Искусство Дада читать ~16 мин.
Дадаизм, первое крупное антихудожественное движение, стал восстанием против культуры и ценностей, которые, как считалось, спровоцировали и поддержали кровавую бойню Первой мировой войны (1914–1918). Он быстро перерос в анархический вид авангардного искусства, целью которого было ниспровергнуть и подорвать систему ценностей правящего истеблишмента, позволившего разразиться войне. Это касалось и мира искусства, который дадаисты рассматривали как неотъемлемую часть дискредитировавшего себя политического статус-кво. Движение возникло почти одновременно в 1916 году в Европе и Америке. Его лидеры, как правило, были очень молоды, едва старше двадцати лет, и большинство из них уклонялись от призыва на военную службу, находясь в нейтральных городах, таких как Нью-Йорк, Цюрих и Барселона.
Что такое дадаизм? – Характеристики и эстетика
Будучи антихудожественным движением, дадаизм использовал эпатажные методы, чтобы атаковать устоявшиеся традиции искусства. Он прибегал к демонстрациям, манифестам и выставкам абсурдистского искусства, намеренно созданным для того, чтобы скандализировать и шокировать как власти, так и широкую публику. Центрами дадаистской активности обычно были небольшие, камерные площадки: цюрихское кабаре «Вольтер»; галерея «291» (Фото-сецессион), принадлежавшая фотографу Альфреду Штиглицу, квартира Аренсбергов и галерея Мариуса де Зайаса в Нью-Йорке; а также «Клуб Дада» в Берлине.
Как ни странно, несмотря на свою нигилистическую миссию, движение Дада привело к появлению и развитию ряда важных новшеств в изобразительном искусстве, в том числе коллажа и фотомонтажа. Оно оказало влияние на более поздние течения современного искусства, такие как сюрреализм и поп-арт, а также на стили современного искусства, такие как новый реализм, неодадаизм, флуксус и некоторые формы искусства середины XX века, например инсталляцию и перформанс.
Кто основал дадаизм?
Хотя дадаистские идеи уже витали в воздухе по обе стороны Атлантики, само название «Дада» было придумано в Цюрихе в 1916 году. По словам поэта Ричарда Хюльзенбека (1892–1927), слово было выбрано наугад им и художником-музыкантом Хуго Баллем (1886–1927) из немецко-французского словаря. По сути (и, вероятно, намеренно) бессмысленное слово, «Дада» означает «да, да» на русском языке и «конёк-качалка» на французском. Вместе с Жаном Арпом (1887–1966) и румынским поэтом и неутомимым активистом Тристаном Тцарой (1896–1963) они основали в Цюрихе кабаре «Вольтер», ставшее центром мультикультурных мероприятий и протестных акций Дада. Среди других цюрихских дадаистов были румынский скульптор Марсель Янко (1895–1984) и немецкий художник и кинорежиссёр Ганс Рихтер (1888–1976).
История движения Дада
Дадаизм возник в разгар варварской войны, идя по пятам первого революционного художественного движения XX века — кубизма Пикассо и Брака. Нигилизм, порождённый войной, и революционный дух, высвобожденный кубизмом, стали ключевыми факторами роста и привлекательности движения. Первая нашумевшая работа Марселя Дюшана, «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» (1912), была кубистско-футуристическим произведением, изображавшим спуск механистической фигуры, словно на серии фотокадров. Картина шокировала посетителей Арсенальной выставки 1913 года в Нью-Йорке — официально Международной выставки современного искусства и первой крупной экспозиции европейских авангардных течений, — но быстро была продана, как и все четыре его работы на выставке. Однако первой значимой дадаистской работой (или акцией) Дюшана стал его реди-мейд «Фонтан» (подписанный писсуар), представленный на выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке в 1917 году. Выставочный комитет заявил, что «Фонтан» не является искусством, и отклонил его, что вызвало бурю негодования среди дадаистов и заставило Дюшана выйти из правления Общества. (Примечание: в 2004 году 500 известных художников и историков назвали «Фонтан» самым влиятельным произведением искусства ХХ века).
