Портретное искусство читать ~26 мин.
В изобразительном искусстве портрет — это скульптура, картина, фотография или любое другое изображение человека, где главным объектом выступает его лицо и облик. Традиционный станковый портрет, как правило, бывает оплечным, поясным или в полный рост. Существует несколько разновидностей портретов, включая индивидуальный, групповой или автопортрет.
Главная задача портрета — передать не только внешнее сходство, но и характер, уникальные черты изображаемого человека. Среди величайших представителей портретной живописи западного искусства — старые мастера эпохи Возрождения: флорентийцы Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело (1475–1564) и Бронзино (1503–1572), тосканский мастер Рафаэль (1483–1520) и венецианец Тициан (около 1488/1490–1576). К северу от Альп творили Ян ван Эйк (1390–1441) из Брюгге, основоположник фламандской живописи, и немецкие портретисты Лукас Кранах Старший (1472–1553) и Ганс Гольбейн Младший (1497–1543). К более поздним мастерам портрета относятся бессмертный голландец Рембрандт (1606–1669), художник эпохи барокко Антонис Ван Дейк (1599–1641), испанский придворный художник Веласкес (1599–1660) и англичанин Томас Гейнсборо (1727–1788). Примеры современной портретной живописи можно найти в работах Теодора Жерико, Эдуарда Мане, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Джона Сингера Сарджента, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Уильяма Орпена, Амедео Модильяни, Отто Дикса, Грэма Сазерленда, Люсьена Фрейда, Чака Клоуза и Франка Ауэрбаха. Самая большая коллекция портретной живописи, насчитывающая около 200 000 экземпляров, хранится в Национальной портретной галерее в Лондоне.
История портретной живописи
Античный портрет
Портретную живопись можно рассматривать как общественное или частное искусство. В древних средиземноморских цивилизациях, таких как Египет, Греция и Рим, портрет был в основном формой общественного искусства или видом погребального искусства, предназначенного для богов, императоров, царей и жрецов. Портреты создавались в виде скульптур из бронзы, мрамора или другого камня, а также в виде станковых произведений или настенных фресок.
Хотя частные произведения искусства, обычно для царских семей, заказывались ещё в шумерскую, египетскую и греческую эпохи, самый ранний портрет был преимущественно публичным искусством. Он украшал общественные места и отражал моральные и религиозные ценности того времени.
Примеры ранней египетской портретной живописи: скульптурная группа «Менкаур и его царица» (около 2470 г. до н.э.); скульптуры фараона Эхнатона (около 1364 г. до н.э.) и его дочери (около 1375 г. до н.э.), а также знаменитый бюст Нефертити (около 1350 г. до н.э.). Отдельно стоит упомянуть фаюмские портреты (около I – III вв. н.э.). Греческие скульптурные портреты включают мраморный бюст Сократа (около 340 г. до н.э.), а также многочисленные бюсты, барельефы и статуи греческих богов, от Афродиты до Зевса. Важнейшими скульпторами классического греческого периода были Поликлет, Мирон и Фидий. Портреты также писали на деревянных досках, но до наших дней дошли лишь единицы. Ярким исключением является серия фаюмских погребальных портретов (около 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.), найденных в Файюмском оазисе в Египте.
Римский портрет
Римское искусство было тесно связано с практическими и политическими задачами. Портретные бюсты всех императоров, от Юлия Цезаря до Константина, создавались из мрамора или бронзы. Эти статуи и бюсты выставлялись по всей империи в знак прославления римского могущества. В столице возникла огромная индустрия искусства, привлекавшая скульпторов и художников со всей Италии и Греции для удовлетворения спроса на императорские портреты. Например, до нас дошло более 250 бюстов императора Августа. Таким образом, римские портреты продолжали традиции публичного искусства.
Портретная живопись в эпоху поздней античности и Средневековья
С наступлением Средневековья, после разграбления Рима вандалами в 455 году н.э., публичное искусство утратило своё былое значение. Портреты, как и другие виды живописи, создавались в основном для украшения церквей и монастырей (обычно в виде фресок или энкаустических панно) или для иллюстрации рукописных Евангелий, таких как Евангелия Гаримы (390–660) из Эфиопии или «Келлская книга» (около 800 г.) из Ирландии. На протяжении большей части Средневековья главным покровителем искусств была Церковь. Примеры работ этого периода — энкаустические панно с портретами и иконы из монастыря Святой Екатерины на горе Синай, например, «Богоматерь на троне с младенцем» (около 600 г. н.э.). Портреты евангелистов и апостолов можно увидеть в кельтских и каролингских иллюминированных рукописях, таких как изображение Иоанна Евангелиста (ок. 800 г.). В романский и готический периоды (около 1000–1300 гг.) портретная живопись получила развитие в витражах, многие из которых и сегодня можно увидеть в таких архитектурных шедеврах, как Шартрский собор и собор Парижской Богоматери.
