Американское искусство читать ~26 мин.
Это краткий обзор истории американского искусства в 20 этапах, охватывающий живопись, скульптуру, архитектуру и современные формы искусства начиная с колониальных времён. Об искусстве доколумбовой эпохи на Американском континенте читайте в статье: Доколумбово искусство (1200 г. до н. э. – 1535 г. н. э.). О культуре коренных народов Америки см.: Искусство американских индейцев (1000 г. до н. э. – 1900 г. н. э.). Об истории и особенностях архитектурного дизайна в США см.: Американская архитектура (1600 – настоящее время).
1. Колониальные художники XVIII века
Американское колониальное искусство в XVII и XVIII веках в основном ограничивалось портретной живописью и, в меньшей степени, пейзажами. Немногочисленные заказы художники получали преимущественно от представителей колониального класса. К важным американским колониальным художникам относятся:
Бенджамин Уэст (1738–1820)
«Отец американской живописи», работавший в Англии. Он оказал влияние на ряд художников из Америки, включая Джона Копли, Гилберта Стюарта и Вашингтона Олстона.
Джон Синглтон Копли (1738–1815)
Известен своими бостонскими и лондонскими портретами, а также историческими полотнами.
Гилберт Стюарт (1755–1828)
Прославился портретами Джорджа Вашингтона. Стюарт считается величайшим американским портретистом XVIII века и создателем ярко выраженного американского стиля в искусстве.
Среди других известных американских художников XVIII века — портретист Ральф Эрл (1751–1801) и мастер исторического жанра и портрета Джон Трамбулл (1756–1843).
Американская архитектура колониальной эпохи следовала георгианскому или неоклассическому стилям. Последний включает в себя «федеральный стиль» и проекты в духе греческого возрождения. Американские архитекторы этого периода: Томас Джефферсон (1743–1826), Уильям Торнтон (1759–1828), Джеймс Хобан (1762–1831), Чарльз Булфинч (1763–1844) и Бенджамин Латроб (1764–1820).
2. Американское пейзажное искусство XIX века
Независимая Америка предоставила больше возможностей всем, включая художников. Хотя фотография (изобретённая в 1839 году) со временем вытеснила живопись в роли летописца событий, Америка XIX века всё ещё полагалась на художников для запечатления своего опыта. Портретная живопись оставалась финансово выгодной, но особую популярность приобрели пейзажи американской дикой природы. Два самых известных стиля пейзажной живописи, оба глубоко романтические, — это вдохновлённая Томасом Коулом школа реки Гудзон (ок. 1825–1865) и её более позднее ответвление люминизм (ок. 1850–1875). Влияние также оказала французская барбизонская школа пленэрной живописи, а в 1880–1890-х годах получил развитие стиль, известный как тонализм. К числу важных американских художников-пейзажистов и мастеров пленэра XIX века относятся:
Томас Коул (1801–1848)
Известен величием и драматизмом своих пейзажей дикой природы.
Джордж Иннесс (1825–1894)
Привёз в Америку технику барбизонской школы и способствовал становлению тонализма — стиля, близкого к импрессионизму.
Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900)
Ученик Коула и величайший американский пейзажист-романтик. Чёрч путешествовал по всему континенту, запечатлевая тропические леса, водопады, вулканы и айсберги.
Альберт Бирштадт (1830–1902)
Пейзажист немецкого происхождения, член Дюссельдорфской школы, школы реки Гудзон и школы Скалистых гор — направлений романтического пейзажного искусства.
Другие художники школы реки Гудзон: Томас Даути (1793–1856), Ашер Браун Дюранд (1796–1886), Роберт Уолтер Уэйр (1803–1889), Джон Уильям Казилеар (1811–1893), Уортингтон Уиттредж (1820–1910), Роберт Данкансон (1821–1872), Уильям Харт (1823–1894), Дэвид Джонсон (1827–1908), Джервис МакЭнти (1828–1891), Джеймс Макдугал Харт (1828–1901), Томас Хилл (1829–1908), Герман Оттомар Херцог (1831–1932), Уильям Стэнли Хезелтайн (1835–1900).
К художникам-люминистам относятся: Джон Ф. Кенсетт (1816–1872), Мартин Джонсон Хид (1819–1904), Сэнфорд Робинсон Гиффорд (1823–1880), Джаспер Фрэнсис Кропси (1823–1900), Уильям Трост Ричардс (1833–1905), Нортон Буш (1834–1894), Эдмунд Дарч Льюис (1835–1910), Альфред Томпсон Бричер (1837–1908), Томас Моран (1837–1926).
Джордж Калеб Бингем (1811–1879)
Знаменитый и очень популярный художник из Миссури, работавший в жанрах пейзажа, бытовой живописи и люминизма.
