Абстракция в живописи:
100 лучших художников читать ~11 мин.
Абстрактное искусство, или абстракционизм, — направление в искусстве, отказавшееся от репрезентации, то есть от наглядного изображения объектов реального мира. Абстракционизм охватывает три основные категории произведений:
созданные из ненатуралистических геометрических форм;
основанные на природных формах, но изменённые до неузнаваемости;
нефигуративные работы, в основе которых лежат реальные, но сильно скрытые образы. В качестве синонимов могут использоваться термины «нефигуративное искусство», «конкретное искусство», «нерепрезентативное искусство» и «беспредметное искусство», однако ни один из них не стал общепринятым эквивалентом.
История
Истоки абстрактной живописи обнаруживаются в искусстве древних культур, например, в орнаментах кельтского искусства. Подобные мотивы позднее использовались раннехристианскими художниками в иллюминированных рукописях, а также встречаются в исламском искусстве, особенно в оформлении мечетей.
Английского художника XIX века Уильяма Тёрнера (1775–1851) с его поздними экспрессивными работами иногда называют одним из первых абстракционистов. Однако рождение современной абстракции принято связывать с творчеством Поля Сезанна (1839–1906), который в своих поздних пейзажах сводил формы к простейшим геометрическим объёмам. Этот подход привлёк внимание Пабло Пикассо и Жоржа Брака, ставших основоположниками кубизма — революционного направления в искусстве XX века.
В первой половине XX века ключевыми течениями абстракционизма стали: футуризм (Джакомо Балла, Джино Северини); лучизм (Михаил Ларионов); орфизм (Робер Делоне); супрематизм (Казимир Малевич); конструктивизм (Владимир Татлин, Александр Родченко); вортицизм (Перси Уиндем Льюис); группа «Стиль» (Тео ван Дусбург) и разработанный в её рамках неопластицизм (Пит Мондриан).
Во второй половине столетия появились абстрактный экспрессионизм, включая живопись действия (Джексон Поллок), а также европейская школа искусства информель. Последняя включала в себя лирическую абстракцию (Николя де Сталь), ташизм (Сэм Фрэнсис) и жестуальную живопись группы «Кобра» (Карел Аппел). 1960-е годы ознаменовались появлением оп-арта (Виктор Вазарели, Бриджет Райли) и минимализма (Агнес Мартин, Роберт Райман, Фрэнк Стелла). В 1980-е и 1990-е на сцену вышли неоэкспрессионизм (Георг Базелиц, Ансельм Кифер) и искусство слова (Кристофер Вул).
100 лучших художников-абстракционистов
Ниже представлен список избранных художников-абстракционистов, которые внесли значительный вклад в эволюцию и развитие нерепрезентативного искусства.
Уильям Тёрнер (1775–1851).
Английский художник, чей поздний экспрессионизм предвосхитил абстракцию.
Джеймс Макнил Уистлер (1834–1903).
Американский художник, известный своей тональной, почти абстрактной живописью.
Поль Сезанн (1839–1906).
Французский постимпрессионист; его натюрморты и пейзажи считаются важнейшими прототипами абстракции.
Поль Серюзье (1864–1927).
Лидер группы «Наби» (Les Nabis), испытавший влияние Гогена.
Василий Кандинский (1866–1944).
Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства.
Жорж Вантонгерлоо (1866–1965).
Бельгийский участник группы «Стиль» (De Stijl), известный работами в духе элементаризма.
Анри Матисс (1869–1954).
Один из пионеров использования цвета в абстрактной живописи.
Лионель Фейнингер (1871–1956).
Использовал методы кубизма для выражения религиозных тем.
Франтишек Купка (1871–1957).
Чешский художник, «цветовой симфонист», испытавший влияние футуризма и орфизма.
Джакомо Балла (1871–1958).
Итальянский художник-футурист, увлечённый изображением движения и современных технологий.
Пит Мондриан (1872–1944).
Художник-геометр, участник группы «Стиль», основоположник неопластицизма.
