Художественная фотография читать ~19 мин.
Термин «фотоискусство», или «художественная фотография», не имеет общепринятого определения. Скорее, он обозначает широкую категорию снимков, созданных в соответствии с творческим видением фотографа. Основная идея этого жанра заключается в том, что фотограф не просто реалистично изображает объект, а стремится создать более личное, вызывающее эмоции или атмосферное произведение. Проще говоря, художественная фотография — это любое изображение, сделанное камерой с эстетической целью. Её ценность заключается прежде всего в красоте (см. Эстетика), в отличие от научной (фотографии с научной ценностью), коммерческой (фотографии продукции) или журналистской (фотографии с новостной или иллюстративной ценностью) фотографии.
См. также: Является ли фотография искусством?
Художественные фотографии часто используются в коллажном искусстве (правильнее — фотоколлаже) такими художниками, как Дэвид Хокни (р. 1937). Они также стали основой фотомонтажа, который использовали дадаисты Рауль Хаусман (1886–1971), Джон Хартфилд (урождённый Хельмут Херцфельде, 1891–1968) и Ханна Хёх (1889–1979), сюрреалист Макс Эрнст (1891–1976), авангардная группа Fluxus в 1960-х годах и поп-артисты, такие как Ричард Гамильтон. Фотографии могут быть включены и в произведения смешанной техники, такие как инсталляции и ассамбляж. Сегодня фотография как вид искусства выставляется во многих лучших галереях современного искусства по всему миру.
История технического развития
Фотография была изобретена в первые десятилетия XIX века и претерпела множество усовершенствований в эпоху викторианского искусства. Она позволяла мгновенно фиксировать больше деталей и информации, чем традиционные виды искусства, такие как живопись или скульптура. Техническое развитие фотографии происходило постепенно. Значительным скачком стало открытие в 1839 году светочувствительных эмульсий, позволивших делать чёрно-белые снимки. Среди других важных технических достижений в истории фотографии можно назвать следующие.
Фототравление было изобретено в 1822–1825 годах французом Жозефом Ньепсом (1765–1833), который также сделал первую в истории фотографию с натуры в 1826 году. Важные усовершенствования процесса были сделаны его партнёром, французским художником и физиком Луи Дагером (1787–1851). В 1837 году он разработал дагерротип — способ, значительно сокративший время экспозиции. В 1838 году Дагер создал первую в истории фотографию с изображением человека. Основой для этих открытий послужили и более ранние эксперименты, например, работы немецкого профессора Иоганна Генриха Шульце (1687–1744), который ещё в 1720-х годах обнаружил светочувствительность солей серебра.
Параллельно с этим в 1832 году франко-бразильский художник и изобретатель Эркюль Флоранс (1804–1879) создал аналогичный процесс, названный Photographie. В то же время английский изобретатель Уильям Фокс Тальбот (1800–1877) изобрёл калотип — процесс, позволявший получать негативные изображения. Его исследования в области фотомеханического воспроизведения в 1840-х годах привели к открытию процесса фотоглифической гравюры, предшественника фотогравюры.
Английский учёный-экспериментатор Джон Гершель (1792–1871) изобрёл процесс цианотипии и первым ввёл в обиход термины «фотография», «негатив» и «позитив». В 1851 году Фредерик Скотт Арчер (1813–1857) обнародовал результаты своих исследований процесса коллодирования на мокрой пластине, что значительно повысило доступность фотографии для широкой публики. Этому же способствовало и появление в 1884 году рулонной плёнки, представленной американским новатором Джорджем Истменом взамен громоздких фотопластинок. В 1908 году французский учёный Габриэль Липпман (1845–1921) был удостоен Нобелевской премии по физике за усовершенствования в области фотографического цветовоспроизведения.
Развитие фотографического процесса было насыщено подобными открытиями, и в течение XIX века было сделано много других достижений в области изготовления фотопластинок и методов печати.
