Голландские художники-реалисты XVII века читать ~6 мин.
Основное направление искусства барокко, охватывающее архитектуру, живопись и скульптуру, было тесно связано с деятельностью Римско-католической церкви. В период Контрреформации она стремилась восстановить своё влияние в Европе после протестантского раскола. Поэтому большинство произведений искусства барокко XVII века, созданных на церковные средства, имели религиозную тематику и были распространены преимущественно в католических странах.
Среди выдающихся представителей католического искусства того времени — итальянский скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680), фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577–1640), его ученик портретист Антонис ван Дейк (1599–1641), а также испанские художники Франсиско де Сурбаран (1598–1664) и Диего Веласкес (1599–1660).
Золотой век голландского реализма
В то же время в протестантской Голландии, недавно добившейся независимости от Испании и достигшей процветания в торговле и науке, сформировалась своя художественная традиция. Это направление, известное как голландский реализм, представляет собой самобытный вариант искусства барокко (период расцвета ок. 1600–1680 гг.).
Это протестантское по духу искусство было ориентировано на нового заказчика — состоятельную буржуазию. Основой для него служила станковая живопись. В XVII веке в голландской живописи произошёл настоящий расцвет: в Харлеме, Делфте, Лейдене, Утрехте, Дордрехте и Амстердаме возникли и развивались многочисленные художественные школы.
В этот золотой век масляной живописи было создано множество шедевров во всех жанрах. Среди мастеров той эпохи — виртуозные портретисты Франс Халс (1582–1666) и Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Художник Ян Вермеер (1632–1675) и его современники создали одни из величайших жанровых картин столетия. Также прославились пейзажист Якоб ван Рёйсдал (1628–1682) и мастера натюрморта.
Картины маслом многих из этих художников можно увидеть в Рейксмузеуме в Амстердаме и в Маурицхёйсе в Гааге.
Ниже перечислены некоторые из ключевых голландских мастеров-реалистов, работавших в жанрах портрета, пейзажа, бытовой живописи и натюрморта.
Брауэр, Адриан (1605–1638)
Фламандский художник, тесно связанный с харлемской школой; известен своими жанровыми сценами в тавернах.
Клас, Питер (1597–1660)
Специалист по натюрмортам типа «завтрак» (ontbijtjes).
Кёйп, Альберт (1620–1691)
Пейзажист дордрехтской школы.
Халс, Франс (1582–1666)
Один из величайших портретистов Голландии, уступающий в славе лишь Рембрандту.
Хеда, Виллем Клас (1594–1680)
Мастер натюрморта из харлемской школы.
Хем, Ян Давидс де (1606–1683)
Художник-натюрмортист утрехтской школы.
Хоббема, Мейндерт (1638–1709)
Один из последних великих голландских пейзажистов-реалистов.
Хонтхорст, Геррит ван (1592–1656)
Представитель утрехтской школы, последователь Караваджо; известен жанровой живописью и портретами.
Хох, Питер де (1629–1683)
Известный представитель делфтской школы жанровой живописи.
Хогстратен, Самуэль ван (1627–1678)
Жанровый живописец, мастер изображения интерьеров и обманок (тромплей).
Калф, Виллем (1619–1693)
Амстердамский художник, известный роскошными натюрмортами (pronkstilleven).
Метсю, Габриэль (1629–1667)
Автор небольших интимных жанровых сцен.
Остаде, Адриан ван (1610–1685)
Живописец крестьянского быта, представитель харлемской школы.
Рембрандт (1606–1669)
Один из величайших портретистов в истории искусства, непревзойдённый мастер светотени (кьяроскуро).
Рёйсдал, Якоб ван (1628–1682)
Пейзажист харлемской школы; известен картиной «Еврейское кладбище».
Рюйш, Рашель (1664–1750)
Одна из величайших художниц-флористок эпохи позднего барокко.
Санредам, Питер (1597–1665)
Архитектурный живописец из Харлема, известный изображениями церковных интерьеров.
Стен, Ян (1626–1679)
Член лейденской школы, известный своими юмористическими жанровыми сценами.
Стенвик, Хармен ван (1612–1656)
Один из самых значительных мастеров натюрморта в жанре «ванитас».
Терборх, Герард (1617–1681)
Художник-жанрист харлемской школы.
Тербрюгген, Хендрик (1588–1629)
Художник-жанрист утрехтской школы, один из караваджистов.
Вермеер, Ян (1632–1675)
Голландский художник-жанрист делфтской школы; не получивший признания при жизни.