Натурализм Джотто и реализм Яна ван Эйка (1300–1450)
Византийский стиль, доминировавший в портретной живописи с 450 по 1400 год, был далёк от реализма. Художники придерживались иератического стиля, в котором духовные и человеческие черты персонажа передавались через символические мотивы. Этот подход оставался неизменным до появления Джотто (1266–1337). Его фрески в капелле Скровеньи стали первыми произведениями, где были изображены реалистичные, живые люди с объёмными, трёхмерными фигурами. Этот новый стиль вскоре проявился и в портретном искусстве. Сначала его подхватили мастера масляной живописи нидерландского (около 1400–1580 гг.) и немецкого Возрождения, включая Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Лукаса Кранаха и Ганса Гольбейна. Позже он проник во Францию, что видно в таких работах, как «Портрет Карла VII» (1445–1450) кисти Жана Фуке (1420–1481). К 1500 году портрет стал одним из ведущих жанров живописи.
Влияние итальянского Возрождения (1450–1530)
Искусство эпохи Возрождения привнесло в живопись несколько новаторских идей. Среди них были технические приёмы, такие как линейная перспектива, работа со светом и тенью (кьяроскуро и сфумато) и трёхмерное моделирование форм, а также идейные концепции, например гуманизм. Эти новшества предоставили портретистам большие возможности, что привело к заметному росту качества портретов эпохи Возрождения.
В то же время Церковь продолжала активно покровительствовать изящным искусствам, заказывая росписи соборов, церквей, часовен и монастырей. В XVI веке Ватикан едва не обанкротился, поскольку сменявшие друг друга папы тратили огромные состояния на украшение Рима. Естественно, большинство портретов того времени изображали членов Святого Семейства, мучеников и апостолов. Влияние Ренессанса на портретную живопись сохранялось веками: художники продолжали подражать стилю Леонардо, Рафаэля, Тициана и Микеланджело. См. также статью «Венецианская портретная живопись» (1400–1600).
Постренессансный период (около 1530–1700)
Два важных события произошли в периоды маньеризма (около 1530–1600 гг.) и барокко (около 1600–1700 гг.).
В XVI веке ведущие академии искусств установили чёткую иерархию жанров живописи, основанную на их «вдохновляющей» ценности. Пять жанров были ранжированы следующим образом: (1) историческая, религиозная или мифологическая живопись (содержащая «повествование» или «послание») считалась самым достойным жанром; за ней следовали (2) портрет, (3) жанровая живопись (изображения повседневных сцен), (4) пейзаж и, наконец, (5) натюрморт. Из-за этого многие портретисты стремились повысить престиж своих работ, помещая свои модели в исторический, религиозный или мифологический контекст.
Кроме того, в середине XVI века, после раскола между католической церковью и протестантским движением, вызванного Реформацией, Тридентский собор положил начало масштабной кампании по возвращению верующих. Эта кампания, известная как Контрреформация, использовала искусство как мощное средство пропаганды. Было заказано огромное количество религиозных картин и скульптур, многие из которых были монументального масштаба. Среди них были и знаковые портреты, например, выдающиеся шедевры Эль Греко — «Портрет кардинала» (1600) и «Портрет Феликса Ортенсио Паравичино» (около 1605). См. также: Портреты в стиле барокко. О художниках XVII века, специализировавшихся на портретах монархов, читайте в статье о Гиацинте Риго (1659–1743), известном своими портретами Людовика XIV.
Школа голландского реализма — уникальный период в портретной живописи
Одновременно с расцветом католической живописи в протестантской Голландии произошёл свой мини-ренессанс. Его движущей силой стал новый тип заказчика — богатый торговец или представитель среднего класса, желавший приобрести картины, которые бы достойно представляли его и его семью. Эти картины должны были быть достаточно небольшими, чтобы их можно было повесить дома, и достаточно детализированными, чтобы выглядеть реалистично. Так зародился неповторимый стиль живописи — голландский реализм. Среди величайших голландских художников-реалистов были такие выдающиеся портретисты, как Франс Хальс (1582–1666), Ян Вермеер (1632–1675) и, конечно же, Рембрандт.
