Натюрморт читать ~8 мин.
В изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает определённый жанр живописи, как правило, изображающий композицию из неодушевлённых предметов. Традиционно это цветы или кухонная утварь, но объектом может стать практически любой бытовой предмет, размещённый на столе или другой поверхности.
Что такое натюрморт?
Этот термин — прямой перевод голландского слова «Stilleven», которое вошло в обиход примерно с 1650 года для описания картин, ранее называвшихся просто «Фрукты», «Цветы», «Ontbijt» (завтрак), «Bancket» (банкет) или «Pronkstilleven» (от голландского «pronk» — «показной, пышный»). Если же работа имела религиозный подтекст, в соответствии с эстетикой протестантского искусства Реформации, её называли картиной в жанре Ванитас.
Живопись натюрморта была распространена в античности, но затем пришла в упадок. Как самостоятельный жанр в истории искусства она возродилась лишь в XVI веке. Натюрморт был особенно популярен на севере Европы — в Голландии и Фландрии — у художников позднего Северного Возрождения. Отчасти это связано с Реформацией, которая привела к снижению спроса на религиозную живопись. Влиятельные школы натюрморта существовали также в Италии и Испании. Во Франции одним из величайших мастеров этого жанра в XVIII веке считается Жан-Симеон Шарден, а в XIX веке — Поль Сезанн. В современных натюрмортах можно встретить самый широкий спектр предметов, от писсуаров до пивных банок.
Натюрморт как вид искусства
На первый взгляд натюрморты могут показаться менее увлекательными, чем динамичные исторические полотна, атмосферные пейзажи или эмоциональные портреты. Однако многие великие натюрморты содержат сложные послания, зашифрованные в выборе и расположении предметов. Таким образом, предметы в композиции могут выступать символами, наделяя изображение дополнительным значением. Подобно пейзажу, натюрморт способен передать политическое, моральное или духовное послание не хуже, чем самые сложные образцы исторической живописи. Такое положение противоречило «официальной» иерархии жанров, принятой в академическом искусстве. В ней натюрморт занимал низшую, пятую ступень после исторической живописи, портрета, бытового жанра и пейзажа.
Виды натюрморта
Условно натюрморты можно разделить на четыре основные группы:
цветочные композиции;
«завтраки» или «банкеты»;
изображения битой дичи, рыбы и других животных. Многие из этих работ выполнены исключительно для демонстрации технического мастерства и рисовальных навыков художника. Также они могут создаваться для выражения особого взгляда на искусство (как в случае с докубистскими натюрмортами Поля Сезанна) или для передачи эмоций (как в «жёлтых» этюдах Ван Гога).
Иногда художник закладывает в работу более сложное послание. Отсюда происходит последняя группа —
символические натюрморты. Это широкая категория, обозначающая любой натюрморт с явным символическим содержанием, обычно религиозного характера. Особый подвид такого натюрморта — ванитас (от лат. vanitas — «суета, тщеславие», что является отсылкой к библейской фразе из Книги Екклесиаста: “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!”). Такие картины содержат символические образы (черепа, погасшие свечи, песочные часы, бабочек), чтобы напомнить зрителю о быстротечности и тщетности земной жизни. Символика могла быть и более откровенно религиозной, включая хлеб, вино и воду как отсылки к Евхаристии, Страстям Христовым или Святой Троице. Одним из величайших представителей этого жанра, процветавшего между 1620 и 1650 годами, был Хармен ван Стенвейк (1612–1656) из делфтской и лейденской школ.
История натюрморта
Искусство натюрморта было известно в древнем мире. Фрески с подобными изображениями обнаружены в египетских гробницах (предположительно, еда предназначалась для усопших в загробной жизни) и в римских домах, обнаруженных при раскопках Геркуланума и Помпеи. Например, фреска «Стеклянная ваза с фруктами и вазы с водой» (около 70 года н.э.), найденная в Помпеях. Кроме того, натюрморт упоминается в древнегреческой легенде о художниках Зевксисе и Паррасии. Однако после падения Рима (V век н.э.) в искусстве Средневековья натюрморт как самостоятельный жанр практически исчез. Он начал возрождаться лишь в эпоху Раннего Возрождения, но в основном как деталь или фон в религиозных сценах и интерьерах, например, в работах Яна ван Эйка.