Среди викторианских фотографов выделялись Джон Эдвин Мэйолл (1813–1901), сделавший несколько самых ранних фотографий королевы Виктории и принца Альберта; Джулия Маргарет Кэмерон (1815–1879), известная своими фотографическими портретами и мифологическими образами; и Оскар Густав Рейландер (1813–1875), шведский фотограф и специалист по фотомонтажу, работавший с Чарльзом Дарвином над книгой «Выражение эмоций у человека и животных».
В XX веке прогресс в области фотографических технологий шёл параллельно с совершенствованием кино и кинематографа, что привело к появлению новых творческих форм, таких как анимационное искусство и видеоарт.
Использование фотографии в искусстве
Фотография произошла от камеры-обскуры — инструмента, который проецировал изображение через небольшое отверстие, позволяя художнику сделать точную копию предмета или сцены. Первое упоминание о её использовании в качестве чертёжного пособия появилось в Magia Naturalis, научном трактате итальянского учёного Джамбаттисты делла Порта. Считается, что многие старые мастера XVII – XVIII веков, в том числе Ян Вермеер (1632–1675) и Каналетто (1697–1768), использовали её в своей работе.
С распространением фотоаппаратуры с 1840 года использование фотографий стало обычным явлением как в портретной, так и в пейзажной живописи. Многие художники, работавшие в жанре фигуративной живописи, и портретисты, чтобы сократить время работы с натурщиками, стали использовать наряду с живыми моделями и новое средство — фотографию.
Например, великий американский художник-реалист XIX века Томас Икинс (1844–1916) был увлечённым фотографом и использовал фотографию как часть своего стремления к реализму, а не просто как вспомогательный инструмент для композиции и перспективы. Фотография также использовалась художниками-пейзажистами, в частности французскими импрессионистами, в качестве вспомогательного средства для пленэрной живописи. Подробнее см: История искусства.
Фотография как изобразительное искусство
К концу XIX века в Британии и Америке фотография стала признаваться как одна из форм изобразительного искусства. Этому способствовала пропаганда таких журналов, как «American Amateur Photographer», и деятельность организаций, таких как «Общество фотографов-любителей Нью-Йорка», «Фотографическое общество Филадельфии» и «Бостонский камерный клуб». Некоторые фотохудожники стремились доказать, что новое средство может быть таким же художественным, как и традиционные виды искусства — рисунок и живопись.
Двумя такими художниками были Альфред Штиглиц (1864–1946) и Эдвард Штайхен (1879–1973). Оба они способствовали превращению фотографии в изобразительное искусство, а Штиглиц (вместе со своей женой, художницей Джорджией О’Кифф) добился включения фотографий в музейные коллекции. Знаковым событием стал 1902 год, когда Штиглиц основал в Америке ассоциацию творческих фотографов Photo-Secession и начал издавать её журнал Camera Work (1902–1917), который быстро стал форумом современного искусства всех видов. В 1905 году Штиглиц и Штайхен открыли в Нью-Йорке галерею «291», специализирующуюся на авангардном искусстве, в частности на фотографиях, картинах и скульптурах.
Пикториализм (ок. 1885–1915)
В то время как Штиглиц и Штайхен делали всё возможное для продвижения фотографии как полноценного вида искусства, на рубеже веков среди фотографов стал модным пикториализм — первый крупный стиль художественной фотографии. Под пикториализмом понимались (как правило, мечтательные, с «мягким фокусом») фотографии, которые фактически «создавались» в тёмной комнате. Вместо того чтобы просто фиксировать изображение, фотограф манипулировал процессом печати для достижения нужного эффекта.
Для фотографа-пикториалиста снимок был объектом для манипуляций, подобно тому как художник работает с холстом и красками. Среди наиболее известных фотографов-пикториалистов были Ман Рэй, известный своими рейографами, Альфред Штиглиц, Эдвард Штайхен, Ф. Холланд Дэй, Кларенс Х. Уайт, Уильям Нотман, Сидни Картер, Констан Пуйо, Пьер Дюбрейль, Генрих Кюн, Хьюго Хеннеберг, Огава Кадзумаса, Гарольд Казно и Джон Кауффман.