Примечание: Портретная живопись в России развивалась позже, чем в остальной Европе. Портреты в академическом стиле стали распространены только в эпоху петровского искусства при Петре Великом (годы правления 1682–1725).
Расширение жанра: портрет как «вчерашняя фотография» (1700–1900)
В XVIII – XIX веках портретная живопись как жанр значительно расширилась. Этому способствовало несколько факторов: повсеместное использование масляных красок и холста, рост торговли, создавший большую прослойку богатых предпринимателей и землевладельцев, а также использование портрета как способа увековечить память о людях и семьях. Этот период стал золотым веком для портретного искусства, который завершился лишь с появлением фотографии в середине XIX века. О работах XVIII века см.: Рококо и неоклассический портрет. Вероятно, двумя лучшими женщинами-портретистами XVIII века были швейцарская художница Ангелика Кауфман (1741–1807), работавшая в Лондоне и Риме, и Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), придворная художница королевы Марии-Антуанетты. Среди других выдающихся портретистов того времени — Жан-Батист Грёз (1725–1805), известный своими изысканными работами в стиле рококо, такими как «Белая шляпа» (1780, Музей изящных искусств, Бостон).
О картинах XIX века см.: Портреты девятнадцатого века. Что касается отдельных школ, особенности английской портретной живописи обсуждаются в статье «Английская фигуративная живопись XVIII – XIX веков». Вы также можете увидеть примеры знаменитых портретов импрессионистов, таких как Эдуард Мане и другие, в нашей галерее.
Особый поджанр романтического портрета, ставший очень популярным в Англии XIX века, представлен картинами сэра Эдвина Ландсира (1802–1873), чьи сентиментальные портреты собак выражали некоторые из основных добродетелей викторианской эпохи.
Портретная живопись ХХ века
XX век не проявлял особого интереса к классической иерархии жанров. Искусство было поглощено поиском новых способов изображения реальности в эпоху мировых войн и моральной неопределённости. Появление и развитие экспрессионистских портретов, а также достижения в области фотографии, кино и видео сделали классическую портретную живопись практически анахронизмом. Вместо этого художники-портретисты XX века использовали этот жанр как ещё одно средство для продвижения своего собственного стиля. Исключением являются портреты Пикассо, такие как «Портрет Гертруды Стайн» (1906), и портреты экспрессиониста Модильяни: например, «Портрет Хуана Гриса» (1915) и «Портрет Жанны Эбютерн» (1918). На послевоенные работы повлияло появление новых художественных материалов, компьютерных технологий и форм печати. Это позволило создавать работы с использованием акриловых и алюминиевых красок, коллажа, шелкографии и смешанных техник, а также новых скульптурных материалов. Эту тенденцию иллюстрирует поп-арт Энди Уорхола (1928–1987), чьи принты с портретами Элвиса Пресли, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Мао Цзэдуна стали иконами конца XX века. Последний современный стиль портретной живописи, известный как фотореализм (или гиперреализм), представлен такими художниками, как американец Чак Клоуз (1940–2021).
Характеристики портретного искусства
Как и любой другой жанр, портретное искусство отражало господствующий стиль живописи. В Древнем Египте живописные портреты и рельефные скульптуры изображали модель только в профиль. Портрет эпохи барокко был бы более ярким и динамичным, чем сдержанные картины в неоклассическом стиле, но ни один из них не был таким приземлённым, как портреты реалистов. Точно так же романтические портреты были более одухотворёнными, чем портреты импрессионистов, в то время как экспрессионистские портреты начала XX века, как правило, являются самыми яркими и красочными из всех. Тем не менее, условно можно выделить два основных подхода в портретной живописи: «большой стиль», в котором модель изображается в идеализированной или «возвышенной» форме, и реалистический, прозаический стиль, в котором модель представлена в более приземлённой, обыденной манере.