Движение Дада в Цюрихе
Движущей силой цюрихского дадаизма был Тристан Тцара, которому помогал его непостоянный соратник Франсис Пикабиа, недавно вернувшийся из Америки и Барселоны. Вместе Тцара и Пикабиа проповедовали всё более разрушительный взгляд на искусство и нигилистическое видение самой жизни. С 1917 по 1921 год они выпустили 8 номеров журнала «Dada» на немецком и французском языках. Однако с окончанием войны значение Швейцарии как нейтральной гавани упало. Ричард Хюльзенбек (1892–1974), один из основателей дадаизма, уехал в Берлин, Пикабиа отправился в Париж, а когда Тцара последовал за ним в 1920 году, цюрихский этап дадаизма завершился.
Дадаизм в Берлине
После Первой мировой войны дадаисты рассеялись по Европе, собираясь в основном в Париже и Берлине. Хюльзенбек основал «Клуб Дада» в Берлине, в который входили Йоханнес Баадер (1876–1955), Георг Гросс (1893–1959), Рауль Хаусман (1886–1971), Джон Хартфилд (Гельмут Херцфельд) (1891–1968) и Ханна Хёх (1889–1979). Берлинский дадаизм был сатирическим и крайне политизированным: его цели были более узкими и точными, чем где-либо ещё, а его основным оружием стали периодические издания, включая «Club Dada» и «Der Dada», в которых использовались взрывная типографика и фотомонтаж. Художники берлинской группы были известны своим использованием реди-мейдов, особенно фотомонтажа и ранних форм ассамбляжа, а также своим увлечением технологиями.
Дадаизм в Кёльне
Другими центрами дадаистской деятельности в Германии были Кёльн и Ганновер. Кёльнская группа (1919–1920) была менее политизированной и больше тяготела к эстетике, хотя бы в смысле её отрицания. В неё входили два крупных художника — Жан Арп и Макс Эрнст. Последний, наряду с Джоном Хартфилдом, использовал сатирическую технику коллажа с применением вырезок из популярной прессы, изображая гротескные и странные эротические мотивы в стиле, предвещавшем парижский сюрреализм. В Кёльне в мае 1920 года прошла одна из первых выставок дадаизма: мероприятие состоялось во дворе публичного дома со стеклянной крышей, вход на которую лежал через мужской туалет. Эпатажная выставка была закрыта властями через несколько дней по подозрению в демонстрации порнографии. Однако её быстро открыли вновь, когда выяснилось, что «оскорбительным» сочли гравюру «Адам и Ева» великого художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера.
Дадаизм в Ганновере: театр одного актёра Курта Швиттерса
В 1918 году немецкий художник Курт Швиттерс (1887–1948) подал заявку на вступление в ряды берлинских дадаистов, но получил отказ из-за своей аполитичности. В результате он основал собственное ганноверское отделение Дада с его серией коллажей, рельефов и конструкций под общим названием «Мерц» (слово, предположительно, произошло от немецкого «Kommerz», что означает «коммерция»), включая знаменитую инсталляцию «Мерцбау» («Строение Мерц»). Уникальная и неподдельная преданность Швиттерса идеям дадаизма привела к созданию множества произведений искусства из городского мусора и найденных объектов (objets trouvés), которые оказали большое влияние на более поздние движения, такие как джанк-арт, ассамбляж и арте повера. Этот объект был уничтожен во время бомбардировки Ганновера союзниками в 1943 году.
Дада в Нью-Йорке
Нью-йоркское отделение было основано Марселем Дюшаном (1887–1968) — автором знаменитых «реди-мейдов», таких как «Велосипедное колесо» (1913, Национальный музей современного искусства, Париж), — Маном Рэем (1890–1976) и художником-кубистом Франсисом Пикабиа (1879–1953). Дюшан и Рэй также сотрудничали с Кэтрин Дрейер в создании «Анонимного общества» (Société Anonyme) — ассоциации, способствовавшей признанию и росту современного искусства в Америке. Это проложило путь к созданию Нью-Йоркского музея современного искусства. Ещё одним нью-йоркским дадаистом был художник-прецизионист Мортон Шамберг (1881–1918).
