Искусство барокко читать ~13 мин.
В изобразительном искусстве термин «барокко» (от португальского barroco — «жемчужина неправильной формы») описывает сложный художественный стиль, зародившийся в Риме. Он процветал в период с 1590 по 1720 год, охватив живопись, скульптуру и архитектуру.
После идеализма эпохи Возрождения (1400 – 1530) и нарочитой манерности маньеризма (1530 – 1600), искусство барокко отразило религиозное напряжение своей эпохи. В первую очередь оно было связано со стремлением католической церкви в Риме утвердить свои позиции после протестантской Реформации, что было провозглашено на Тридентском соборе (1545 – 1563). Поэтому стиль барокко стал практически синонимом искусства католической Контрреформации того периода.
Многие католические монархи Европы были заинтересованы в успехе церкви, поэтому королевские дворы Испании, Франции и других стран заказывали большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур. Эти заказы шли параллельно с общей кампанией Ватикана. Продвигаемое им христианское искусство было призвано прославить божественное величие церкви и укрепить её политическое влияние.
Для сравнения, в протестантских регионах, таких как Голландия, искусство барокко имело гораздо менее выраженное религиозное содержание. Вместо этого оно в основном удовлетворяло культурные запросы торговцев и растущего среднего класса.
Стили и виды искусства барокко
Чтобы выполнять свою пропагандистскую роль, вдохновлённое католицизмом искусство барокко тяготело к созданию крупномасштабных публичных произведений, таких как монументальные настенные росписи и огромные фрески на потолках и сводах дворцов и церквей. Живопись барокко иллюстрировала ключевые элементы католической догмы — либо напрямую в библейских сюжетах, либо иносказательно в мифологических или аллегорических композициях. Наряду с этим монументальным подходом художники стремились передать сильное чувство движения, используя спиралевидные линии, устремлённые ввысь композиции и роскошные цветовые схемы, чтобы ослепить и поразить зрителя.
Для создания нужной атмосферы были разработаны новые живописные техники — тенебризм и кьяроскуро. Художники часто использовали широкие мазки и густое импасто. Однако театральность и мелодраматичность барочной живописи не были оценены поздними критиками, такими как влиятельный Джон Рёскин (1819 – 1900), который считал её неискренней. Скульптура барокко, как правило, создавалась в натуральную величину и характеризовалась схожим ощущением динамичного движения и активным взаимодействием с пространством.
Архитектура барокко была призвана создавать зрелище и иллюзию. Прямые линии эпохи Возрождения сменились плавными изгибами, купола и крыши стали более масштабными, а интерьеры тщательно продумывались для создания впечатляющих эффектов света и тени. Это был эмоциональный стиль, который по возможности использовал театральный потенциал городского ландшафта. Яркий пример — площадь Святого Петра (1656 – 1667) в Риме, ведущая к базилике Святого Петра. Её создатель, Бернини, один из величайших архитекторов барокко, окружил площадь колоннадами, чтобы у посетителей возникало ощущение, будто их заключает в объятия сама католическая церковь.
Хотя большая часть архитектуры, живописи и скульптуры XVII века известна как «барокко», этот стиль ни в коем случае не был монолитным. Существовало как минимум три различных направления барокко:
Грандиозный стиль
Триумфальное, экстравагантное, почти театральное и порой мелодраматичное религиозное искусство, создававшееся по заказу католической Контрреформации и дворов абсолютных монархий Европы. Этот тип барокко иллюстрируют смелая скульптура и архитектура Бернини (1598 – 1680), иллюзорные потолочные фрески (тромплёй) Пьетро да Кортоны (1596 – 1669) — например, его шедевр «Аллегория Божественного Провидения» (1633 – 1639), — и грандиозные полотна фламандского мастера Рубенса (1577 – 1640).
