Жанровая живопись читать ~12 мин.
Жанровая живопись – один из пяти основных видов живописи, которые составляют традиционную иерархию жанров. В число этих пяти жанров входят: историческая живопись, портретная живопись, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт.
Определение и особенности жанровой живописи
В изобразительном искусстве термин жанровая живопись (также называемый бытовыми сценами) относится к картинам, изображающим ситуации и сцены повседневной жизни. Сюжеты обычно содержат домашний быт, интерьеры, время приёма пищи, праздники, таверны или крестьянскую жизнь, рынки и другие уличные сцены.
В целом, ключевая особенность жанровой живописи заключается в том, что сцена представлена неидеализированным способом, в отличие от традиционного классического подхода к изображению сцен с героическими, благородными или драматическими характеристиками. Сравните, например, неокрашенных персонажей в крестьянских сценах Курбе с идеализированными уличными мальчишками, изображёнными севильским художником Бартоломе Эстебаном Мурильо. Возможно, лучшие образцы этой среды появились в голландской реалистической школе жанровой живописи 17-го века, возглавляемая великим делфтским художником Йоханнесом (Яном) Вермеером (1632-1675).
Это несколько запутанно: термин «жанр», используется сам по себе, означая «категорию» живописи, такую как историческая живопись, портрет, пейзаж, натюрморт или жанровые сцены. Для получения дополнительной информации см.: Жанры живописи.
Разница между жанровыми сценами, пейзажами и натюрмортами
Когда пейзаж становится жанровой живописью и наоборот? На этот вопрос нет точного ответа, так как грань между этим видом изобразительного искусства и другими жанрами часто размыта. Например, Джозеф Райт из знаменитого шедевра Дерби «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768) – это частично жанровая живопись, частично портретная живопись и частично историческая. Великий французский реалист Жан Франсуа Милле (1814–1875 гг.) написал ряд сельских сцен (например, «Ангелус»), которые можно интерпретировать как пейзажи, жанровые картины или и то, и другое. Аналогичным образом, интерьерные картины – например, «Интерьер» Питера Вильгельма Илстеда (1896) – может рассматриваться как натюрморт, а не как жанровая живопись.
Как общее практическое правило, жанровая живопись представляет собой изображение нормальных событий, в которых отдельные фигуры обычно играют важную роль. Напротив, типичный пейзаж не содержит значительного фигуративного элемента, в то время как «интерьер» или «натюрморт» – это действительно домашняя сцена, содержащая искусственное расположение предметов (включая, реже, фигуру). Тем не менее, можно утверждать, что «Маленькая улица» (1658 г.) Вермеера была одновременно городским пейзажем или жанровой живописью.
Повествование, а также декоративные цели
Упомянутая выше иерархия жанров была официальной «системой ранжирования», принятой Французской академией художеств. По этой системе жанровая живопись занимает 3 место, после исторической и портретов. Это произошло потому, что жанровые картины не рассматривались как «вдохновляющие», как история или портретное искусство из-за отсутствия в них «послания» или «повествования». По общему признанию, много жанровых сцен были заказаны и оценены за их приятные на ощупь, декоративные или ностальгические качества, а также за виртуозность артиста. Но (как и в натюрмортах) значительное количество жанровых картин содержат мораль. Иногда это нужно расшифровать, изучив символику на холсте. В любом случае, вопреки «академическому» взгляду, жанровые картины вполне способны передать моралистические послания.
Как начиналась жанровая живопись?
Искусство эпохи Возрождения, на котором основано большинство западных изобразительных искусств, было преимущественно публичным искусством, по поручению пап, церквей и светских лидеров вдохновлять массы религиозными и моральными ценностями. Таким образом, большинство произведений искусства (фрески, алтарные предметы, скульптура) были преднамеренно крупномасштабными изобразительными презентациями вдохновляющих сообщений, которые легко можно было увидеть и понять зрителям. В красивых итальянских церквях было достаточно места для масштабной демонстрации, а хорошая погода была идеальной для использования фресок.
