоренция
Созданная по заказу мецената-гуманиста Лоренцо Медичи, эта картина стала первым со времён классической античности произведением, изображающим обнажённое женское тело в светском контексте. Она принадлежит к серии мифологических картин, написанных Боттичелли после его возвращения из Рима, где он работал в Сикстинской капелле.
Бредерлам, Мельхиор (1350-1411)
Дижонский алтарь (1394-99)
Музей изящных искусств, Дижон
Сочетает декоративность и символизм интернациональной готики с натурализмом итальянской живописи проторенессанса.
Бронзино, Аньоло (1503-1572)
Аллегория с Венерой и Амуром (1540-50)
Национальная галерея, Лондон
Экспрессивная, эрудированная и сложная картина в стиле маньеризма, заказанная Козимо I Медичи для французского короля Франциска I и его двора в Фонтенбло.
Брейгель Старший, Питер (ок. 1525-1569)
Нидерландские пословицы (1559)
Масло, дуб; Картинная галерея, Берлин
Эта картина, написанная под влиянием творчества великого предшественника Брейгеля, Иеронима Босха, иллюстрирует человеческую глупость и напоминает о всемогуществе Создателя.
Безумная Грета (Dulle Griet) (1562)
Масло, дерево; Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
Одно из трёх панно, написанных Питером Брейгелем Старшим в манере Иеронима Босха. Это мощное, апокалиптическое произведение религиозного искусства, центральным образом которого стала гротескная фигура Греты.
Вавилонская башня (1563)
Масло, дерево; Музей истории искусств, Вена
Эта работа, заказанная антверпенским коллекционером Никласом Йонгелинком, — вторая из трёх версий одного и того же сюжета. Она представляет собой потрясающее живописное выражение идеи о том, что без Божественного провидения мирские труды человека бессмысленны и тщетны.
Охотники на снегу (1565)
Масло, дуб; Музей истории искусств, Вена
Одна из самых знаменитых пейзажных картин в истории живописи. Как и все работы Брейгеля, она содержит глубокий рассказ о быте и нравах нидерландских крестьян XVI века.
Избиение младенцев (ок. 1565-67)
Масло, дерево; Музей истории искусств, Вена
Существуют две версии этого леденящего душу произведения на библейский сюжет: одна находится в венском Музее истории искусств, другая — в Королевской коллекции во дворце Хэмптон-Корт.
Крестьянская свадьба (1568)
Масло, дуб; Музей истории искусств, Вена
Эта известная фламандская иллюстрация крестьянской жизни является образцом зрелого стиля Брейгеля. Она наполнена символическими отсылками и несёт в себе несомненный моральный посыл.
Притча о слепых (1568)
Холст, темпера; Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Один из ярчайших примеров использования диагональной композиции. Эта картина представляет собой типичное для Брейгеля сочетание жанровой сцены, религиозной проповеди и пейзажной живописи.
Кампен, Роберт (ок. 1378-1444)
Триптих «Положение во гроб» (1410)
Масло, позолота; Институт искусства Курто, Лондон
Самая ранняя из сохранившихся работ Робера Кампена, также известного как Мастер из Флемаля. Она иллюстрирует стремление фламандских живописцев к наблюдаемому реализму, который позволял лучше доносить религиозные идеи, в противовес формализму готического искусства.
Алтарь Мероде (Триптих Благовещения) (ок. 1425 г.)
Масло, дерево; Музей Клойстерс, Нью-Йорк
Эта фламандская картина маслом начала XV века, также известная как «Триптих Благовещения», была заказана богатым купцом Яном Энгельбрехтом в качестве домашнего алтаря.
Караваджо (1571-1610)
Призвание апостола Матфея (1599-1600)
Капелла Контарелли, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
Это произведение, написанное в духе жанровой сцены, запечатлело момент, когда призыв Христа уже прозвучал, но мытарь Левий ещё не успел на него откликнуться. Через мгновение он встанет, чтобы стать апостолом Матфеем и последовать за Христом.
Мученичество святого Матфея (1599-1600)
Капелла Контарелли, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
Здесь Караваджо изобразил сцену, предшествующую мученической смерти святого Матфея. Работа висит рядом с двумя другими картинами художника на тот же сюжет: «Призвание апостола Матфея» и «Вдохновение святого Матфея».
Распятие святого Петра (1601)
Капелла Черази, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
Самое шокирующее в этой картине — обыденность усилий тех, кому поручено казнить Петра. За их рутинной работой почти теряется из виду тот факт, что они казнят человека.