Натюрморт после 1517 года: Северное Возрождение и голландский реализм
К числу первых самостоятельных натюрмортов относят акварель «Молодой заяц» (1502) немецкого художника Альбрехта Дюрера и картину «Натюрморт с куропаткой, железными перчатками и арбалетным болтом» (1504) венецианца Якопо де Барбари, работавшего при дворах Германии и Нидерландов.
В 1520–1530-х годах немецкий художник Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) написал серию портретов, включавших натюрмортные элементы с моральными посланиями в духе ванитас. Среди них: «Портрет Эразма Роттердамского» (1523), «Дама с белкой и скворцом» (1527–28), «Портрет купца Георга Гизе» (1532) и «Послы» (1533).
Бесспорным мастером натюрморта в эпоху барокко был антверпенский художник Франс Снейдерс, создавший такие шедевры, как «Кладовая» (около 1620) и «Рыбная лавка». Наработки Снейдерса были развиты несколькими голландскими художниками-реалистами из утрехтской и делфтской школ, которые ещё больше усовершенствовали этот жанр. Самая ранняя датированная чисто цветочная работа была написана в 1562 году немцем Людгером томом Рингом Младшим.
Эти события не случайно происходили во Фландрии, Голландии и Германии. В результате Реформации (начало около 1517 года) религиозная живопись в Северной Европе пережила серьёзный спад, что способствовало возрождению натюрморта. Распространение масляной живописи на холсте, позволившей улучшить детализацию, также помогло развитию жанра. Апогей натюрморта был достигнут в голландской живописи XVII века в стиле, известном как «голландский реализм». Этот стиль считается наиболее реалистичным проявлением жанра. Он также предоставил средства для религиозного выражения через символические моральные послания. Натюрморты, особенно ванитас, пришлись по вкусу пуританскому голландскому среднему классу. Растущий спрос привёл к расцвету жанра, который затем распространился в Испанию и Францию.
Среди других примеров натюрмортов голландских художников: «Суета сует» (1645) Хармена ван Стенвейка; «Натюрморт с пирогом» (1627) Питера Класа; «Завтрак с крабом» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург) Виллема Класа Хеды; «Натюрморт с лобстером, рогом для питья и бокалом» (около 1653) Виллема Калфа; «Тапочки» (1654) Самюэла ван Хогстратена; «Натюрморт с фруктами» (ок. 1670) Яна Давидса де Хема; «Цветы в стеклянной вазе» (ок. 1704) Рашель Рюйш.
Натюрморт после 1600 года в Италии, Испании, Франции
В Италии натюрморт оставался менее популярным жанром изобразительного искусства, за исключением таких знаковых работ, как «Корзина с фруктами» Караваджо. К другим примерам можно отнести произведения художников неаполитанской школы XVII – XVIII веков (например, Рекко и Руопполо), а также изображения музыкальных инструментов кисти Эваристо Баскениса.
В Испании этот жанр был более востребован. Такие художники, как Франсиско де Сурбаран и Хуан Санчес Котан, привносили в самые простые композиции драматизм. Примеры испанских работ: «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» (1633) Сурбарана и «Натюрморт с дичью, овощами и фруктами» (около 1602) Хуана Санчеса Котана. Век спустя этот испанский драматизм достиг кульминации в таких работах Франсиско Гойи, как «Натюрморт с телячьей головой» и «Ощипанная индейка».