Барт ван дер Лек (1876–1958).
Голландский художник и дизайнер, один из основателей группы «Стиль» (De Stijl).
Марсден Хартли (1877–1943).
Один из величайших американских художников-модернистов раннего периода.
Казимир Малевич (1878–1935).
Пионер геометрической абстракции, создатель супрематизма.
Луи Маркусси (1878–1941).
Польско-французский художник-кубист, урождённый Людвиг Маркус.
Пауль Клее (1879–1940).
Швейцарский художник-фантаст, близкий к экспрессионизму и сюрреализму.
Франсис Пикабиа (1879–1953).
Французский художник, работавший в стилях кубизма, дадаизма и сюрреализма.
Франц Марк (1880–1916).
Сооснователь группы «Синий всадник»; его анималистические образы близки к абстракции.
Патрик Генри Брюс (1880–1937).
Американский художник, друг Робера Делоне, связанный с синхромизмом.
Артур Дав (1880–1946).
Художник и иллюстратор; его персональная выставка 1912 года стала первой выставкой абстрактного искусства в США.
Ганс Гофман (1880–1966).
Художник немецкого происхождения, один из важнейших пионеров абстрактного экспрессионизма.
Карло Карра (1881–1966).
Известен своими ранними работами в духе кубизма и футуризма.
Альбер Глез (1881–1953).
Художник-кубист, соавтор книги «О кубизме» (Du Cubisme), первого трактата об этом направлении.
Фернан Леже (1881–1955).
Французский художник-новатор, известный своим «тубизмом» и геометрической абстракцией.
Михаил Ларионов (1881–1964).
Создатель лучизма, представленного на выставке «Мишень» в Москве в 1913 году.
Наталья Гончарова (1881–1962).
Супруга Михаила Ларионова, соосновательница лучизма.
Пабло Пикассо (1881–1973).
Сооснователь кубизма, виртуозный живописец, мастер абстрактной скульптуры.
Перси Уиндем Льюис (1882–1957).
Лидер британского движения вортицизм.
Огюст Эрбен (1882–1960).
Французский художник, сосед Пикассо по мастерским в Бато-Лавуар.
Жорж Брак (1882–1963).
Сооснователь аналитического и синтетического кубизма, пионер коллажа.
Мэри Суонзи (1882–1978).
Считается первой ирландской художницей-кубисткой.
Тео ван Дусбург (1883–1931).
Лидер голландской группы «Стиль» (De Stijl), ввёл термин «конкретное искусство».
Морган Рассел (1883–1953).
Американский художник, работавший в Париже, сооснователь синхромизма.
Жан Метценже (1883–1957).
Вдохновлялся аналитическим кубизмом; опубликовал книгу «О кубизме» (Du Cubisme) совместно с Альбером Глезом.
Джино Северини (1883–1966).
Итальянский художник-футурист, сохранивший верность кубистской строгости; увлекался темой танца.
Роже де ла Френе (1885–1925).
Использовал кубистское геометрическое упрощение для создания произведений на национальные темы.
Робер Делоне (1885–1941).
Французский художник-абстракционист, основоположник орфизма (симультанизма).
Владимир Татлин (1885–1953).
Основоположник конструктивизма, художник-авангардист, работавший в стиле неопримитивизма.
Андре Лот (1885–1962).
Создавал кубистские работы, наполненные полугеометрическими формами и пересекающимися плоскостями.
Соня Делоне-Терк (1885–1979).
Супруга Робера Делоне, известная своей красочной абстракцией.
Хуан Грис (1887–1927).
Испанский художник, ведущий теоретик кубизма.
Жан Арп (1887–1966).
Художник-абстракционист и один из величайших скульпторов-органиков.
Йоханнес Иттен (1888–1967).
Швейцарский художник-геометр, известный своими исследованиями цвета.
Йозеф Альберс (1888–1976).
Преподаватель школы дизайна Баухаус; известен серией работ «Посвящение квадрату».
Любовь Попова (1889–1924).