Обращение Савла (1601)
Капелла Черази, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
Одна из двух картин, заказанных монсеньором Тиберио Черази (1544-1601), казначеем папы Климента VIII, для своей семейной капеллы.
Ужин в Эммаусе (1601-02)
Национальная галерея, Лондон
Один из лучших образцов реалистической религиозной живописи Караваджо, примечательный также смелыми ракурсами и виртуозным использованием техник кьяроскуро и trompe-l’œil (обманки).
Смерть Марии (Morte della Vergine) (1601-06)
Лувр, Париж
Караваджо избегает экзальтированных эмоций, характерных для маньеризма, и подчёркивает горе скорбящих, скрывая их лица. Он мастерски использует драматический тенебризм, чтобы выделить фигуры плачущих и осветить тело Марии небесным светом.
Положение во гроб (Deposizione) (1601-03)
Пинакотека Ватикана, Рим
Шедевр, полный трепетной скорби. Никодим, Иоанн Евангелист, Мария Магдалина, Дева Мария и Мария Клеопова опускают тело Иисуса в гробницу.
Амур-победитель (Amor Vincit Omnia) (1602)
Картинная галерея, Берлин
В этой работе поражает искренняя радость юной модели, позирующей для картины. По сути, это скорее портрет мальчика по имени Чекко, чем изображение классического Амура.
Карраччи, Аннибале (1560-1609)
Фрески Галереи Фарнезе на тему «Любовь богов» (1597-1608)
Палаццо Фарнезе, Рим
Монументальный фресковый цикл, выполненный в классическом стиле и оказавший огромное влияние на последующее развитие живописи.
Кристус, Петрус (1410-1475)
Портрет молодой девушки (1470)
Картинная галерея, Государственные музеи Берлина
Новаторский портретный шедевр величайшего последователя Яна ван Эйка.
Корреджо (1494-1534)
Вознесение Девы Марии (роспись купола Пармского собора) (1526-30)
Пармский собор, Парма
Потрясающий пример росписи в технике квадратуры на внутренней поверхности купола.
Юпитер и Ио (1533)
Музей истории искусств, Вена
Один из величайших мифологических шедевров эпохи Высокого Возрождения.
Кортона, Пьетро да (1596-1669)
Аллегория Божественного Провидения и власти Барберини (1633-39)
Палаццо Барберини, Рим
Впечатляющая фреска в технике квадратуры, прославляющая папу Урбана VIII и его род.
Давид, Жак-Луи (1748-1825)
Клятва Горациев (1785)
Масло, холст; Музей Лувр, Париж
Шедевр неоклассической живописи на мифологический сюжет.
Смерть Марата (1793)
Масло, холст; Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Картина носит явный пропагандистский характер, представляя одного из лидеров революции в образе светского мученика.
Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319)
Мадонна Строганова (1300)
Темпера, золото, дерево; Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Этот ранний религиозный шедевр сиенской школы живописи, известный также как «Мадонна Стокле», является важной вехой на пути перехода от средневекового искусства к живописи Ренессанса.
Маэста (1308-1311)
Темпера, золото, дерево; Музей собора, Сиена
Образцовое произведение сиенской школы в готическом стиле. Этот алтарный образ с изображением Мадонны с Младенцем в окружении ангелов и святых был создан для главного алтаря Сиенского собора.
Дюрер, Альбрехт (1471-1528)
Автопортрет в одежде, отделанной мехом (1500)
Старая пинакотека, Мюнхен
Этим автопортретом Дюрер заявляет о себе как о художнике эпохи Возрождения, а не простом ремесленнике из Северной Европы.
Молодой заяц (1502)
Галерея Альбертина, Вена
Один из первых этюдов с натуры, который был представлен как самостоятельное произведение искусства.
Большой кусок дёрна (1503)
Галерея Альбертина, Вена
Пример уникального синтеза в творчестве Дюрера, объединившего детализацию Северного Возрождения с гуманизмом и принципом disegno (рисунка), характерным для итальянского Ренессанса.
Эль Греко (1541-1614)
Погребение графа Оргаса (1586-88)
Церковь Санто-Томе, Толедо, Испания
Самая большая и знаменитая картина художника, посвящённая легенде о похоронах дона Гонсало де Руиса, на которых чудесным образом присутствовали святой Стефан и святой Августин.
Вид Толедо (1595-1600)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Эта атмосферная картина, изображающая любимый город Эль Греко, является одним из первых «чистых» пейзажей в истории мирового искусства.