Стили отдельных портретистов
Хотя величайшие портретисты, такие как Леонардо, Микеланджело и Рембрандт, владели обоими стилями, большинство художников тяготели к одной из традиций. Например, в «большом» классическом стиле писали Питер Пауль Рубенс (1577–1640), сэр Антонис Ван Дейк (1599–1641), сэр Джошуа Рейнольдс (1723–1792), Гойя (1746–1828) и Джон Сингер Сарджент (1856–1925). Уильям Орпен (1878–1931), один из великих ирландских художников-портретистов, также работал в «большом академическом стиле». Другие специализировались на более приземлённых, реалистичных портретах, например, Ян ван Эйк (1390–1441) и Ян Вермеер (1632–1675). Реалистический стиль также пробовали Теодор Жерико (1791–1824), создававший пронзительные портреты душевнобольных, и русский гений Иван Крамской (1837–1887), известный своим гуманистическим реализмом, а также другие русские художники, такие как Василий Перов (1834–1882). В число портретистов-импрессионистов входят французы Эдуард Мане (1832–1883), Клод Моне (1840–1926), Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919), Эдгар Дега (1834–1917) и Поль Сезанн (1839–1906), а также русский художник Валентин Серов (1865–1911) и американец Джон Сингер Сарджент — см. его «Портрет мадам Икс» (1884). Экспрессионистская портретная живопись представлена эмоциональными работами Ван Гога (1853–1890), городскими портретами Пабло Пикассо (1881–1973), лирическим примитивизмом Амедео Модильяни (1884–1920) и мрачным юмором Отто Дикса (1891–1969) и Оскара Кокошки (1886–1980). К более современным художникам-портретистам относятся Грэм Сазерленд (1903–1980), известный своими психологическими портретами; Дэвид Хокни (род. 1937), ценящийся за точность и форму; и Люсьен Фрейд (1922–2011) с его грубым натурализмом. Тем временем мастер импасто Франк Ауэрбах (род. 1931) продолжает создавать произведения необычайной экспрессии.
Типы портретов
Религиозный портрет
На протяжении всей истории западного искусства художников-портретистов нанимали для разных целей. В Древней Греции, Египте и Риме художники и скульпторы изображали богов и богинь в различных формах общественного искусства. Например, «Афродита Книдская» (около 350 г. до н.э.) Праксителя, «Венера Милосская» (около 100 г. до н.э.), Пергамский алтарь (около 180 г. до н.э.), а также бюсты Зевса, Пана, Эроса и других божеств.
В эпоху Возрождения этот тип религиозного искусства сохранился в христианских фресках с изображением пророков, Иисуса Христа, Девы Марии и апостолов. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, фреска Микеланджело «Сотворение мира» (1508–1512) и фреска «Страшный суд» (1536–1541) на потолке и стенах Сикстинской капеллы содержат одни из величайших религиозных портретов в истории. Другие примечательные религиозные и мифологические портреты эпохи Возрождения включают изображения Адама и Евы кисти Яна ван Эйка на Гентском алтаре (1425–1432); «Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1490) Мантеньи; «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1502) Леонардо; «Сикстинская Мадонна» (1514) Рафаэля и «Венера Урбинская» (1538) Тициана. Хотя многие из этих работ не ограничиваются одной фигурой, их целью было изобразить христианство в личной, человеческой форме, и поэтому их следует рассматривать как часть портретного жанра. Художники Ренессанса часто включали свои «портреты» в большие повествовательные сцены, так как огромное значение придавалось передаче сюжета или послания.
Исторический портрет
Художники-портретисты также изображали почитаемых исторических личностей. Например, все римские императоры (Юлий Цезарь, Август, Марк Аврелий) были запечатлены в формах общественного искусства — статуях, бюстах и фризах, прославляющих Римскую империю. Египетские фараоны также широко изображались в виде портретных бюстов, резьбы на гробницах и погребальных портретов. Позднее папы, короли и президенты также были увековечены в портретах, и этот процесс процветал со времён Высокого Возрождения.
Примеры включают: «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1502) Джованни Беллини; «Папа Лев X с кардиналами» (1518) Рафаэля; портреты сэра Томаса Мора (1527), Томаса Кромвеля (1534) и Генриха VIII (1536) кисти Ганса Гольбейна; «Император Рудольф II в образе Вертумна» (1591) Джузеппе Арчимбольдо; «Король Англии Карл I на охоте» (1635) Антониса Ван Дейка; «Портрет Папы Иннокентия X» (1650) и «Менины» (1656) Диего Веласкеса; «Самоубийство Лукреции» Рембрандта; «Джордж Вашингтон» (1796) Гилберта Стюарта; «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801) Жака-Луи Давида; «Портрет герцога Веллингтона» (1816) Франсиско Гойи; «Теодор Рузвельт» (1903) Джона Сингера Сарджента; «Американская готика» (1930) Гранта Вуда; «Этюд по мотивам портрета Папы Иннокентия X работы Веласкеса» (1953) Фрэнсиса Бэкона. Другой тип исторического портрета — «политический» — представлен картиной «Плачущая женщина» (1937, Тейт Модерн), ставшим универсальным символом женских страданий во время войны.