Реализм
Новый, более натуралистичный стиль фигурной композиции. Этот подход отстаивали Караваджо (1571 – 1610), Франсиско Рибальта (1565 – 1628), Веласкес (1599 – 1660) и Аннибале Карраччи (1560 – 1609). Смелость и физическое присутствие фигур Караваджо, реалистичный подход к религиозной живописи у Веласкеса, новая форма движения и экспрессии, предложенная Аннибале Карраччи, и реалистичная крестьянская библейская живопись Кастильоне (1609 – 1664) с изображениями животных — все эти элементы были частью нового и динамичного стиля, известного как барокко. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Станковая живопись
В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников из католических стран, искусство барокко в протестантской Голландии (период, часто называемый «золотым веком голландской живописи») было представлено новым видом станкового искусства — утончённой жанровой живописью, ориентированной на зажиточного бюргера. Эта новая нидерландская школа реалистической жанровой живописи также способствовала развитию реализма в портрете и пейзаже, цветочных композициях, анималистике и новых формах натюрморта, включая вдохновлённый протестантской этикой жанр, известный как живопись vanitas (процветал в 1620 – 1650-е годы). Различные города и регионы имели свои «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт. Смотрите: голландские художники-реалисты.
Чтобы ещё больше усложнить картину, Рим — центр движения барокко — одновременно был домом и для «классического» стиля, представленного в исторических полотнах Николы Пуссена (1594 – 1665) и пейзажах Клода Лоррена (1600 – 1682).
Другие важные исторические стилистические тенденции см. в разделе «Художественные движения, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
История искусства барокко
После того как Тридентский собор определил, как искусство может служить религии, и на фоне растущего авторитета Римско-католической церкви, стало ясно, что для поддержки католической Контрреформации необходим новый стиль библейского искусства. Этот стиль должен был быть более мощным, эмоциональным и реалистичным. Архитектура, живопись и скульптура, испытавшие сильное влияние иезуитов (из-за чего барокко иногда называют «иезуитским стилем»), должны были взаимодействовать для создания единого ансамбля. Толчком послужило прибытие в Рим в 1590-х годах Аннибале Карраччи и Караваджо (1571 – 1610). Их творчество пробудило новый интерес к реализму и античным формам, который подхватили и развили Алессандро Альгарди (в скульптуре) и Бернини (в скульптуре и архитектуре).
Питер Пауль Рубенс, который находился в Риме до 1608 года, был одним из величайших художников католического барокко. В то же время Рембрандт и другие голландские художники испытали влияние как караваджизма, так и Бернини. Во Франции барокко приобрело более светский характер, что лучше всего иллюстрирует архитектура Версальского дворца. Ключевой фигурой во французском искусстве барокко XVII века был Шарль Лебрен (1619 – 1690), влияние которого вышло далеко за пределы его страны. Например, см.: Мануфактура Гобеленов, которой он руководил. Испания и Португалия с большим энтузиазмом восприняли этот стиль, как и католические регионы Германии, Австрии, Венгрии и Нидерландов.
Кульминацией движения стало высокое барокко (ок. 1625 – 1675), а апогеем его грандиозности — феноменальная квадратура, известная как «Апофеоз святого Игнатия» (1688 – 1694, церковь Сант-Иньяцио, Рим). Эту фреску создал мастер иллюзионистической росписи Андреа Поццо (1642 – 1709). Она считается одной из величайших картин барокко XVII века.
Неаполь, второй по величине город Европы после Парижа в 1600-х годах, был важным центром искусства барокко эпохи Контрреформации. Представителями неаполитанской школы были Караваджо, Рибера, Артемизия Джентилески, Маттиа Прети (1613 – 1699), Лука Джордано (1634 – 1705), Франческо Солимена (1657 – 1747) и другие. Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600 – 1700) и Караваджо в Неаполе (1607, 1609 – 1610). О начале XVII века см.: Неаполитанская школа живописи (1600 – 1656); о более поздних событиях: Неаполитанская живопись барокко (ок. 1650 – 1700).
Стиль барокко добрался до России с опозданием. Лишь в период петровского искусства в Санкт-Петербурге при Петре I (1686 – 1725) архитекторы, такие как Бартоломео Растрелли, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Готфрид Шедель, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти и Георг Маттарнови, начали проектировать в стиле русского барокко.
Для получения подробной информации о развитии искусства барокко за пределами Италии см.: фламандское барокко (ок. 1600 – 1680), голландское барокко (ок. 1600 – 1680) и испанское барокко (1600 – 1700).