Снятие одежд с Христа (El Espolio) (1577)
Кафедральный собор, Толедо
Чрезвычайно драматичное изображение сцены, в которой с Христа срывают одежды перед распятием. Композиционно доминирует центральная фигура Иисуса в богатой алой мантии.
Изгнание торгующих из храма (1600)
Национальная галерея, Лондон
Одна из пяти версий библейского сюжета об очищении храма, который упоминается во всех четырёх Евангелиях.
Портрет Фрая Феликса Ортенсио Паравичино (ок. 1605 г.)
Музей изящных искусств, Бостон
Изысканный монохромный портрет влиятельного теолога, поэта и монаха-тринитария, приближённого к королевскому двору.
Портрет кардинала (1600)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Глубоко психологический портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевары, Великого инквизитора Испании.
Эйк, Ян ван (1390-1441)
Гентский алтарь (1425-32)
Масло, дерево; Собор Святого Бавона, Гент
Одна из величайших религиозных картин своей эпохи. Этот массивный полиптих, созданный братьями Хубертом и Яном ван Эйками, является одним из краеугольных камней фламандской школы живописи. Он получил признание за яркие краски, потрясающий реализм и широту тематики.
Портрет мужчины в красном тюрбане (1433)
Масло, дерево; Национальная галерея, Лондон
Одна из всемирно известных картин лидера фламандской школы. Она служит примером нового реализма, зародившегося во Фландрии в XV веке и оказавшего влияние на многих художников итальянского Возрождения.
Портрет четы Арнольфини (1434)
Масло, дерево; Национальная галерея, Лондон
Эта работа, написанная в Брюгге и наполненная сложной символикой, является одним из самых известных произведений фламандской школы живописи XV века.
Фуке, Жан (1420-1481)
Портрет Карла VII (1445-50)
Музей Лувр, Париж
Считается одной из величайших портретных картин в истории французской живописи.
Меленский диптих (1450-55)
Масло, дерево; Королевский музей изящных искусств, Антверпен; Картинная галерея, Берлин
Этот диптих на религиозный сюжет был заказан Этьеном Шевалье, казначеем короля Карла VII. Своей эстетикой он предвосхищает вкусы Нового времени и разительно отличается от произведений интернациональной готики.
Фрагонар, Жан-Оноре (1732-1806)
Качели (1767)
Собрание Уоллеса, Лондон
Шедевр галантного стиля французского рококо, продолжающий традиции Антуана Ватто и Франсуа Буше.
Фюзели, Генрих (1741-1825)
Ночной кошмар (1781)
Детройтский институт искусств
Яркая, фантасмагорическая картина, ставшая культовым изображением эпохи романтизма и предтечей сюрреализма.
Джентилески, Артемизия (1597-1651)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620)
Масло, холст; Галерея Уффици, Флоренция
Излюбленный библейский сюжет Артемизии. Считается, что в образе Юдифи художница изобразила себя, а в образе Олоферна — своего обидчика Агостино Тасси.
Гирландайо, Доменико (1449-1494)
Старик с внуком (1490)
Музей Лувр, Париж
Работа Гирландайо иллюстрирует гуманистические достижения искусства и культуры Раннего Возрождения в период кватроченто.
Джорджоне (1477-1510)
Гроза (1508)
Галерея Академии, Венеция
Сложная аллегорическая картина самого загадочного живописца Венеции.
Спящая Венера (Дрезденская Венера) (1508)
Галерея старых мастеров, Дрезден
Картина была завершена Тицианом, который позже использовал её как образец для своей «Венеры Урбинской».
Джотто (1267-1337)
Фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303-10 гг.)
Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя
Краеугольный камень искусства Раннего Возрождения. Фресковый цикл Джотто знаменует собой решительный отход от условной византийско-готической традиции и открывает путь к натурализму кватроченто.
Поцелуй Иуды (1305) Капелла Скровеньи (дель Арена)
Оплакивание Христа (1305) Капелла Скровеньи (дель Арена)
Гус, Гуго ван дер (1440-1482)
Алтарь Портинари (1476-79)
Масло, дерево; Галерея Уффици, Флоренция
Фламандский шедевр, созданный по заказу Томмазо Портинари, управляющего брюггским филиалом банка семьи Медичи. Оказал огромное влияние на искусство флорентийского Возрождения.
Грюневальд, Маттиас (ок. 1475-1528)
Изенгеймский алтарь (ок. 1515 г.)
Масло, дерево; Музей Унтерлинден, Кольмар
Величайший экспрессионистский алтарный образ в истории искусства. Он сочетает в себе черты готики, образы в духе Босха и новейшие живописные техники немецкого Возрождения. Многие искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению о его полной интерпретации.