Хотя пикториализм позволил таким экспериментаторам, как Ман Рэй, поднять фотографию на новый уровень творчества, как стиль он оказался противоречивым. Большая часть творческого процесса была связана не с работой с камерой, а с манипуляциями химикатами и инструментами в тёмной комнате. К этому направлению также можно отнести немецких дада-фотомонтажёров Рауля Хаусмана (1886–1971) и Джона Хартфилда (Хельмута Херцфельда) (1891–1968), а также новаторского, но противоречивого режиссёра Лени Рифеншталь (1902–2003), чьё творчество ассоциируется с нацистским искусством в форме пропагандистского пикториализма.
О художниках более позднего XX века, использовавших фотографии в качестве основы для своих картин, см: Герхард Рихтер (р. 1932).
Модернизм и «прямая фотография»
Как влиятельный стиль пикториализм исчезает после 1920 года, уступая место новому направлению фотографического модернизма, известному как «прямая фотография». Публика стала предпочитать более резко сфокусированные изображения. Несмотря на разочарование в пикториализме, фотография укрепила свой художественный статус благодаря выразительным пейзажным снимкам Эдварда Уэстона (1886–1958) и Анселя Адамса (1902–1984). Важный вклад внёс прецизионизм Чарльза Шилера (1883–1965), проявившийся в его знаменитой серии фотографий автозавода «Ривер Руж» компании Ford, а также вдохновлённые кубизмом работы Пола Стрэнда (1890–1976).
Среди современных фотографов, продолживших эту традицию, — Бернд и Хилла Бехер (1931–2007 и р. 1934), влиятельная пара, основавшая Дюссельдорфскую школу фотографии. Среди их последователей — постмодернистский фотохудожник Андреас Гурски (р. 1955).
Портрет в ХХ веке
В последние десятилетия XIX века фотография начала вытеснять живопись как основную форму портретного искусства. В следующем столетии, по мере совершенствования фототехники, художники расширили сферу применения фотографии, включив в неё различные виды портретов — в частности, модные и уличные, а также более традиционные официальные.
- Пионерами модного портрета стали такие талантливые фотографы, как Ирвинг Пенн (1917–2009), Хельмут Ньютон (1920–2004), Ричард Аведон (1923–2004), Патрик Демаршелье (р. 1943), Марио Тестино (р. 1954), Ник Найт (р. 1958) и Дэвид Лашапель (р. 1963).
- Уличные (или «жанровые») портреты были стихией таких мастеров, как Доротея Ланж (1895–1965), Уокер Эванс (1903–1975), Диана Арбус (1923–1971) и Нан Голдин (р. 1953).
- Традиционные портреты создавали такие модернисты, как Сесил Битон (1904–1980), Юсуф Карш (1908–2002), Норман Паркинсон (1913–1990), Энди Уорхол (1928–1987), Дэвид Бейли (р. 1938) и Энни Лейбовиц (р. 1949).
> (Примечание: Учитывая широкое распространение «обычных» портретов в прессе, многие фэшн-фотографы снимали и формальные портреты).
Немецко-американский фотограф Ханс Намут (1915–1990) ввёл новый динамичный подход к портретной съёмке, сделав знаменитые фотографии художника Джексона Поллока за работой в его студии.
Фотожурналистика
Сегодня фотожурналистика является одним из основных направлений современной иллюстрации в газетах, журналах и онлайн-СМИ. Новостная фотография всегда привлекала высококлассных фотографов, способных создавать яркие повествования. К числу выдающихся фотожурналистов относятся Роберт Капа (1913–1954), Ларри Берроуз (1926–1971), Дон Маккаллин (р. 1935) и Стив Маккарри (р. 1950).
