Запрестольное искусство: виды запрестольных образов, триптих, полиптих, диптих читать ~5 мин.
Алтарный образ был одной из вершин христианского искусства в эпоху поздней готики, итальянского Возрождения, Северного Возрождения и Контрреформации. Этот вид религиозного искусства обычно состоит из одной или нескольких картин, или скульптур (резьба по камню или дереву), вырезанных вкруговую или рельефно, или просто ширмы или украшенной стены. Он может стоять на алтаре, над ним или за ним.
Исторически большинство алтарных предметов датируется примерно 1000 г. н.э., когда святилище было перемещено, чтобы сделать алтарь центральной точкой церкви. Алтарные панно получили распространение только в 15 веке; они создавались масляными красками или яичной темперой на деревянных панелях. Иконография большинства алтарных картин тесно связана с библейским искусством, обычно изображая святых и членов Святого семейства. Примерно с середины XVI века – времени Католической контрреформации (ок. 1560-1700) – алтарные образы, состоящие из связанных между собой панелей, были заменены картинами на холсте.
Типы алтарных картин
Существует два основных типа алтарных картин.
❶ редерос, большая и часто сложная конструкция из дерева или камня, обычно возвышающаяся над полом позади алтаря. Примеры: Святая Мария, Краков (1477-89), резной Вейт Штосс; Кирха Святого Якоба, Ротенбург (1499-1504), резной Тильман Рименшнайдер; Высокий алтарь Девы Марии (1613-16), в церкви Святого Николая в Уберлингене, автор Йорг Цурн.
❷ ретабло – более простая конструкция с рельефной скульптурой или расписными панелями, стоящая сзади самого алтаря или на поверхности позади него. Примеры включают: Дижонский алтарь (1394-99) Мельхиора Бродерлама; Гентский алтарь (1432) собора Святого Баво, работы Хуберта и Яна ван Эйка; Авиньонская Пьета (1454-6) Энгуерана Куартона; Изенгеймский алтарь (1506-15) монастыря Св. Антония, автор Маттиас Грюневальд; и Пала д’Оро, Базилика Сан-Марко, Венеция.
Наконец, некоторые алтарные образы были просто религиозными картинами (написанными на холсте или дереве), закреплёнными на алтарной стене, как, например: Знаменитый алтарь Сан-Дзаккария Джованни Беллини (1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция); Сикстинская Мадонна Рафаэля (1515, Галерея Старых мастеров, Дрезден), которая была создана для главного алтаря бенедиктинской аббатской церкви Сан-Систо (Св. Sixtus) в Пьяченце, и его «Преображение» (1518-20), предназначавшееся первоначально для французского собора Нарбонны. Мадонна с гарпиями (1517), написанная Андреа дель Сарто (1486-1530) для главного алтаря Сан Франческо де’Маччи во Флоренции, является ещё одним примером, как и необыкновенное «Успение Богородицы» Тициана (1516-18) – возможно, величайший алтарный образчик итальянского Возрождения – который до сих пор можно увидеть в церкви Святой Марии Глориозы деи Фрари в Венеции.
О новаторстве Тициана в алтарной живописи см. в разделе Венецианские алтари XVI века. Алтарная картина могла быть даже прикреплена к церковному столбу, как в случае с Алтарной картиной Святого Матфея (1367-8), созданной для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, которая сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции.
Большинство ретабло из расписных панелей были либо в форме триптиха (3 панели), либо в форме полиптиха (более 3 панелей). Двухпанельная разновидность, известная как диптих, обычно создавалась для личного почитания, а не для общественного поклонения.
Триптих
Триптих был популярным форматом алтарных картин, начиная со средних веков (ок. 1000 н.э.). Состоящие из центральной панели и двух откидных «крыльев», триптихи устанавливались как в восточных православных, так и в западных христианских церквях. Начиная с XV века, нецерковные триптихи были популярны среди нидерландских художников эпохи Возрождения, таких как Ганс Мемлинг и Иероним Босх, а среди современных выразителей – Фрэнсис Бэкон (см.: Три эскиза фигур у основания распятия, 1944) и др.
Полиптих
Полиптих – это навесной алтарный образ с более чем тремя панелями. Полиптихи обычно имели одну большую центральную панель, к которой прикреплялось несколько «боковых» панелей, или «крыльев». Эта форма алтарного образа была особенно распространена в церквях и соборах Раннего Возрождения.
Диптих
Диптих имеет 2 откидные панели, которые складываются вместе. Диптихи изготавливались для личного пользования с римских времён, после чего они служили в качестве религиозных предметов в эпоху раннехристианского искусства. Такие личные диптихи были также известны как «путешествующие иконы». Они были популярны в ранней фламандской живописи, среди таких художников, как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг и Хуго ван дер Гоес, для светских портретов, а также портретов Святого Семейства и сцен из Библии. Ранние примеры включают: Уилтонский диптих (1395-99) неизвестных художников; Меленский диптих (1450-55), автор Жан Фуке. Современным примером формата является Диптих Мэрилин (1964) Энди Уорхола.
Знаменитые алтарные триптихи
Триптих Благовещение (1333) работы Симоне Мартини.
Триптих «Погребение» (1410) работы Робера Кампина
Алтарный образ Мероде (ок. 1427) также Робера Кампина
Сошествие с креста (1435-40), автор Рогир ван дер Вейден
Алтарь «Три короля» (ок. 1440)) работы Стефана Лохнера
Триптих Страшный суд (1471) Ханса Мемлинга
Триптих Донн (1477-80) работы Ханса Мемлинга
Алтарь Портинари (1476-… 79) автор Хуго Ван Дер Гоес
Сад земных наслаждений (1500-05) автор Иероним Босх
Воздвижение креста (1610) автор Питер Пауль Рубенс
Знаменитые алтарные полиптихи
Маэстинский алтарь (1311) Дуччо ди Буонинсегна
Гентский алтарь (1425-32) Хуберта ван Эйка и Яна ван Эйка.
Изенгеймский алтарь (1506-1515) автор Маттиас Грюневальд.
Мадонна делла Мизерикордия (1445-1462) автор Пьеро делла Франческа.
Полиптих «Страшный суд» (1446-52) Рогира ван дер Вейдена.
Алтари Санто-Доминго эль Антигуо (1577-79) работы Эль Греко.
Примечание: К полиптихам относятся: тетраптихи (4 панели); пентаптихи (5 панелей); гексаптихи (6 панелей); гептаптихи (7 панелей); октаптихи (8 панелей).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?