К концу XVII века великий стиль барокко, как и его главный покровитель, Италия, находился в упадке. Новым культурным лидером становилась Франция, где зарождался новый, контрастирующий с ним стиль декоративного искусства. Этот более лёгкий стиль вскоре охватил архитектуру, все формы интерьерного дизайна, мебель, живопись, скульптуру и фарфор. Это было «рококо».
Знаменитые художники в стиле барокко (и их картины)
Вот краткий список величайших старых мастеров периода барокко, а также некоторые из их работ:
Аннибале Карраччи (1560 – 1609) из болонской школы (1590 – 1630)
Христос в терновом венце (1585 – 1587, Картинная галерея, Дрезден)
Фрески в галерее Фарнезе (1590-е, Рим)
Бегство в Египет (1604, Галерея Дориа-Памфили, Рим)
Вместе со своим братом Агостино Карраччи (1557 – 1602) и двоюродным братом Лодовико Карраччи (1555 – 1619) Аннибале основал художественную академию под названием Accademia dei Desiderosi, позднее переименованную в «Академию вступивших на правильный путь» (Accademia degli Incamminati). Она стала ядром Болонской школы живописи.
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640)
Снятие с креста (1612 – 1614), Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен.
Похищение дочерей Левкиппа (1618), Старая пинакотека, Мюнхен.
Суд Париса (1632 – 1635), Национальная галерея, Лондон.
Караваджо (1571 – 1610)
Призвание апостола Матфея (1600), Капелла Контарелли, Рим.
Мученичество святого Матфея (1600), Капелла Контарелли, Рим.
Обращение по пути в Дамаск (1601), Капелла Черази, Рим.
Ужин в Эммаусе (1601), Национальная галерея, Лондон.
Распятие Святого Петра (1601), Капелла Черази, Рим.
Успение Богоматери (1601 – 1606), Лувр, Париж.
Положение во гроб (1601 – 1603), Музеи Ватикана, Рим.
Доменикино (1581 – 1641)
Последнее причастие святого Иеронима (1614), Пинакотека, Ватикан.
Фрески «Сцены из жизни святого Андрея» (1622 – 1627), церковь Сант-Андреа-делла-Валле.
Симон Вуэ (1590 – 1649)
Психея, созерцающая спящего Амура (1626), Музей изобразительных искусств, Лион.
Принесение во храм (1641), Лувр, Париж.
Артемизия Джентилески (1593 – 1656)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620), Галерея Уффици, Флоренция.
Никола Пуссен (1594 – 1665)
Похищение сабинянок (1634 – 1635), Метрополитен-музей.
Аркадские пастухи (1637), Лувр, Париж.
Диего Веласкес (1599 – 1660)
Продавец воды из Севильи (1618 – 1622), Эпсли-хаус, Лондон.
Христос Распятый (1632), Прадо, Мадрид.
Сдача Бреды (Копья) (1634 – 1635), Прадо, Мадрид.
Венера с зеркалом (1647 – 1651), Национальная галерея, Лондон.
Портрет папы Иннокентия X (1650), Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Менины (1656), Музей Прадо, Мадрид.
Рембрандт (1606 – 1669)
Урок анатомии доктора Тульпа (1632), Маурицхёйс.
Ночной дозор (1642), Рейксмюсеум.
Аристотель, созерцающий бюст Гомера (1653), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вирсавия с письмом царя Давида (1654), Лувр.
Портрет Яна Сикса (1654), Коллекция Сикса, Амстердам.
Синдики цеха суконщиков (Сталмейстеры) (1662), Рейксмюсеум.
Самоубийство Лукреции (ок. 1666), Институт искусств Миннеаполиса.
Еврейская невеста (ок. 1665 – 1668), Рейксмюсеум.
Карло Маратта (Маратти) (1625 – 1713)
Константин приказывает уничтожить языческих идолов (1648), Рим.
