Портретное искусство читать ~29 мин.
В изобразительном искусстве портрет может быть скульптурой, картиной, формой фотографии или любым другим изображением человека, в котором лицо является главной темой. Традиционные портреты мольберта обычно изображают модель с головой и плечами, в половину или в полный рост. Есть несколько разновидностей портретов, в том числе: традиционный портрет человека, групповой портрет или автопортрет.
В большинстве случаев изображение составляется специально для того, чтобы передать характер и уникальные атрибуты объекта. Среди великих представителей портретной живописи западного искусства – старые мастера эпохи Возрождения, такие как флорентийцы Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Бронзино (1503-1572), тосканский мастер Рафаэль (1483-1520) и венецианский Тициан (1487-1576). К северу от Альп жили Ян ван Эйк (1390–1441), основоположник фламандской живописи из Брюгге, и немецкие портретисты Лукас Кранах Старший (1472–1553) и Ганс Гольбейн Младший (1497–1543). Среди более поздних портретистов были бессмертный голландец Рембрандт (1606-1669) и художник эпохи барокко Антонис Ван Дейк (1599-1641), испанский придворный художник Веласкес (1599-1660) и англичанин Томас Гейнсборо (1727-1788). Примером современной портретной живописи являются Теодор Жерико, Эдуард Мане; Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Джон Сингер Сарджент, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Уильям Орпен, Амедео Модильяни, Отто Дикс, Грэм Сазерленд, Люсьен Фрейд, Чак Клоуз и Франк Ауэрбах. Самую большую коллекцию портретной живописи можно увидеть в Национальной портретной галерее (Лондон), насчитывающей около 200 000 экземпляров.
История портретной живописи
Древний портрет
Портретную живопись можно рассматривать как общественное или частное искусство. В древних средиземноморских цивилизациях, таких как Египет, Греция, Рим и Византия, портретная живопись была в основном формой общественного искусства или видом погребального искусства для богов, императоров, королей и пап. Портреты были выполнены в виде скульптур из бронзы, мрамора или другого камня, или в виде панно или настенных фресок.
Хотя частные произведения искусства – обычно для королевских семей – заказывались в шумерскую, египетскую и греческую эпоху, наиболее древняя портретная живопись была публичным искусством, предназначенным для украшения общественных мест и отражения морали и религиозных ценностей того времени.
Примеры портретной живописи раннего Египта: скульптура Менкаура и его царица (около 2470 г. до н.э.); скульптуры: Фараон Эхнатон (около 1364 г. до н.э.), Дочь Эхнатона (около 1375 г. до н.э.), бюст Нефертити (около 1350 г. до н.э.); портреты мумий (около 200 г. н.э.). Греческие скульптурные портреты: мраморный бюст Сократа (около 340 г. до н.э.); а также многочисленные бюсты, барельефы и статуи греческих богов, от Афродиты до Зевса. Важными скульпторами классического греческого периода были Поликлет, Мирон и Фидий. Портреты также были нарисованы на панно, хотя почти ни один из них не сохранился. Известным исключением является серия портретов фаюмских мумий (ок. 50 г. до н.э. – 250 г. до н.э.), найденных в оазисе Файюм недалеко от Каира, в Египте.
Римская портретная живопись
Римское искусство было основано на практической политической необходимости. Портретные бюсты всех императоров, от Юлия Цезаря до Константина, были вылеплены из мрамора или бронзы. Эти статуи и бюсты были выставлены на всеобщее обозрение по всей империи в честь римского могущества. В столице выросла огромная индустрия искусства, привлекая скульпторов и художников со всей Италии и Греции просто для того, чтобы удовлетворить этот спрос на императорские портреты. Например, сохранилось более 250 бюстов императора Августа. Римские портреты продолжали традиции публичного искусства.
Портретная живопись в эпоху поздней античности и средневековья
С наступлением Средневековья после разграбления Рима (около 450 г. н.э.) публичное искусство приняло менее заметную форму. Портреты, как и другие виды картин, создавались в основном для внутренних помещений церквей и монастырей (обычно в виде фресок или энкаустических панно) или использовались для иллюстрации иллюминированных евангельских рукописей, таких как Евангелие Гарима (390-660) из Эфиопии и Келлская книга (около 800 г.) из Ирландии. Единственным главным покровителем искусств на протяжении большей части средневековой эпохи была церковь. Примеры работ этого периода: энкаустические панно с портретами и иконы из монастыря Святой Екатерины на горе Синай, например, Мадонна на троне с младенцем. (около 600 г. н.э.); портреты евангелистов и апостолов в кельтских христианских иллюстрированных манускриптах и каролингских евангельских текстах, таких как Иоанн Евангелист (ок. 800). Во время романского и готического периодов до четырнадцатого века (около 1000-1300 гг.) портретная живопись расширилась, появились витражи, большая часть которых все еще видна сегодня в архитектурных шедеврах, таких как Шартрский собор и собор Нотр-Дам в Париже.