Парижский Дада
К 1921 году многие пионеры дадаизма, такие как Жан Арп, Марсель Дюшан, Макс Эрнст, Ман Рэй, Франсис Пикабиа и Тристан Тцара, прибыли в Париж, где присоединились к французским поэтам, в числе которых были Андре Бретон (1896–1966) и Луи Арагон. В результате парижский дадаизм стал известен своими театральными, мультикультурными и столь же эпатажными акциями. Но движение Дада оказалось неспособным сдержать расходящиеся идеи и личности своих членов. В частности, новатор и экспериментатор Бретон разошёлся во взглядах с убеждёнными нигилистами, такими как Тцара и Пикабиа. Когда он покинул дадаизм, чтобы основать новое движение (ставшее известным как сюрреализм), за ним последовали многие дадаисты, и движение распалось.
Стили и методы философии Дада
Философия дадаизма была подчёркнуто негативной. Она была направлена против истеблишмента, против искусства и даже против буржуазного общества, которое поощряло государственное насилие, ярким примером которого стала Первая мировая война. Однако в своём стремлении представить нигилистические идеи по-новому, не будучи осквернённым буржуазной традицией, дадаизм фактически изобрёл ряд экспериментальных художественных форм и техник, которые, так или иначе, внесли вклад в развитие этой самой традиции. В то время это было далеко не очевидно, поскольку активисты Дада устраивали череду выступлений в кабаре и митингов, призванных провоцировать споры и даже беспорядки в поддержку своей подрывной программы.
Идея важнее самого произведения искусства
Многие дадаистские акции имели много общего с «хеппенингами» и «перформансами» 1960-х годов и иллюстрировали основной девиз сегодняшнего концептуального искусства: «идея», лежащая в основе произведения, важнее самой физической работы. Отсюда и определение дадаизма скорее как «отношения», а не движения. Ранние известные дадаистские работы включали «Портрет Сезанна, Ренуара и Рембрандта» Пикабиа с чучелом обезьяны (1920) и картину Дюшана с портретом Моны Лизы Леонардо с бородой и усами — «L.H.O.O.Q.» (1919), название которой является омофоном французской фразы «Elle a chaud au cul» — «у неё горячая задница». Среди других скандальных произведений — «Бог» Шамберга (1917) и «Подарок» Мана Рэя (1921).
Искусство можно сделать из чего угодно
Реди-мейды Дюшана («произведения искусства», созданные из «найденных» объектов, то есть из всего, что попадётся под руку) иллюстрируют идею дадаистов о том, что искусство может быть создано из чего угодно, даже из самых обыденных предметов. Дюшан создал свой первый реди-мейд в 1914 году, выставив сушилку для бутылок, а его самой известной работой стал писсуар с автографом (под названием «Фонтан»), который он представил на крупной выставке в Нью-Йорке в 1917 году. Этот метод — выбор обыденных предметов и представление их в качестве искусства — широко использовался более поздними адептами ассамбляжа и перформанса.
Другой дадаистской техникой был фотомонтаж, который особенно активно использовали берлинские дадаисты, такие как Рауль Хаусман. Они использовали иллюстрации и рекламные вырезки из популярных журналов. Усовершенствовав кубистскую идею коллажа, художники Дада создавали из этих вырезок загадочные или поразительно несочетаемые сопоставления изображений и букв. Самым выдающимся художником-коллажистом Дада был Курт Швиттерс из Ганновера, чьи работы были созданы из городского мусора, автобусных билетов, разнообразной упаковки и других обрезков.
Известные дадаисты
Примечание: многие из наиболее важных дадаистов впоследствии стали художниками-сюрреалистами.
Жан Арп (1887–1966): поэт и скульптор
Бывший студент Страсбургской школы искусств и ремёсел (1905–1907) и Академии Жюлиана в Париже (1908), Арп в 1912 году отправился в Мюнхен, где познакомился с Кандинским и выставил несколько полуфигуративных рисунков на второй выставке группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). В следующем, 1913 году, он участвовал в Первом немецком осеннем салоне в Берлине. В 1914 году под влиянием парижского авангарда, в частности критиков и художников, таких как Гийом Аполлинер (вскоре придумавший слово «сюрреализм»), Макс Жакоб и Робер Делоне, Арп продемонстрировал свои первые абстракции и вырезки из бумаги, а также начал создавать небольшие деревянные рельефы и композиции из холста и верёвки. В 1916 году он стал одним из пионеров Дада в Цюрихе, участвовал в берлинской выставке дадаистов в 1920 году, а затем отправился в Ганновер, чтобы навестить Швиттерса. Будучи экспериментатором, он исследовал геометрическую абстракцию наряду со стилями дадаизма, а позже присоединился к движению сюрреалистов.
