Голландский реализм (стиль живописи) читать ~5 мин.
Что такое голландский реализм
В изобразительном искусстве «голландский реализм» — это довольно условный термин, относящийся к стилю голландского искусства барокко, которое процветало в Нидерландах на заключительном этапе «Восьмидесятилетней войны» за независимость (1568–1648). Голландский реализм, проявившийся в гуманистических полотнах Рембрандта, жанровой живописи Яна Вермеера и точных натюрмортах Виллема Калфа, был формой протестантского искусства. В резком контрасте с католическим искусством Контрреформации он избегал монументальных тем и идеализированного великолепия живописи высокого барокко, сосредоточившись на повседневных сюжетах, изображённых с убедительной детализацией. Благодаря исключительному качеству созданных произведений, XVII век стал известен как золотой век голландской живописи, а его художники оказали огромное влияние на изобразительное искусство по всей Европе.
Каковы его основные характеристики
Голландский реализм охватил все жанры живописи: портреты, бытовые сцены, натюрморты, а также пейзажи и исторические полотна, хотя последние продавались труднее. Например, великолепная историческая картина Рембрандта «Заговор Клавдия Цивилиса» была отвергнута городским советом Амстердама и сегодня находится в Национальном музее в Стокгольме. Голландский реализм не был единым стилем живописи. Художники-авторы натюрмортов, такие как Виллем Клас Хеда, предпочитали сверхреалистичную, отточенную манеру письма, в то время как Рембрандт и другие придерживались более свободной и экспрессивной. Несмотря на это, у голландского реализма XVII века есть ряд общих черт.
Преобладание живописи
В голландском искусстве XVII века практически отсутствовала монументальная скульптура — главенствовала живопись. Протестантская церковь, в отличие от католической в Италии, Франции или Испании, не поощряла использование статуй в религиозном оформлении храмов.
Небольшой формат и домашнее предназначение
В отличие от крупномасштабных итальянских алтарей и религиозных фресок, предназначенных для соборов и общественных зданий, большинство работ голландских реалистов представляли собой небольшие картины на досках или холсте. Такой формат идеально подходил для украшения домов представителей среднего класса. Исключительно использовалась масляная живопись в соответствии с традициями, заложенными фламандскими художниками эпохи нидерландского Ренессанса (1430–1580).
Сюжеты из повседневной жизни
В отличие от грандиозного «высокого искусства», которое ценилось в Риме, голландский реализм отличался более скромным и практичным подходом. Художники сосредоточили внимание на повседневной жизни голландцев и их быте. Этот выбор во многом определялся позицией протестантской церкви, которая не одобряла роскошного убранства храмов. Поэтому голландские художники-реалисты искали заказы у растущего среднего класса — торговцев и ремесленников, чей вкус и сформировал это направление. Заказчики предпочитали картины, демонстрирующие их материальное благосостояние. Им нравились натюрморты с изображением изысканной еды, дорогой посуды и бокалов, как, например, в работе Виллема Калфа «Натюрморт с кубком из наутилуса» (1662, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Проникнутые протестантскими ценностями добродетели и трудолюбия, они ценили жанровые сцены, где женщины демонстрировали домашние добродетели, как в «Кружевнице» Вермеера, или музыкальные таланты. Голландцы также развили особую любовь к портретному искусству, заказывая как индивидуальные, так и групповые изображения. Примерами могут служить «Портрет Яна Сикса» Рембрандта и его же групповой портрет «Синдики гильдии суконщиков» («Сталмейстеры»).
Детальный реализм и работа со светом
Голландские реалисты использовали технику детального реализма, которая берёт начало во фламандской живописи XV века, в частности, в работах Яна ван Эйка (1390–1441), таких как «Портрет четы Арнольфини» (1434). На некоторых художников также повлиял натурализм Караваджо (1571–1610). В композиции своих картин голландские мастера демонстрировали прекрасное владение линейной перспективой, что видно в работах Самюэля ван Хогстратена (1627–1678), например, в его «Виде коридора» (1662, Дирхэм-парк, Великобритания).
