Кёльнская школа средневековой живописи читать ~4 мин.
Термин «Кёльнская школа живописи» — это условное наименование, которым обозначают творчество старых мастеров, работавших в средневековом Кёльне и в регионе Нижнего Рейна приблизительно с 1350 по 1550 год. Характерные для школы религиозные картины, в основном алтарные образы, демонстрируют различные стили масляной живописи, которые были распространены в Северной Европе в тот период.
Наиболее значительным (и единственным достоверно установленным) представителем Кёльнской школы был Стефан Лохнер (ок. 1410–1451). На развитие школы оказали влияние несколько ключевых направлений европейского искусства. В их числе французская книжная миниатюра XIV века, традиции интернациональной готики, а также искусство Сиенской школы живописи с её декоративностью. Позднее важным источником вдохновения стала фламандская живопись, представленная натуралистичными работами Рогира ван дер Вейдена (1400–1464) и Дирка Баутса (ок. 1410/20–1475).
В XIV – XV веках Кёльн был одним из крупнейших и богатейших городов Европы с населением около 40 000 человек. Его процветание основывалось на членстве в Ганзейском союзе. Богатство города, множество церквей, монастырей и, конечно, величественный Кёльнский собор создали благоприятную почву для развития христианского искусства. Неслучайно Кёльн называли «Северным Римом». О развитии искусства в южной Германии см. статью «Дунайская школа» (1490–1540), возглавляемая Альбрехтом Альтдорфером (1480–1538).
Важнейшие художники и картины Кёльнской школы
Величайшим мастером Кёльнской школы считается Стефан Лохнер, чья личность была установлена только в XIX веке. Ему принадлежит главный шедевр этого направления — триптих, известный как «Алтарь городских покровителей» (или «Алтарь трёх волхвов», ок. 1440, Кёльнский собор). Среди других его знаменитых работ — «Мадонна в розовой беседке» (ок. 1440–1442, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн) и «Сретение во храме» (1447, Гессенский земельный музей, Дармштадт).
Многие художники школы остались анонимными и известны под условными именами, данными им по их главным произведениям. К таким мастерам относится Мастер жития Марии (активен в 1463–1490 гг.), предположительно Иоганн ван Дюйрен. Его основная работа — «Алтарь жития Марии» (ок. 1465–1475), части которого хранятся в Старой пинакотеке в Мюнхене и в Национальной галерее в Лондоне. Ещё одним выдающимся художником был Мастер алтаря Святого Варфоломея (активен ок. 1480–1510), нидерландец по происхождению. Ему приписывают «Алтарь Святого Варфоломея» (1503, Старая пинакотека, Мюнхен) и «Снятие с креста» (ок. 1500, Лувр, Париж).
Среди других представителей Кёльнской школы выделяют Вильгельма Кёльнского (активен в 1370–1390 гг.), Мастера Святой Вероники, Мастера Голгофы из Зинцига, а также Бартоломеуса Брюна Старшего (1493–1555). Считается, что с направлением был связан и ведущий вестфальский художник Конрад фон Зост (ок. 1370–1422), известный своим «Алтарём из Нидервильдунгена» (ок. 1403, городская церковь Бад-Вильдунгена).
Для понимания более широкого контекста стоит упомянуть и других великих немецких мастеров того времени, не входивших в кёльнскую школу. Это Альбрехт Дюрер (1471–1528), Маттиас Грюневальд (ок. 1470–1528), Мартин Шонгауэр (ок. 1450–1491), Ганс Бальдунг Грин (1484–1545) и Лукас Кранах Старший (1472–1553). В этот же период творили выдающиеся резчики по дереву: Михаэль Пахер (1430–1498), Фейт Штосс (ок. 1447–1533) и Тильман Рименшнайдер (ок. 1460–1531).
Общий обзор развития живописи и скульптуры в Германии и других странах представлен в статье «История искусства» (с 800 г. до н.э.).
Развитие школы
В середине XIV века, под влиянием французских готических рукописей, Кёльнская школа производила в основном небольшие алтарные образы, такие как «Кларен-алтарь» (Кёльнский собор). Около 1400 года художники перешли к созданию более крупных панно для церковных алтарей. Эстетическим пиком развития школы считается середина XV века — время незадолго до смерти Стефана Лохнера от чумы.
Вплоть до конца XV века школа почти не испытала влияния открытий итальянского Возрождения, таких как линейная перспектива. Художники сохраняли приверженность готическим идеалам, предпочитая идеализированные образы и декоративность. Так, Лохнер мало заботился о построении глубокого пространства, часто помещая фигуры на условный золотой фон.
Новый этап в развитии школы начался в последние десятилетия XV века благодаря влиянию Рогира ван дер Вейдена. Его знаменитая работа «Снятие с креста» (1435–1440, Прадо) очевидно вдохновила Мастера алтаря Святого Варфоломея на создание одноимённой картины (ок. 1500, Лувр), отличающейся натурализмом и эмоциональной выразительностью.
В этот период также возрос спрос на историческую живопись и частные портреты. Развитию портретного жанра способствовал приезд в Кёльн в 1512 году Бартоломеуса Брюна Старшего. Его работы, такие как «Портрет рыцаря» (1531, Музей истории искусств, Вена) и «Портрет Анны Клевской» (1539, Тринити-колледж, Кембридж), стали частью немецкого Возрождения и ознаменовали завершение истории Кёльнской школы.
Произведения мастеров Кёльнской школы можно увидеть во многих ведущих музеях мира, но наиболее значительные коллекции хранятся в Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне и в Музее истории искусств в Вене.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?