Фрески Вюрцбургской резиденции, Тьеполо:
анализ читать ~3 мин.
Фрески Вюрцбургской резиденции (1750–1753) — величайший шедевр Джованни Баттиста Тьеполо и вершина монументальной живописи в стиле рококо.

Название: Фрески Вюрцбургской резиденции (1750–1753)
Художник: Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo; 1696–1770)
Материал: Фреска
Жанр: Историческая живопись, мифологическая живопись
Направление: венецианское рококо
Находится: Вюрцбургская резиденция, дворцово-парковый ансамбль, главная достопримечательность франконского города Вюрцбург, Германия.
Описание
Тьеполо, величайший из венецианских художников эпохи рококо, был последним выдающимся мастером итальянского «большого стиля», заложенного в эпоху итальянского Возрождения. Хотя он создал множество знаменитых венецианских алтарей и других религиозных картин, с середины 1720-х годов художник всё больше времени посвящал фресковой живописи под влиянием Паоло Веронезе (1528–1588). Однако Тьеполо не разделял склонности Веронезе к классицизму. Вместо этого он разработал собственный стиль лёгкой и воздушной настенной росписи, основанный на его исключительном мастерстве рисунка и ракурса. В этом смысле он ближе к мастерам квадратуры, таким как Корреджо (1494–1534), Пьетро да Кортона (1596–1669), Лука Джордано (1634–1705) и Франческо Солимена (1657–1747).
Его грандиозные фрески украсили Дворец архиепископа в Удине, Палаццо Арчинто, Палаццо Клеричи и Палаццо Казати-Дуньяни в Милане, а также Палаццо Лабиа (около 1745 г.), где ему помогал мастер иллюзионистической квадратуры Джероламо Менгоцци-Колонна (1688–1766). К 1750 году, не без помощи своего друга, эрудированного ценителя искусств графа Франческо Альгаротти (1712–1764), репутация Тьеполо прочно утвердилась по всей Европе.
В 1750 году художник принял приглашение князь-епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау украсить его Вюрцбургскую резиденцию. Проект занял три года и включал роспись Императорского зала (Kaisersaal) (1751–1752) и грандиозной парадной лестницы (Treppenhaus) (1752–1753), спроектированной Бальтазаром Нейманом — одним из величайших архитекторов немецкого барокко. Эта работа стала вершиной творчества Тьеполо и эталонным примером Gesamtkunstwerk (единого произведения искусства), объединившего архитектуру, живопись и скульптуру.
Фрески в Императорском зале посвящены германской истории — например, сцена «Свадьба императора Фридриха Барбароссы (Friedrich Barbarossa) и Беатрисы Бургундской» (1751–1752). На огромном своде парадной лестницы, площадью 677 квадратных метров — одном из самых больших пространств, когда-либо покрытых фреской, — разворачивается грандиозная «Аллегория планет и континентов». Эта монументальная мифологическая композиция парит над плоским коробовым сводом, временами визуально взаимодействуя с архитектурными элементами внизу. В центре, в небесах, восседает Аполлон, покровитель искусств. Окружающие его божества символизируют планеты, а аллегорические группы на карнизе представляют четыре известных на тот момент континента. При взгляде снизу вверх создаётся захватывающее ощущение безграничного светлого неба со знаками зодиака. Однако по мере подъёма по лестнице взгляду открываются всё новые детали: аллигаторы и коренные жители Америки, верблюды и торговцы жемчугом в Африке, обелиски и экзотические процессии Азии, а также олицетворяющая изящные искусства и науки Европа.
При этом иллюзионистское взаимодействие живописи и архитектуры у Тьеполо тонко и деликатно. Его театрализованная фреска — это не архитектурный обман зрения (тромплёй), который впервые применил Андреа Поццо в Риме и которым в XVIII веке увлекались генуэзские художники в церковных интерьерах. Росписи в Вюрцбурге — это, скорее, серия панорамных видов, представляющих мир, каким его знали в ту эпоху. В одном можно быть уверенным: мастерство Тьеполо-рассказчика не имеет себе равных. Композиция отличается исключительной живостью, лёгкостью и изяществом. Яркие краски создают динамичное движение, которое увлекает за собой богов и аллегории, вздымает облака и будто разверзает небеса. Эти фрески — потрясающее зрелище, фейерверк, который опускает занавес над золотым веком венецианской живописи.
Интерпретация других настенных картин
Фрески Сикстинской капеллы (1508–1541) работы Микеланджело.
Ватикан, Рим.
Станцы Рафаэля (1508–1520)
Апостольский дворец, Ватикан, Рим.
Вознесение Девы Марии (Корреджо) (1526–1530)
Пармский собор.
Фрески галереи Фарнезе (1597–1608) работы Аннибале Карраччи.
Палаццо Фарнезе, Рим.
Аллегория Божественного провидения (1633–1639) работы Пьетро да Кортона.
Палаццо Барберини, Рим.
Апофеоз святого Игнатия (1688–1694) работы Андреа Поццо.
Церковь Сант-Иньяцио, Рим.
Чтобы изучить значение других известных шедевров, см.: Анализ известных картин (1250–1800).
- Фрески: современность сквозь призму старины
- Пюви де Шаванн: французский живописец, художник-декоратор
- Фрески Сикстинской капеллы
- Джамбаттиста Тьеполо: итальянский художник, фрески Вюрцбургского дворца
- Мексиканские фрески и муралы
- Восьмой Нью-Йоркский фестиваль познакомил с лучшими документальными фильмами из России
- «Робинзон Крузо», краткое содержание
- «Сотворение мира». Выставка произведений Д.Д.Жилинского
- Викторианское искусство в Британии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?