Обнажённые девушки в истории искусства читать ~9 мин.
Стоящая обнажённая мужская фигура (курос) впервые стала важной в скульптуре древней Греции, в которой мужское тело ассоциировалось со спортивным мастерством и моральным превосходством. Однако отношение к женской наготе было другим.
Обнажённые женщины в античном искусстве
Женское тело ассоциировалось с божественностью деторождения и на протяжении почти пяти веков греки предпочитали видеть стоящую женщину (коре) одетой. Затем, в IV веке до нашей эры, скульптор Пракситель вырезал обнажённую Афродиту, известную как Книдийская Афродита, что положило начало новой эстетической традиции женской формы. В отличие от преувеличенных форм ближневосточных фигурок плодородия, Книдская Афродита была создана с использованием идеализированных пропорций на основе математических соотношений. Поза самозащиты добавляла ей скромности. Эта идеальная версия греческой обнажённой женщины, предназначенная для обращения как к разуму, так и к чувствам, позже была принята эллинистическим греко-римским искусством, но по большей части отброшена во время Римского мира, примерно с 50 г. н.э.
Среди лучших греческих скульпторов женских обнажённых статуй: Поликлет (V век), Фидий (около 488–431 до н.э.), Мирон (работавший в 480–444 гг. до н.э.), Пракситель (работавший в 375–335 гг. до н.э.) и Хагесандр, Афенодорос и Полидор (I-II вв. до н.э.).
Примечание: Хараппская культура индийской цивилизации долины Инда (3000–1000 гг. до н.э.), предшествовавшая греческому искусству, возможно, на два тысячелетия, была одной из первых культур, производящих обнажённую бронзу. Одна из лучших бронзовых работ – «Танцующая девушка из Мохенджо-Даро», 6-дюймовая статуэтка, отлитая около 2500 г. до н.э. с использованием метода потерянного воска. Необычайный образец ранней индийской скульптуры азиатского бронзового века.
Альбом с галереей произведений обнажённой натуры здесь:
Обнажённая натура и эротика в живописи (18+)
Обнажённые девушки в византийском искусстве
В средневековом византийском искусстве, с самого начала христианской культуры, важность женского обнажённого тела значительно уменьшилась. Византийская христианская иконография может включать изображения распятого Христа в набедренной повязке, но только для того, чтобы лучше представить физические страдания Христа и унизительную смерть. Что касается женской наготы, то её очень редко можно было увидеть на картинах или мозаиках византийской эпохи, поскольку она в основном ассоциировалась либо с чувством вины и стыда, либо с небрежным юмором. Кроме того, что касается византийской культуры, обнажённые мужчины и женщины были слишком тесно связаны с языческой греческой культурой.
Обнажённые девушки в искусстве средневековья
Ко времени славной эпохи готического искусства отношение к женской наготе в картинах, скульптурах, витражах и других видах искусства ещё более укрепилось. Нагота стала греховной, как показано в истории Адама и Евы в Эдемском саду. Более того, ранний христианский упор на целомудрие ещё больше препятствовал изображению наготы. Как это ни парадоксально, однако, готическим художникам (включая скульпторов собора и братьев Лимбургских) было разрешено прибегать к женской наготе во имя «чистоты», девственной идеи тела и символизации «nuda veritas». Ещё одна из немногих знаменитых обнажённых женщин того времени – полихромная деревянная скульптура Святой Марии Магдалины, также известной как «La Belle Allemande» была создана позднеготическим резчиком по дереву Грегором Эрхартом в Аугсбурге, Германия.
Обнажённые девушки в искусстве эпохи Возрождения
Повторное открытие греко-римских культурных ценностей во время итальянского Возрождения вернуло женскую обнажённую натуру на передний план творчества как в живописи, так и в скульптуре. И фигуративные мастера, такие как Боттичелли («Рождение Венеры», 1484; и «Аллегория весны», 1482 г.), Джорджоне («Спящая Венера», 1510 г.); Тициан (Венера из Урбино, 1538; Венера с зеркалом, 1555) и Якопо Робусти Тинторетто (Сусанна и Старцы, 1556) не ограничивались идеализированными женскими обнажёнными телами, основанными на установленных математических пропорциях: они хотели запечатлеть естественную полноту женской красоты – короче говоря, соблазнительное тепло стало важнее правильной геометрии.