Портрет папы Климента IX (1669), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Среди других выдающихся художников барокко: портретист Ван Дейк (1599 – 1641) — см. также: Портреты в стиле барокко, — и выдающийся художник-анималист и автор натюрмортов Франс Снейдерс (1579 – 1657). Среди великих художников католического барокко из Испании — экспрессивный реалист Хосе де Рибера (1591 – 1652), благочестивый мастер кьяроскуро и тенебризма Франсиско де Сурбаран (1598 – 1664) и Бартоломе Эстебан Мурильо (1618 – 1682) из Севильи, известный своими идеализированными и сентиментальными религиозными картинами.
Во французском искусстве барокко главным художником-караваджистом был Жорж де Латур (1593 – 1652). В Италии следует упомянуть пармского художника Джованни Ланфранко (1582 – 1647), известного своей экстремальной техникой ракурса (di sotto in su), и генуэзского художника-декоратора Бачиччо (1639 – 1709), знаменитого своей техникой канджанте — использованием ярких, меняющихся цветов для передачи оттенков.
К представителям голландского реализма эпохи барокко относятся портретисты Франс Халс (1582 – 1666) и Рембрандт (1606 – 1669); жанровые художники Хендрик Тербрюгген (1588 – 1629), Ян Стен (1626 – 1679) и Ян Вермеер (1632 – 1675); мастер интерьерной и перспективной живописи Самуэль ван Хогстратен; авторы натюрмортов Франс Снейдерс (1579 – 1657), Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) и Виллем Кальф (1619 – 1693); художница-автор натюрмортов Рашель Рюйш (1664 – 1750); а также пейзажисты Саломон ван Рёйсдал (1600 – 1670), Альберт Кёйп (1620 – 1691), Якоб ван Рёйсдал (1628 – 1682) и Мейндерт Хоббема (1638 – 1709).
О других художниках и скульпторах: Итальянские художники барокко и французские художники барокко. Смотрите также: Испанские художники барокко. О барокко в Германии: Немецкие художники барокко.
Знаменитые скульпторы в стиле барокко (и их скульптуры)
Джованни Бернини
Величайший скульптор барокко, известный такими работами, как:
Похищение Прозерпины (1621 – 1622), Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622 – 1625), Галерея Боргезе, Рим.
Экстаз святой Терезы (1647 – 1652), капелла Корнаро, церковь Санта-Мария-делла-Виттория.
Хуан Мартинес Монтаньес (1568 – 1649)
Испанский виртуоз-резчик по дереву:
Милосердный Христос (1603), Севильский собор.
Алтарь монастыря Сан-Исидоро-дель-Кампо в Сантипонсе (1613).
Йорг Цюрн (1583 – 1638)
Немецкий мастер-резчик, известный благодаря:
Главному алтарю Девы Марии (1613 – 1616) в церкви Святого Николая в Юберлингене.
Франсуа Дюкенуа (1597 – 1643)
Классический стиль, скульптуры из мрамора, камня, бронзы:
Статуя святого Андрея (1629 – 1633), собор Святого Петра, Ватикан.
Статуя святой Сусанны (1630 – 1633), церковь Санта-Мария-ди-Лорето, Рим.
Алессандро Альгарди (1598 – 1654)
Представитель классицизма в стиле высокого барокко:
Гробница папы Льва XI (1634 – 1644), собор Святого Петра, Рим.
Экстаз святого Филиппа Нери (1638), церковь Санта-Мария-ин-Валличелла, Рим.
Рельеф «Встреча папы Льва I с Аттилой» (1646 – 1653), собор Святого Петра, Рим.
Алонсо Кано (Гранада, 1601 – 1667)
Известен как «испанский Микеланджело»:
Статуя «Непорочное зачатие» (1655), собор Гранады.
Пьер Пюже (1622 – 1694)
Величайший скульптор барокко во Франции XVII века:
Милон Кротонский (1671 – 1682).
Франсуа Жирардон (1628 – 1715)
Скульптор классического барокко, пользовавшийся популярностью у Людовика XIV:
Аполлон и нимфы (1666 – 1675).
Надгробие кардинала Ришельё (1675 – 1694).
Похищение Прозерпины (1677 – 1699).
Антуан Куазевокс (1640 – 1720)
Скульптор, работавший в манере Бернини, известен портретами и бюстами:
Шарль Лебрен (1676).