Марсель Дюшан (1887–1968): художник-авангардист
Один из самых радикальных художников Европы XX века и один из прародителей джанк-арта, Дюшан создал свою первую выдающуюся, хотя и противоречивую, работу «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» (1912), которая являла собой пример стиля аналитического кубизма в манере, предвосхитившей более поздние футуристические формы. Освобождённый от призыва, он уехал в Нью-Йорк, где его кощунственные «Фонтан» (1917) и «L.H.O.O.Q.» (1919) стали классикой дадаизма, как и его всё более сложные реди-мейды, включая «Большое стекло». Его репутация ведущего современного европейского художника побудила Пегги Гуггенхайм и других влиятельных коллекционеров полагаться на его советы при инвестициях в искусство. Он также познакомился с разносторонним Маном Рэем и вместе с Анри-Пьером Роше и Беатрис Вуд издавал нью-йоркский дадаистский журнал «The Blind Man». В 1918 году Дюшан отошёл от активной художественной деятельности и на несколько месяцев уехал в Буэнос-Айрес, где играл в шахматы. В 1923 году он вернулся в Париж, но не участвовал в дадаистских фестивалях и не был практикующим художником. Вместо этого он посвятил себя шахматам и некоторым совместным проектам, живя на два дома — во Франции и в Америке.
Макс Эрнст (1891–1976): художник, скульптор, график, поэт
Давний друг Жана Арпа, Эрнст был плодовитым и экспериментальным художником. После службы в Первой мировой войне он стал одним из пионеров как дадаизма (основал кёльнскую группу), так и сюрреализма. Во время своей сюрреалистической фазы он прославился изобретением техник фроттажа (натирания текстурированных поверхностей) и декалькомании (рисунков жидкой краской). Подробнее см.: Сюрреализм.
Рауль Хаусман (1886–1971): художник, фотограф
Рауль Хаусман был ведущим членом сатирической и очень политизированной берлинской ветви Дада, где в 1918 году он впервые применил технику фотомонтажа — искусство наклеивания и сопоставления фотографий или другого «найденного» иллюстративного материала на плоской поверхности, что является усложнённой формой коллажа. В конце концов Хаусман оставил живопись и обратился к фотографии. См. также: Является ли фотография искусством?
Ман Рэй (1890–1976): художник, фотограф
Эммануэль Радницкий, родившийся в Филадельфии и выросший в Нью-Йорке, ставший известным как Ман Рэй, провёл свою первую персональную выставку картин и рисунков в 1915 году. Его первая работа в стиле Дада, которую он назвал «Автопортрет», была показана в 1916 году. После знакомства с Марселем Дюшаном он стал одним из основателей американского отделения движения Дада. В 1921 году, разочаровавшись в том, как нью-йоркцы приняли идеи дадаизма, он уехал в Париж, где создал одно из своих самых известных произведений: «Несокрушимый объект» (1923), метроном с фотографией глаза, прикреплённой к маятнику. Он также освоил искусство фотографии, быстро став одним из величайших фотографов Европы. К тому времени, когда дадаизм распался, Рэй уже был активным сюрреалистом.
Франсис Пикабиа (1879–1953): художник-авангардист
Непостоянный и анархичный по натуре, Франсуа Мари Мартинес Пикабиа был (по иронии судьбы) одним из немногих финансово независимых художников-авангардистов благодаря состоянию своего отца, кубинского дипломата. В 1911 году, после увлечения импрессионизмом и кубизмом, он присоединился к группе «Золотое сечение», подружившись с Марселем Дюшаном и Гийомом Аполлинером. Среди других членов группы были кубисты Альбер Глез, Роже де ла Френе, Фернан Леже и Жан Метценже. В 1913 году Пикабиа отправился в Нью-Йорк, где его работы были выставлены на Арсенальной выставке. Впоследствии Альфред Штиглиц организовал ему персональную выставку в своей галерее «291». Примерно в это же время Пикабиа начал создавать сатирические механистические образы (его известные «портреты-механизмы»), серию, которую он продолжал во время войны, проведённой им в основном в Барселоне, поддерживая контакт с дадаистами в Цюрихе. В результате его увлечения цюрихским авангардом он запустил свой дадаистский журнал «391». После войны Пикабиа стал убеждённым дадаистом: сначала в Цюрихе вместе с Тристаном Тцарой, затем в Париже. Однако его энтузиазм в отношении нигилистической позиции движения в конце концов угас. После разрыва с Тцарой он примкнул к сюрреалистам, что приблизило распад движения Дада.