Художники Северного Возрождения оказались столь же восприимчивыми. Прогрессивный голландский художник, работающий маслом, Ян Ван Эйк уже стал пионером натурализма в своей картине Евы (и Адама) как части Гентского алтаря (1425-32), в то время как выдающийся голландец Иероним Босх использовал женскую наготу (Триптих «Воз сена», 1500; Сад земных наслаждений, 1510), чтобы усилить его апокалиптические видения греха и божественного суда. Мифологическая картина с женскими фигурами также была важным элементом произведений Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и Ханса Бальдунга Грина (1484–1545). Скульптура итальянского Возрождения изобилует греческими мужскими телами, но обнажённых женщин меньше. Хорошие примеры включают работы маньеристов Якопо Сансовино (Венера и Купидон, 1550) и Джамболонья (Похищение сабинянок, 1581–1581).
Всё это не означает, что христианская мораль изменилась. На самом деле, если это полагалось на творческие таланты Тициана и других, христианская церковь оставалась решительно настороженной, даже антипатичной, по отношению к использованию обнажённых мужчин и женщин в общественной живописи и скульптуре, особенно в церквях. Поэтому неудивительно, что Тридентский собор (1545–1563 гг.) попытался остановить «распутные» и «языческие» элементы, которые, по их утверждениям, получили такое широкое распространение в искусстве эпохи Возрождения под влиянием классических канонов.
Обнажённые девушки в искусстве барокко
Ренессанс сохранил своё влияние благодаря созданию европейской сети академий изящных искусств, где рисование с натуры (то есть рисование живой обнажённой фигуры или копирование греческой скульптуры) продвигалось как основная техника обучения рисованию. В своих обильных (рубенских) обнажённых женщинах (таких как «Похищение дочерей Левкиппа», 1618, и «Суд Париса», 1632–1616) Рубенс оказался достойным преемником Тициана, как и Веласкес в «Венере Рокби» (1647-51). Рембрандт тоже использует естественные пропорции (Даная, 1636; Вирсавия, 1654) и придаёт своим женским формам характерную жизненность и гуманизм, как и скульптор Бернини (Плутон и Прозерпина, 1622; Аполлон и Дафна, 1625).
Обнажённые девушки в искусстве рококо и неоклассицизма
Женская нагота становится более игривой и наводящей на размышления в искусстве рококо, особенно в работах Жана-Антуана Ватто (Суд Париса, 1721), Франсуа Буше (Одалиска, 1745; Лежащая девушка, 1751) и Жана Оноре Фрагонара (Блузка снята, 1770), а также скульптора Этьена-Мориса Фальконе (Купальщица, 1757; Флора, 1770). Образцы неоклассической женской обнажённой натуры были представлены скульпторами, такими как Джозеф Ноллекенс (Венера, 1773) и другими, которые вернулись к античным формам и порам.
Обнажённые девушки в искусстве XIX века
В девятнадцатом веке художники обычно помещали свои обнажённые женские образы в необычные декорации, очень далёкие от повседневности. См., например, Купальщица Вальпинкона (1808, Лувр) и Большая одалиска (1814, Лувр) Я. А. Энгра; корчащиеся обнажённые в Смерти Сарданапала (1827) Делакруа; фантастические образы сэра Лоуренса Альма-Тадемы (Тепидарий, 1881 г.); и Мечта рыцаря (1902) Ричарда Мауха. Сравните их с Обнажённой Махой (1800, Прадо) Гойи; «Завтраком на траве» (1863, Музей Орсе) и Олимпией (1863, Музей Орсе) Мане; и более явный Истока мироздания (1866) Гюстава Курбе.
Обнажённые женщины в искусстве ХХ века
Несмотря на то, что академическая традиция утратила своё культурное превосходство в двадцатом веке, обнажённая натура оставалась неизменной чертой в современном искусстве. Такие художники, как Сезанн (Большие купальщицы, Гранд Бенье, 1894–1906); Пабло Пикассо (Две обнажённые женщины, 1906, Авиньонские девицы, 1907, Большая купальщица, 1921); Амедео Модильяни (Лежащая обнажённая, 1917 и др.); и Густав Климт (Адам и Ева, 1918) – все изображали обнажённую женщину, как и все группы немецких экспрессионистов.