Реформация
Затем в 1517 году произошла Реформация – восстание протестантских стран, таких как Голландия, Германия и Фландрия, против Римской Церкви – в результате чего религиозные или квазирелигиозные произведения искусства резко утратили свою значимость в большей части Северной Европы. Однако, поскольку спрос на крупномасштабные религиозные картины в шестнадцатом веке уменьшился, постепенно появился новый тип покровителей – принадлежащих к классу процветающеих торговцев – которые хотели, чтобы новый тип мелкомасштабных картин висел в их домах. Этот новый покровитель был особенно заметен в протестантской Голландии, где станковые портреты, жанровые картины и натюрморты стали очень популярными. Ранние примеры жанровых сцен: Квентин Массис (c. 1465–1530) – «Денежный кредитор и его жена» (1514 г.) – Маринус ван Реймерсвале (1490–1567) – который специализировался на жанровых сценах, освещающих грехи жадности и тщеславия; Лукас ван Лейден (1494-1533) – см. его карточных игроков (1517) и Питер Брейгель Старший (1525-69) – см. Крестьянскую свадьбу (1568) и Крестьянский танец (1568).
Действительно, жанровая живопись не была неизвестна в Италии – небольшие штрихи жанра можно найти в произведениях итальянского искусства 14-го века и 15-го века, как, например, венецианского Витторе Карпаччо – см., например, Две венецианские дамы (1510, музей Коррера, Венеция) – но это там это было больше фоном или контекстом для преобладающих религиозных тем. И хотя она был развита несколько более поздними итальянцами, такими как Караваджо, Джузеппе Мария Креспи и Керути, она играет незначительную роль до появления венецианского художника 18-го века Пьетро Лонги (1702-1785).
Голландский реализм – золотой век
Жанровая живопись выросла как самостоятельная форма искусства в городах протестантской Северной Европы. Первыми великими представителями жанровой живописи были голландские художники-реалисты 17-го века, чей бесподобный стиль «голландского реализма» возник из пяти основных школ.
❶ Утрехтская школа, возглавляемая Хендриком Тербрюггеном (1588-1629), в которую входили также другие художники, например Геррит ван Хонтхорст (1592-1656), который был одним из главных последователей Караваджо.
❷ Гарлемская школа с участием Адриана Брауэра (1605-1638), который специализировался на сценах пьянства; Адриана Ван Остаде (1610-1685), который писал жанровые сцены о крестьянах вих домах или в тавернах; Яна Стена (1626-1679), мастера таверны, создававший многолюдные сцены; Джерарда Терборха (1617-1681) и Давида Тенирса Младшего (1610-1690).
❸ Лейденская школа, в состав которой входили Жерар Доу (1613-1675), создатель многочисленных крошечных этюдов персонажей, и его ученики Габриэль Метсю (1629-1667) – известный своими работами интимного жанра и Франс ван Миерис (1631-1681) – который писал сцены удовольствия и рассеяния очень богатых современников.
❹ Дельфтская школа под руководством Яна Вермеера (1632–1675 гг.), вероятно, величайшего из всех нидерландских жанровых художников, и Питера де Хуча (1629–1684 гг.), известного своими образами крестьян и солдат. Для конкретного анализа работ Вермеера см.: Анализ известных картин.
❺ Школа Дордрехта, главной фигурой которой был Николас Мас (1634-1693), известный своими ранними сценами жизни слуг «под лестницей».
Обзор: Голландская живопись 17-го века (1600-80).
Созданная реалистами голландского барокко, жанровая живопись распространилась во Фландрию, Англию, Испанию, Италию и Францию, где её развивали многочисленные художники разных школ. В Испании, например, художники Bamboccianti представили мрачную форму жанровой картины, известную как бодегон, примером которой является «Продавец воды в Севилье» (1618-1622) Веласкеса.
История и развитие жанровой живописи
Жанровые картины восемнадцатого века
Во Франции одним из первых мастеров жанровой живописи был Луи Ленен (ок. 1563–1648) в компании со своими братьями Антуаном (ок. 1588–1648) и Матье (ок. 1607–77). Братья Ленен были известны своими небольшими интерьерными портретами крестьянских групп, например: Пейзаж с крестьянами (1640) и Четыре фигуры за столом (c.1643). За ними последовал Жан Шарден (1699-1779), один из величайших художников 18-го века, который создал множество изысканных натюрмортов и жанровых представлений с невероятной реальностью, таких как «Мыльные пузыри» (1734), «Молодая школьная учительница» (c.1735), Чертёжник (1737), Гувернантка (1739) и Посланник (1739). Его современник Жан-Батист Грёз (1725-1805) первоначально специализировался на картинах с сентиментальным моральным повествованием, таких как «Разбитые яйца» (1756), «Неаполитанский жест» (1757), «Мальчик с учебником» (1757) и «Прачка» (1761). Смотрите также: Качели (Фрагонар) (1767) Жан-Оноре Фрагонар.