Другие художники американского фронтира: Фредерик Ремингтон (1861–1909), самый известный изобразитель ковбойского Запада; акварелист Чарльз Рассел (1864–1926); художник-жанрист Уильям Сидни Маунт (1807–1868), отмеченный своими сельскими сценами, которые нравились городским жителям; Альберт Пинкхэм Райдер (1847–1917), известный романтическими и мрачными мифологическими сюжетами.
Историческая живопись
Гораздо менее популярную, чем пейзажи и портреты, традицию исторической живописи в Америке продолжил художник немецкого происхождения Эмануэль Готлиб Лойце (1816–1868), который более всего известен своим шедевром «Вашингтон переправляется через Делавэр».
3. Американская портретная и жанровая живопись XIX века
Кроме пейзажей, американские художники создавали портреты и разнообразные сюжетные или жанровые картины. Джон Сингер Сарджент был величайшим портретистом эпохи, а Уинслоу Хомер — одним из ведущих мастеров жанровой живописи. Великие европейские художественные движения — импрессионизм и постимпрессионизм — имели своих последователей в США, но реализм оставался доминирующим стилем.
Важные американские художники-портретисты и жанристы XIX века:
Уинслоу Хомер (1836–1910)
Один из самых известных американских художников, Хомер обладал талантом изображать природу так, чтобы отразить дух американских первопроходцев. Его картины, написанные акварелью и маслом, посвящены повседневной жизни простых людей: рыбаков, солдат, моряков, лесорубов, охотников и пионеров.
Томас Икинс (1844–1916)
Величайший американский представитель фигуративного реализма; при жизни получил гораздо меньше официального признания, чем заслуживал.
Джон Сингер Сарджент (1856–1925)
Активно работавший в Европе, он был лучшим американским портретистом своей эпохи. Среди его величайших работ: «Дочери Эдварда Дарли Бойта» (1882, Музей изящных искусств, Бостон); «Портрет мадам Икс» (1884, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); и «Эль Халео» (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон).
Реализм в скульптуре
Примеры реалистических статуй: «Конец тропы» Джеймса Эрла Фрейзера (1876–1953) и «Боевые жеребцы» Анны Хайатт Хантингтон (1876–1973).
4. Американский импрессионизм XIX века
Пионером американского импрессионизма стал художник-эмигрант и тоналист Джеймс Макнил Уистлер (1834–1903). Активно работая в Великобритании как портретист, пейзажист и символист, он был участником Эстетического движения и наиболее известен своими сериями «аранжировок», «гармоний» и «ноктюрнов». К более поздним американским импрессионистам относятся: питтсбургская художница Мэри Кассатт (1844–1926); бостонец Чайлд Хассам (1859–1935), наиболее известный своими «картинами с флагами»; мюнхенский портретист Уильям Мерритт Чейз (1849–1916); Джулиан Олден Уир (1852–1919), преуспевший в пейзаже, натюрморте и цветочной живописи; Теодор Робинсон (1852–1896), близкий друг Клода Моне; художник из Цинциннати Джон Генри Твахтман (1853–1902); Томас Дьюинг (1851–1938), художник-интерьерист и пейзажист, последователь эстетизма; и Джон Сингер Сарджент (1856–1925). Также Роберт Генри (1865–1929) и Уильям Глакенс (1870–1938), оба члены «Восьмёрки», создали ряд превосходных полотен в импрессионистической манере.
По мере того как в XIX веке расширялся мир американского искусства, росли и его организации. «Американская академия изящных искусств» была основана ещё в 1802 году и просуществовала до 1841 года. Затем её сменила «Национальная академия дизайна» (первоначально называвшаяся «Обществом улучшения рисунка»), созданная в 1825 году в Нью-Йорке. «Национальная академия» была самой влиятельной ассоциацией изобразительного искусства в Америке вплоть до XX века, когда её консервативный характер постепенно превратил её скорее в историческое учреждение.
Кроме того, Америка увековечила большую часть своей истории XIX века в мемориальных скульптурах, таких как работы Дэниела Честера Френча (1850–1931).
5. Архитектура XIX века
Основными стилями американской архитектуры в XIX веке были греческое возрождение, готическое возрождение, стиль Второй империи, а также некоторые элементы итальянского и романского стилей. Греческое возрождение появилось первым, в основном под руководством Джефферсона, Латроба и Булфинча. Неоготический дизайн был представлен в работах Ричарда Апджона (1802–1878) и Джеймса Ренвика (1818–1895), а романский стиль продолжил Генри Хобсон Ричардсон (1838–1886). Менее распространённый стиль бозар (Beaux-Arts) — смесь неоренессанса и необарокко — отстаивали, в частности, Ричард Моррис Хант (1827–1895) и Касс Гилберт (1859–1934). В то же время первые настоящие небоскрёбы были спроектированы «Чикагской школой архитектуры» (ок. 1880–1910), возглавляемой Уильямом Ле Бароном Дженни (1832–1907).