Натурализм Джотто и реализм Яна Ван Эйка (1300-1450)
Византийский стиль портретной живописи, который доминировал в период с 450 по 1400 год, несовместим с реалистичными картинами. Вместо этого художники придерживались иератического стиля искусства, в котором духовные и человеческие характеристики фигуры должны были выводиться из символических мотивов. Этот ненатуралистический подход не оспаривался до появления Джотто (1266–1337), чьи фрески в Скровеньи (Часовня Арены) были первыми изображениями, на которых изображены реалистичные, обычные люди с твердыми трехмерными формами. Этот новый стиль вскоре дал о себе знать и в собственно портретном искусстве: во-первых, среди мастеров масляной живописи нидерландского Возрождения (около 1400-1580 гг.) и немецкого Возрождения включая Яна ван Эйка, Роджера ван дер Вейдена, Лукаса Кранаха и Ганса Гольбейна – масляная краска особенно способствовала созданию реалистичных картин. Позже она пришла и во Францию с такими работами, как Портрет Карла VII Французского (1445-50) Жана Фуке (1420- 1481). К 1500 году портретная живопись стала основным жанром живописи.
Влияние итальянского Возрождения (1450-1530 гг.)
Искусство эпохи Возрождения внесло в живопись несколько новых идей. Сюда входили технические концепции, такие как линейная перспектива, свет и тень (светотень и сфумато) и трехмерное моделирование, а также концепции повествования, такие как гуманизм. Эти идеи предоставили художникам-портретистам большие возможности, что вскоре привело к заметному повышению качества портретов эпохи Возрождения.
Тем временем Церковь продолжала покровительствовать изящным искусствам, вводя в эксплуатацию соборы, церкви, часовни, монастыри. В самом деле, Ватикан почти обанкротился в 16 веке, поскольку сменявшие друг друга папы тратили целые состояния на украшение Рима. Само собой разумеется, что большинство портретов в то время изображали членов Святого Семейства, мучеников или апостолов. Влияние Ренессанса на портретную живопись сохранялось веками, поскольку художники продолжали подражать стилю Леонардо, Рафаэля, Тициана и Микеланджело. См. Также Венецианская портретная живопись (1400-1600).
Пост Возрождения (ок. 1530-1700)
Два важных события произошли в периоды маньеризма (около 1530-1600 гг.) и барокко (около 1600-1700 гг.).
В течение XVI века главными академиями искусств была установлена четкая иерархия картин, основанная на воспринимаемых «вдохновляющих» качествах картины. Были ранжированы пять жанров следующим образом: (1) исторические, религиозные или мифологические картины (содержащие «повествование» или «сообщение») рассматривались как наиболее достойный жанр, затем следовали (2) портреты, затем (3) жанровые картины, это изображения повседневных сцен, (4) пейзажи и, наконец, (5) натюрморты. Из-за этого многие художники-портретисты пытались повысить престиж как своей живописи, так и своего предмета, придавая своим портретам историческую, религиозную или мифологическую обстановку.
Кроме того, в середине XVI века, после общеевропейского раскола между католической церковью в Риме и протестантским движением, вызванного Реформацией Лютера (около 1520 г.), Католический совет Трента решил начать масштабную кампанию, чтобы вернуть обратно лояльность разочарованных прихожан. Эта кампания, известная как Контрреформация, использовала искусство как пропагандистское оружие и поэтому заказала огромное количество религиозных картин и скульптур, многие из которых выполнены в монументальном масштабе, включая некоторые культовые портреты. См., например, замечательные шедевры Эль Греко «Портрет кардинала» (1600 г.) и «Портрет Феликса Гортензио Паравичино» (около 1605 г.). См. также: Портреты в стиле барокко. Для художников 17-го века, которые специализировались на портретах королей, см., например, статью Гиацинт Риго (1659-1743), художнике, известном своими портретами Людовика XIV.
Школа голландского реализма – уникальный период портретной живописи
Одновременно с подъемом католической живописи в протестантской Голландии возник мини-ренессанс, подпитываемый новым, в высшей степени материалистическим типом клиентов – богатым торговцем из среднего класса или профессионалом, который хотел купить картины, которые сделали бы его и его семью выглядящими хорошо. Они должны были быть достаточно маленькими, чтобы висеть на стене его дома и достаточно детализированными, чтобы казаться реалистичными. Так родился неповторимый стиль живописи голландский реализм. Среди величайших голландских художников-реалистов были замечательные портретисты, такие как Франс Хальс (1582–1666), Ян Вермеер (1632–1675) и, конечно же, Рембрандт.
Примечание: Портретная живопись в России развивалась позже, чем в остальной Европе. Только в эпоху петровского искусства при Петре Великом (1686-1725) стали распространены портретные картины в академическом стиле.