Халс, Франс (1582-1666)
Смеющийся кавалер (1624)
Масло, холст; Собрание Уоллеса, Лондон
Образец живого и спонтанного портретного стиля Халса, хотя, по иронии судьбы, изображённый на картине человек не является ни кавалером, ни смеющимся.
Гольбейн, Ганс Младший (1497-1543)
Портрет Эразма Роттердамского (1523)
Национальная галерея, Лондон
Первый крупный портрет кисти Гольбейна, который принёс ему международную известность.
Портрет сэра Томаса Мора (1527)
Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Томас Мор, близкий друг Эразма, был главным покровителем Гольбейна во время первого визита художника в Англию.
Портрет дамы с белкой и скворцом (1527-28)
Национальная галерея, Лондон
Недавно модель была идентифицирована как Анна Ловелл, жена сэра Фрэнсиса Ловелла, придворного Генриха VIII.
Портрет купца Георга Гизе (1532)
Картинная галерея, Берлин
Один из серии портретов купцов Ганзейского союза, работавших в Лондоне.
Портрет Томаса Кромвеля (1532-34)
Национальная портретная галерея, Лондон
Кромвель был главным покровителем Гольбейна во время его второго визита в Англию. После падения Кромвеля в 1540 году карьера художника так и не восстановилась полностью.
Послы (1533)
Национальная галерея, Лондон
Двойной портрет Жана де Дентевиля, посла Франции, и Жоржа де Сельва, епископа Лавурского.
Портрет Генриха VIII (1536)
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Единственный сохранившийся станковый портрет короля кисти Гольбейна. Другие изображения, включая фреску во дворце Уайтхолл, были утрачены.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Мадонна в скалах (1483-85)
Масло, дерево (переведена на холст); Лувр, Париж
Эта картина Леонардо была написана для капеллы Непорочного Зачатия в церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Впоследствии Леонардо с учениками создал вторую версию, которая сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне.
Дама с горностаем (1490)
Масло, дерево; Музей Чарторыйских, Краков
Один из немногих портретов, выполненных флорентийским гением. Картина была заказана Людовико Сфорца, герцогом Миланским, который был основным покровителем Леонардо с 1482 по 1499 год.
Тайная вечеря (1495-98)
Темпера, масло, штукатурка; трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
Известная в Италии как Il Cenacolo или L’Ultima Cena, эта сложная интерпретация библейского сюжета сочетает в себе математический и повествовательный символизм, а также великолепное использование цвета и перспективы.
Мона Лиза (Джоконда) (1503-06)
Масло, дерево; Лувр, Париж
«Джоконда», возможно, самая знаменитая картина в мире и величайший шедевр итальянского Возрождения. Она является образцом виртуозной техники масляной живописи Леонардо, включая его знаменитый приём сфумато.
Братья Лимбурги (Поль, Жан, Эрман) (активны в 1390-1416)
Великолепный часослов герцога Беррийского (1413)
Гуашь, пергамент; Музей Конде, Шантийи
Один из самых роскошных образцов средневековой книжной миниатюры, эта иллюминированная рукопись является жемчужиной коллекции музея Конде.
Лоренцетти, Амброджо (ок. 1285-1348)
Аллегория доброго и дурного правления (1338-39)
Фреска; Палаццо Пубблико, Сиена
Эта серия из шести фресок для ратуши Сиены является главным шедевром Амброджо Лоренцетти.
Мантенья, Андреа (1431-1506)
Мёртвый Христос (ок. 1470-80)
Темпера, холст; Пинакотека Брера, Милан
Одна из величайших картин Раннего Возрождения, созданных за пределами Флоренции. Она известна как самый знаменитый пример использования приёма ракурса в искусстве кватроченто.
Росписи в Камере дельи Спози (1465-74)
Фреска; Герцогский дворец, Мантуя
Один из самых известных образцов иллюзионистической живописи Раннего Возрождения. Потолочные и настенные фрески в этом зале герцогского дворца в Мантуе знамениты визуальными эффектами trompe-l’œil и живописными приёмами, такими как квадратура.
Мартини, Симоне (1284-1344)
Триптих «Благовещение» со святой Маргаритой и святым Ансаном (1333)
Галерея Уффици, Флоренция
Крупнейшая работа Мартини. Этот изысканный готический алтарь был создан для боковой капеллы в Сиенском соборе.