6. 1900: Развитие современного искусства в Америке
С этого момента европейское искусство и, что более важно, европейские художники начинают оказывать всё большее влияние на Америку. Это стало результатом двух основных факторов.
Рост американской коммерческой мощи, что, в свою очередь, привело к появлению влиятельных американских коллекционеров и филантропов, которые приобретали произведения европейского искусства для музеев в США. Рост американских городов, кстати, сделал их идеальными заказчиками и разработчиками новых стилей европейской архитектуры, таких как модерн (расцвет 1890–1914) и ар-деко (1920–1930-е).
Хаос и трагедии Первой и Второй мировых войн заставили многих европейских художников эмигрировать в США. Одним из последствий этого усиления европейского влияния стало постепенное возникновение школы абстрактного искусства: изначально ориентированная на кубизм, позже — на геометрические и колористические формы, она представляла собой очевидный контраст с местным реализмом.
Знаменитое авангардное «Армори-шоу» (официальное название — «Международная выставка современного искусства»), которое посетило более четверти миллиона человек в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, ознаменовало поворотный момент в общественном интересе к современному искусству. На выставке были представлены величайшие картины современности, включая работы американских и европейских художников-модернистов. Организованная Артуром Б. Дэвисом (1862–1928), президентом «Ассоциации американских художников и скульпторов» — группы, инициатором которой был Роберт Генри (1865–1929), — выставка привлекла нескольких важных меценатов и коллекционеров, включая Лилли П. Блисс (1864–1931) и Кэтрин Дрейер (1877–1952), обе стали ключевыми патронессами Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Среди других важных выставок этого периода — Международная выставка современного искусства Карнеги, проводимая с 1896 года в Музее искусств Института Карнеги в Питтсбурге, и, конечно же, Биеннале Уитни, пригласительное мероприятие, проводимое с 1932 года.
Несколько известных американских художественных музеев, основанных промышленниками-филантропами, датируются началом XX века. К ним относятся: «Музей Метрополитен» в Нью-Йорке (1870), в коллекции которого сейчас более 3 млн произведений; «Музей изящных искусств» в Бостоне (1870), чья коллекция насчитывает 450 000 произведений; «Музей искусств Филадельфии» (1876) с 200 галереями и более чем 225 000 предметов; «Детройтский институт искусств» (основан в начале 1880-х) со 100 галереями и коллекцией стоимостью более 1 миллиарда долларов; «Чикагский институт искусств» (1893), коллекция которого включает 33 шедевра Клода Моне; «Коллекция Фрика» (1919), один из лучших в мире камерных художественных музеев; «Коллекция Филлипса» (1921), ещё один из лучших камерных музеев мира; «Музей американского искусства Уитни» (1930), основанный Гертрудой Вандербильт Уитни (1875–1942).
Важное влияние на развитие американского искусства в начале XX века оказал фотограф, редактор и арт-дилер Альфред Стиглиц (1864–1946), впоследствии муж художницы Джорджии О’Кифф. С помощью своего близкого коллеги Эдварда Стайхена (1879–1973) он посвятил большую часть своей энергии продвижению художественной фотографии, а также модернистской живописи и скульптуры в Нью-Йорке. Среди других ранних фотохудожников были Доротея Ланж (1895–1965) и Уокер Эванс (1903–1975).
7. Американское городское искусство XX века
Растущие бетонные джунгли американских городов с их возвышающейся архитектурой небоскрёбов привлекли технические и художественные таланты ряда выдающихся американских архитекторов, включая таких разных деятелей, как Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959), Вальтер Гропиус (1883–1969), Мис ван дер Роэ (1886–1969) — поборник «Интернационального стиля» и лидер «Второй чикагской архитектурной школы», всемирно известная фирма Skidmore, Owings and Merrill и её революционный дизайнер Фазлур Хан (1929–1982), а также Филип Джонсон (1906–2005), И. М. Пей (1917–2019) и Фрэнк О. Гери (род. 1929).
