Послы, Ганс Гольбейн:
анализ, значение читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Послы, Ганс Гольбейн: Анализ, Смысл Описание
Название: Послы (1533 г.) (Двойной портрет Жана де Динтивиля, Жоржа де Сельва) Художник: Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) Средство: Масло и темпера на дубе Жанр: Портретная живопись Направление: Северное Возрождение Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Для интерпретации других известных примеров портретной живописи, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250–1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА Для помощи в понимании картин художников Северного Возрождения, таких как Гольбейн, пожалуйста, обратитесь к: Оценка искусства.
Ганс Гольбейн Младший несомненно был одним из лучших художников-портретистов Немецкого Возрождения, и – вместе с такими художниками, как Альбрехт Дюрер (1471–1528) – обогатил позднюю Немецкую готическую живопись (проявленную в работах Маттиаса Грюневальда) более прогрессивными чертами Флорентийского Возрождения (ок. 1400–1500). В период ранних работ в Базеле (ок. 1515–26) он создал многочисленные типы искусства, начиная от масштабных мифологических картин и Реформационного искусства протестантов и заканчивая гравюрами на дереве и миниатюрной живописью. Но наиболее известен он портретами, созданными во время его пребывания в Англии (1526–28 и 1532–43). Он был абсолютным мастером рисунка, и его портреты восхищали современников своей реалистичностью. Фактически, именно благодаря картинам Гольбейна у нас есть визуальная летопись знаменитостей того времени, включая Дезiderиуса Эразма Роттердамского (1469–1536), Сира Томаса Мора (1478–1535), Томаса Кромвеля (1485–1540) и, конечно же, короля Генриха VIII (правил 1509–47). Кроме того, для бесконечного удовольствия ученых и искусствоведов Гольбейн обогащал свои портреты многочисленными символами, аллюзиями и ироничными мотивами. Послы были написаны во время второго пребывания Гольбейна в Англии (1532–43), которое совпало с разрывом Генриха VIII с Римом – из-за его решения аннулировать брак с Екатериной Арагонской – и формированием английской протестантской церкви. Кроме того, что он был художником короля, Гольбейн изображал многочисленных дворян и дам, священнослужителей, землевладельцев и государственных деятелей. Сто лет спустя столь же недолговечный фламандский виртуоз Антони ван Дейк (1599–1641) повторил пример Гольбейна и поселился в Англии в качестве придворного художника Карла I (1600–49).
Одна из величайших портретных картин, написанных Гольбейном во время его второго визита в Англию, – это Послы, двусторонний портрет богатого землевладельца Жана де Динтивиля (1504–55) и его друга Жоржа де Сельва, епископа Лавура (1508–41). Работа пронизана скрытыми значениями и символическими особенностями в лучших традициях Северного Возрождения и более поздней вантатной живописи XVII века.
Работа была заказана Жаном де Динтивилем, молодым послом, чтобы отметить визит его друга де Сельва в Лондон – который, кстати, не носил епископские одежды, поскольку был рукоположен только на следующий год. Эти двое находились в сложной и, в конечном итоге, безуспешной дипломатической миссии по примирению Генриха VIII с Римской церковью, отсюда и (множественное число) название «Послы». Возможно, основная тема картины – а именно, что никакое материальное богатство, власть или ученость не могут предотвратить смерть – была способом Гольбейна (то есть Томаса Кромвеля) сказать о том, что ни у кого, включая папу, нет реальной власти остановить неизбежное. В этом случае «неизбежным» было решение Генриха создать свою церковь.
Кроме портрета, Послы также является натюрмортом с многочисленными тщательно проработанными предметами. Конечно, многие шестнадцатые век портеры образованных людей содержат предметы, отражающие их занятия и интересы, но картина Гольбейна особенно впечатляет благодаря своей необычайной внимательности к деталям и количеству информации, которую она содержит. В ней четко видно, что, помимо готической и ренессансной живописи, Гольбейн также находился под сильным влиянием скрупулезного реализма ранней фламандской живописи, проявленного в работах Яна ван Эйка и Роберта Кампина (1375–1444), мастера Флемалля.
Смысл и символизм
Изображение двух фигур одновременно технически блестящее и символическое. Де Динтивиль, слева, одет в роскошную светскую одежду – тщательно проработанный тяжелый черный плащ с подкладкой из рысиной шкуры, поверх розового шелкового камзола. На его шляпе изображен череп – его личная эмблема, которая, несомненно, является memento mori. Епископ и классический ученый Жорж де Сельв одет в менее показную церковную одежду. Значительно его поза менее напористая, чем у коллеги, и он занимает меньше места в рамке картины. Некоторые эксперты также указывают на светские корни де Динтивиля и церковные корни де Сельва как символизирующие дисфункциональную природу союза между Францией и Ватиканом, а также общий конфликт между Церковью (папой) и Государством (Генрихом VIII). Кроме того, изображение лютни с оборванной струной (на нижней полке) является популярным символом раздора, либо усиливающим идею конфликта между Англией и Римом, либо намекающим на континентальный раскол между протестантами и католиками.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?