Ведущая представительница конструктивизма, известная своей серией «Живописная архитектоника».
Пол Нэш (1889–1946).
Известен своими абстрактными сюрреалистическими образами.
Брэдли Уокер Томлин (1889–1953).
Абстрактный экспрессионист, известный своими масштабными работами с сетчатыми узорами.
Вилли Баумейстер (1889–1955).
Немецкий художник, известный своими поздними картинами в стиле, названном «абстрактным сюрреализмом».
Эль Лисицкий (1890–1941).
Художник-супрематист и ведущий конструктивист, преподаватель Баухауса, известный своими геометрическими композициями «Проуны».
Дэвид Бомберг (1890–1957).
Британский художник-абстракционист, испытавший влияние кубизма, футуризма и вортицизма.
Стэнтон Макдональд-Райт (1890–1973).
Сооснователь синхромизма, который, подобно орфизму, исследовал цвет, свет и музыку.
Марк Тоби (1890–1976).
Известен своей поздней абстракцией, сочетавшей «живопись белого письма» и каллиграфию.
Ман Рэй (1890–1977).
Американский художник-авангардист, дадаист и сюрреалист, живописец, фотограф.
Александр Родченко (1891–1956).
Русский художник, один из ведущих представителей конструктивизма.
Жоан Миро (1893–1983).
Известен своим абстрактным сюрреализмом.
Эви Хоун (1894–1955).
Одна из первых художниц-абстракционисток в Ирландии.
Стюарт Дэвис (1894–1964).
Ранний американский художник-абстракционист; ученик Роберта Генри, участник Арсенальной выставки.
Ласло Мохой-Надь (1895–1946).
Венгерский художник-конструктивист, скульптор, дизайнер; преподаватель Баухауса.
Брам ван Вельде (1895–1981).
Голландский художник, известный своими экспрессивными, экзистенциальными абстрактными картинами.
Андре Массон (1896–1987).
Французский художник-сюрреалист, ставший связующим звеном с абстрактным экспрессионизмом.
Мейни Джеллет (1897–1944).
Пионерка ирландского кубизма, основательница Ирландской выставки живого искусства.
Жан Фотрие (1898–1964).
Прославился послевоенной серией картин «Заложники», ставшей предтечей искусства информель.
Александр Колдер (1898–1976).
Художник-карикатурист и автор гуашей; пионер кинетического искусства (мобилей).
Константин Медунецкий (1899–1935).
Русский художник-конструктивист, известный своими «Цветовыми конструкциями».
Лучо Фонтана (1899–1968).
Итальянский художник, основатель спациализма, известный своими прорезями на монохромных холстах.
Ив Танги (1900–1955).
Французский абстрактный сюрреалист, известный своими фантастическими «лунными» пейзажами.
Жан Дюбюффе (1901–1985).
Художник-авангардист, пионер ар-брюта, также известного как искусство аутсайдеров.
Марк Ротко (1903–1970).
Американский художник-абстракционист, один из создателей живописи цветового поля.
Адольф Готлиб (1903–1974).
Американский абстрактный экспрессионист, основатель нью-йоркской «Группы десяти».
Аршил Горки (1904–1948).
Американский абстрактный экспрессионист армянского происхождения. Учитель де Кунинга и Ротко.
Жан Элион (1904–1987).
Французский участник группы «Стиль» (De Stijl); подписал «Манифест конкретного искусства» Тео ван Дусбурга.
Клиффорд Стилл (1904–1980).
Вместе с Ротко и Ньюманом является одним из создателей живописи цветового поля.
Ханс Хартунг (1904–1989).
Немецко-французский художник, один из пионеров искусства информель.
Виллем де Кунинг (1904–1997).
Ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, известен серией картин «Женщина».
Жан Базен (1904–2001).
Художник французского искусства информель, ведущий представитель лирической абстракции.
Морис Эстев (1904–2001).
Художник-абстракционист Парижской школы; его картины обладают «сиянием», напоминающим витражи.