Городская среда также привлекла внимание нескольких художественных движений. К ним относятся: «Ашканская школа» (Нью-Йорк, ок. 1892–1919) — прогрессивная группа американских художников и иллюстраторов, которые изображали жизнь Нью-Йорка в грубом, неотшлифованном стиле. В «Ашканскую школу» (чьё «ядро» было известно как «Восьмёрка») входили Артур Б. Дэвис, Уильям Дж. Глакенс (1870–1938), Роберт Генри (1865–1929), Эрнест Лоусон (1873–1939), Джордж Лукс (1867–1933), Морис Прендергаст (1858–1924), Эверетт Шинн (1876–1953) и Джон Слоун (1871–1951). К художникам второго поколения «ашканцев» относятся Джордж Уэсли Беллоуз (1882–1925) и Эдвард Хоппер (1882–1967), создавший множество реалистичных жанровых работ и пейзажей, таких как «Дом у железной дороги» (1925, Музей современного искусства), «Маяк на мысе Двух Огней» (1929, Музей Метрополитен) и его шедевр «Полуночники» (1942, Институт искусств Чикаго).
Другим важным движением в американской живописи стал прецизионизм (или кубистский реализм, 1920-е годы), в центре внимания которого была современная промышленность и городские пейзажи. Его характеризует реалистичное изображение объектов, подчёркивающее их геометрическую форму. Примером этого стиля являются работы Чарльза Демута (1883–1935) и Чарльза Шилера (1883–1965), а городские пейзажи Джорджии О’Кифф (1887–1986) также ассоциируются с этим стилем. К другим прецизионистам относятся: Джордж Олт (1891–1948), Ралстон Кроуфорд (1906–1978) и Найлс Спенсер (1893–1952).
Более поздний стиль социального реализма практиковали городские американские художники эпохи Великой депрессии, такие как Бен Шан (1898–1969), Мозес Сойер (1899–1974), Рафаэль Сойер (1899–1987), Реджинальд Марш (1898–1954), Уильям Гроппер (1897–1977), Джек Левин (1915–2010) и Изабель Бишоп (1902–1988). Большинство из них были вдохновлены традициями нью-йоркской «Ашканской школы», а также мексиканским мурализмом и его представителями: Диего Риверой (1886–1957), Хосе Клементе Ороско (1883–1949) и Давидом Альфаро Сикейросом (1896–1974).
8. Рост самобытного современного искусства в Америке (ок. 1920–1940)
Большая часть американского авангардного искусства была основана на тенденциях, исходивших из Парижа, который всё ещё оставался центром мирового искусства. Кубизм, экспрессионизм, дадаизм и сюрреализм были важнейшими из этих движений и привлекли ряд самобытных американских художников. Среди них: кубист и экспрессионист из Нью-Джерси Джон Марин (1870–1953); энергичный модернист Марсден Хартли (1877–1943); экспрессионист российского происхождения Макс Вебер (1881–1961); уроженец Нью-Йорка и пионер Баухауса Лионель Фейнингер (1871–1956); Патрик Генри Брюс (1881–1937) с его трагической судьбой, известный своими полуабстрактными картинами в технике импасто; Стэнтон Макдональд-Райт (1890–1973) и Морган Рассел (1883–1953) — два американца, жившие в Париже и создавшие красочный абстрактный стиль, известный как синхромизм; Артур Гарфилд Дав (1880–1946), известный своими мелкомасштабными абстракциями, коллажами и ассамбляжами; вдохновлённый Мондрианом и движением «Де Стейл» Бургойн Диллер (1906–1965); влиятельный американский кубист Стюарт Дэвис (1894–1964); каллиграфический абстракционист Марк Тоби (1890–1976); сюрреалист Ман Рэй (1890–1976); художница смешанных техник российско-американского происхождения Луиза Невельсон (1899–1988); скульптор по металлу из Индианы Дэвид Смит (1906–1965); Джозеф Корнелл (1903–1972), известный своими инсталляциями; уроженец Айовы Грант Вуд (1891–1942), известный своим шедевром «Американская готика» (1930), и уроженец Миссури Томас Харт Бентон (1889–1975) — оба были поборниками риджионализма, направления, изображавшего сельскую жизнь и быт малых городов, и частью более широкого реалистического течения американской жанровой живописи; и Джейкоб Лоуренс (1917–2000), знаменитый афроамериканский художник.
Между тем, традиционалистское направление представляли Анна Мария Мозес, или «Бабушка Мозес» (1860–1961), известная своими идиллическими сельскими сценами; сентиментальный иллюстратор и портретист Норман Рокуэлл (1894–1978); и Эндрю Уайет (1917–2009), мастер акварели и яичной темперы, известный своими ностальгическими, иногда символическими изображениями Пенсильвании и побережья Мэна, таким как «Мир Кристины» (1948).
Следует также упомянуть о росте художественной фотографии и появлении таких пейзажных фотографов, как Ансель Адамс (1902–1984), Имоджен Каннингем и Эдвард Уэстон (1886–1958). Среди других влиятельных американских фотохудожников XX века — Роберт Мэпплторп (1946–1989) и Синди Шерман (род. 1954).