Расширение портретной живописи: вчерашняя фотография (1700-1900)
Портретная живопись как жанр значительно расширилась в 18-19 веках. Это было связано с несколькими факторами, в том числе с повсеместным использованием масел и холста; ростом торговли, который, в свою очередь, создал большую группу богатых бизнесменов и землевладельцев среднего класса; и использование портретной живописи как способа сделать (увековечить) визуальную запись людей и семей. В любом случае, в этот период наблюдался значительный рост портретного искусства, который был остановлен только с появлением фотоаппарата в 20 веке. О работах 18 века см.: Рококо, неоклассический портрет. Вероятно, двумя лучшими женщинами-портретистами восемнадцатого века были швейцарская художница Анжелика Кауфманн (1741-1807), работавшая в Лондоне и Риме, и Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842), придворный художник королевы Марии-Антуанетты. Среди других выдающихся портретистов восемнадцатого века – Жан-Батист Грез (1725–1805), известный своими изысканными работами в стиле рококо, такими как «Белая шляпа» (1780, Музей изящных искусств, Бостон).
О картинах 19 века см.: Портреты девятнадцатого века. Что касается конкретных школ, особенности английской портретной живописи обсуждаются в статье Английская фигуративная живопись 18-19 веков, а также вы можете увидеть примеры известных портретов импрессионистов, подобных Эдуарду Мане и другим в нашей галерее.
Специализированный жанр романтической портретной живописи, который стал очень популярным в Англии девятнадцатого века, представлен картинами сэра Эдвина Ландсира (1802-1873), чьи сентиментальные портреты собак выражали некоторые из основных достоинств викторианской эпохи.
Портретная живопись ХХ века
Двадцатый век не проявлял особого интереса к классической иерархии жанров и был поглощен новыми способами представления реальности в эпоху мировых войн и моральной неопределенности. После серии экспрессионистских портретов, достижения в области фотографии, кино и видео сделали классическую портретную живопись малоценным анахронизмом. Вместо этого художники-портретисты 20-го века просто использовали этот жанр как еще одно средство продвижения своего стиля искусства. Исключение составляют портреты Пикассо, такие как Портрет Гертруды Стейн (1906), и портреты экспрессиониста Модильяни: см., например, Портрет Хуана Гриса (1915) и Портрет Жанны Эбютерн (1918). На послевоенные работы также повлияли дополнительные художественные материалы, компьютерные носители и новые формы печати, что позволило создавать новые работы с акриловыми красками, алюминиевой краской, формой коллажа, шелкографией, компьютерной печатью и смешанной техникой, а также разнообразием новых скульптурных материалов. Эта тенденция иллюстрируется, например, поп-артом Энди Уорхола (1928-1987), чьи принты портретов Элвиса, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Мао Цзе-Дун стал иконами конца двадцатого века. Последний современный стиль портретной живописи, известный как фотореализм (гиперреализм), представлен такими художниками, как, например, американец Чак Клоуз (род. 1940).
Характеристики портретного искусства
Как и любой другой жанр, портретное искусство отражало господствующий стиль живописи. В раннем Египте рисованные портреты и рельефные скульптуры изображали объект только в профиль. Портрет, написанный в эпоху барокко, был бы более ярким, чем достойные картины в неоклассическом стиле, но ни один из них не был таким приземленным, как портреты реалистов. Точно так же романтические портреты были более оживленными, чем портреты импрессионистов, в то время как экспрессионистские портреты начала двадцатого века, как правило, являются наиболее яркими и красочными из всех эпох. Тем не менее, очень простыми словами можно выделить два основных стиля или подхода в портретной живописи: «Большой стиль», в котором объект изображается в более идеализированной или «более крупной» форме; и реалистичный, прозаический стиль, в котором предмет представлен в более приземленной реалистической манере.
Стили отдельных портретистов
Хотя величайшие портретисты, такие как Леонардо, Микеланджело и Рембрандт, владели обоими стилями, большинство художников склонны служить примером только одной традиции. Например, среди тех, кто писал в стиле Великой классики, были: Питер Пауль Рубенс (1577-1640), сэр Антонис Ван Дейк (1599-1641), сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), Гойя (1746-1828) и Джон Сингер Сарджент (1856-1925). Уильям Орпен (1878-1931), один из великих ирландских художников-портретистов, также писал в великом «академическом стиле». Другие специализировались на более приземленных портретах, например, Ян ван Эйк (1390–1441) и Ян Вермеер (1632-1675), оба из которых написали довольно точные работы. Реалистический стиль пробовали Теодор Жерико (1791-1824), создававший реалистичные изображения душевнобольных, русский гений Иван Крамской (1837-1887), известный своим гуманистическим реализмом и другие русские художники, такие как Василий Перов (1833-1882). В число импрессионистов-портретистов входят французы Эдуард Мане (1832-1883), Клод Моне (1840-1926), Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917) и Поль Сезанн (1839-1906), а также Валентин Серов (1865-1911) и американец Джон Сингер Сарджент – см. его Портрет мадам X (1884). Экспрессионистская портретная живопись представлена эмоциональностью Ван Гога (1853-1890), городскими портретами Пабло Пикассо (1881-1973), лирическим примитивизмом Амедео Модильяни (1884-1920) и черным юмором Отто Дикса (1891-1969) и Оскара Кокошки (1886-1980). Более современные художники-портретисты это, например, Грэм Сазерленд (1903-1980), известный своими портретами настроения; Дэвид Хокни (род. 1937) за точность и форму; и Люсьен Фрейд (р. 1922) за его грубый натурализм. Тем временем, мастер импасто Франк Ауэрбах (р. 1931) продолжает создавать произведения необычайной интенсивности.
