Фрески Вюрцбургской резиденции, Тьеполо: анализ читать ~4 мин.
Фрески Вюрцбургской резиденции (1750-53) Тьеполо – интерпретация венецианских фресок в стиле рококо.
Название: Фрески Вюрцбургской резиденции (1750-53)
Художник: Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770)
Материал: Фреска
Жанр: Историческая живопись
Направление: венецианское рококо
Находится: Вюрцбургская резиденция, дворцово-парковый ансамбль, главная достопримечательность франконского города Вюрцбург, Германия.
Описание
Величайший из художников в стиле рококо в Венеции, Тьеполо был последним великим мастером итальянских великих манер, основанных итальянским Возрождением. Хотя позже ему предстояло создать множество выдающихся венецианских алтарей и других религиозных картин, с середины 1720-х годов он тратил больше времени на фрески, находясь под влиянием Паоло Веронезе (1528-1588). Однако, он не разделял склонности Веронезе к классицизму и вместо этого разработал свой собственный стиль легкой и воздушной росписи, основанный на его исключительных навыках рисования и ракурса. В этом смысле он ближе к мастерам квадратуры, таким как Корреджо (1494-1534), Пьетро да Кортона (1596-1669), Лука Джордано (1634-1705) и Франческо Солимена (1657-1747).
Его важные фрески украшали: Дворец архиепископа в Удине; Палацци Арчинто, Палаццо Клеричи и Казати-Дуньяни в Милане; Палаццо Лабиа (около 1745 г.), где ему помогал его коллега Джероламо Менгоцци Колонна (1688-1766), знаток иллюзионистской квадратурной живописи. К 1750 году его репутация прочно утвердилась по всей Европе с помощью его друга, эрудированного торговца произведениями искусства, графа Франческо Альгаротти (1712-1764).
В 1750 году он принял заказ от принца епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау на украшение резиденции последнего в Вюрцбурге. Весь проект занял около трех лет и включал украшение Императорского зала (Kaisersaal) (1751–52), За которым следовала грандиозная входная лестница (Treppenhaus) (1752–53), спроектированная Бальтазаром Нойманом, одним из великих дизайнеров, работающих в немецком стиле барокко. Участие в этом проекте стало высшим шедевром Тьеполо в форме Gesamtkunst (тотальное искусство), объединяющим архитектуру, живопись и скульптуру.
Фрески в Императорском зале выполнены в основном на германские мотивы – см., например, Свадьба Фредерика Барбароссы и Беатриче Бургундской (1751-1772), а на большом сводчатом потолке Треппенхауса – 7287 квадратных футов (677 квадратных метров) – одним из самых больших пространств, когда-либо покрытых фресками – тема «Аллегория планет и континентов». Эта монументальная мифологическая картина, который иногда задевает архитектурные элементы внизу, простирается над плоским сводом-корзиной, охватывающим сложную схему взлетов и сходов. На ней изображены четыре континента под центральным небом во главе с Аполлоном, почитающим искусство. Божества вокруг него символизируют планеты, а группы аллегорических фигур на карнизе представляют четыре континента. Непосредственно снизу возникает захватывающее ощущение огромного розового безграничного неба, зодиака и времен года. Однако, если смотреть на него под углом с нижней части лестницы, разворачивается композиция и захватывающие детали, которые радуют глаз: Америка с ее аллигаторами и каннибалами, верблюдами и торговцами жемчугом в Африке, обелисками и рабами Азии и сложными искусствами Европы.
Иллюзионистское взаимодействие между архитектурными особенностями и элементами живописи преуменьшено. Театральная фреска Тьеполо – это не архитектурный тромпель, который впервые исполнил Андреа Поццо в Риме, а затем в XVIII веке, генуэзские художники баловались ослепительной перспективой, как во многих церковных интерьерах: Вюрцбург – это скорее серия панорамных разворотов, изображающих мир, каким он был известен в то время. Однако ясно одно: мастерство Тьеполо как рассказчика не имеет себе равных. Композиция отличается исключительной живостью, легкостью и элегантностью, с яркими красками, которые несут в себе инерции, рассеивающие богов и аллегории, вздымающие облака и разрывающие небо. Фрески – это потрясающее зрелище, фейерверк которого опускает занавес Золотого века венецианской живописи.
Интерпретация других настенных картин
Фрески Сикстинской капеллы (1508-41) Микеланджело.
Ватикан, Рим.
Комнаты Рафаэля (1508-20)
Апартаменты Ватикана, Рим.
Успение Богородицы (Корреджо) (1526-30)
Пармский собор.
Фрески галереи Фарнезе (1597–1608) работы Аннибале Карраччи.
Палаццо Фарнезе, Рим.
Аллегория Божественного провидения (1633-39) Пьетро да Кортона.
Гран-салон, Палаццо Барберини, Рим.
Апофеоз святого Игнатия (1688-94) Андреа Поццо.
Церковь Святого Игнатия Лойолы, Марсово поле, Рим.
Чтобы изучить значение других известных шедевров, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?