Штиглиц: 1924–1946
К 1924 году выставки Штиглица и его статьи в поддержку фотографии как художественного средства начали приносить плоды. В 1924 году Бостонский музей изящных искусств приобрёл коллекцию из 27 его фотографий. Это был первый случай, когда крупный американский художественный музей включил фотографии в свою постоянную коллекцию.
Сам Штиглиц был поглощён двумя вещами: продвижением творчества Джорджии О’Кифф, для которой он создал более трёхсот фоторабот (многие из которых были в жанре женской обнажённой натуры), и продвижением высококачественного модернистского американского искусства. Он поддерживал и изобразительную фотографию, например, чёрно-белые снимки Анселя Адамса, для которого он организовал одну из первых выставок в 1936 году. В 1937 году в Кливлендском музее искусств состоялась первая крупная выставка собственных фотографий Штиглица.
Эдвард Штайхен: 1946–1962
Партнёр Штиглица по галерее «291», Штайхен был фотографом журналов Vogue и Vanity Fair в период 1923–1938 годов. В это время он был самым известным и высокооплачиваемым фотографом в мире.
После войны он был назначен директором отдела фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) и занимал эту должность до 1962 года. Будучи весьма влиятельной фигурой, он сделал очень многое для повышения статуса фотографии среди американских институций и широкой публики. Так, в 1955 году под его руководством была организована выставка «Род человеческий» (The Family of Man), которая объехала 69 стран и была посещена 9 миллионами человек.
Джон Шарковски: 1962–1991
В 1962 году Эдвард Штайхен выбрал фотографа, куратора, историка и критика Джона Шарковски (1925–2007) в качестве своего преемника на посту директора по фотографии в MoMA. Шарковски занимал эту должность до 1991 года. Он был удостоен двух стипендий Гуггенхайма, а также участвовал в многочисленных персональных выставках. Он опубликовал несколько фундаментальных книг, в том числе «Взгляд на фотографию», которая до сих пор является обязательной для чтения в лучших художественных школах. Преподаватель Гарвардского, Йельского, Корнеллского и Нью-Йоркского университетов, он был одним из самых успешных защитников художественной фотографии.
Галереи
С середины 1970-х годов всё большее число галерей начинает выставлять фотоискусство. Фотографические отпечатки постепенно увеличиваются в размерах, переходят от монохрома к цвету, часто печатаются на холсте и выставляются без рамы или стекла. Такие фотохудожники, как Грегори Крюдсон и Синди Шерман, являются примером новой тенденции постановки и освещения работ для достижения максимального эффекта.
Однако, несмотря на то, что фотография уже стала важным и инновационным средством современного искусства, она остаётся нишевым рынком по сравнению с традиционной живописью и скульптурой. При этом среди коллекционеров искусства существует относительно высокий спрос на книги с работами отдельных фотографов, изданные ограниченным тиражом.
К учреждениям, наиболее активно поддерживающим фотоискусство, относятся Институт искусств Чикаго, Метрополитен-музей и Музей современного искусства в Нью-Йорке, а также Фонд Aperture.
Знаменитые художественные фотографы
К известным представителям художественной фотографии относятся:
Ман Рэй (1890–1976)
Парижский художник-модернист американского происхождения, один из первых представителей дадаизма и сюрреализма. Участвовал в первой выставке сюрреалистов в галерее Пьер в Париже в 1925 году вместе с Жаном Арпом, Максом Эрнстом, Андре Массоном, Жоаном Миро и Пабло Пикассо. Известный в основном своими авангардными фотографиями, он также был знаменитым фотографом моды и портретистом. Среди его моделей были многие великие деятели искусства того времени, такие как Джеймс Джойс, Гертруда Стайн, Жан Кокто и Антонен Арто.