Типы портретов
Религиозный портрет
На протяжении истории западного искусства художники-портретисты нанимались по многим причинам. Во-первых, в Древней Греции, Египте и Риме (а также в микенских, минойских и других средиземноморских культурах) художники и скульпторы использовались для изображения широкого спектра богов и богинь в различных общественных произведениях искусства. Например Афродита (около 350 г. до н.э.) Праксителя; Венера Милосская (c.100 до н.э.); Пергамский фриз (c.180 до н.э.), а также бюсты Зевса, Пана, Эроса и другие.
В эпоху Возрождения этот тип религиозного искусства сохранился благодаря христианским фрескам с изображением Пророков, Иисуса Христа, Девы Марии и апостолов. Между тем, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, фреска Микеланджело «Бытие» (1508–12) и фреска «Страшный суд» (1536–1541) – на потолке и стенах Сикстинской капеллы в Риме – содержат одни из величайших когда-либо созданных религиозных портретов. Другие заслуживающие внимания религиозные и мифологические портреты эпохи Возрождения, в том числе: портреты кисти Яна ван Эйка «Адам и Евы» в его шедевре Гентский алтарь (1425-32); Плач Мантеньи по мертвому Христу (ок. 1490); Леонардо Богородица с младенцем и Святой Анной (1502 г.); Сикстинская Мадонна Рафаэля (1514 г.) и Венера Урбино Тициана (1538 г.). Хотя многие из этих работ не ограничиваются одним лицом или фигурой и некоторые из них можно увидеть только на расстоянии, их целью было изобразить христианство в личной форме и поэтому их следует рассматривать как часть портретного жанра. Эпоха Возрождения придавала огромное значение живописи, передающей повествование или сообщение и художники обычно включали свои «портреты» в большие повествовательные сцены.
Исторический портрет
Художники-портретисты изображали также почитаемые исторические личности. Например, все римские императоры (например, Юлий Цезарь, Август, Марк Аврелий) изображались в формах общественного искусства, таких как статуи, бюсты и фризы, чтобы прославить Римскую империю. Египетские фараоны также широко изображались в различных средствах массовой информации, таких как портретные бюсты, резные изображения гробниц и портреты мумий. Позднее Папы, Короли и Президенты также были запечатлены в портретах, процесс, который процветал с Высокого Возрождения и далее.
Примеры включают: Дож Леонардо Лоредан (1502 г.) Джованни Беллини; Папа Лев X с кардиналами (1518 г.) – Рафаэль; Сэр Томас Мор (1527), Томас Кромвель (1534 г.) и Генрих VIII (1536 г.) Ганса Гольбейна; Император Рудольф II в роли Вертумна (1591) Джузеппе Арчимбольдо; Король Англии Карл I на охоте (1635) Антониса Ван Дейка; Портрет Папы Иннокентия X (1650 г.) и Менины (1656 г.) Диего Веласкеса; Самоубийство Лукреции Рембрандта; Джордж Вашингтон (1796 г.) Гилберта Стюарта; Наполеон пересекает Альпы (1801) Жак-Луи Давид; Веллингтон (1816 г.) Франсиско Гойя; Теодор Рузвельт (1903) Джона Сингера Сарджента; Американская готика (1930) Гранта Вуда; Этюд по мотивам «Папы Иннокентия X» Веласкеса (1951) Фрэнсиса Бэкона. Другой тип исторического портрета – «политический портрет» – представлен Плачущей женщиной (1937, Тейт Модерн, Лондон), универсальным символом женских страданий.
Портреты Знаменитостей
Знаменитые люди всегда были предметом (или мишенью) профессиональных художников, от эпохи Возрождения до поп-арта. Примеры портретистов и их изображений знаменитостей: Ян ван Эйк: Портрет Арнольфини (1434 г.); Лукас Кранах Старший: Диптих с портретами Лютера и его жены Катерины фон Бора (1529); Джон Синглтон Копли: Три младшие дочери Георга III (1785, Букингемский дворец в Лондоне); Иоганн Генрих Вильгельм Тисшбейн: Гете в Кампании (1787); Джозеф Ланге: Моцарт у фортепиано (1789); Сэр Генри Реберн: Сэр Вальтер Скотт (1823 г.); Илья Репин: Портрет Льва Толстого (1887); Хуан Грис: Портрет Пабло Пикассо (1912); Грэм Сазерленд: Портрет Сомерсета Моэма (1949); Виллем Де Кунинг: Мэрилин Монро (1954); Энди Уорхол: Восемь Элвисов (1963). Среди других картин известных людей: поэтесса Анна Ахматова кисти Кузьмы Петрова-Водкина; актер Чарли Чаплин – Фернана Леже и большевистский лидер Ленин кисти Исаака Бродского.