Во Франции, вероятно, из-за консерватизма Королевской академии живописи и скульптуры, натюрморт как жанр развивался медленнее, чем у северных соседей. Лишь в XVII – XVIII веках, когда аристократы начали заказывать роскошные картины в технике trompe-l’œil (обманка), появились виртуозные образцы этого жанра. Их создавали Муайон, Стоскопф, Удри и особенно Жан-Симеон Шарден, хотя он предпочитал изображать не предметы роскоши, а простую кухонную утварь. Его изысканные камерные картины, такие как «Натюрморт с банкой оливок» (1760) и «Мёртвый кролик, дрозды и солома» (1755), настолько реалистичны, что вызывают у зрителя тактильные ощущения. Представитель романтизма Теодор Жерико также создал несколько необычных работ в этом жанре, например, «Анатомические фрагменты» (1818).
Натюрморты девятнадцатого века
В XIX веке, по мере ослабления влияния академий и их строгой иерархии жанров, академическая живопись начала приходить в упадок. Пейзаж и натюрморт, напротив, получили новый импульс к развитию. Анри Фантен-Латур прославился своими цветочными натюрмортами, такими как «Белые и розовые розы» (1890). Художники-импрессионисты исследовали колористические возможности цветочных композиций, а Поль Сезанн придал своим натюрмортам и пейзажам беспрецедентную монументальность, что в дальнейшем оказало влияние на становление кубизма. Среди шедевров Сезанна: «Натюрморт с грушами и персиками» (1882), «Натюрморт с корзиной для яблок» (ок. 1893) и «Натюрморт с гипсовым купидоном» (1895). Голландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог поражал зрителей насыщенными жёлтыми тонами в своей знаменитой серии картин «Подсолнухи». В США, вдали от европейских академий, художники писали натюрморты на протяжении всего XIX века. Одним из лидеров в жанре был филадельфиец Рафаэль Пил (1774–1825).
Натюрморты ХХ века
Фовисты развивали колористический подход к жанру, как в «Натюрморте с геранью» (1910) Анри Матисса. Художники, такие как Эмиль Нольде, член ведущей немецкой экспрессионистской группы «Мост» («Die Brücke»), создавали индивидуалистические произведения, например, «Натюрморт с танцовщицами» (1914). Тем временем кубизм занимался развитием геометрических поисков Сезанна в серии многогранных полотен, таких как «Скрипка и подсвечник» (1910) Жоржа Брака, «Натюрморт с плетёным стулом» (1912) Пабло Пикассо и «Натюрморт с фруктовым блюдом и мандолиной» (1919) Хуана Гриса. Жорж Брак продолжал свои эксперименты десятилетиями, создавая такие работы, как «Студия V» (1949). Позже жанр был переосмыслен итальянским художником Джорджо Моранди, прославившимся натюрмортами с простыми предметами и почти поэтической утончённостью.
В США в начале XX века художники, такие как Уильям Харнетт и Джон Пето, стали известны своими композициями-обманками (trompe l’oeil) с объектами и коллажами из газетных вырезок. Позднее жанр исследовали экспрессионист Марсден Хартли (1877–1943), испытавший влияние Василия Кандинского и Алексея Явленского, кубист Стюарт Дэвис (1894–1964) и Джорджия О’Киф (1887–1986), известная своими крупноформатными изображениями цветов. В искусстве второй половины XX века натюрморт нашёл отражение в сюрреализме и поп-арте, например, в работе Роя Лихтенштейна «Натюрморт с золотой рыбкой в аквариуме» (1972).
- Подробнее о различных типах живописи (портреты, пейзажи, натюрморты и т.д.) см.: Жанры живописи.
- Натюрморт
- Ванитас: натюрморт с библейским посланием
- Жан Шарден: французский художник, позднее барокко
- Франс Снейдерс: художник натюрмортов в стиле барокко, анималист
- Ян Давидс де Хем: голландский художник, Утрехтская школа
- «Нам здесь не место» Дженни Торрес Санчес, краткое содержание
- Испанскую церковь расписали в стиле граффити
- «Теории относительности» Барбары Хаворт-Аттард, краткое содержание
- Поэт Леонид Аронзон. «В рай допущенный заочно …»
- «Блудное лето» Барбары Кингсолвер, краткое содержание
- «Нечему завидовать» Барбары Демик, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?