9. Приезд современных художников из Европы (1920–1940)
Среди важных художников, покинувших Европу и приехавших в Америку в межвоенный период, были уроженец Армении Аршил Горки (1904–1948), поселившийся в США в 1920 году; уроженец Германии Ханс Хофман (1880–1966); бывший художник Баухауса Йозеф Альберс (1888–1976); кубист Фернан Леже (1881–1955); геометрический абстракционист Пит Мондриан (1872–1944) и сюрреалисты Ив Танги (1900–1955), Андре Массон (1896–1987), Макс Эрнст (1891–1976), который недолго был женат на американской наследнице и коллекционерке Пегги Гуггенхайм, и Андре Бретон (1896–1966). Художники-сюрреалисты оказали большое влияние своей идеей бессознательной «автоматической живописи», которая была подхвачена Джексоном Поллоком и другими.
Обмену идеями в Нью-Йорке способствовала растущая инфраструктура площадок, продвигавших современное искусство, включая: «Музей современного искусства» (MoMA, основан в 1929 году), «Музей американского искусства Уитни» (основан в 1931 году Гертрудой Вандербильт Уитни), «Музей живого искусства» Альберта Галлатина и «Музей беспредметной живописи» (основан в 1939 году), предшественник «Музея Соломона Р. Гуггенхайма».
Образование также сыграло свою роль: немецкий художник Ханс Хофман оказал огромное влияние на живописцев через свою нью-йоркскую художественную школу, где он преподавал с 1933 по 1958 год. Наконец, многочисленные американские меценаты и коллекционеры — в частности Пегги Гуггенхайм — были активными и творческими проводниками новых идей.
Центром событий был Нью-Йорк. В 1936 году несколько нью-йоркских абстракционистов создали группу, известную как «Американские абстрактные художники», чтобы выставлять и продвигать свои работы, особенно в американских институциях, таких как Музей современного искусства (MoMA), который в то время отдавал предпочтение европейским авторам. Первым президентом группы был Балкомб Грин (1904–1990), а среди ранних членов были Йозеф Альберс, Виллем де Кунинг и Джексон Поллок. Это был знак грядущих перемен.
10. Абстрактный экспрессионизм (ок. 1940–1960)
В начале 1940-х годов, когда Европа была охвачена войной, Нью-Йорк постепенно сменил Париж в качестве мирового центра инноваций в искусстве. Это совпало с появлением первого крупного американского художественного движения, известного как абстрактный экспрессионизм (расцвет с 1943 до конца 1950-х). Среди ведущих художников были: Джексон Поллок (1912–1956), его жена Ли Краснер (1908–1984), Франц Клайн (1910–1962), Роберт Мазервелл (1915–1991), Виллем де Кунинг (1904–1997), Марк Ротко (1903–1970), Клиффорд Стилл (1904–1980), Барнетт Ньюман (1905–1970), Йозеф Альберс (1888–1976), Ад Рейнхардт (1913–1967), Филип Гастон (1913–1980), Адольф Готлиб (1903–1974) и Уильям Базиотис (1912–1963). Второе поколение включало: Морриса Луиса (1912–1962), Нормана Блюма (1920–1999), Ричарда Дибенкорна (1922–1993), Жюля Олицки (1922–2007), Эллсуорта Келли (1923–2015), Кеннета Ноланда (1924–2010), Джоан Митчелл (1926–1992), Хелен Франкенталер (1928–2011) и Фрэнка Стеллу (род. 1936). Не будучи ни чисто абстрактным, ни экспрессионистским, этот стиль охватывал две широкие группы: «живопись действия» (стиль жестовой живописи), ведущими представителями которой были Джексон Поллок и Виллем де Кунинг, и более пассивный стиль живописи цветового поля, который практиковали Марк Ротко и другие. См: Картины Марка Ротко (1938–1970).
Филип Гастон разработал свою собственную версию, которую часто называют «абстрактным импрессионизмом», а Адольф Готлиб глубоко интересовался искусством коренных американцев, на основе которого он создал свои так называемые «пиктограммы». Другим важным приверженцем живописи цветового поля была Хелен Франкенталер, которая начинала как кубистка, а в начале 1950-х годов перешла к абстрактному экспрессионизму.
