Немецкий экспрессионизм читать ~6 мин.
Экспрессионизм в Германии возник в середине 1900-х годов в Дрездене и Мюнхене. Примерно в то же время в Австрии возникло параллельное, но менее масштабное движение. В целом до начала Первой мировой войны экспрессионистское движение в Германии оставалось эстетическим развитием саксонской группы Ворпсведе и парижского движения фовистов. На него также повлияли новаторские экспрессионистские картины Ван Гога, такие как «Пшеничное поле с воронами», и «Звёздная ночь».
В отличие от импрессионистов, которые стремились лишь имитировать природу, немецкие художники-экспрессионисты обычно искажали цвет, масштаб и пространство, чтобы передать свои субъективные ощущения от увиденного. Однако война навсегда искалечила многих из этих художников. В результате с 1915 г. немецкий экспрессионизм превратился не только в стиль современного искусства, но и в движение горького протеста. Центром значительной части этого авангардного искусства была галерея «Штурм» в Берлине. См. также: История экспрессионистской живописи.
Предшественники
Возможно, самым ранним образцом немецкого экспрессионизма был интенсивный немецкий религиозный художник Маттиас Грюневальд (1475-1528). Примерно 350 лет спустя Винсент Ван Гог оказал большое влияние на ранних экспрессионистов. Эдвард Мунк (1863-1944), самый известный норвежский и скандинавский художник, был ещё одним предшественником, чьи картины (как и картины Ван Гога) отражают его душевный упадок. Вот, например, его знаменитая картина маслом, темперой и пастелью «Крик» (ок. 1893 г.) с лицом, похожим на впалый череп, бесформенным фоном и кричащими красками.
Другим предшественником была группа Ворпсведе, колония художников, образованная в 1889 году, за год до трагической гибели Ван Гога. В неё входили художники Фриц Маккензен, Отто Модерсон и Ханс ам Энде, названные по имени деревни в Нижней Саксонии (Северная Германия). Первоначально живопись Ворпсведе была выполнена в стиле plein-air, как во французских коммунах Барбизон, Конкарно и Понт-Авен, но быстро приобрела более современные экспрессионистские черты.
Позже в группу вошли Карл Виннен, Фриц Овербек и Генрих Фогелер. Самой выдающейся художницей Ворпсведе была Паула Модерсон-Беккер, пионер экспрессионизма, член группы с 1898 года до своей смерти девять лет спустя.
Немецкие экспрессионисты
Под влиянием Ван Гога, Эдварда Мунка, фовизма – постимпрессионистской колористической школы во главе с Анри Матиссом (1869-1954) – и эмоциональной резьбы по дереву скульптора Эрнста Барлаха (1870-1938), немецкий экспрессионизм создавал драматические, убедительные изображения сцен и людей. Три основные группы этого движения: Der Blaue Reiter, Die Brucke и Die Neue Sachlichkeit (Новая объективность).
Die Brucke (1905-13) (Мост)
«Мост», основанный в 1905 году Карлом Шмидт-Роттлуфом (1884-1976) и Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880-1938), был влиятельной экспрессионистской группой, базировавшейся в Дрездене. В неё входили также Эрих Геккель (1883-1970), Эмиль Нольде (1867-1956), Макс Пехштейн (1881-1955) и Отто Мюллер (1874-1930). Находясь под влиянием примитивной живописи, например, живописи Поля Гогена (1848-1903), искусство Die Brucke выражало радикальные социальные взгляды через современные городские сцены, пейзажи и фигурные картины. Свидетельство тому – аляповатая цветовая палитра, смелые контуры и прямые композиции.
В частности, согласно художественному манифесту 1906 года, Die Brucke стремились «достичь свободы жизни и действия против устоявшихся старых сил». Для этого они объединили традиционное искусство с африканскими и океаническими мотивами, а также племенным искусством и фовистскими красками, чтобы создать в конечном итоге современный стиль. В стиле Die Brucke выполнены такие картины, как «Пропасть в дамбе» (1910) и «Две женщины» (1912) Карла Шмидта-Роттлуфа; «Сцена берлинской улицы» (1913) Эрнста Людвига Кирхнера.
Der Blaue Reiter (1911-14) (Синий всадник)
Экспрессионистская группа «Синий всадник» была создана в Мюнхене, где находилась авангардная «Новая ассоциация художников» (Neue Kunstler Vereiningung). Наиболее известными её художниками были уроженец России Василий Кандинский (1844-1944) и немецкий художник и гравёр Франц Марк (1880-1916).