Острый реализм блестящего венского рисовальщика Эгона Шиле (Обнажённая девушка со скрещёнными руками, 1910; Женщина раздевается, 1917) превзошёл обнажённый сверхреализм Люсьена Фрейда (Социальная смотрительница спит, 1977; Эстер, 1980), а затем выпуклость фигур Дженни Сэвилл (Фирменный, 1992). Но посмотрите также полуабстрактные обнажённые тела Виллема де Кунинга (Сидящая женщина , 1944).
Между тем, в фотографии ХХ века женское обнажённое тело иллюстрируют резкие образы Гельмута Ньютона (1920-2004). В скульптуре 20-го века анатомический реализм был проиллюстрирован обнажёнными изображениями из полиэстера и бронзы современного американского художника-фотореалиста Джона де Андреа (Пара, 1971), Модель в покое (1981, Национальные галереи Шотландии), Без названия, бронза № 1 (1984, Художественный музей Чазен) и Сфинкс (1987). Вуайеристскую традицию поддерживали Бальтус (Урок игры на гитаре, 1934 г. и Комната, 1952 г.), шведский импрессионист Андерс Цорн (Девушки из Даларны, принимающие ванну, 1908 г.) и немецкий художник Герхард Рихтер (Эма: Обнажённая на лестнице, 1966), и фэнтезийная идиома магического реалиста Поля Дельво (Руки, Мечта, 1941).
Объяснение ню 20-го века, например произведений Модильяни и других модернистов, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
20 величайших обнажённых женщин в истории искусства
20. Две девушки в траве (1919)
Холст, темпера, Л.Г. Буххайм.
Отто Мюллер (1874-1930).
19. Портрет Иды Рубинштейн (1910)
Холст, темпера, уголь, Русский музей, Петербург.
Валентин Серов (1865-1911).
18. Афродита Книдская (около 350 г. до н.э.)
Мрамор, Музеи Ватикана.
Копия оригинала Праксителя (работал в середине IV в. до н.э.).
17. Марселла (1909-10)
Холст, масло, Стокгольм, Музей современного искусства.
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938).
16. Полуобнажённая женщина в шляпе (1911)
Холст, масло, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938).
15. Олимпия (1863)
Холст, масло, Музей Орсе, Париж.
Эдуар Мане (1832-1883).
14. Обнажённая Маха (1800)
Холст, масло, Музей Прадо, Мадрид.
Франсиско Гойя (1746-1828).
13. Рождение Венеры (1879)
Холст, масло, Musee d’Orsay, Париж.
Бугро (1825-1905).
12. Венера-Рокби (1650)
Холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
Диего Веласкес (1599-1660).
11. Суд Париса (1720-1)
Холст, масло, Лувр, Париж.
Жан-Антуан Ватто (1684-1721).
10. Обнажённая (чёрное и золото) (1908)
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Анри Матисса.
9. Женщина, укушенная змеёй (1847 г.)
Мрамор, Музей Орсе.
Автор Огюст Клезинджер (1814-1883).
8. Купальщица Вальпинкона (1808)
Холст, масло, Лувр, Париж.
Энгр (1780-1867).
7. Рождение Венеры (1484)
Холст, темпера, Галерея Уффици, Флоренция.
Алессандро Боттичелли (1445-1510).
6. Венера из Урбино (1538)
Холст, масло, Галерея Уффици, Флоренция.
Автор Тициан (Тициано Вечеллио) (около 1477-1576).
5. Бронза без названия № 1 (1984)
Бронза, Художественный музей Чазена.
Автор Джон де Андреа (р. 1941).
4. Обнажённая натура (1912)
Холст, масло, Галерея Института Курто, Лондон.
Амедео Модильяни (1884-1920).
3.Мрамор «Милости» (1813-16)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Антонио Канова (1757-1822).
2. Вирсавия держит письмо царя Давида (1654)
Холст, масло, Лувр, Париж.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).
1. Фигура Евы: Гентский алтарь (1425-32 гг.)
Дерево, масло, собор Святого Бавона, Гент.
Автор Ян ван Эйк (1390-1441).
Подробнее о различных типах картин см. Жанры живописи.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Искусство Определение, Значение.
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
РИСУНОК
Краткий обзор набросков см.: Искусство рисования. О фигуративных работах: рисунок фигуры человека, смотрите также: рисунок в живописи и изобразительное искусство, а также искусство портрета.
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?