Хотя Италия оставалась под сильным влиянием великих гуманистических традиций эпохи Возрождения, жанровая живопись, наконец, появилась в 18 веке, не в последнюю очередь благодаря венецианскому художнику Пьетро Лонги (1702-1785), посвятившему ей всю жизнь, изображая сцены аристократов и представителей более низкого класса в таких картинах, как: Театральная сцена (1752) и Показ слона (1774).
В Англии ранним представителем жанровой живописи был Уильям Хогарт (1697-1764). Его сцены современной жизни, такие как серия Похождения повесы и Модный брак, изображают человеческое поведение с ясным моральным посланием. Для сравнения, картины Томаса Гейнсборо (1727-1788) применяют шаблоны изысканности к сценам буржуазного сельского благородства и удовлетворения.
Жанровые картины девятнадцатого века
В то время как религиозная и историческая живопись пришли в упадок в 19 веке, все больше и больше художников искали вдохновения в повседневной жизни простых людей. Реалисты, особенно во Франции, пошли дальше, разместив свои повседневные жанровые сцены на крупномасштабных полотнах – ранее предназначавшихся для более бурных или утончённых исторических работ.
В Англии наиболее популярными жанровыми художниками 19-го века были шотландский художник Дэвид Уилки (1785-1841), в число работ которого входили Слепой скрипач (1806, Галерея Тейт, Лондон); Приветственное письмо (1813, Национальная галерея); Арест имущества за аренду (1815, Национальная галерея); и Чтение завещания (1820, Пинакотека, Мюнхен) – см. его работы и работы и Уильяма Пауэлла Фрита (1819–1909) в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург. Восхищённый королевой, Фрит был летописцем викторианской жизни на скачках, на море и во время путешествий, в таких картинах, как День Дерби (1858) и Железнодорожный вокзал (1862). Уолтер Сикерт (1860-1942) – ведущий британский художник эпохи импрессионизма и постимпрессионизма – предпочитал более скромные сюжеты, такие как уличные сцены, дешёвые интерьеры, проститутки и музыкальные залы, изображая их без гламура в палитре мутных цветов.
Во Франции в первой половине XIX века двумя великими жанровыми художниками были реалисты Жан-Франсуа Милле (1814-1875) и Гюстав Курбе (1819-1877). В то время как сын фермера Милле сконцентрировался на сценах сельской Франции, в которых он изображал тяжёлую, но достойную жизнь крестьянства в таких работах, как Собиратели урожая (1857), Ангелус (1859) и Человек с мотыгой (1862). Курбе расширил фокус, включив в него сцены из всей провинциальной жизни: его наиболее известными работами являются Камнеломы (1849) и Погребение в Орнане (с. 1850). Оноре Домье (1808-1879), острый наблюдатель и карикатурист Второй французской империи, использовал гравюры, акварели и зарисовки для записи повседневной жизни мужчин и женщин. Среди его огромного количества работ: Прачка (1860) и Места третьего класса (1864). См. также изысканные миниатюрные работы Эрнеста Мейсонье (1815-1891), выполненные в академическом стиле. Другим типом жанровой живописи, исследованной французскими художниками в 19-м веке, был ориентализм, как правило, изображающий бытовые сцены в Алжире, Египте и других странах Северной Африки. Одним из ведущих ориенталистов был Жан-Леон Жером (1824-1904).
Другим важным художником жанровых сцен был немецкий художник Адольф Менцель (1815-1905), чьи тихие интерьеры предшествовали импрессионизму на 25 лет.