Портреты знаменитостей
Знаменитые люди всегда были объектом интереса профессиональных художников, от эпохи Возрождения до поп-арта. Примеры портретистов и их работ: Ян ван Эйк — «Портрет четы Арнольфини» (1434); Лукас Кранах Старший — «Диптих с портретами Мартина Лютера и его жены Катарины фон Бора» (1529); Джон Синглтон Копли — «Три младшие дочери Георга III» (1785); Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн — «Гёте в Кампании» (1787); Йозеф Ланге — «Моцарт за фортепиано» (незавершённый, 1789); сэр Генри Ребёрн — «Сэр Вальтер Скотт» (1822); Илья Репин — «Портрет Льва Толстого» (1887); Хуан Грис — «Портрет Пабло Пикассо» (1912); Грэм Сазерленд — «Портрет Сомерсета Моэма» (1949); Виллем де Кунинг — «Мэрилин Монро» (1954); Энди Уорхол — «Восемь Элвисов» (1963). Среди других известных работ — портрет поэтессы Анны Ахматовой кисти Кузьмы Петрова-Водкина, актёра Чарли Чаплина — Фернана Леже, и большевистского лидера Ленина кисти Исаака Бродского.
Другой, менее формальный тип портрета — это карикатуры, обычно на политиков и знаменитостей, которые публикуются в газетах и журналах, таких как Time, Vanity Fair и The New Yorker.
Обнажённые портреты (Ню)
С античности и до XX века мужская и женская обнажённая натура использовалась в портретной живописи, скульптуре и гравюре. «Рождение Венеры» Боттичелли (1485) было одним из величайших произведений этого жанра. Среди других знаменитых портретов в жанре ню: «Спящая Венера» (1510) Джорджоне; «Венера Урбинская» (1538) Тициана; «Венера с зеркалом» (1647) Веласкеса; «Купальщица Вальпинсона» (1808) и «Большая одалиска» (1814) кисти Энгра. Другие известные примеры см. в статьях: «Обнажённые женщины в истории искусства» (топ-20) и «Обнажённые мужчины в истории искусства» (топ-10).
Художественный (заказной) портрет
Заказчиками портретов также были дворяне, деятели культуры и богатые горожане, желавшие иметь лестное изображение, отражающее их положение в обществе. Этот тип станкового искусства процветал в период Высокого Возрождения, а также в эпоху Северного Возрождения в голландской и фламандской школах, когда портативные носители, такие как доски и холсты, начали вытеснять настенные фрески. Примеры: портрет герцога Федерико да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (около 1466 г.) Пьеро делла Франческа; росписи Камеры дельи Спози (около 1474 г.) Андреа Мантеньи; «Дама с горностаем» (около 1490 г.) и «Мона Лиза» (около 1503 г.) Леонардо да Винчи; «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515 г.) Рафаэля; «Мадонна канцлера Ролена» (1435 г.) Яна ван Эйка; «Портрет Эразма Роттердамского» (1523), «Купец Георг Гизе» (1532) и «Послы» (1533) Гольбейна; «Смеющийся кавалер» (1624) Франса Хальса; «Ночной дозор» (1642) и «Синдики» (1662) Рембрандта; «Портрет миссис Ричард Шеридан» (1785) Томаса Гейнсборо; «Портрет месье Бертена» (1832 г.) и «Портрет мадам Муатесье» (1856) Энгра; «Портрет Амелии ван Бюрен» (около 1891 г.) Томаса Икинса; «Портрет мисс Доры Уилер» (1883) Уильяма Мерритта Чейза (1849–1916).
Обзор развития портретной живописи
Среди шедевров европейской живописи, созданных с XV века, множество портретов. Они также являются важной частью творчества мастеров, которые преуспели и в других жанрах. Творчество Гойи (1746–1828) — художника, изображавшего испанскую жизнь, корриду, народные праздники, ужасы войны и даже религиозные сюжеты, — было бы неполным без его блестящих исследований человеческой индивидуальности.
На протяжении большей части Средневековья, когда искусство было посвящено религии, подобные исследования индивидуальности казались бы дерзостью. Скульптурные изображения королей и королев были лишь абстрактным воплощением власти. Вплоть до позднего Средневековья книжная миниатюра представляла символы, а не реальные образы. Первые признаки индивидуализации появляются в королевских портретах XIV века, например, в «Уилтонском диптихе». Тем не менее, эта прекрасная работа, выполненная в тонком миниатюрном стиле, ставит вопрос об образе молодого и безбородого Ричарда II. Существуют свидетельства, что панель была написана позже, когда Ричард уже носил бороду и преждевременно состарился. Как бы то ни было, это говорит о том, что внешнее сходство не было главной заботой художника по сравнению с передачей статуса и религиозного содержания.