Дзиро Ёсихара (1905–1972).
Промышленник и художник-самоучка; основал и финансировал группу «Гутай».
Барнетт Ньюман (1905–1970).
Оказал огромное влияние на постживописную абстракцию.
Серж Поляков (1906–1969).
Один из ведущих художников-абстракционистов Парижской школы.
Виктор Вазарели (1906–1997).
Живописец, график; пионер кинетического искусства и основатель оп-арта.
Ли Краснер (1908–1984).
Жена Джексона Поллока, одна из ключевых фигур живописи действия.
Мария Элена Виейра да Силва (1908–1992).
Португальская участница движения искусства информель, известная своими архитектурными образами.
Макс Билль (1908–1994).
Швейцарский архитектор и художник, пропагандист беспредметного искусства.
Франц Клайн (1910–1962).
Известен масштабными, резкими чёрно-белыми холстами и каллиграфическими мазками.
Альфред Манесье (1911–1993).
Французский художник, литограф, дизайнер гобеленов; член группы искусства информель.
Матта (1911–2002).
Чилийский художник-сюрреалист, работавший под влиянием Ива Танги.
Моррис Луис (1912–1962).
Американский художник, вместе с Хелен Франкенталер исследовал «живопись цветовых пятен».
Филип Гастон (1913–1980).
Обратился к абстракции в период расцвета живописи действия.
Николя Шеффер (1912–1992).
Французский художник венгерского происхождения, ведущий теоретик кинетического искусства.
Агнес Мартин (1912–2004).
Художница-минималистка, известная своими карандашными сетками на монохромном фоне.
Джексон Поллок (1912–1956).
Изобретатель «живописи действия».
Вольс (Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913–1951).
Немецкий художник, представитель ташизма и искусства информель, иллюстратор работ Сартра; получил признание посмертно.
Ад Рейнхардт (1913–1967).
Известен своими «чёрными картинами» и работами с едва различимыми оттенками одного цвета.
Тони О’Мэлли (1913–2003).
Ирландский художник, известный своими красочными, фантазийными картинами Багамских островов.
Уильям Скотт (1913–1989).
Ирландский художник, наиболее известный своими полуабстрактными натюрмортами.
Николя де Сталь (1914–1955).
Известен своей лирической абстракцией.
Асгер Йорн (1914–1973).
Датский художник, основатель группы абстрактных экспрессионистов «Кобра».
Роберт Мазервелл (1915–1991).
Известен своей серией монохромных абстрактных картин «Элегия Испанской республике».
Жан Деготтекс (1918–1988).
Художник-каллиграф, известный своими огромными белыми монохромными полотнами.
Пьер Сулаж (1919–2022).
Французский художник, один из ведущих представителей ташизма.
Патрик Херон (1920–1999).
Британский художник-абстракционист школы Сент-Айвс, известный яркостью красок.
Карел Аппел (1921–2006).
Голландский художник-жестуалист; член группы «Кобра» и представитель ташизма.
Жорж Матьё (1921–2012).
Французский художник, которого называли «Сальвадором Дали от искусства информель».
Жюль Олицки (1922–2007).
Русско-американский художник и скульптор; ведущая фигура в живописи цветового поля.
Сэм Фрэнсис (1923–1994).
Американский художник, представитель ташизма.
Рой Лихтенштейн (1923–1997).
Наиболее известен как поп-артист, но также создавал абстрактные произведения.
Жан-Поль Риопель (1923–2002).
Ведущий канадский художник-абстракционист, работавший в Париже; член группы искусства информель.
Хесус Рафаэль Сото (1923–2005).
Художник-кинетист, известный использованием точек для создания оптических эффектов.
Эллсуорт Келли (1923–2015).
Представитель постживописной абстракции.
Антони Тапиес (1923–2012).
Член каталонской группы художников «Дау аль Сет» (Dau al Set).
Иван Пицель (1924–2011).
Хорватский художник, геометрический абстракционист, ведущий деятель группы EXAT-51.
Кеннет Ноланд (1924–2010).