Другой менее формальный тип портретной фотографии – это карикатуры, обычно на политиков и знаменитостей, публикуемые в газетах и других периодических изданиях, таких как журнал Time, Vanity Fair и The New Yorker.
Обнаженные Портреты
От античности до эпохи Возрождения и до 20-го века мужская и женская обнаженная натура использовалась в портретной живописи, скульптуре и гравюре. Рождение Венеры Боттичелли (1485) было одним из величайших. Среди других знаменитых портретов обнаженной натуры: Спящая Венера (1510, Дрезден) Джорджоне; Венера из Урбино (1538, Уффици) Тициана; Рокби-Венера (1647) Веласкеса; Купальщица Вальпинкона (1808, Лувр) и Великая одалиска (1814, Лувр) работы Энгра. Другие известные примеры см.: Обнаженные женщины в истории искусства (20 лучших) и Обнаженные мужчины в истории искусства (10 лучших).
Художественный портрет
Заказчиками художников-портретистов также были мелкие дворяне, деятели культуры и бизнесмены, желающие иметь свое лестное изображение, отражающее их положение в обществе. Этот тип станкового искусства процветал в период Высокого итальянского Возрождения и в период Северного Возрождения среди голландских и фламандских школ, поскольку портативные художественные средства, такие как панно и холсты, начали заменять настенные фрески. Примеры: герцог Федерико да Монтефельтро и его супруга Баттиста Сфорца (около 1466 г.) Пьеро Делла Франческа; Семья и суд Людовико II Гонзаги (около 1474 г.) Андреа Мантенья; Дама с горностаем (Портрет Сесилии Галлерани) (около 1490 г.)и Мона Лиза (около 1503 г.), жена Франческо дель Джокондо кисти Леонардо; Рафаэлевский портрет Бальдассаре Кастильоне (1515 г.); Дева канцлера Ролена Яна ван Эйка (1436 г.); Эразм Роттердамский (1523 г., Национальная галерея, Лондон), Купец Георг Гизе (1532, СМПК, Берлин) и Послы (1533, Национальная галерея, Лондон) Гольбейна; Смеющийся кавалер (1624) Франса Хальса; Ночной дозор или «Ополчение роты капитана Франса Баннинга Кока» (1642 г.) и Синдики гильдии суконщиков (Сталмейстеры) (1662 г.) Рембрандта; Мастер Томас Листер (1764) Джошуа Рейнольдса; Миссис Ричард Шеридан (1785) Томаса Гейнсборо; Портрет мсье Бертена (1832 г.) и портрет мадам Муассье (1844-65) работы Энгра. Портрет мисс Амелии Ван Бюрен (1891) Томаса Икинса; Портрет мисс Доры Уиллер (1883, Кливлендский музей искусств) Уильяма Мерритта Чейза (1849-1916).
Обзор развития портретной живописи
Среди шедевров европейской живописи с пятнадцатого века до недавнего времени есть много портретов, и они являются важной чертой работ мастеров, преуспевших в других жанрах. Гойя (1746-1828), художник испанской жизни, корриды, народных праздников, зловещих предзнаменований, бедствий войны, даже религиозных сюжетов, был бы неполным, на наш взгляд, без его блестящих исследований индивидуальности.
На протяжении большей части средневекового периода в искусстве, посвященном религии, такие исследования (если бы их можно было проводить) казались бы вторжением в границы веры и даже дерзостью, если не более того. Скульптурные изображения королей и королев были мемориальной абстракцией власти. Вплоть до позднего средневековья освещение рукописей представляло собой символы, а не изображения. Начало характеристики проявляется в королевских портретах четырнадцатого века, Диптихе Уилтона, например. Тем не менее, красивая работа, выполненная в тонком миниатюрном стиле, по-видимому, связанная с работой франко-фламандского художника Андре Боневё (около 1330–1403 гг.), создает проблему в образе молодого и безбородого Ричарда II. Есть некоторые свидетельства того, что панель была написана позже, когда Ричард был бородат и преждевременно состарился. Какова бы ни была причина, это означало бы, что подобие реальности не было такой главной заботой, как отношение и религиозное содержание.