Третья, менее значительная тенденция — геометрическая и чисто абстрактная — по-разному развивалась Йозефом Альберсом и Адом Рейнхардтом. В конце 1950-х – начале 1960-х годов молодые художники, такие как Эллсуорт Келли, Кеннет Ноланд и Фрэнк Стелла, разработали стиль живописи жёстких контуров, чьи резкие очертания контрастировали с более мягким фокусом серии Альберса «Памяти квадрата» и другими подобными формами. В 1964 году художественный критик Клемент Гринберг (1909–1994) дал этой тенденции название постживописная абстракция, когда курировал влиятельную выставку «Постживописная абстракция» в Музее искусств округа Лос-Анджелес.
11. Неодадаизм (1950-е годы): реакция на абстрактный экспрессионизм
В начале 1950-х годов антиэстетическая тенденция, известная как неодадаизм, — представителями которой являются Роберт Раушенберг (1925–2008) и Джаспер Джонс (род. 1930), — возникла как реакция на интеллектуализм абстрактного экспрессионизма. Как и более раннее движение дадаизма, оно использовало современные материалы, популярную иконографию и абсурдистское содержание. Оно также совпало с искусством ассамбляжа — произведениями, сделанными из фрагментов «найденных» предметов, таких как бытовой мусор или городские отбросы. Хотя неодадаизм просуществовал недолго и был одной из нескольких подобных антихудожественных групп, он стал предтечей поп-арта. См. также деятельность известного арт-дилера и коллекционера Лео Кастелли.
Другие современные и новейшие направления
Кинетическое искусство (мобили) было впервые создано известным инженером, карикатуристом и художником Александром Колдером (1898–1976). Ар брют (искусство аутсайдеров) в Америке представлял Альфонсо Оссорио (1916–1990), который создавал картины на бумаге, покрытой воском, а также декоративные ассамбляжи на цементе. Американский оп-арт представлен Ричардом Анушкевичем (род. 1930). Искусство флюксус практиковали Джордж Брехт (1926–2008), Рэй Джонсон (1927–1995) и японо-американка Йоко Оно (род. 1933). Примеры современного «искусства телесных жидкостей» можно увидеть у Кики Смит (род. 1954), дочери скульптора Тони Смита.
12. Американский концептуализм (1950–1960-е)
Концептуальное искусство, или концептуализм, — это всемирное движение, которое утверждает, что «идея» произведения важнее самого произведения. Художники-концептуалисты стремятся создавать оригинальные идеи, призванные шокировать и развлечь, не оставляя после себя впечатляющих материальных объектов искусства. Пытаются ли они уничтожить формальное искусство или просто расширяют его границы? Похоже, никто точно не знает.
Основные участники американского концептуального искусства: композитор-авангардист Джон Кейдж (1912–1992), создавший противоречивую композицию «4′33″», три части которой не содержат ни единого звука; скульптор Сол Левитт (1928–2007), известный своим влиятельным эссе «Параграфы о концептуальном искусстве» (1967); художники Аллан Капроу (1927–2006), Джон Балдессари (род. 1931), Эдвард Кинхольц (1927–1994) и Джозеф Кошут (род. 1945). Первым произведением концептуального изобразительного искусства стал «Стёртый рисунок де Кунинга» (1953) Роберта Раушенберга. Сейчас работа хранится в Музее современного искусства в Сан-Франциско.
Среди других американских представителей концептуализма: инсталляционная художница Дженни Хольцер (род. 1950); фотомонтажистка Барбара Крюгер (род. 1945); концептуалист Лоуренс Вайнер (1942–2021); уроженец Питтсбурга Мел Бохнер (род. 1940), кубино-американец Феликс Гонсалес-Торрес (1957–1996) и мультимедийный художник Мэтью Барни (род. 1967).
13. Поп-арт (1960–1970-е)
Находясь под влиянием дадаизма и сюрреализма, художники поп-арта стремились дистанцироваться от высокопарной природы абстрактного экспрессионизма, используя мгновенно узнаваемые образы (гамбургеры, персонажи комиксов, окурки, автомобили) и современные технологии, такие как трафаретная печать, — всё это было шутливым выпадом против американского общества потребления.
К известным американским художникам поп-арта относятся: Уэйн Тибо (1920–2021), Ларри Риверс (1923–2002), Джим Дайн (род. 1935), Роберт Индиана (1928–2018), Алекс Кац (род. 1927), Рой Лихтенштейн (1923–1997), Клас Ольденбург (1929–2022), Эд Рушей (род. 1937), Джеймс Розенквист (1933–2017), Энди Уорхол (1928–1987) и Том Вессельман (1931–2004). Подробнее о лидере этого стиля см. Поп-арт Энди Уорхола шестидесятых и семидесятых годов.