Художник-минималист, связанный с живописью жёстких контуров и живописью цветового поля.
Пьер Алешинский (р. 1927).
Бельгийский художник, известный своей экспрессивной абстракцией.
Ив Кляйн (1928–1962).
Художник-авангардист, известный своими монохромными работами с использованием «международного синего цвета Кляйна» (IKB) и своими «антропометриями».
Сай Твомбли (1928–2011).
Художник, близкий к минимализму, известный своими каллиграфическими узорами.
Хелен Франкенталер (1928–2011).
Художница-минималистка, разработавшая технику «живописи цветовых пятен» для создания прозрачных эффектов.
Джо Баер (р. 1929).
Американская художница, наиболее известная своим минимализмом 1960-х и 1970-х годов.
Антонио Саура (1930–1998).
Испанский художник, основатель группы «Эль-Пасо» (1957); работал в экспрессивном полуабстрактном стиле.
Роберт Райман (1930–2019).
Американский художник-минималист, известный своими монохромными композициями белого цвета.
Питер Седжли (р. 1930).
Британский художник, представитель оп-арта, известный своими концентрическими цветными кольцами.
Ричард Анушкевич (1930–2020).
Американский художник, известный своим галлюцинаторным оп-артом.
Бриджет Райли (р. 1931).
Ведущая фигура британского оп-арта.
Ричард Смит (1931–2016).
Британский художник, работавший в Нью-Йорке, известный абстрактным поп-артом и фигурными холстами.
Франк Ауэрбах (р. 1931).
Британский полуабстрактный портретист.
Герхард Рихтер (р. 1932).
Современный художник-абстракционист, связанный с неоэкспрессионизмом.
Говард Ходжкин (1932–2017).
Английский художник, лауреат премии Тёрнера; известен своей красочной абстракцией.
Фрэнк Стелла (р. 1936).
Бывший абстрактный экспрессионист, который после 1958 года перешёл к геометрической абстракции.
Роберт Мангольд (р. 1937).
Американский художник, известный своими минималистскими картинами и фигурными холстами.
Брайс Марден (1938–2023).
Один из последних абстрактных экспрессионистов; известен также своей поздней жестуальной живописью.
Георг Базелиц (р. 1938).
Современный немецкий художник, известный своей жестуальной живописью и «перевёрнутыми» сюжетами.
Ансельм Кифер (р. 1945).
Немецкий художник-неоэкспрессионист, известный своими фактурными историческими абстракциями.
Шон Скалли (р. 1945).
Ирландско-американский художник, известный своими крупноформатными композициями в геометрическом стиле.
Кристофер Вул (р. 1955).
Нью-йоркский художник, наиболее известный своими работами в жанре искусства слова.
Геометрическая абстракция
Для руководства по конкретному искусству см.: Абстрактная живопись: 100 лучших картин. Список важных стилей см. в разделе «Направления в абстрактном искусстве».
Лучшие художники мира
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники (1830–2010).
Художники XX века
Краткое справочное руководство см.: Художники XX века.
Коллекционеры абстрактного искусства
К числу известных коллекционеров беспредметного искусства относятся: Соломон Р. Гуггенхайм (1861–1949) — американский коллекционер и основатель музея; Пегги Гуггенхайм (1898–1979) — собирательница коллекции современного абстрактного искусства; Чарльз Саатчи (р. 1943) — коллекционер современного искусства.
- Игорь Дрёмин: Абстракция без границ
- Игорь Дрёмин: «Абстракция — возвращение в будущее»
- Три необычных выставки исключительных художников в Онтарио
- «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович»
- Коллаж
- История экшн-кино: от классических триллеров до супергеройских эпосов
- В каких направлениях работают современные художники
- Выставка 3д-живописи Марины Денисовой
- Выставка мастера акварельной живописи ЛаФе «НЕУВЯДАЕМАЯ РОЗА»
- Выставка 3D-живописи Марины Денисовой «Чудеса в стране Алисы»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?