Во фламандской живописи XV века реалистический портрет возникает с поразительной силой. Практику включения изображения донатора — прелата, аристократа или богатого торговца — в алтарный образ блестяще использовали Ян ван Эйк (1390–1441), Рогир ван дер Вейден (1400–1464) и Ганс Мемлинг (1433–1494). С такой же силой они писали и светские портреты, а их заказчиками часто были иностранцы, посещавшие фламандские города. Например, агент Медичи в Брюгге, Томмазо Портинари, изображён со своей семьёй в «Алтаре Портинари» Хуго ван дер Гуса (1475, ныне в галерее Уффици). Сэр Джонн Донн, посвящённый в рыцари Эдуардом IV, был изображён с женой и дочерью в «Триптихе Донна» (1477) Ганса Мемлинга, который сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне. Ранее англичанин Эдвард Гримстон был запечатлён на светской картине художника Петруса Кристуса (ок. 1410–1475), последователя ван Эйка в Брюгге.
Гуманизм, Ренессанс и Реформация способствовали развитию портрета как самостоятельного жанра. Принцип гуманистической философии, согласно которому «человек — мера всех вещей», логично отводил портрету важное место. Художники эпохи Возрождения не только разделяли эту точку зрения, но и благодаря техническому прогрессу улучшили передачу характера в живописи. Масляная краска, привезённая в Венецию Антонелло да Мессина (1430–1479), придала искусству новую теплоту и силу моделирования. Леонардо да Винчи (1452–1519) продемонстрировал, как свет и тень (сфумато) могут способствовать раскрытию личности и психологии. Реформация, в свою очередь, дала толчок развитию портрета иного рода: запрет на религиозные изображения в протестантских странах заставил художников активнее предлагать свои услуги в качестве портретистов.
Карьера Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) показывает влияние всех трёх сил. Он родился в Аугсбурге, но в молодости переехал в Базель, который был не только процветающим городом, но и центром научного гуманизма. Именно там он создал иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Гольбейн обладал талантом к разнообразным видам искусства — от фресок и алтарей до эскизов ювелирных изделий и витражей, хотя его склонность к портретной живописи была заметна уже тогда. Однако с ростом протестантских настроений в Базеле заказы на католическую религиозную живопись прекратились.
Эразм, рекомендуя Гольбейна Томасу Мору в Лондоне, заметил, что художник, как и другие, остался “без хлеба”. Покровительство этих друзей (которое он отблагодарил их превосходными портретами) позволило Гольбейну за два года своего первого пребывания в Англии (до 1528 г.) запечатлеть значительную часть общества эпохи Тюдоров. Во время своего второго пребывания в Англии, с 1532 года до самой смерти в 1543 году, он стал придворным художником Генриха VIII. Ни одно лицо в истории не известно так хорошо, как грозный лик с подозрительными глазами и маленьким жестоким ртом, который Гольбейн запечатлел на единственной дошедшей до нас оригинальной картине (Коллекция Тиссена-Борнемисы).
В эпоху перемен и союзов между деспотичными правителями портрет выполнял и дипломатическую функцию. Он не только напоминал придворным о власти монарха, но и служил средством международного обмена, а сам художник становился международной фигурой. Такую позицию занимали Тициан (около 1488/1490–1576), писавший Карла V и Филиппа II, и Антонис Мор (1519–1576), изображавший Марию Тюдор и сэра Томаса Грэшема.
До изобретения фотографии, когда личное знакомство не считалось обязательным условием даже для королевского брака, нарисованный портрет служил для оценки внешности будущей невесты. Гольбейна отправляли на континент, чтобы он привёз живописный отчёт о молодой вдове, герцогине Миланской, и об Анне Клевской, чтобы помочь Генриху VIII сделать выбор. Его портрет герцогини Миланской (Национальная галерея, Лондон) стал не просто описанием, а шедевром, добавившим к привлекательности модели великолепие и простоту композиции.
Другой целью придворного портрета было продемонстрировать власть и положение через великолепие костюма и обилие украшений. Это было особенно характерно для елизаветинского периода, когда от художника требовалось изображать черты лица жёсткими и церемониально невыразительными, а богатство аксессуаров свидетельствовало о статусе. Сама королева, кажется, придерживалась этого мнения, давая указания Николасу Хиллиарду избегать моделирующей тени на лице.