Он разработал фотографический метод соляризации и изобрёл технику использования фотограмм, которую назвал рейографами (как на его работе «Рейограф», 1923 г., частная коллекция). Журнал «ARTnews» в своём обзоре изобразительного искусства XX века включил Ман Рэя в число 25 наиболее влиятельных художников, отметив его новаторскую работу с камерой, эксперименты в тёмной комнате, а также его исследования в области кино, живописи, скульптуры, коллажа, ассамбляжа, перформанса и концептуального искусства.
Ансель Адамс (1902–1984)
Член Американской академии искусств и наук, лауреат трёх стипендий Гуггенхайма и Президентской медали свободы. Его чёрно-белые фотографии американского Запада стали главным свидетельством красоты пейзажей национальных парков США до эпохи массового туризма.
К числу его шедевров относятся: «Шторм в долине Йосемити» (1935), «Восход луны, Эрнандес, Нью-Мексико» (1941) и «Тетоны и река Снейк» (1942). Последний снимок был включён в «Золотую пластинку» «Вояджера» как одно из достояний человеческой цивилизации. Архив Анселя Адамса хранится в Центре творческой фотографии Университета Аризоны в Тусоне.
Эжен Атже (1857–1927)
Французский фотограф, известный своими документальными снимками, запечатлевшими архитектуру и уличные сцены Парижа. О нём написана четырёхтомная биография Джоном Шарковски и Марией Моррис Гамбург.
Уокер Эванс (1903–1975)
Американский фотограф, известный своими работами для Администрации по защите фермерских хозяйств (FSA) во время Великой депрессии. См. также великую Доротею Ланж (1895–1965).
Анри Картье-Брессон (1908–2004)
Ещё один великий французский фотограф, которого многие считают мастером стрит-фотографии XX века и автором концепции «решающего момента». В начале 1930-х годов на него оказал влияние уличный фотограф Брассай (Дьюла Халас) (1899–1984).
Джон Гото (р. 1949)
Британский художник и почётный профессор Университета Дерби в Англии. Гото специализируется на монтажной цветной фотографии и известен, в частности, серией «Ukadia». Его цифровое фотоискусство широко демонстрировалось в Европе, а также на персональных выставках в галерее Тейт, Национальной портретной галерее и Галерее фотографов в Лондоне.
Ирвинг Пенн (1917–2009)
Наиболее известен как один из великих американских фотографов из индустрии моды, но также знаменит своими портретами и натюрмортами. См. также влиятельные модные фотографии его младшего современника Ричарда Аведона (1923–2004), который был ведущим фотографом в Vogue и Harper’s Bazaar.
Роберт Франк (р. 1924)
Автор влиятельной книги «Американцы», дающей взгляд на американское общество со стороны. Известен новаторским подходом к композиции и работе с изображением.
Гэрри Виногранд (1928–1984)
Нью-йоркский фотограф, известный своими снимками американской жизни начала 1960-х годов и изображением важных социальных проблем. На него оказали влияние Уокер Эванс, Роберт Франк и в меньшей степени Анри Картье-Брессон.
Уильям Эглстон (р. 1939)
Важный пионер, способствовавший признанию цветной фотографии как вида высокого искусства.
Роберт Мэпплторп (1946–1989)
Один из первых художников-постмодернистов. Известен своими масштабными монохромными портретами знаменитостей (Энди Уорхол, Дебора Харри, Ричард Гир), строгими мужскими и женскими обнажёнными фигурами и нежными натюрмортами с цветами. Наибольшую известность ему принесла скандальная серия фотографий «Portfolio X», получившая широкую огласку из-за откровенного содержания.
Джефф Уолл (р. 1946)
Вероятно, самый известный представитель «постановочной фотографии». Уолл специализируется на цифровых манипуляциях при создании своих крупноформатных работ. Профессор изобразительного искусства в Ванкувере, он является важным и влиятельным представителем канадского постмодернизма.