Во фламандской живописи пятнадцатого века реалистический портрет возникает с поразительной неожиданностью. Практику включения изображения дарителя – прелата, знатного или богатого торговца – в алтарь, предназначенный для церкви или монастыря, превосходно использовали Яна ван Эйк (1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464) и Ганс. Мемлинг (1433-1494). С такой же силой они писали чисто светские портреты, среди их клиентов были иностранные посетители фламандских городов. Агент Медичи в Брюгге, Томмазо Портинари, появляется со своей женой и детьми в «Великом Поклонении» Хьюго ван дер Гуса (1440–1482, ныне находится в Уффици). Сэр Джон Донн, посвященный в рыцари Эдуардом IV во время Войны роз, был изображен с женой и дочерью в Триптихе Донна (1477) Ганса Мемлинга, который сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне. Англичанин Эдвард Гримстон из Ришанглса, графство Саффолк, ранее был изображен на чисто светской картине художника Петрус Христос (ок. 1410-1473), последователя Ван Эйка в Брюгге. Дружба между Англией и южными Нидерландами, таким образом, распространилась на искусство и, должно быть, имела продолжение в длинной череде работ фламандских художников, поселившихся в Лондоне в шестнадцатом и семнадцатом веках.
Гуманизм, Возрождение и Реформация способствовали развитию портретной живописи как самостоятельного жанра. Принцип гуманистической философии, согласно которому надлежащее исследование человечности – это человек, логично придавал портрету важное место. Художники эпохи Возрождения не только были согласны с этой точкой зрения, но и с помощью технического прогресса улучшили передачу характера на картинах. Масляная краска, привезенная в Венецию Антонелло да Мессина (1430–1479), придала искусству новую теплоту и силу моделирования. Леонардо да Винчи (1452-1519) продемонстрировал, как свет и тень могут внести вклад в изображение личности и психологии (сфумато). Реформация дала толчок развитию портретной живописи иного рода. Подавление религиозных образов в реформируемых странах заставило художников более охотно предлагать свои услуги в качестве портретистов.
Карьера Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543) показывает влияние трех сил. Он родился в Аугсбурге и в молодости решил работать в немецко-швейцарском городе Базель, который, помимо своего процветания, был центром научного гуманизма. Именно там он сделал свои иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма. У него была способность эпохи Возрождения к разнообразным начинаниям, от украшения фресок и алтарей до дизайнов ювелирных изделий и витражей, хотя его склонность к портретной живописи уже была отмечена. Но с подъёмом протестантских настроений в Базеле занятия католического характера подошли к концу.
Как и другие художники, он был «без хлеба», как заметил Эразм, рекомендуя его Томасу Мору в Лондоне. Интерес этих друзей (который он компенсировал их превосходными портретами) позволил Гольбейну встретиться и изобразить на картинах и рисунках значительную часть общества Тюдоров за два года своего первого пребывания в Англии, до 1528 г. Его второе пребывание в Англии продолжалось одиннадцать лет. с 1532 года до его смерти в 1543 году он более определенно вошел в сферу королевского двора. Он стал художником Генриха VIII в 1536 году. Ни одно лицо в истории не известно лучше, чем грозное лицо с подозрительными глазами и маленьким жестоким ртом, нарисованное Гольбейном на одной картине (Коллекция Тиссена) – среди множества версий – которая определенно принадлежит его собственным рукам.
В век перемен, отношений и союзов между деспотическими правителями, портрет выполнял свою дипломатическую функцию. Кроме того, что он напоминал официальным лицам и придворным о правящей власти, образ правителя был символом международного обмена, а сам художник – международной фигурой. Такова была позиция Тициана (1485-1576), изображающего Карла V и Филиппа II, короля Испании, и Антониса Мора (1519-1576), латинского Антонио Моро, который позже стал сэром Энтони Мором и нарисовал Марию Тюдор и сэра Томаса Греша.
До того, как была изобретена фотография или к тем временам, когда личное знакомство стало считаться необходимым условием даже для королевского брака – нарисованный портрет служил для передачи физической пригодности будущей невесты. Гольбейн был отправлен на континент, чтобы привезти свой живописный отчет о молодой, но овдовевшей герцогине Миланской Анне, дочери герцога Клевского, чтобы помочь Генриху сделать свой выбор. Его картина с изображением герцогини (Лондон, Национальная галерея) стала не просто описанием, а шедевром, добавившим привлекательности черты великолепной простоты дизайна.
Другой целью придворного портрета было показать силу и положение великолепием костюма и обилием украшений. Это было сильно характерно для елизаветинского периода и, возможно, требовало от покровителя, чтобы черты лица были жесткими и церемониально невыразительными, а богатство аксессуаров свидетельствовало о статусе. Сама королева, кажется, думала в этом направлении в своих предписаниях против тени, переданной Николасу Хиллиарду, то есть против моделирующей тени лица.
