Академия искусств, Рим. Академия Сан-Лука читать ~3 мин.
Академия Святого Луки (Accademia di San Luca) — объединение художников, основанное в Риме. Идея создания возникла в 1580-х годах при поддержке папы Григория XIII и под руководством художника Федерико Цуккари (Federico Zuccari). Официальный устав был утверждён в 1593 году. Академия, названная в честь святого Луки, покровителя живописцев, стала вторым подобным учреждением в Европе после флорентийской и была призвана развивать принципы академического искусства.
Новый статус художника
Подобно своей предшественнице, Академии изящных искусств во Флоренции, римское учреждение было создано для повышения статуса живописцев, скульпторов и архитекторов. Оно стремилось отделить их от ремесленных гильдий, подчеркнув интеллектуальную составляющую их труда. Это способствовало продвижению изящных искусств среди состоятельных меценатов и коллекционеров.
Основной акцент в обучении делался не на живописи, а на рисунке (disegno), который считался основой всех искусств. Особое внимание уделялось рисованию с натуры. Папское покровительство обеспечивало церкви значительный контроль над художественной жизнью Рима.
Противоречия и споры
В 1633 году папа Урбан VIII предоставил академии монополию на все публичные художественные заказы. Также ей было даровано право облагать налогами художников и торговцев искусством, не входивших в её состав. Эти меры вызвали резкое неприятие и привели к конфликтам, поскольку многие выдающиеся мастера оставались за пределами академического круга.
Как и другие официальные художественные учреждения Европы, Академия Святого Луки была ареной для многочисленных дискуссий. Споры велись о природе идеального в искусстве и о правильных методах его достижения. Это отражало борьбу различных эстетических взглядов того времени.
Иерархия жанров
Академия Святого Луки, как и другие подобные институции, поддерживала традиции искусства высокого Возрождения. Эти традиции устанавливали строгую иерархию жанров. Наивысшее положение занимала историческая живопись, за ней следовали портрет, бытовой жанр, пейзаж и натюрморт.
Такая система вызывала недовольство у многих художников, особенно у представителей школ, где «низкие» жанры были высоко развиты. Ярким примером служат голландские и фламандские мастера, чьё искусство бытовых сцен и натюрмортов не вписывалось в академические каноны.
Знаменитые члены и влияние
Несмотря на противоречия, Академия объединяла многих ведущих художников эпохи. Её президентами (principi) в разное время были такие мастера, как Доменикино, Джан Лоренцо Бернини и Шарль Лебрен. Членство в академии было престижным, оно открывало доступ к важным заказам и подтверждало высокий профессиональный статус художника в Риме.
Коллекция произведений искусства
Согласно уставу, каждый новый член Академии Святого Луки был обязан передать в дар учреждению свою работу — чаще всего автопортрет. Благодаря этой традиции, которая сохраняется и поныне, была сформирована обширная коллекция. Сегодня она насчитывает более 500 портретов, а также уникальное собрание картин и рисунков. Собрание размещается в Палаццо Карпенья в Риме.
Распространение академической модели
Римская академия послужила образцом для аналогичных учреждений по всей Европе. В 1583 году Карел ван Мандер (1548–1606) основал академию в Харлеме. В 1648 году по инициативе Шарля Лебрена (1619–1690) в Париже была создана Королевская академия живописи и скульптуры. Позже появились Королевская академия искусств в Лондоне (1768), Королевская Гибернианская академия в Ирландии (1823) и Королевская Ольстерская академия искусств (1930).
Академию Святого Луки не следует путать с более ранними гильдиями Святого Луки. Эти объединения художников и ремесленников, существовавшие с XIV века в разных городах Европы (включая Флоренцию), были по своей сути средневековыми цехами, а не учебными и теоретическими центрами.
- Изобразительное искусство: определение
- «Команда соперников: Политический гений Авраама Линкольна» Дорис Кернс Гудвин, краткое содержание
- «Американа» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
- «Мандарин» Эдварда Блура, краткое содержание
- «Пурпурный гибискус» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
- «Половина жёлтого солнца» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?