Жанровая живопись достигла другого пика в эпоху импрессионизма и постимпрессионизма. Кроме пуристов, таких как Моне, Писсарро и Сислей, большинство импрессионистов сосредоточились на повседневных сценах парижской жизни. Примеры:
Фредерик Базиль (1841-1870)
Студия Базиля (1870)
Мэри Кассат (1845-1926)
Молодая женщина шьёт в саду (1886)
Поль Сезанн (1839-1906)
Игроки в карты (1892-6)
Гюстав Кайботт (1848-1894)
Парижская улица, дождливый день (1877)
Скребки (1875)
Эдгар Дега (1834-1917)
Скаковые лошади перед трибунами (1866-8)
Балетный класс (1871-4)
Абсент (1876)
Гладильня (1884)
Женщина расчёсывает волосы (1887-90)
Эдуард Мане (1832-1883)
Завтрак на траве (1863)
Балкон (1868)
Рабочие на улице Берн (1878)
Бар в Фоли-Бержер (1882)
Клод Моне (1840-1926)
Женщины в саду (1867)
La Grenouillere («Лягушатник», 1869)
Берта Моризо (1841-1895)
Колыбель (1873)
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Танец в Ле Мулен де ла Галетт (1876)
Обед на лодочной вечеринке (1880-1)
Качели (1876)
Жорж Сера (1859-1891)
Воскресный день на острове La Grande Jatte (1886)
Купальщицы в Аньере (1884)
Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Эль-Халео (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер).
Тулуз-Лотрек (1864-1901)
На Мулен Руж (1892)
В России величайшими жанровыми художниками были Илья Репин (1844–1930), наиболее известный по Бурлакам на Волге (1870–73) и Религиозному шествию в Курской губернии (1883); Константин Савицкий (1844-1905) отмечен за Ремонт железной дороги (1874); и Абрам Архипов (1862–1930), известный картинами Посещение (1915), Прачки (1899), Рабочие на чугунолитейном заводе (1896) и Вдоль реки Оки (1890).
В Америке доминирующая школа жанровой живописи была реалистической, основой которой стали гражданская война и морские картины Уинслоу Гомера (1836–1910), а также такие картины как Клиника Гросса Томаса Икинса (1844–1916), Поражение «Ковбоя» (1895-6) Фредерика Ремингтона (1861-1909), Олень у Шарки (1909) Джорджа Уэсли Беллоуза (1882-1925) и более поздние ностальгические жанровые картины журнального иллюстратора Нормана Роквелла (1894-1978), такие как Свобода от нужды (1943). Среди других влиятельных художников были члены американского движения «Сценарная живопись», такие как Эдвард Хоппер (1882–1967), и ответвление – американская школа регионализма, художниками жанра которой были Томас Харт Бентон (1889–1975) и Джон Стюарт Карри (1897–1946).
Для интерпретации картин жанра 19-го или 20-го века, пожалуйста, смотрите: Анализ современной живописи (1800-2000).
Жанровые картины двадцатого века
В начале 20-го века художники различных школ продолжали создавать высококачественные жанровые сцены, начиная от тихих картин, таких как: Интерьер с девушкой в Клавир (1901) датского художника по интерьеру Вильгельма Хаммершой; Королевское кафе в Лондоне (1912) сэра Уильяма Орпена; Девушки из Даларны, принимающей ванну (1908) Андерса Цорна; и шедевры экспрессионизма, такие как: Берлинская уличная сцена (1913) Эрнста Людвига Киршнера. Появились другие уникальные художественные стили, такие как «спичечные человечки» Л. С. Лоури, как в Приходе с мельницы (1930). Колорист Пьер Боннар создавал выдающиеся произведения, см. Зелёная блузка (1919) и Терраса в Верноне (1939). Кроме того, появились школы определённого жанра, такие как лондонские движения: Camden Town Group и Euston Road Painters.
Середина и конец двадцатого века и начало 21-го века стали свидетелями роста стилистической абстракции, что привело к деградации жанрового искусства. Эдвард Хоппер (1882–1967) – редкое исключение, с такими шедеврами, как Ночные ястребы (1942), как и Алекс Колвилл (р. 1920), с такими работами, как Плавательная гонка (1959). Джек Веттриано – успешный шотландский художник, работающий в схожих идиомах, хотя и без живописных качеств Хоппера и Колвилла.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?