Почти византийское формальное богатство такой работы, как «Портрет Дитчли» Маркуса Герартса Младшего (1561–1636), в меньшей степени требовалось придворным дамам. Фламандские художники, которые приехали в Англию, чтобы избежать религиозных преследований в Нидерландах и образовали фламандскую колонию в Лондоне, были мастерами, выполнявшими требование, ограничивавшее их независимость как художников. Жанр миниатюрной портретной живописи своим интимным масштабом избегал тяжести ограничений, искусство Николаса Хиллиарда (1547-1619) своей ясностью цвета, живостью очертаний и символической поэзией бросалось в глаза столь же мелодично, как елизаветинский сонет ласкал уши. В свою очередь Хиллиард передал свои секреты еще одному из лучших миниатюристов Англии, более современному Исааку Оливеру (1568–1617).
Семнадцатый век был великим веком портретной живописи в Европе. Изменился статус художника, он мог претендовать на большую степень самостоятельности в методе и концепции. Уважение, которым Тициан пользовался у самых могущественных из правителей, оставило неизгладимое впечатление. Художник воспринимался в придворных кругах не как наемный рабочий, а как маэстро, придававший им блеск. Там, где не было двора – в Соединенных провинциях северных Нидерландов – недавно обретенное богатство и национальная свобода требовали изобилия портретов. Говорят, что каждый фламандский художник был прирожденным художником-портретистом и исследование течения фламандской живописи от Ван Эйка до Рубенса и Ван Дейка – дает понять, насколько правдивы эти наблюдения.
Несмотря на это, портретная живопись Италии эпохи Возрождения установила стандарт, по которому работали художники и в семнадцатом веке. Портрет Бальдассара Кастильоне работы Рафаэля (1483-1520), который Рембрандт (1606-1669) видел в Амстердаме, предложил стиль композиции, который он принял в автопортрете 1640 года (Лондон, Национальная галерея). Восемь лет, проведенных Рубенсом (1577–1640) в Италии на службе у герцога Мантуанского, когда он копировал великих венецианцев для герцога, а также для собственного удовольствия, были годами, когда его оригинальность была подкреплена итальянским примером. За шесть лет, проведенных Антонисом Ван Дейком (1599–1641) в Италии, написав портреты и изучая венецианцев, он многое почерпнул из достоинства позы и богатства колорита Тициана.
Ван Дейка можно рассматривать в двух различных аспектах. Есть художник эмоциональных религиозных композиций эпохи барокко, который соперничает с Рубенсом в церквях Антверпена, и есть художник-портретист, более чувствительный к психологической атмосфере, чем его мастер Рубенс. Хладнокровие и сдержанность Англии оказали свое влияние. Элегантность и утонченность искусства Ван Дейка доминировали в течение столетия в Англии, хотя Уильям Добсон (1610-1646) независимо пришел к энергичному стилю, основанному на изучении венецианцев, а Самуэль Купер (1609-1672) выделялся как человек, который мог изысканно уменьшить эффект большого масляного портрета до миниатюрного масштаба. Упадок «придворного искусства» можно проследить в работах сэра Питера Лели (1618-1680) и сэра Годфри Кнеллера (1646-1723). Раса аристократических парламентариев и деревенских джентльменов была покровителями в период величайшего мастерства Англии в портретной живописи – в 18 веке.
XVIII век породил неформальность и интимность, которых Европа не знала раньше. Примером могут служить «фрагменты разговора», практикуемые рядом художников, в первую очередь Уильямом Хогартом (1697-1764). Состоящие из семейной группы или группы друзей, они отличались от таких групп в голландском или французском искусстве тем, что изображали субъектов, неофициально занимающихся каким-либо обычным занятием или развлечениями в их обычной среде. Об удовольствиях владения загородной собственностью говорят портреты под открытым небом, написанные Томасом Гейнсборо (1727-1788). Свежесть английской красоты гармонично контрастировала с тщательно продуманным макияжем придворных дам в старину, в то время как детей больше не изображали в виде маленьких фигурок в парадной одежде, но в естественных движениях и выражениях. Вместо придворных, появляется широкий спектр типов и характеров. Хогарт предпочитает рисовать филантропа из среднего класса капитана Корама или группу своих слуг. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792) рисует актера, актрису, писателя – Гаррика, миссис Сиддонс, доктора Джонсона, а также лордов и дам. Джордж Стаббс (1724–1806) и другие изображают спортивных оруженосцев, охотящихся или стреляющих.
