Запрестольное искусство:
виды запрестольных образов, триптих, полиптих, диптих читать ~5 мин.
Алтарный образ был одной из вершин христианского искусства в эпохи поздней готики, итальянского и Северного Возрождения, а также Контрреформации. Этот вид религиозного искусства обычно состоит из одной или нескольких картин или скульптур (каменных или деревянных), выполненных в виде отдельно стоящих фигур, рельефов или богато украшенных ширм. Алтарный образ может стоять на алтаре, возвышаться над ним или располагаться позади него.
Появление алтарных образов как отдельного вида искусства связано с литургическими изменениями около 1000 года, когда алтарь стал композиционным и смысловым центром церковного пространства. Расписные алтарные панно, созданные маслом или яичной темперой на деревянных досках, получили широкое распространение в XV веке.
Иконография большинства алтарных произведений тесно связана с библейским искусством и, как правило, включает изображения святых и членов Святого семейства. Начиная с середины XVI века, в период Католической контрреформации (ок. 1560–1700), многосоставные створчатые алтари постепенно уступили место большим картинам на холсте.
Типы алтарных образов
Существует два основных типа алтарных образов.
Редос (или рередос) — это большая, часто сложная отдельно стоящая конструкция из дерева или камня, возвышающаяся за алтарём. Примеры: алтарь в Мариацком костёле Кракова (1477–1489), созданный Файтом Штоссом; алтарь в церкви Святого Иакова в Ротенбурге (1499–1504) работы Тильмана Рименшнайдера; Высокий алтарь Девы Марии (1613–1616) в церкви Святого Николая в Юберлингене, автор Йорг Цюрн.
Ретабло — как правило, более компактная структура, включающая рельефную скульптуру или расписные панели, которая стоит на алтаре или на поверхности за ним. К примерам относятся «Дижонский алтарь» (1394–1399) Мельхиора Бродерлама; «Гентский алтарь» (1432) собора Святого Бавона работы Хуберта и Яна ван Эйков; «Авиньонская Пьета» (ок. 1455) Ангеррана Картона; «Изенгеймский алтарь» (ок. 1512–1516) Маттиаса Грюневальда; а также Пала д’Оро в базилике Сан-Марко в Венеции.
Нередко алтарные образы представляли собой единичные религиозные картины на холсте или дереве, закреплённые на стене над алтарём. Среди них — знаменитый алтарь Сан-Дзаккария (1505) Джованни Беллини в одноимённой венецианской церкви и «Сикстинская Мадонна» (ок. 1513–1514) Рафаэля, созданная для церкви Сан-Систо в Пьяченце. К этому типу относятся и его «Преображение» (1518–1520), и «Мадонна с гарпиями» (1517) Андреа дель Сарто.
Выдающимся примером служит монументальное «Вознесение Девы Марии» (1516–1518) Тициана — один из величайших алтарных образов итальянского Возрождения, который и сегодня находится в венецианской базилике Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари.
Подробнее о новаторстве Тициана в этом жанре можно прочитать в статье «Венецианские алтарные картины XVI века». Алтарные образы могли крепиться не только к стенам, но и к столбам, как, например, триптих Святого Матфея (1367–1368) для флорентийской церкви Орсанмикеле.
Расписные ретабло чаще всего имели форму триптиха (три панели) или полиптиха (более трёх панелей). Двухпанельная форма, известная как диптих, как правило, предназначалась для личной молитвы, а не для общественного богослужения.
Триптих
Триптих был популярным форматом алтарных картин начиная со Средних веков (ок. 1000 г. н.э.). Состоящие из центральной панели и двух откидных «крыльев», триптихи устанавливались как в восточных православных, так и в западных христианских церквях. Начиная с XV века нецерковные триптихи были популярны среди нидерландских художников эпохи Возрождения, таких как Ханс Мемлинг и Иероним Босх. Среди современных художников, обращавшихся к этому формату, — Фрэнсис Бэкон (см.: «Три этюда к фигурам у подножия Распятия», 1944).
Полиптих
Полиптих — это створчатый алтарный образ с более чем тремя панелями. Полиптихи обычно имели одну большую центральную панель, к которой с помощью шарниров крепилось несколько «боковых» панелей, или «крыльев». Эта форма алтарного образа была особенно распространена в церквях и соборах эпохи Раннего Возрождения.
Диптих
Диптих имеет две створчатые панели, которые складываются вместе. Диптихи изготавливались для личного пользования с римских времён, а затем служили религиозными предметами в эпоху раннехристианского искусства. Такие диптихи были также известны как «путевые иконы». Они были популярны в ранней фламандской живописи у таких художников, как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг и Хуго ван дер Гус, для светских портретов, а также изображений Святого семейства и сцен из Библии. Ранние примеры: «Уилтонский диптих» (1395–1399) неизвестного автора; «Меленский диптих» (ок. 1452) Жана Фуке. Современным примером формата является «Диптих Мэрилин» (1962) Энди Уорхола.
Знаменитые алтарные триптихи
Триптих «Благовещение» (1333) Симоне Мартини
Триптих «Погребение» (ок. 1425) Робера Кампена
Алтарный образ Мероде (ок. 1427) также Робера Кампена
«Снятие с креста» (ок. 1435–1440) Рогира ван дер Вейдена
«Алтарь Трёх царей» (ок. 1440) Стефана Лохнера
Триптих «Страшный суд» (1471) Ханса Мемлинга
Триптих Донна (1477–1480) работы Ханса Мемлинга
Алтарь Портинари (ок. 1476–1479) Хуго ван дер Гуса
«Сад земных наслаждений» (1500–1505) Иеронима Босха
«Воздвижение креста» (1610) Питера Пауля Рубенса
Знаменитые алтарные полиптихи
Алтарь «Маэста» (1311) Дуччо ди Буонинсеньи
«Гентский алтарь» (1425–1432) Хуберта и Яна ван Эйков
«Изенгеймский алтарь» (ок. 1512–1516) Маттиаса Грюневальда
Полиптих «Мадонна делла Мизерикордия» (1445–1462) Пьеро делла Франчески
Полиптих «Страшный суд» (1446–1452) Рогира ван дер Вейдена
Алтари для церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо (1577–1579) работы Эль Греко
Примечание: К полиптихам относятся тетраптихи (4 панели), пентаптихи (5 панелей), гексаптихи (6 панелей), гептаптихи (7 панелей) и октаптихи (8 панелей).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?