Тристан Тцара (1896–1963): авангардный активист
Нигилист Тристан Тцара (наст. имя Самуэль Розеншток) был румынским поэтом-авангардистом и художником-перформансистом, а также журналистом, драматургом, искусствоведом и кинорежиссёром. Он стал одним из первых активистов дадаизма в Цюрихе, где его выступления в кабаре «Вольтер» и Zunfthaus zur Waag, а также его сочинения и манифесты были движущей силой экстремистского дадаизма. В 1919 году Тцара переехал в Париж, где стал сотрудником журнала «Littérature». К сожалению, его вспыльчивый характер и бескомпромиссная позиция привели к многочисленным конфликтам внутри движения Дада, как во Франции, так и в Румынии. Хотя он формально не покидал дадаизм (движение распалось, когда он был его участником), он в конце концов также примкнул к сюрреализму.
Курт Швиттерс (1887–1948): художник-коллажист
Новаторский, поэтичный, романтический одиночка, Курт Швиттерс был одним из немногих пуристов в движении Дада. Базируясь в Ганновере, где он основал свою собственную ветвь дадаизма, он прославился использованием фрагментов мусора, чтобы осмыслить мир, который он считал безумным в политическом, культурном и социальном плане. Несмотря на это, у него не было ярко выраженных политических взглядов, и почти все его работы были личными или автобиографическими. Хотя он создал несколько высококачественных традиционных картин и скульптур, он никогда не отклонялся от своих авангардных коллажей и бумажных конструкций в дадаистском стиле, которые в конечном итоге захватили весь его дом.
Коллекции
Крупные коллекции произведений дадаистов можно увидеть в Центре Жоржа Помпиду в Париже, в Галерее Тейт Модерн в Лондоне, в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Художественном музее Филадельфии.
О работах в стиле неодадаизма и других авангардных постмодернистских работах см.: Лучшие фестивали современного искусства.
Неодадаизм
Стили и идеи дадаизма повлияли на множество других движений XX века, включая сюрреализм, поп-арт и флуксус, а также на несколько современных форм искусства, таких как ассамбляж, инсталляция и перформанс. Можно также сказать, что он предвосхитил несколько ключевых концепций постмодернистского искусства. В 1950-х и 1960-х годах некоторые американские художники, такие как Роберт Раушенберг (1925–2008), Клас Ольденбург (р. 1929), Джаспер Джонс (р. 1930) и Джим Дайн (р. 1935), даже использовали термин «искусство нео-дада» для описания своих «антиэстетических» работ с использованием современных материалов, популярной иконографии и абсурдного содержания. См. также работы некоторых европейских художников, например швейцарского кинетического скульптора Жана Тенгели (1925–1991). В начале 2002 года международная группа художников-анархистов (фонд «Kroesos») также была названа «неодадаистами», когда она захватила кабаре «Вольтер» в Цюрихе, но была выселена три месяца спустя.
О произведениях искусства после 1860 года: Современное искусство.
Подробнее об эволюции живописи и скульптуры: Энциклопедия визуальных искусств.
Информацию о других важных антихудожественных группах или тенденциях, таких как дадаизм, см. в разделе «Движения в искусстве, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
ЖИВОПИСЬ
Подробнее об эволюции масляной, акриловой и акварельной живописи см.: Искусство живописи.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Биографии и работы лучших современных художников см.: Известные художники.
ВЕЛИЧАЙШИЕ ХУДОЖНИКИ ВСЕХ ВРЕМЁН
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
Хронология и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всём мире см.: Хронология искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?