В восемнадцатом веке все еще существовали сильные связи с прошлым. Гейнсборо дошел до того момента, когда заново открыл Ван Дейка и переделал элегантность фламандского мастера в английском стиле, как шотландский мастер Аллан Рамзи это сделал до него. Рейнольдс добавил свой ученый живописный комментарий к Рембрандту и Тициану. Девятнадцатый век, менее защищенный от прежних канонов, был более прерывистым и разнообразным по стилю в портретах, которые можно рассматривать как произведения искусства, не говоря уже о большом скоплении произведений непримечательного и квазифотографического характера, порожденных растущим населением и богатством среднего класса. Традиция восемнадцатого века исчезает в темпераментно-романтическом блеске сэра Томаса Лоуренса (1769-1830). Викторианская эпоха представляет такие вариации, как ранние портреты сэра Джона Милле (1829–1896 гг.) с их удивительной прерафаэлитской детализацией; портреты Джорджа Фредерика Уоттса (1817–1904), которые с некоторой идеализацией хорошо отражают глубокую серьезность великих викторианцев и эстетическая концепция Джеймса Макнила Уистлера (1824–1903), который рассматривал портрет как «комбинацию» цветов и форм, а не как раскрытие характера. Из импрессионистов Эдгар Дега и Ренуар преуспели в портретуре – см.: Семья Беллелли (1858-67) и скандальные Портреты на бирже (1879). См. Также прекрасные поздние портреты Сезанна, такие как: Мальчик в красном жилете (1889-90), Мужчина курит трубку (1890-2), Женщина с кофейником (1890-5), Дама в синем (1900), Молодая итальянка, опирающаяся на локоть (1900). Объяснение более современной портретной живописи, созданной в 19 веке: Анализ современной живописи (1800–2000 гг.).
Портретная Фотография
ХХ век стал свидетелем стремительного упадка живописного портрета и сопутствующего ему подъема фотографического портрета. Несмотря на технологическую подоплеку, художественная ценность и эстетика этого вида портретной живописи ни в чем не уступают. Избранный список величайших фотографов, занимающихся фотографическими портретами:
Джулия Маргарет Кэмерон (1815–1879)
Пионер портретной фотографии с мягким фокусом и крупным планом, сделавшая свою первую фотографию в возрасте 48 лет. Ее работы высоко ценятся коллекционерами произведений искусства.
Эдвард Штайхен (1879–1973)
В его объектив попали Огюст Роден, Константин Бранкузи, Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо и другие члены Парижской школы.
Ман Рэй (Эммануэль Радницкий, 1890–1976)
Сфотографировал многочисленных представителей парижского мира искусства, в том числе сюрреалиста Андре Бретона, польского художника Бальтуса, дублинского писателя Джеймса Джойса, коллекционера американского искусства Гертруду Стайн и других.
Сесил Битон (Сэр Сесил Уолтер Харди Битон, 1904–1980)
Известен своим уникальным стилем, в котором объект – всего лишь один элемент в общей композиции, наряду с костюмом, фоном и позой.
Юсуф Карш (1908–2002)
Армяно-канадский портретист, который сфотографировал 51 из 100 самых известных людей века, названных International Who’s Who, среди которых его знаменитый портрет сэра Уинстона Черчилля.
Норман Паркинсон (1913-1990)
Известен своей динамичным портретным стилем на открытом воздухе, известным как «реализм действия».
Ханс Намут (1915-1990)
Наиболее известен своими фотографиями Джексона Поллока в его студии.
Ричард Аведон (1923–2004)
Изобретательный, но минималистичный художник-портретист, чьи изображения помогли определить стиль и красоту Америки во второй половине 20-го века.
Дон Маккаллин (род. 1935).
Известен своими фотожурналистскими портретами, такими как: «Морской пехотинец США, Хюэ, Вьетнам» (1968) и «Мальчик-альбинос, Биафра» (1969).
Дэвид Бейли (род. 1938)
Бейли произвел революцию в портретной и модной фотографии в 1960-х, сделав смелые, заставляющие задуматься снимки моделей и популярных знаменитостей.
Энни Лейбовиц (р. 1949)
Великий фотограф, запечатлевшая портреты популярных знаменитостей. Среди ее самых известных работ – портреты Мерил Стрип, Джона и Йоко, а также беременной Деми Мур.
Стив МакКарри (род. 1950).
Работая на стыке портретной и сценической фотографии, Маккарри наиболее известен своими цветными фотографиями для National Geographic, в частности «Афганской девушкой» (1985).
Следующая статья посвящена портретам эпохи Возрождения.
О других видах живописи (портреты, жанровые сцены, натюрморты и т.д.): Жанры живописи.
Также обязательно прочитайте: Лучшие художники-портретисты, Искусство: Определение, Виды искусства.
- В ЦСИ «Заря» продолжится показ документальных фильмов о духовном пространстве народов России
- ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ «АФАНАСИЙ ЕФРЕМОВИЧ КУЛИКОВ. МОЛОДАЯ МАТЬ»
- Презентация памятника поэтам-шестидесятникам и открытие выставки произведений З.К.Церетели в Твери
- Мария Хаэт – Межпредметный разговор
- В кинотеатрах России стартовал показ документальных драм «Нулевая мировая» и «Забытые вожди»
- Дмитрий Ершов: от фотопрофессии к фотокультуре. Лекция в Галерее Классической Фотографии
- Мастер-класс по изготовлению флористического панно в стиле «Флористический дизайн»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?