Людовик XIV (1686).
Андреас Шлютер (1664 – 1714)
Берлинский скульптор и архитектор; известен своими статуями Фридриха III, в том числе:
Конная статуя Фридриха Вильгельма Великого (1689 – 1703).
Смотрите также: Искусство немецкого барокко (1550 – 1750).
Гийом Кусту Старший (1677 – 1746)
Французский скульптор барокко, известный своими конными статуями.
Кони Марли (1739 – 1745).
Среди других скульпторов позднего барокко: Бальтазар Пермозер (1651 – 1732) и Луи-Франсуа Рубильяк (1695 – 1762). Кроме того, для биографических сведений об одном из величайших резчиков по дереву того периода см. Гринлинг Гиббонс (1648 – 1721).
Подробнее о скульптуре XVII века см.: Скульпторы барокко.
Известные архитекторы в стиле барокко (и их проекты)
Пьетро Берреттини да Кортона (1596 – 1669)
Архитектор папы Урбана VIII.
Церковь Санти-Лука-э-Мартина (1635 – 1664, Рим).
Фасад церкви Санта-Мария-делла-Паче (1656 – 1657, Рим).
Церковь Санта-Мария-ин-Виа-Лата (1658 – 1662, Рим).
Бернини (1598 – 1680)
Величайший из всех архитекторов и скульпторов барокко.
Палаццо Барберини (1628 – 1632, Рим).
Площадь Святого Петра (1656 – 1667).
Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658 – 1671, Рим).
Франческо Борромини (1599 – 1667)
Главный соперник Бернини.
Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (1634 – 1668, Рим).
Церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца (купол и фасад) во дворце Сапиенца (1640 – 1660, Рим).
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (1653, Рим).
Луи Лево (1612 – 1670)
Один из главных архитекторов Версальского дворца.
Отель Ламбер (1642 – 1644, Париж).
Церковь Сен-Сюльпис (1646, Париж).
Мраморный двор (1669, Версальский дворец).
Жюль Ардуэн-Мансар (1646 – 1708)
Один из архитекторов Версальского дворца и автор купола собора Дома инвалидов в Париже.
Дворец Марли (1679 – 1686, Марли-ле-Руа).
Купол собора Дома инвалидов (1679 – 1691, Париж).
Большой Трианон (1687 – 1688, Версальский дворец).
Кристофер Рен (1632 – 1723)
Ведущий церковный архитектор в Лондоне.
Собор Святого Павла (1675 – 1710).
Джон Ванбру (1664 – 1726)
Лидер английского барокко.
Замок Говард (1702 – 1712).
Бленхеймский дворец (1705 – 1724).
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656 – 1723)
Выдающийся австрийский архитектор барокко, перенёсший итальянские стили в Центральную Европу.
Коллегиенкирхе (1694 – 1707, Зальцбург).
Городской дворец (Штадтпале) (1695 – 1698, Вена).
Карлскирхе (церковь Святого Карла) (1716 – 1730, Вена).
Бальтазар Нейман (1687 – 1753)
Ведущий немецкий архитектор позднего барокко, придворный архитектор семьи Шёнборн.
Паломническая церковь в Гёсвайнштайне (1730 – 1739).
Лестница Вюрцбургской резиденции (1737).
Лестница дворца Аугустусбург (1743 – 1748, Брюль).
Бартоломео Растрелли (1700 – 1771)
Ведущий архитектор русского барокко.
Смольный собор (1748 – 1764, Санкт-Петербург).
Зимний дворец (1754 – 1762, Санкт-Петербург).
Реконструкция Екатерининского дворца (1752 – 1756, Царское Село).
О других художественных движениях и периодах читайте в статье об Истории искусства.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- Французские художники барокко
- Ричард Кингстон: ирландский художник-пейзажист
- Реализм в русском искусстве XIX века
- Художественный музей Иркутска знакомит горожан с искусством Японии
- Новые рекорды на аукционе Sotheby’s
- Сборная выставка картин «Осенние грёзы» в Екатеринбурге.
- Выставка двух петербуржских художников «ГЕНЕРАТОР ВСЕЛЕННЫХ» в галерее Design club
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?