Портреты эпохи Возрождения (1400-1600) читать ~4 мин.
Портретное искусство в эпоху итальянского Возрождения занимало второе по значимости место после исторической живописи на протяжении периодов треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.) и раннего чинквеченто (XVI в.). Основной задачей искусства Возрождения было создание произведений на религиозные, мифологические и светские темы, сюжеты которых наилучшим образом подходили для публичной демонстрации в виде масштабных фресок или монументальной скульптуры. Тем не менее ряд старых мастеров, включая Леонардо да Винчи и Микеланджело, включали в свои грандиозные фрески портреты современников и автопортреты.
На севере Европы — во Фландрии, Голландии и Германии — предпочтение масляной живописи перед фресковой, а также меньший интерес к античному искусству способствовали развитию станкового портрета. При этом самым известным портретом итальянского Возрождения остаётся «Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи в возрасте около 51 года.
Предшественники в Проторенессансе (XIII-XIV вв.)
Итальянское искусство готического периода находилось под сильным влиянием византийской традиции, для которой был характерен плоскостной, линейный стиль со смелыми и выразительными композициями, особенно в сценах Страстей Христовых. В эпоху Проторенессанса художник Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) совершил переворот в живописи, начав создавать объёмные, более реалистичные фигуры. Его фреска «Оплакивание Христа» (ок. 1305) содержит изображения Христа, Девы Марии и апостолов, которые, сохраняя византийскую идеализацию, наделены живыми человеческими чертами и эмоциями.
Не будучи портретистом в строгом смысле этого слова, Джотто своим новаторским подходом к изображению лиц и фигур заложил основы натурализма, который стал отличительной чертой искусства Раннего Возрождения.
Становление и развитие ренессансного портрета
Экономическое процветание итальянских городов-государств и торговых центров Северной Европы стало катализатором культурного подъёма, известного как эпоха Возрождения. Наряду с заказами от папского двора на создание фресок и скульптур, значительную роль в поддержке искусства стали играть светские правители, аристократы и состоятельные горожане. Они выступали покровителями художников, заказывая в том числе и многочисленные портреты.
Портреты итальянского Возрождения (ок. 1420-1520 гг.)
В основе живописи Раннего Возрождения, включая портретный жанр, лежали четыре ключевых принципа: почитание античности, гуманистические идеалы и вера в достоинство человека, владение линейной перспективой для создания глубины пространства и приверженность реалистичному изображению человеческой фигуры, что отражало главенство рисунка (disegno) над цветом (colorito).
Эти принципы нашли отражение в шедеврах Раннего Возрождения. Среди них скульптура «Давид» Донателло (ок. 1440-х), образ Венеры в картине Боттичелли «Рождение Венеры» (ок. 1485), групповой портрет семьи Людовико Гонзага на фресках в Камере дельи Спози кисти Андреа Мантеньи и работа Доменико Гирландайо «Старик с внуком» (ок. 1490).
Вершиной Высокого Возрождения стали фрески Микеланджело «Сотворение мира» (1508-1512) и «Страшный суд» (1536-1541) в Сикстинской капелле. В портретном жанре этого периода выделяются работы Леонардо да Винчи, такие как «Дама с горностаем» (ок. 1490) и «Мона Лиза» (ок. 1503-1506). Замечательные образцы портретов создали Рафаэль («Портрет Бальдассаре Кастильоне», 1514-1515; «Папа Лев X с кардиналами», 1518) и мастера венецианской школы, в том числе Джованни Беллини («Портрет дожа Леонардо Лоредана», ок. 1501). Подробнее о развитии жанра в Венеции рассказано в статье «Венецианская портретная живопись» (ок. 1400-1600).
Во Флоренции ярким представителем портретной живописи Позднего Возрождения (маньеризма) был Аньоло Бронзино (1503-1572). Его холодные, отстранённые портреты, такие как «Портрет Лукреции Панчатики» (ок. 1541, Галерея Уффици, Флоренция), точно передают аристократизм и сдержанную надменность флорентийского правящего класса.
Портреты Северного Возрождения (ок. 1420-1520 гг.)
Художественная традиция Северного Возрождения, расцвет которой пришёлся на XV век, развивалась иначе, чем в Италии, и не испытала прямого влияния античного искусства. Искусство голландских, фламандских и немецких мастеров было более прагматичным и основывалось на пристальном внимании к деталям окружающего мира.
Этому способствовали два фактора: совершенствование техники масляной живописи, которая позволяла добиваться исключительной чёткости и детализации, а также активное использование линейной перспективы и оптических эффектов, таких как изображение в выпуклом зеркале. В то время как для итальянского искусства был характерен идеализм, северные художники создавали объективные и беспристрастные образы, чей реализм зачастую превосходил работы итальянских мастеров.
Среди шедевров этой школы — «Портрет четы Арнольфини» (1434) и «Человек в красном тюрбане» (1433) кисти Яна ван Эйка. Альбрехт Дюрер создал целую серию выразительных автопортретов, включая знаменитый «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500).
Выдающимся портретистом был Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). К числу его шедевров относятся портреты «Эразма Роттердамского» (1523), «сэра Томаса Мора» (1527), «Купца Георга Гизе» (1532), «Томаса Кромвеля» (1532-1534), а также монументальные работы «Послы» (1533) и «Портрет Генриха VIII» (1536).
Следующий период в истории портрета освещён в статье: Портреты эпохи барокко.
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- Папа Юлий II: покровитель искусства эпохи Возрождения в Риме
- «Зеркало и свет» Хилари Мантел, краткое содержание
- «Легенды Ирландии. Ко дню святого Патрика»
- Легенды Ирландии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?