Нан Голдин (р. 1953)
Американская фотохудожница и инсталлятор, известная нарушением табу в искусстве. Среди её работ — «Нан через месяц после избиения» (1984, Галерея Тейт, Лондон), «Шивон в моей ванне» (1992, Фотомузей Винтертур, Швейцария), «Сёстры, святые и грешники» (2004, Часовня Сальпетриер, Париж).
Синди Шерман (р. 1954)
Нью-йоркский фотограф и кинорежиссёр, лауреат стипендии Мак-Артура, известна своим постмодернистским искусством, в частности, концептуальными автопортретами. В 2010 году её работа «Без названия № 153» (1985) была продана на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,7 млн долларов. В 2011 году отпечаток «Без названия № 96» был продан на аукционе Christie’s за 3,89 млн долларов.
Андреас Гурски (р. 1955)
Один из наиболее известных создателей крупномасштабных цветных фотографий, часто с использованием цифровых манипуляций. Отдаёт предпочтение коммерческой и финансовой тематике, как, например, в работах «Схипхол» (1994, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Сингапурская фондовая биржа» (1997, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк), «Парламент» (1998, Галерея Тейт, Лондон), «99 центов» (1999).
Коллекции фотоискусства
Некоторые из лучших художественных музеев мира имеют отделы художественной фотографии, в том числе следующие:
Институт искусств Чикаго
Хранит коллекцию Альфреда Штиглица, а также коллекцию Жюльена Леви, содержащую работы Эдварда Уэстона, Пола Стрэнда, Андре Кертеса и Эжена Атже.
Детройтский институт искусств
В нём находится Галерея художественной фотографии Альберта и Пегги де Салль.
Музей Гетти, Лос-Анджелес
В Западном павильоне хранится коллекция художественной фотографии музея, в которой представлены оригинальные отпечатки начиная с 1841 года, а также работы современных художников, в том числе Ман Рэя, Имоджен Каннингем, Уокера Эванса и немецкого фотографа Августа Зандера.
Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Хранится коллекция Роберта Мэпплторпа (передана в 1992 году), включающая около 200 лучших фотографий художника. Включает примеры ранних коллажей, полароидов, а также портреты знаменитостей и более 20 автопортретов.
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA)
Здесь находится отдел фотографии Уоллис Анненберг, коллекция которого насчитывает 6 тыс. работ и сосредоточена на фотографиях, сделанных после 1940 года.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Отдел фотографии Метрополитен-музея содержит 20 тыс. работ, организованных на основе коллекций Альфреда Штиглица, Эдварда Штайхена, Уокера Эванса и Ford Motor Company. Включает широкий спектр работ фотосецессионистов, а также современные фотографии со всего мира.
MoMA, Нью-Йорк
Процветающий отдел фотографии, созданный и развитый Эдвардом Штайхеном (1946–1962), Джоном Шарковски (1962–1991) и Питером Галасси.
Музей Орсе, Париж
Фотографическая коллекция музея насчитывает около 45 000 фотографий, включая работы Фердинана Кнопффа, Жана Лорана, Ман Рэя, Штиглица, Ле Секка, Адольфа Гумберта де Молара, Мориса Дени и Роджера Фентона.
Музей изящных искусств, Хьюстон
В постоянную коллекцию музея входят работы Ман Рэя (1890–1976) и Анселя Адамса (1902–1984), а также около 4000 фотографий, приобретённых у Манфреда Хайтинга.
Филадельфийский музей искусств
Коллекция художественных фотографий музея насчитывает около 30 тыс. работ таких художников, как Пол Стрэнд, Альфред Штиглиц и другие.
Музей Виктории и Альберта, Лондон
Фотографическая коллекция музея насчитывает около 500 тыс. снимков с 1839 года до наших дней. Здесь представлены работы Фокса Тальбота, Джулии Маргарет Кэмерон, Гюстава Ле Грея, Фредерика Холлиера, Сэмюэля Борна, Роджера Фентона, Кертиса Моффата, Анри Картье-Брессона, Ман Рэя, Ильзы Бинг, Сесила Битона, Билла Брандта, Дона Маккаллина, Дэвида Бейли, Хелен Чедуик.