Мазаччо (1401-1428)
Фрески капеллы Бранкаччи (1424-28)
Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
Известная как «Сикстинская капелла Раннего Возрождения», капелла Бранкаччи была расписана Мазолино да Паникале и его молодым помощником Мазаччо. Этот цикл стал воплощением духа искусства Раннего Возрождения во Флоренции.
Изгнание из рая (1425)
Фреска, капелла Бранкаччи
Эта картина, известная в Италии как «Cacciata dei progenitori dall’Eden», является, пожалуй, самой знаменитой из всех фресок капеллы Бранкаччи.
Чудо со статиром (1426)
Фреска, капелла Бранкаччи
Ещё одна фреска из цикла капеллы Бранкаччи, отличающаяся мастерским использованием научной линейной перспективы, гуманистической эстетикой и объёмностью фигур.
Троица (1428)
Фреска, церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Знаковое произведение живописи Раннего Возрождения, отмеченное выдающимся применением одноточечной линейной перспективы.
Мемлинг, Ганс (ок. 1433-1494)
Триптих «Страшный суд» (ок. 1471 г.)
Масло, дерево; Национальный музей, Гданьск
Написанная за несколько лет до «Триптиха Донна» (1475-80, Национальная галерея, Лондон), эта работа является самой важной религиозной картиной Мемлинга, соединяющей традиции готического искусства с достижениями флорентийского Возрождения.
Триптих Донна (1477-80)
Масло, дерево; Национальная галерея, Лондон
Небольшой алтарный образ с гризайлью на створках, выполненный в Брюгге по заказу валлийского дворянина сэра Джона Донна из Кидуэлли.
Микеланджело (1475-1564)
Роспись потолка Сикстинской капеллы (сцены из Книги Бытия) (1508-12)
Фреска, Сикстинская капелла, Ватикан
Возможно, величайший образец монументальной живописи в истории искусства. Эта впечатляющая фреска занимает около 1000 квадратных метров потолка и иллюстрирует события из библейской книги Бытия.
Сотворение Адама (1511-12)
Фреска, Сикстинская капелла, Ватикан
Знаковое произведение христианского искусства. Это самая известная фреска из цикла, посвящённого Книге Бытия, созданного Микеланджело по заказу папы Юлия II.
Фреска «Страшный суд» (1536-41)
Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан
Эта фреска, написанная через 25 лет после росписи потолка, была заказана папой Климентом VII (1523-1534). Вместе с потолочными фресками она считается величайшим шедевром религиозного искусства.
Пармиджанино (1503-1540)
Мадонна с длинной шеей (1535)
Галерея Уффици, Флоренция
Изысканная картина в стиле маньеризма, изображающая Мадонну с Младенцем и наполненная сложным аллегорическим смыслом.
Перуджино, Пьетро (1450-1523)
Передача ключей апостолу Петру (1482)
Сикстинская капелла, Ватикан
Одно из величайших произведений итальянского Возрождения на библейский сюжет. Картина утверждала догмат о папской власти и демонстрировала мастерское владение линейной перспективой.
Пьеро делла Франческа (1415-1492)
Бичевание Христа (1450-60)
Темпера, масло, дерево; Национальная галерея Марке, Урбино
Этот шедевр Раннего Возрождения, названный искусствоведом Кеннетом Кларком одной из десяти лучших картин всех времён, знаменит своим виртуозным применением линейной перспективы.
Пуссен, Никола (1594-1665)
Похищение сабинянок (1634-35)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Самая известная картина Пуссена на мифологический сюжет, вдохновлённый классической античностью.
И я в Аркадии (Et in Arcadia Ego) (1637)
Музей Лувр, Париж
Аллегорическое напоминание о бренности бытия (memento mori), выполненное в характерном для Пуссена классическом стиле.
Поццо, Андреа (1642-1709)
Апофеоз святого Игнатия (1688-94)
Церковь Сант-Иньяцио, Рим
Возможно, величайшее произведение в технике иллюзионистической фрески (trompe-l’œil) в истории живописи.
Пюсель, Жан (1290-1334)
Бельвильский бревиарий (1323-26)
Национальная библиотека Франции, Париж
Самый знаменитый иллюминированный бревиарий (богослужебная книга), известный во французской живописи XIV века.
Часослов Жанны д’Эврё (1324-28)
Музей Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Личный молитвенник, созданный для французской королевы Жанны д’Эврё.
Картон, Ангерран (1410-1466)
Авиньонская пьета (1454-56)
Лувр, Париж
Одна из лучших религиозных картин XV века. Шедевр провансальской школы живописи.
