Дегенеративное искусство:
современные произведения, запрещённые нацистами (1937) читать ~4 мин.
Термин «дегенеративное искусство» происходит от немецкого выражения «entartete kunst», которым нацисты обозначали произведения современного искусства, не соответствовавшие их идеологии и культурным представлениям. Этот вид изящного искусства, включавший большинство авангардных направлений живописи — в частности всю абстрактную живопись и большинство примеров немецкого экспрессионизма, на протяжении почти всего периода власти Гитлера (1933–45) подвергался запретам и преследованиям. Кроме изъятия и уничтожения работ, «вырожденным художникам» запрещалось устраивать выставки (ausstellungsverbot), иногда лишали права заниматься живописью или скульптурой (malverbot), а преподавателей и сотрудников художественных учреждений могли уволить с занимаемых должностей (lehrverbot). Среди произведений, объявленных «вырожденными», были полотна, которые сегодня признают одними из великих картин XX века. Подобные чистки проводили и другие тоталитарные режимы — сталинская Россия (1928–53) требовала соблюдения стиля социалистического реализма, а культурная революция Мао (1966–70) ввела жёсткие эстетические ограничения для китайских художников.
Сколько произведений и художников признали вырожденными?
Кампанию против entartete kunst вели деятели культуры и пропаганды — такие, как Альфред Розенберг и Йозеф Геббельс, а также чиновники Рейхской палаты культуры (Reichskulturkammer). Официально к вырожденным причислили около 16 000 произведений, в основном конфискованных из ведущих художественных музеев и галерей Германии, например из Национальной галереи в Берлине и Кунстхалле в Гамбурге. В списках фигурировали несколько сотен художников, преимущественно из Германии.
Примечание: для стилей искусства и архитектуры, одобренных нацистами, см.: нацистское искусство (1933–45).
Когда проходила кампания против вырожденного искусства?
Чистка началась в Карлсруэ в 1933 году с выставки, осуждавшей «распущенных» современных художников и их произведения. За этим последовали закрытие школы дизайна Баухаус, у многих преподавателей которой были еврейские или русские (то есть коммунистические) связи, и прекращение деятельности Deutscher Werkbund (Немецкий ремесленный союз). В 1934 году на съезде НСДАП в Нюрнберге сам Гитлер выступил против вырожденного искусства. Кампания достигла кульминации в июле 1937 года — тогда в Хофгартенаркаден в Мюнхене открылась крупная выставка под названием «Entartete Kunst» примерно с 700 экспонатами, буквально рядом с экспозицией официально одобренного искусства. Большая часть осуждённых работ была изъята из немецких музеев и выставлялась в насмешливом сопоставлении с произведениями, созданными подопечными немецких психиатрических учреждений, сгруппированными в рубрики вроде «Картины, критикующие немецких женщин» и т. п.
Посетители выставки
На выставку «Entartete Kunst» в Мюнхене пришло более 2 миллионов посетителей; при гастролях по другим городам Германии показатели посещаемости были сопоставимыми, что сделало экспозицию самой массовой демонстрацией современного искусства, когда-либо организованной. Посещаемость оказалась чрезвычайно высокой — публика шла смотреть экспозицию в огромных количествах.
Намерения организаторов были репрессивными, но эффект оказался двояким — запрет и сенсация привлекали дополнительное внимание к современным течениям живописи. В результате, невольно, власти способствовали распространению представлений о современных художниках и их работах — этот эффект был заметен и в культурных кругах, и в более широкой общественной среде.
Кого обозначали как вырожденных художников?
В число художников, объявленных вырожденными, входили живописцы, скульпторы и графики — многие из них высоко авторитетные экспрессионисты и кубисты из Германии, Австрии, России, Франции и Голландии. Кроме представителей модерна — например югендстиля — в списках были скульпторы вроде Эрнста Барлаха (1870–1938), живописцы типа Ловиса Коринфа (1858–1925), Эдварда Мунка (1863–1944), пионера экспрессионизма, Эрнста Людвига Кирхнера (1880–1938) — лидера группы Die Brucke (The Bridge) из Дрездена — а также других участников, таких как Карл Шмидт-Роттлуфф (1884–1976) и Эрих Хеккель (1883–1970). В числе фигурировали Василий Кандинский (1866–1944), один из основателей Мюнхенского Союза новых художников (Neue Kunstlervereinigung Munchen) и ведущий участник экспрессионистской группы Der Blaue Reiter (Blue Rider) — наряду с другими, например русским Алексей фон Явленский (1864–1941), немцем Францем Марком (1880–1916) и швейцарцем Пабло Клее (1879–1940). Среди прочих были Отто Дикс (1891–1969) и Джордж Грос (1893–1959) — лидеры группы 1920-х годов Die Neue Sachlichkeit (Новая объективность) — и такие участники, как Макс Бекманн (1884–1950). Среди австрийских художников были Оскар Кокошка (1886–1980) и Эгон Шиле (1890–1918). Из представителей Парижской школы (Ecole de Paris) в списках значились Жорж Руо (1871–1958), Пабло Пикассо (1881–1973), Модильяни (1884–1920), еврейские и русские художники Марк Шагал (1887–1985) и Шаим Сути́н (1893–1943), а также Пит Мондриан (1872–1944).
Одним из самых ироничных случаев стало включение в списки пенсионера Эмила Нольде (1867–1956) — ему запретили выставляться и конфисковали более 1 000 работ, хотя он был расово «чистым» арийцем и состоял в НСДАП.
- Немецкий экспрессионизм
- История экспрессионистской живописи
- Василий Кириллович Тимофеев (1891-1968). К 125-летию со дня рождения. Живопись, графика
- Философия миграции: этика и политика человеческой мобильности
- «Декабрьские вечера» — традиция, которая не прерывается
- «Американская мечта: Краткая история идеи, сформировавшей нацию» Джима Каллена, краткое содержание
- Выставка одной картины « Григорий Мясоедов (1834-1911) «Старик-итальянец» 1860-е гг.»
- «Арт- рынок и Поколение Y: новые правила игры». Денис Белькевич
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?