Самые дорогие фотографии мира
Это примерный и, возможно, уже устаревший краткий список самых дорогих фотографий в мире (составлен в 2013 г.).
1. «Рейн II» (Rhein II, 1999)
Фотограф: Андреас Гурски
Цена: 4 338 500 $
Дата: Ноябрь 2011 г., Christie’s New York
2. «Без названия № 96» (Untitled #96, 1981)
Фотограф: Синди Шерман
Цена: 3 890 500 $
Дата: Май 2011 г., Christie’s New York
3. «Разговор мёртвых солдат» (Dead Troops Talk, 1992)
Фотограф: Джефф Уолл
Цена: 3 666 500 $
Дата: Май 2012 г., Christie’s New York
4. «99 центов II» (99 Cent II Diptychon, 2001)
Фотограф: Андреас Гурски
Цена: 3 346 456 $
Дата: Февраль 2007 г., Sotheby’s London
5. «Пруд в лунном свете» (The Pond — Moonlight, 1904)
Фотограф: Эдвард Штайхен
Цена: 2 928 000 $
Дата: Февраль 2006 г., Sotheby’s New York
6. «Без названия № 153» (Untitled #153, 1985)
Фотограф: Синди Шерман
Цена: 2 700 000 $
Дата: Ноябрь 2010 г., Phillips de Pury & Co. New York
7. «Билли Кид» (1879–80)
Фотограф: Неизвестен
Цена: 2 300 000 $
Дата: Июнь 2011 г., Аукцион Brian Lebel’s Old West Show & Auction
8. «Обнажённая» (Nude, 1925)
Фотограф: Эдвард Уэстон
Цена: 1 609 000 $
Дата: Апрель 2008 г., Sotheby’s New York
9. «Джорджия О’Кифф (Руки)» (Georgia O’Keeffe (Hands), 1919)
Фотограф: Альфред Штиглиц
Цена: 1 470 000 $
Дата: Февраль 2006 г., Sotheby’s New York
10. «Джорджия О’Кифф (Обнажённая)» (Georgia O’Keeffe (Nude), 1919)
Фотограф: Альфред Штиглиц
Цена: 1 360 000 $
Дата: Февраль 2006 г., Sotheby’s New York
11. «Без названия (Ковбой)» (Untitled (Cowboy), 1989)
Фотограф: Ричард Принс
Цена: 1 248 000 $
Дата: Ноябрь 2005 г., Christie’s New York
12. «Довима со слонами» (Dovima with Elephants, 1955)
Фотограф: Ричард Аведон
Цена: 1 151 976 $
Дата: Ноябрь 2010 г., Christie’s Paris
13. «Наутилус» (Nautilus, 1927)
Фотограф: Эдвард Уэстон
Цена: 1 082 500 $
Дата: Апрель 2010 г., Sotheby’s New York
14. «Один» (One, 2010)
Фотограф: Питер Лик
Цена: 1 000 000 $
Дата: Декабрь 2010 г., частная продажа
15. «Распутывание» (Untangling, 1994)
Фотограф: Джефф Уолл
Цена: 1 000 000 AUD
Дата: 2006 г., частная продажа
16. «Шарманщик» (Joueur d’Orgue, 1898)
Фотограф: Эжен Атже
Цена: 686 500 $
Дата: Апрель 2010 г., Christie’s New York
17. «Энди Уорхол» (Andy Warhol, 1987)
Фотограф: Роберт Мэпплторп
Цена: 643 200 $
Дата: Октябрь 2006 г., Christie’s New York
18. «Восход луны, Эрнандес, Нью-Мексико» (Moonrise, Hernandez, New Mexico, 1941)
Фотограф: Ансель Адамс
Цена: 609 600 $
Дата: Апрель 2006 г., Sotheby’s New York
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?