Рафаэль (1483-1520)
Афинская школа (Scuola di Atene) (1509-11)
Фреска, Станца делла Сеньятура, Ватикан
Самая известная фреска в «станцах Рафаэля» в Ватикане. Заказанная папой Юлием II (1503-13), она представляет собой живописный синтез греческого гуманизма и христианских идей Ренессанса.
Сикстинская Мадонна (1513-14)
Масло, холст; Галерея старых мастеров, Дрезден
Одна из последних картин, полностью завершённых самим Рафаэлем, и, возможно, самая прекрасная из его мадонн. Изначально она предназначалась для главного алтаря церкви бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце.
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-15)
Масло, холст; Музей Лувра, Париж
Этот портрет эпохи Высокого Возрождения изображает выдающегося литератора и мыслителя, служившего при дворе в Урбино в начале XVI века. Считается, что это совместная работа Рафаэля и его помощников, таких как Джулио Романо.
Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (1518)
Масло, дерево; Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция
Как и портрет папы Юлия II, этот шедевр является сложным произведением политического портрета, оказавшим влияние на многих художников эпохи Возрождения.
Преображение (1518-20)
Масло, дерево; Пинакотека Ватикана, Ватикан
Этот шедевр библейского искусства Высокого Возрождения стал важным предшественником маньеризма.
Рембрандт (1606-1669)
Урок анатомии доктора Тульпа (1632)
Масло, холст; Маурицхёйс, Гаага
Один из самых известных групповых портретов голландского барокко. Это первое большое полотно Рембрандта, которое помогло ему утвердить свою репутацию после переезда в Амстердам в 1631-32 годах.
Ночной дозор (1642)
Масло, холст; Рейксмюсеум, Амстердам
Самый известный групповой портрет эпохи барокко. Он знаменит своей революционной композицией, которая превратила стандартный заказ в динамичное произведение искусства.
Аристотель, созерцающий бюст Гомера (1653)
Масло, холст; Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Этот мифологический портрет был выполнен для дона Антонио Руффо из Мессины (1610-1678), одного из крупнейших коллекционеров искусства Сицилии. В 1961 году он был приобретён нью-йоркским музеем Метрополитен за 2,3 млн долларов. Сегодня его оценочная стоимость превышает 100 млн долларов.
Вирсавия с письмом царя Давида (1654)
Масло, холст; Лувр, Париж
Эта работа на библейский сюжет, входящая в число величайших портретов Рембрандта, стала для него поводом написать ещё одно из своих изысканно-выразительных женских ню.
Портрет Яна Сикса (1654)
Масло, холст; частная коллекция, Амстердам
Возможно, величайший индивидуальный портрет Рембрандта. На нём изображён его друг, предприниматель, судья и писатель Ян Сикс (1618-1700).
Заговор Юлия Цивилиса (1661)
Масло, холст; Национальный музей, Стокгольм
Одно из самых сильных произведений голландской живописи XVII века. Картина была установлена в новой ратуше Амстердама, но после возникшего спора Рембрандт забрал её себе, уменьшив в размере, чтобы облегчить продажу.
Синдики (De Staalmeesters) (1662)
Масло, холст; Рейксмюсеум, Амстердам
Гораздо менее известный, чем «Ночной дозор», этот групповой портрет — ещё один шедевр Рембрандта, созданный в последнее десятилетие его жизни. Заказ был получен художником уже после его банкротства, что свидетельствует о высоком уважении, которым он по-прежнему пользовался.
Самоубийство Лукреции (ок. 1666 г.)
Масло, холст; Институт искусств Миннеаполиса
Эта драматичная, но пронзительная работа демонстрирует мастерство Рембрандта в использовании светотени (кьяроскуро), а также его гений в наполнении портрета глубоким эмоциональным содержанием.
Еврейская невеста (ок. 1665-68)
Масло, холст; Рейксмюсеум, Амстердам
Один из последних двойных портретов Рембрандта. Эта работа на библейский сюжет — одно из немногих подлинных выражений любви, созданных художником голландского барокко.
Возвращение блудного сына (1666-69)
Масло, холст; Эрмитаж, Санкт-Петербург
Одна из последних картин Рембрандта, она представляет собой его лучшую интерпретацию библейской сцены — в данном случае знаменитой притчи из Евангелия от Луки.
Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)
Самсон и Далила (1609-10)
Национальная галерея, Лондон
Шедевр на библейский сюжет, демонстрирующий всё влияние итальянского Возрождения и зрелого барокко на искусство Рубенса.
Снятие с креста (1612-14)
Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен
Самая известная из версий этой новозаветной композиции, созданных Рубенсом.