В 1911 году Кандинский и Марк отделились от остальных членов Neue Kunstler Vereiningung и стали выставлять свои картины под вывеской Der Blaue Reiter. В него также входили Пауль Клее (1879-1940), Габриэле Мюнтер (1877-1962) и Август Макке (1887-1914). Она оставалась скорее свободным объединением, чем целостной группой, как Die Brucke, хотя в 1912 году Марк и Кандинский опубликовали Almanach Der Blaue Reiter, сборник эссе об искусстве. Их общей целью было наполнить искусство духовными ценностями, используя цвет как основной механизм.
Значение названия «Синий всадник» остаётся неясным. Марк считал, что животные обладают невинностью, которая делает их выше людей, а синий цвет мог иметь особое значение для Кандинского, так как он мог слышать цвета так же, как и видеть их – состояние, известное как синестезия. Группа Der Blaue Reiter распалась во время Первой мировой войны, когда погибли и Макке, и Марк. Примеры экспрессионизма этой группы можно увидеть в картинах «Казаки» (1910) Василия Кандинского; «Маленькие синие лошадки» (1911) и «Маленькая синяя лошадка» (1912) Франца Марка.
Более старым приверженцем немецкого экспрессионизма был прусский художник-импрессионист Ловис Коринф (1858-1925), который прославился своими пейзажами, автопортретами и религиозными картинами.
Die Neue Sachlichkeit (1920-е гг.) (Новая объективность)
Новая объективность – группа немецких экспрессионистов 1920-х годов, входившая в направление послевоенного немецкого реализма, – получила своё название от выставки Neue Sachlichkeit, проходившей в Мангейме в 1923 году. Ее ведущими членами были художники-экспрессионисты Отто Дикс (1891-1969) и Георг Грош (1893-1959), чьи горькие и крайне критические образы упадка и коррупции веймарской Германии стали сатирой на человеческое состояние повсюду. (См. также соратника Гроша, художника дада-фотомонтажа Джона Хартфилда (1891-1968)).
Среди других художников XX века, связанных с группой, были Кристиан Шад (1894-1982) и Макс Бекман (1884-1950), наиболее известный своими мощными автопортретами, такими как пророческий «Автопортрет с рогом» (1938) и «Автопортрет в оливковом и коричневом» (1945). К важным произведениям искусства Die Neue Sachlichkeit относятся: Сутенёр с проститутками (1922) и Портрет журналистки Сильвии фон Харден (1926) Отто Дикса; Самоубийство (1916) Георга Гроша; Автопортрет с моделью (1927) Кристиана Шада.
Большинство произведений немецкого экспрессионизма было осуждено бывшим художником Гитлером в 1937 г. как «дегенеративное искусство» (entartete Kunst), хотя пропагандистские передвижные выставки таких работ фактически расширили их привлекательность.
Другие экспрессионисты
Среди других европейских художников-экспрессионистов той эпохи были: Алексей фон Явленский (1864-1941) – «русский Матисс», известный своими небольшими насыщенными портретами, такими как «Голова женщины» (1911); Оскар Кокошка (1886-1980), известный своими экспрессионистскими портретами, такими как «Портрет дегенеративного художника» (1937); и саморазрушающийся вундеркинд Эгон Шиле (1890-1918), известный своими грубыми обнажёнными автопортретами и напряжёнными, нервными образами. Другим великим художником-экспрессионистом был парижский итальянский гений Амадео Модильяни, чьи портреты и яркие обнажённые натуры представляют собой уникальную смесь кубистской фрагментарности и простоты в стиле Матисса.
Хотя данная статья посвящена немецкой экспрессионистской живописи, следует упомянуть двух выдающихся представителей немецкой экспрессионистской скульптуры, работавших в Германии в преддверии Первой мировой войны: резчика по дереву Эрнста Барлаха (1870-1938) и вдохновлённого беспокойной готикой Вильгельма Лембрука (1881-1919), известного своими бронзовыми и каменными фигурами.
В 1970-80-е годы экспрессионистское движение в Германии пережило значительное возрождение, став частью общего движения, известного как неоэкспрессионизм. Среди ведущих немецких неоэкспрессионистов – Георг Базелиц (р. 1938), Йорг Иммендорф (р. 1945), Ансельм Кифер (р. 1945), Райнер Феттинг (р. 1949), Маркус Луперц (р. 1941), А.Р. Пенк (р. 1939). О европейских коллекциях, содержащих произведения немецкого экспрессионизма, см: Художественные музеи Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?