14. Ленд-арт (1960-е) (Earthworks, Land Art)
Ленд-арт — это форма современной скульптуры, в которой ландшафт используется для создания художественных форм или «событий». Пионерами этого вида искусства, многие из которых участвовали в крупной выставке «Земляные работы» в Музее искусств Эндрю Диксона Уайта при Корнеллском университете, были Роберт Смитсон (1938–1973), его жена Нэнси Холт (1938–2014), Уолтер Де Мария (1935–2013), Агнес Денес (род. 1931), Деннис Оппенгейм (1938–2011), Элис Эйкок (род. 1946), Джеймс Таррелл (род. 1943), Майкл Хейзер (род. 1944), а также творческий и семейный тандем Христо (1935–2020) и Жанны-Клод (1935–2009). Примечание: президентские портреты на горе Рашмор, хотя и являются произведениями искусства, не считаются ленд-артом, поскольку они посвящены не земле, а изображениям, созданным на ней.
15. Видеоарт
Видеоарт возник около 1963 года в США, а затем в Европе. Он был воспринят несколькими основными движениями, включая концептуализм и минимализм. К числу важных американских видеохудожников относятся: Джоан Джонас (род. 1936), Питер Кампус (род. 1937), Вито Аккончи (1940–2017), Брюс Науман (род. 1941), Дэн Грэм (1942–2022), Гэри Хилл (род. 1951), Тони Оуслер (род. 1957) и великий Билл Виола (1951–2024). К более поздним авторам относятся Мэтью Барни (род. 1967) и японо-американка Марико Мори (род. 1967).
16. Минимализм (1960-е)
Минимализм — это пуристская форма абстрактного искусства, которая стала влиятельным стилем во всём мире в скульптуре, живописи и архитектуре. Минималистские произведения (скульптуры и картины) обычно состоят из простых однородных элементов, образующих некую сетку или узор. Термин «минимализм» также применяется к трёхмерным работам таких художников, как уроженец Массачусетса Карл Андре (1935–2024), нью-йоркские художники Дэн Флавин (1933–1996) и Эллсуорт Келли (1923–2015), уроженец Миссури Дональд Джадд (1928–1994), скульптор из Коннектикута Сол Левитт (1928-2007), художник из Канзас-Сити Роберт Моррис (1931–2018), уроженец Северной Каролины Кеннет Ноланд (1924-2010), сан-францисканец Ричард Серра (1938–2024), скульптор из Нью-Джерси Тони Смит (1912–1980) и художница из Балтимора Энн Труитт (1921–2004); а также к картинам нью-йоркцев Ада Рейнхардта (1913–1967), Роберта Мангольда (род. 1937) и Брайса Мардена (1938–2023), уроженки Канады Агнес Мартин (1912–2004), итало-американца Фрэнка Стеллы (род. 1936) и художника из Теннесси Роберта Раймана (1930–2019). О ведущем представителе постминимализма см.: Ева Гессе (1936–1970), немецко-американская ученица Йозефа Альберса.
17. Американское феминистское искусство (конец 1960-х)
Рождённое движением за освобождение женщин, феминистское искусство ставило своей целью повысить значимость женщин-художниц в истории и добиться лучшего отношения к ним в мире искусства. Среди известных американских художниц-феминисток были уроженка Кливленда Нэнси Сперо (1926–2009), Джуди Чикаго (род. 1939), уроженка Оклахомы Мэри Келли (род. 1941), Мириам Шапиро (1923–2015) и уроженка Нью-Джерси Барбара Крюгер (род. 1945). Следует также отметить феминистскую скульптуру американки французского происхождения Луизы Буржуа (1911–2010).
18. Фотореализм, или суперреализм (1960–1970-е)
Эти термины описывают стиль гиперреалистической живописи, появившийся в конце 1960-х годов, в котором предметы изображались с фотографической точностью. Часто используемый для демонстрации технической виртуозности, этот стиль представляют такие художники, как Ричард Эстес (род. 1932), который специализируется на уличных сценах; Чак Клоуз (1940–2021), создававший монументальные портреты и автопортреты; Роберт Коттингем (род. 1935), изображавший рекламные вывески; Одри Флэк (род. 1931), известная своими эмоциональными натюрмортами; Говард Кановиц (1929–2009), использовавший наклеенные вырезки; Ральф Гоингс (1928–2020), специализировавшийся на автомобилях.
Выдающиеся скульпторы: Дуэйн Хэнсон (1925–1996), воспроизводивший обыденных потребителей; Джон де Андреа (род. 1941), известный своими скульптурами обнажённой натуры; Кароль Фойерман (род. 1945), которая специализируется на пловцах; и Роберт Гобер (род. 1954), известный своими частями тела из пчелиного воска.
