Живопись действия (техника живописи экшн) читать ~4 мин.
Живопись действия — это экспрессивный, динамичный стиль абстрактной жестовой живописи, в процессе создания которой краска энергично разбрызгивается, проливается или капает на холст, обычно расположенный на полу. Хотя этот тип автоматической живописи использовали разные художники в рамках таких движений, как сюрреализм, он прочно ассоциируется с Нью-Йоркской школой американского абстрактного экспрессионизма 1940–1950-х годов и художником Джексоном Поллоком (Paul Jackson Pollock; 1912–1956), получившим прозвище «Джек-Разбрызгиватель» (Jack the Dripper). На момент своего появления этот стиль считался одним из самых революционных явлений в американском искусстве.
Происхождение названия
Термин «живопись действия» (action-painting) впервые употребил в 1952 году американский критик Гарольд Розенберг (Harold Rosenberg; 1906–1978). Это произошло в его эссе «Американские художники действия» (The American Action Painters), опубликованном в декабрьском номере журнала ARTnews. По мнению Розенберга, этот метод давал художнику полную свободу для творческих импульсов, делая сам акт рисования важнее конечного произведения.
Этот взгляд разделяли такие абстрактные экспрессионисты, как Поллок, Франц Клайн (Franz Kline; 1910–1962) и Виллем де Кунинг (Willem de Kooning; 1904–1997). Они утверждали, что живопись — это арена, на которой художник вступает в спонтанную творческую борьбу. Другой влиятельный критик, Клемент Гринберг (Clement Greenberg; 1909–1994), также был захвачен идеей экзистенциальной «борьбы», видя в фактурных элементах, сгустках краски и импасто на холстах вещественное доказательство творческого акта. (Для объяснения картин абстрактных экспрессионистов, таких как Поллок, де Кунинг и Ротко, см: Анализ современной живописи: 1800–2000).
Под влиянием сюрреализма
В живописи действия отчётливо прослеживается влияние сюрреализма и его метода автоматизма, направленного на высвобождение подсознания. Вдохновлённые теориями Фрейда, художники-сюрреалисты, в том числе Андре Бретон (André Breton; 1896–1966), Андре Массон (André Masson; 1896–1987) и Жоан Миро (Joan Miró i Ferrà; 1893–1983), активно практиковали спонтанное, интуитивное письмо, что оказало значительное влияние на последующее поколение абстрактных экспрессионистов. Примером может служить работа Джексона Поллока «Пасифая» (1943, Музей Метрополитен).
Джексон Поллок
После экспериментов других абстрактных художников, таких как Ханс Хофманн (Hans Hofmann; 1880–1966) и Ли Краснер (Lee Krasner; 1908–1984), Поллок в 1947 году начал применять свой знаменитый метод разбрызгивания и наливания краски. На него повлиял не только опыт сюрреалистов, но и, по некоторым данным, увиденные им ритуалы индейцев навахо в Нью-Мексико, которые создавали сложные узоры, рассыпая цветной песок на земле (см. искусство песочной анимации).
Возможно также, что Поллок знал об экспериментах, которые проводил в Нью-Йорке художник-эмигрант и сюрреалист Макс Эрнст (Max Ernst; 1891–1976). Эрнст был женат на Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim) — одной из главных покровительниц Поллока. Он разработал технику рисования краской, капающей из раскачивающейся банки.
Поллок работал в спонтанной, импровизационной манере. Он буквально «танцевал» вокруг холста, выливая и разбрызгивая на него краску. Художник утверждал, что таким образом он напрямую переносит свои внутренние импульсы на холст. При этом он не мог точно описать свой творческий процесс, его высказывания были противоречивы: от “Когда я в своей картине, я не осознаю, что я делаю” до “Когда я рисую… я могу контролировать поток краски; нет случайностей”. Уникальный метод работы Поллока задокументировал фотограф Ханс Намут (Hans Namuth) в серии снимков, сделанных в студии художника в 1950 году. Подробнее об эстетике и методах Поллока см: Картины Джексона Поллока (1940–1956).
Жестовая живопись
Другие представители абстрактной экспрессионистской живописи, особенно Клайн и де Кунинг, использовали схожие техники, хотя и не в такой радикальной степени, как Поллок. Они отказались от традиционных представлений о композиции, пространстве и объёме, выдвинув на первый план саму плоскость холста.
Признанные художественными критиками (за исключением критика «Нью-Йорк Таймс» Джона Канадея (John Canaday)) наследниками традиции, восходящей к «Кувшинкам» Клода Моне, они сформировали ядро жестовой абстракции. Главной характеристикой этого стиля стало нанесение знаков на плоскую поверхность.
Этот экспрессивный, фактурный стиль резко контрастировал с более созерцательной живописью цветового поля, которую развивали Марк Ротко (Markus Yakovlevich Rothkowitz; 1903–1970), Клиффорд Стилл (Clyfford Still; 1904–1980) и Барнетт Ньюман (Barnett Newman; 1905–1970), представлявшие другое крыло движения. Коллекции, включающие примеры живописи действия в США, см: Художественные музеи Америки.
В Европе абстрактный экспрессионизм получил название информель (Art Informel), а живопись действия — ташизм.
Знаменитые картины в стиле живописи действия
Работы Джексона Поллока — наиболее яркие примеры живописи действия. Среди них выделяются:
«Один: Номер 31» (1950) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Осенний ритм (Номер 30)» (1950) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Лавандовый туман (Номер 1)» (1950) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Голубые столбы (Номер 11)» (1952) Национальная галерея Австралии.
О ранних формах экспрессионизма см: Экспрессионистские картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?