Почти византийское формальное богатство таких работ, как «Портрет Дитчли» Маркуса Герартса Младшего (1561–1636), в меньшей степени требовалось от придворных дам. Фламандские художники, приехавшие в Англию, спасаясь от религиозных преследований, были мастерами, которые выполняли это требование, что ограничивало их творческую свободу. Жанр портретной миниатюры благодаря своему интимному масштабу избегал этих ограничений. Искусство Николаса Хиллиарда (1547–1619) с его ясностью цвета, живостью очертаний и символической поэзией было так же приятно глазу, как елизаветинский сонет — слуху. В свою очередь, Хиллиард передал свои секреты ещё одному из лучших миниатюристов Англии, Исааку Оливеру (1568–1617).
Семнадцатый век стал великим веком портретной живописи в Европе. Статус художника изменился: он мог претендовать на большую независимость в методах и концепциях. Уважение, которым Тициан пользовался у самых могущественных правителей, произвело неизгладимое впечатление. Художник стал восприниматься в придворных кругах не как наёмный ремесленник, а как маэстро, придающий двору блеск. Там, где двора не было, — в Соединённых провинциях северных Нидерландов, — новообретённое богатство и национальная свобода породили огромный спрос на портреты. Считается, что каждый фламандский художник был прирождённым портретистом, и история фламандской живописи от ван Эйка до Рубенса и Ван Дейка подтверждает это наблюдение.
Тем не менее, портретная живопись итальянского Возрождения установила стандарт, на который ориентировались и художники XVII века. «Портрет Бальдассаре Кастильоне» Рафаэля (1483–1520), который Рембрандт (1606–1669) видел в Амстердаме, подсказал ему композиционное решение для автопортрета 1640 года (Национальная галерея, Лондон). Восемь лет, проведённых Рубенсом (1577–1640) в Италии на службе у герцога Мантуанского, где он копировал великих венецианцев, укрепили его оригинальность. За шесть лет, проведённых Антонисом Ван Дейком (1599–1641) в Италии, он многое почерпнул из благородства поз и богатства колорита Тициана.
Ван Дейка можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это художник эмоциональных религиозных композиций в стиле барокко, соперничающий с Рубенсом. С другой — это портретист, более чувствительный к психологической атмосфере, чем его мастер Рубенс. Сдержанность Англии оказала на него влияние. Элегантность и утончённость искусства Ван Дейка доминировали в английском портрете на протяжении целого столетия. В то же время Уильям Добсон (1610–1646) независимо пришёл к энергичному стилю, а Сэмюэл Купер (1609–1672) прославился тем, что мог изысканно перенести эффект большого масляного портрета в миниатюрный формат. Упадок «придворного искусства» можно проследить в работах сэра Питера Лёли (1618–1680) и сэра Годфри Кнеллера (1646–1723). В XVIII веке, в период расцвета английской портретной живописи, основными заказчиками стали аристократы-парламентарии и сельские джентльмены.
XVIII век породил неформальность и интимность, которых Европа не знала ранее. Примером могут служить «разговорные сцены» (conversation pieces), созданные рядом художников, в первую очередь Уильямом Хогартом (1697–1764). Эти групповые портреты семей или друзей отличались от голландских или французских аналогов тем, что изображали людей в их обычной обстановке, занимающихся повседневными делами. Об удовольствиях владения загородной собственностью говорят портреты на открытом воздухе кисти Томаса Гейнсборо (1727–1788). Свежесть английской красоты гармонично контрастировала с тщательно продуманным обликом придворных дам прошлого, а детей больше не изображали как маленькие копии взрослых в парадной одежде, а передавали их естественные движения и выражения. Вместо узкого круга придворных появляется широкий спектр типажей. Хогарт предпочитал писать филантропа капитана Корама или группу своих слуг. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723–1792) писал актёров, писателей — Дэвида Гаррика, Сару Сиддонс, доктора Джонсона, — а также лордов и леди.