Похищение дочерей Левкиппа (1618)
Старая пинакотека, Мюнхен
Сложная мифологическая картина, смысл которой остаётся предметом споров до сих пор.
Суд Париса (1632-35)
Национальная галерея, Лондон
Пожалуй, лучшая из нескольких версий этого греческого мифа, написанных Рубенсом.
Рублёв, Андрей (ок. 1360-1430)
Троица (1411 или ок. 1425-27 гг.)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Самая известная русская икона, написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Она считается вершиной русского иконописного искусства.
Тьеполо, Джамбаттиста (1696-1770)
Росписи Вюрцбургской резиденции (1750-53)
Парадная лестница и Императорский зал, Вюрцбургская резиденция
Величайшие фрески XVIII века, выполненные великим венецианским художником эпохи рококо.
Тинторетто (Якопо Робусти) (1518-1594)
Распятие (1565)
Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
Панорамная сцена Голгофы в стиле маньеризма. Весьма необычная и новаторская версия сюжета «Христос на кресте».
Тициан (ок. 1488/1490-1576)
Венера Урбинская (1538)
Галерея Уффици, Флоренция
Созданная по образцу «Спящей Венеры» Джорджоне, эта картина является одним из самых известных изображений обнажённого женского тела в живописи итальянского Возрождения.
Вознесение Девы Марии (Ассунта) (1516-18)
Базилика Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция
Пожалуй, самый драматичный и вдохновляющий алтарный образ в истории искусства.
Портрет папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546)
Музей Каподимонте, Неаполь
Чрезвычайно сложный политический портрет понтифика из семьи Фарнезе, полный скрытого символизма.
Вакх и Ариадна (1520-23)
Национальная галерея, Лондон
Венецианская картина на мифологический сюжет, заказанная Альфонсо I д’Эсте, герцогом Феррары, для своего дворца.
Вакханалия на острове Андрос (1523-25)
Музей Прадо, Мадрид
Мифологическая картина Высокого Возрождения, относящаяся к жанру poesia (поэзия). Сюжет основан на рассказе римского писателя Филострата.
Уччелло, Паоло (1397-1475)
Битва при Сан-Романо (1438-55)
Темпера, дерево; Национальная галерея, Лондон; Галерея Уффици, Флоренция; Лувр, Париж
Один из немногих светских триптихов итальянского Возрождения. Картина была фактически присвоена Лоренцо Медичи у её первоначального владельца — семьи Бартолини Салимбени. Работа стала важным экспериментом в области линейной перспективы.
Охота в лесу (1470)
Музей Ашмола, Оксфорд
Как и родственная ей «Битва при Сан-Романо», эта картина демонстрирует мастерство Уччелло в построении линейной перспективы.
Веласкес, Диего (1599-1660)
Продавец воды из Севильи (1618-22)
Эпсли-хаус, Лондон
Самая известная жанровая картина Веласкеса в стиле «бодегон».
Христос на кресте (1632)
Музей Прадо, Мадрид
Сдержанное, классическое по духу изображение распятия.
Сдача Бреды (Las Lanzas) (1634-35)
Музей Прадо, Мадрид
Сложная историческая картина, изображающая благородство победителя, полководца Амброджо Спинолы.
Венера с зеркалом (1647-51)
Национальная галерея, Лондон
Величайшее изображение обнажённого женского тела в творчестве Веласкеса.
Портрет папы Иннокентия X (1650)
Галерея Дориа-Памфили, Рим
Самый известный папский портрет в истории живописи; послужил основой для серии картин Фрэнсиса Бэкона «Кричащие папы».
Менины (Фрейлины) (1656)
Музей Прадо, Мадрид
Величайшая работа Веласкеса. Это сложный групповой портрет, затрагивающий проблемы истины и иллюзии в искусстве.
Вермеер, Ян (1632-1675)
Маленькая улочка (Улочка в Делфте) (ок. 1657-58)
Масло, холст; Рейксмюсеум, Амстердам
Шедевр протестантского голландского реализма. Эта картина — одна из немногих работ художника, не содержащих значимых повествовательных элементов.
Солдат и смеющаяся девушка (ок. 1658 г.)
Масло, холст; Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Эта жанровая картина демонстрирует мастерское владение Вермеером светом и пространством, а также его способность создавать ощущение интимной сцены, невольными свидетелями которой мы становимся.
Служанка с кувшином молока (Молочница) (ок. 1658-1660 гг.)