19. Искусство граффити (1970–1980-е)
Также называемое «аэрозольным искусством», искусство граффити тесно связано с культурным движением хип-хоп, которое зародилось в различных американских городах в начале 1970-х, в частности, в нью-йоркском метро. К середине 1970-х годов большинство творческих стандартов в аэрозольном искусстве уже были установлены, и жанр начал стагнировать. К началу 1980-х группа авангардных художников, известная как «Объединённые художники граффити» (UGA), основанная в 1972 году Хьюго Мартинесом, расширила свой состав, включив в него многих ведущих теггеров и спрееров, с целью демонстрации работ на официальных площадках, таких как галерея «Разор». Затем, в конце 1980-х и 1990-х годах, известные граффити-художники начали арендовать студии и показывать свои работы в галереях.
Самым известным американским граффити-художником, вероятно, был Жан-Мишель Баския (1960–1988). Другие художники включают: Futura 2000 (род. 1955), Кит Харинг (1958–1990), Дэвид Войнарович (1954–1992), Ронда Цвиллингер, Майк Бидло, Кенни Шарф, Раммеллзи (1960–2010), Блейд (род. 1957), Винни Рэй и Шепард Фейри. Кстати, за пределами США самым известным художником граффити является трафаретный художник, известный как Бэнкси. Многие произведения искусства граффити можно увидеть в галерее B5 в Нью-Йорке.
20. Неопоп (конец 1980-х и далее)
Термины «неопоп» или «постпоп» обозначают возрождение интереса к темам и методам движения поп-арта 1950-х и 1960-х годов. В частности, это относится к творчеству таких художников, как англо-американец Эшли Бикертон (1959–2022), Джефф Кунс (род. 1955) и Хаим Стейнбах (род. 1944). Используя узнаваемые предметы, образы знаменитостей и символы из популярной культуры, эта обновлённая форма поп-арта также черпала вдохновение в дадаизме (в использовании реди-мейдов и найденных предметов) и в современном концептуализме.
21. Американское искусство в XXI веке
Постмодернистское искусство, примером которого служат новаторские, близкие к китчу работы Джеффа Кунса, продолжает оставаться актуальным в Америке, отражая аналогичные тенденции в Великобритании, проиллюстрированные работами Дэмиена Хёрста (род. 1965). Однако если в Британии и на континенте постмодернистское искусство соседствует с наследием Микеланджело и Моне, то американский мир искусства в большей степени ориентирован на рынок. Проще говоря, если европейцы беспокоятся об эстетике, то американцы подходят к покупке и продаже искусства как к ещё одному виду товара.
Если это так, то текущая экономическая ситуация, вероятно, установит новые цены на американские произведения искусства XIX века, начала-середины XX века и современной эпохи. Современное искусство уже пострадало от значительного снижения финансовой ценности, в то время как работы периода Уорхола, похоже, остаются востребованными.
Лучшие художественные музеи Америки
Чтобы увидеть американскую живопись и скульптуру (с 1750 г. по настоящее время) в лучшем виде, посетите коллекции этих музеев. См. также Художественные музеи Америки.
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк
Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Национальная портретная галерея, Вашингтон
Коллекция Филлипса, Вашингтон
Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
Музей изящных искусств Бостона (MFA)
Институт искусств Чикаго
Музей современного искусства (MCA) Чикаго
Детройтский институт искусств (DIA)
Музей искусств Филадельфии
Музей искусств Карнеги, Питтсбург
Музей искусств Кливленда (CMA)
Музей искусств Толедо
Музей изобразительных искусств Хьюстона (MFAH)
Музей искусств Сент-Луиса
Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, штат Миссури
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA)
Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA)
Американские коллекционеры искусства
См. также: Величайшие коллекционеры искусства.
Изабелла Стюарт Гарднер (1840–1924)
Бостонский коллекционер декоративного и изобразительного искусства, специализировавшаяся на живописи эпохи Возрождения.
Соломон Гуггенхайм (1861–1949)
Американский коллекционер, основатель музея, специализировавшийся на современном искусстве XX века.
Доктор Альберт Барнс (1872–1951)
Величайший американский коллекционер искусства, известный своим собранием полотен импрессионистов и постимпрессионистов.
Гертруда Вандербильт Уитни (1875–1942)
Основательница Музея Уитни в Нью-Йорке, посвящённого американской живописи и скульптуре.
Дункан Филлипс (1886–1966)
Основатель Коллекции Филлипса, одного из крупнейших небольших художественных музеев.
Дж. Пол Гетти (1892–1976)
Нефтяной магнат, коллекционер предметов искусства и древностей, основал виллу Гетти, Центр Гетти и Фонд Гетти.
Пегги Гуггенхайм (1898–1979)
Коллекционер современного абстрактного искусства, последние годы своей жизни провела в своём доме на Гранд-канале в Венеции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?