В XVIII веке всё ещё существовали прочные связи с прошлым. Гейнсборо заново открыл для себя Ван Дейка и переосмыслил элегантность фламандского мастера в английском стиле, как до него это сделал шотландский художник Аллан Рэмзи. Рейнольдс добавил свой учёный живописный комментарий к наследию Рембрандта и Тициана. Девятнадцатый век был менее привержен старым канонам, что привело к большему разнообразию стилей в портрете. Традиция XVIII века угасает в темпераментно-романтическом блеске сэра Томаса Лоуренса (1769–1830). Викторианская эпоха предлагает такие вариации, как ранние портреты сэра Джона Эверетта Милле (1829–1896) с их поразительной прерафаэлитской детализацией; портреты Джорджа Фредерика Уоттса (1817–1904), которые с некоторой идеализацией отражают серьёзность викторианской эпохи; и эстетическая концепция Джеймса Мак-Нейла Уистлера (1834–1903), который рассматривал портрет как «гармонию» или «композицию» в цвете, а не как раскрытие характера. Из импрессионистов в портрете преуспели Эдгар Дега — см. «Семья Беллелли» (1858–1867) и «Портреты на бирже» (1879) — и Ренуар. См. также прекрасные поздние портреты Сезанна: «Мальчик в красном жилете» (1889–1890), «Мужчина, курящий трубку» (1890–1892), «Женщина с кофейником» (1890–1895), «Дама в голубом» (1900) и «Молодая итальянка, облокотившаяся на стол» (1900). Объяснение современной портретной живописи XIX века: Анализ современной живописи (1800–2000 гг.).
Портретная фотография
ХХ век стал свидетелем стремительного упадка живописного портрета и сопутствующего ему подъёма портрета фотографического. Несмотря на технологическую основу, художественная ценность и эстетика этого вида искусства ни в чём не уступают живописи. Ниже представлен краткий список величайших фотографов, занимавшихся портретной съёмкой:
Джулия Маргарет Кэмерон (1815–1879)
Пионер портретной фотографии, известная своими работами в мягком фокусе и крупным планом. Сделала свою первую фотографию в возрасте 48 лет.
Эдвард Штайхен (1879–1973)
В его объектив попали Огюст Роден, Константин Бранкузи, Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо и другие члены Парижской школы.
Ман Рэй (Эммануэль Радницкий, 1890–1976)
Фотографировал многочисленных представителей парижского мира искусства, в том числе сюрреалиста Андре Бретона, художника Бальтюса, писателя Джеймса Джойса и коллекционера Гертруду Стайн.
Сесил Битон (1904–1980)
Известен своим уникальным стилем, в котором модель — лишь один из элементов общей композиции, наряду с костюмом, фоном и позой.
Юсуф Карш (1908–2002)
Армяно-канадский портретист, сфотографировавший 51 из 100 самых известных людей века по версии «International Who’s Who», включая его знаменитый портрет сэра Уинстона Черчилля.
Норман Паркинсон (1913–1990)
Известен своим динамичным портретным стилем на открытом воздухе, который получил название «реализм действия».
Ханс Намут (1915–1990)
Наиболее известен своими фотографиями Джексона Поллока в его студии.
Ричард Аведон (1923–2004)
Изобретательный и минималистичный художник-портретист, чьи снимки помогли определить стиль и эстетику красоты в Америке второй половины XX века.
Дон Маккаллин (род. 1935)
Известен своими фотожурналистскими портретами, такими как «Морской пехотинец США, Хюэ, Вьетнам» (1968) и «Мальчик-альбинос, Биафра» (1969).
Дэвид Бейли (род. 1938)
Бейли произвёл революцию в портретной и модной фотографии в 1960-х, создав смелые, заставляющие задуматься снимки моделей и знаменитостей.
Энни Лейбовиц (род. 1949)
Выдающийся фотограф, запечатлевшая портреты множества знаменитостей. Среди её самых известных работ — портреты Мерил Стрип, Джона Леннона и Йоко Оно, а также беременной Деми Мур.
Стив Маккарри (род. 1950)
Работая на стыке портретной и жанровой фотографии, Маккарри наиболее известен своими цветными фотографиями для National Geographic, в частности, снимком «Афганская девочка» (1984).
Следующая статья посвящена портретам эпохи Возрождения.
О других видах живописи (портреты, жанровые сцены, натюрморты и т. д.) читайте в статье: Жанры живописи.
Также обязательно прочитайте: Лучшие художники-портретисты, Искусство: определение и значение, Виды искусства.
- Художники-портретисты ХХ века
- Портретная живопись XIX века
- Венецианская портретная живопись
- Лучшие художники-портретисты: с 1400 г. по настоящее время
- Гиацинт Риго, французский художник-портретист
- Авторский фильм Натальи Саврас о мечте, не знающей преград
- 9 советов как готовить на гриле зимой
- «Будда из пригорода» Ханифа Курейши, краткое содержание
- Творчество Наталии Григорьевой на выставке «Живопись в движении», представленной в ЦДХ
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?