Ещё одна важная черта голландской реалистической живописи — это передача света, особенность, к которой разные художники подходили по-своему. На Рембрандта, например, оказал большое влияние караваджизм с его техниками кьяроскуро (светотени) и тенебризма. Вермеера, в свою очередь, интересовали эффекты естественного дневного света и его отражения от блестящих поверхностей и побелённых стен. В отличие от драматического использования света и тени у Рембрандта, у Вермеера передача света приобретает жемчужное сияние. Этого эффекта он достигал, используя технику, известную как «пуантиль» (не путать с пуантилизмом неоимпрессионистов), нанося краску мелкими зернистыми мазками для создания иллюзии прозрачности и вибрации света.
Этот стиль живописи получил развитие по всей территории Нидерландов, особенно в художественных школах Амстердама, Делфта, Дордрехта, Харлема, Лейдена и Утрехта.
Скрытая религиозность и морализаторство
Хотя официального рынка христианского искусства не существовало, так как реформатская церковь не поощряла украшение храмов, живопись голландских реалистов характеризуется сдержанным, но глубоким религиозным чувством. Многие полотна содержат моральные наставления, основанные на скрытых отсылках к Библии и религиозной символике. Наиболее очевидно это проявляется в натюрмортах в жанре ванитас (суета сует), как, например, в «Аллюзии на суетность человеческой жизни» (1640, Национальная галерея, Лондон) Хармена ван Стенвейка. Портретная живопись также могла быть наполнена библейскими аллюзиями. Существует трактовка, согласно которой шедевр Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» связан со словами мистика святого Франциска Сальского (1567–1622) о том, что женщина должна слышать лишь слово Божие. В этой интерпретации жемчужная серёжка символизирует целомудрие, а тюрбан — «восток», откуда пришло учение. (Для сравнения с искусством католической Фландрии см. искусство фламандского барокко).
Большинство бытовых картин голландских реалистов также содержат моральные уроки. Сцены в тавернах, иллюстрируемые работами Адриана Брауэра (1605–1638) и Адриана ван Остаде (1610–1685), содержали назидания против пьянства и призывали к сдержанности. Творчество Яна Стена охватывает более широкий круг бытовых сюжетов, также не лишённых морали. Вермеер выражал свои идеи в возвышенных интерьерных сценах. Например, в его картине «Женщина, держащая весы» пустые чаши весов указывают на то, что героиня взвешивает духовные, а не материальные ценности. Её безмятежность говорит о самопознании и понимании, что праведный путь — это умеренная и сбалансированная жизнь. Наряду с бытовыми сценами, популярной категорией голландского реализма была архитектурная живопись, в частности изображения церковных интерьеров, мастерами которых были Питер Санредам (1597–1665) и Эманюэл де Витте (1615–1692).
Работы, отражающие стиль этого художественного движения, можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Наиболее широко они представлены в Рейксмюсеуме в Амстердаме и в музее Маурицхёйс в Гааге.
Для общего руководства по эволюции живописи, скульптуры, архитектуры и других форм искусства см.: История искусства (800 г. до н.э. — настоящее время).
- Голландская реалистическая школа жанровой живописи
- Адриан ван Остаде: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Франс Халс: голландский художник-реалист
- Габриель Метсю: Голландский художник-реалист
- Герард Терборх: Голландский художник-реалист, Харлемская школа
- Rijksmuseum выпустил собственную кулинарную книгу
- Афера века: подделки под Старых мастеров расстраивают мир искусства
- Шедевр за 3 миллиона фунтов стерлингов найден в запасниках музея Суонси
- Винсент Ван Гог, возможно, страдал от биполярного расстройства
- Rijksmuseum открывает новые картины голландского мастера Золотого века
- Возобновились слушания по делу румынских грабителей
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?