Масло, холст; Рейксмюсеум, Амстердам
Один из лучших образцов голландской реалистической жанровой живописи, полный символизма и нравоучительного подтекста. Он давно стал любим как художниками, так и критиками.
Женщина, держащая весы (1662-63)
Масло, холст; Национальная галерея искусства, Вашингтон
Одна из величайших жанровых картин в истории искусства. Эта откровенно аллегорическая работа сочетает в себе meticulous (тщательную) технику с глубокой интимностью — стиль, не имеющий аналогов ни у одного другого художника делфтской школы.
Девушка с кувшином воды (ок. 1662 г.)
Масло, холст; Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Одна из пяти картин Вермеера в Музее Метрополитен. Это первая работа из его серии «жемчужных картин», она является примером мастерской работы художника со светом и характерных для него жемчужных тонов сине-жёлтой палитры.
Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1663)
Масло, холст; Картинная галерея, Берлин
Ещё одна из «жемчужных картин» Вермеера, демонстрирующая его характерную живописную технику, включая мягкие контуры и изысканную жёлто-сине-серую цветовую палитру.
Девушка с жемчужной серёжкой (Голова девушки в тюрбане) (1665)
Масло, холст; Маурицхёйс, Гаага
Эта работа, известная как «Северная Мона Лиза», показывает, что Вермеер был мастером не только жанровой живописи, но и глубокого психологического портрета.
Девушка в красной шляпе (ок. 1666-1667)
Масло, дерево; Национальная галерея искусства, Вашингтон
Портрет или жанровая сцена? Какая разница! Этот изысканный шедевр — одна из самых маленьких картин Вермеера, а также одна из немногих его работ, написанных на дереве.
Искусство живописи (Аллегория живописи) (ок. 1666-73)
Масло, холст; Музей истории искусств, Вена
Эта работа, называемая также «Мастерская художника», является самой большой из всех картин Вермеера и, возможно, содержит его автопортрет за работой.
Кружевница (ок. 1669-1670)
Масло, холст (наклеен на дубовую панель); Лувр, Париж
Самая маленькая картина Вермеера. Считается одной из величайших жанровых картин, созданных в период голландского реализма.
Веронезе, Паоло (1528-1588)
Брак в Кане Галилейской (1563)
Музей Лувр, Париж
Иллюстрация библейского чуда, когда Иисус превратил воду в вино. Местом действия для этого религиозного сюжета стала современная художнику Венеция XVI века.
Пир в доме Левия (1573)
Галерея Академии, Венеция
Весьма спорная работа, первоначально носившая название «Тайная вечеря». Веронезе был вынужден изменить название, чтобы избежать обвинений со стороны инквизиции.
Ватто, Антуан (1684-1721)
Паломничество на остров Киферу (1717)
Масло, холст; Лувр, Париж; дворец Шарлоттенбург, Берлин
Частично жанровая сцена, частично пейзаж, эта работа (существует в двух вариантах) положила начало новому типу картин, известному как «галантное празднество».
Вейден, Рогир ван дер (ок. 1400-1464)
Снятие с креста (ок. 1435-40)
Масло, дерево; Музей Прадо, Мадрид
Этот шедевр фламандского религиозного искусства — величайшая работа ван дер Вейдена и одно из самых влиятельных произведений середины XV века.
Райт из Дерби, Джозеф (1734-1797)
Эксперимент с птицей в воздушном насосе (1768)
Национальная галерея, Лондон
Реалистическая жанровая картина, изображающая научный эксперимент. Характерно использование светотени в духе Караваджо.
Дополнительные ресурсы по живописи
Великие европейские художники
Биографии известных живописцев (ок. 1250-1800 гг.) см: Старые мастера.
Великие современные художники
О карьере современных художников (1700-1900) см: Знаменитые художники.
Величайшие художники
О величайших художниках см: Лучшие художники всех времён.
Лучшие исторические картины
О лучших художниках-повествователях см: Лучшие исторические художники.
Лучшие портреты
О величайших портретистах см: Величайшие портретные картины.
См. также: Лучшие художники-портретисты.
Лучшие пейзажные картины
Самые потрясающие виды см: Лучшие художники-пейзажисты.
См. также: Знаменитые пейзажные картины.
Лучшие жанровые картины
Самые красивые жанровые работы см: Величайшие жанровые картины.
См. также: Лучшие художники жанра.
Лучшие натюрморты
Лучшие натюрморты см: Лучшие художники-натюрмористы.
Советы по интерпретации произведений изобразительного искусства см:
Оценка искусства
Как оценивать картины
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
nein
Комментирование недоступно Почему?