Витте, Эмануэль де (1615–1692)
Архитектурный живописец из Алкмара, известный своими изображениями белёных интерьеров церквей.
Искусство Голландии развивалось в тесной связи с искусством соседней Фландрии. Крупнейшими фламандскими мастерами эпохи барокко, помимо Рубенса и ван Дейка, были Якоб Йорданс, мастер натюрморта Франс Снайдерс (1579–1657) и живописец бытовых сцен Давид Тенирс Младший (1610–1690). Среди других известных голландских художников того времени были Фердинанд Бол, Герард Доу, Карел Фабрициус, Николас Мас и Паулюс Поттер.
Голландская реалистическая жанровая живопись XVII века
Для ознакомления с этим видом искусства см: Жанровая живопись.
Хендрик Аверкамп (1585–1634)
«Сцена на льду возле города» (1615) Национальная галерея, Лондон.
Хендрик Тербрюгген (1588–1629)
«Флейтисты» (1621) Галерея старых мастеров, Кассель.
Адриан Брауэр (1605–1638)
«Операция» (ок. 1631) Старая пинакотека, Мюнхен.
Юдифь Лейстер (1609–1660)
«Карусель» (1630) Лувр, Париж.
«Отклонённое предложение» (1631) Маурицхёйс, Гаага.
Адриан ван Остаде (1610–1685)
«Деревенский концерт» (1638) Прадо, Мадрид.
«Интерьер с крестьянами» (1663) Собрание Уоллеса, Лондон.
Давид Тенирс Младший (1610–1690)
«Сцена азартных игр в трактире» (1649) Собрание Уоллеса, Лондон.
Геррит Доу (1613–1675)
«Служанка у окна» (1640) Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам.
«Мышеловка» (1645–50) Музей Фабра, Монпелье.
Герард Терборх (1617–1681)
«Родительское увещевание» (1654–55) Берлинская картинная галерея.
«Женщина, пишущая письмо» (1655) Маурицхёйс, Гаага.
Самуэль Ван Хогстратен (1627–1678)
«Тапочки» (1654–60) Лувр, Париж.
«Вид на коридор» (1662) Дайрэм-Парк, Глостершир, Великобритания.
Габриэль Метсю (1629–1667)
«Блудный сын в таверне» (ок. 1660) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Урок музыки» (1658) Национальная галерея, Лондон.
Питер де Хох (1629–1683)
«Дворик дома в Делфте» (1658) Национальная галерея, Лондон.
«Шкаф с бельём» (1663) Рейксмузеум, Амстердам.
Ян Вермеер (1632–1675)
«Солдат и смеющаяся девушка» (ок. 1658) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
«Молочница» (ок. 1658–1660) Рейксмузеум, Амстердам.
«Молодая женщина с кувшином воды» (ок. 1662) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Женщина, держащая весы» (1662–63) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Женщина с жемчужным ожерельем» (ок. 1662) Берлинская картинная галерея.
«Урок музыки» (ок. 1665) Королевская коллекция, Лондон.
«Концерт» (ок. 1665–1666) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
«Искусство живописи» (ок. 1666–1673) Музей истории искусств, Вена.
«Кружевница» (ок. 1669–1670) Лувр, Париж.
Николас Мас (1634–1693)
«Подслушивающая» (1657) Дордрехтский музей, Дордрехт.
Подробнее см: Голландская реалистическая школа жанровой живописи.
Голландская реалистическая портретная живопись XVII века
Для ознакомления с этим видом живописи см: Портретное искусство.
Франс Халс (1582–1666)
«Смеющийся кавалер» (1624) Собрание Уоллеса, Лондон.
Рембрандт ван Рейн (1606–1669)
«Портрет купца Николаса Рутса» (1631) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) Маурицхёйс, Гаага.
«Портрет молодой женщины с веером» (1632) Национальный музей, Стокгольм.
«Кораблестроитель Ян Рейксен и его жена Грит Янс» (1633) Королевская коллекция, Лондон.
«Даная» (1636–1647) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Портрет меннонитского проповедника Корнелиса Класа Ансло и его жены» (1641) Берлинская картинная галерея.
«Портрет Агаты Бас» (1641) Королевская коллекция, Лондон.
«Старый раввин» (1642) Музей изобразительных искусств, Будапешт.
«Ночной дозор» (1642) Рейксмузеум, Амстердам.
«Портрет Хендрикье Стоффельс» (ок. 1650) Лувр, Париж.
«Аристотель, созерцающий бюст Гомера» (1653) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Портрет Яна Сикса» (1654) Коллекция Сикса, Амстердам.
«Дама с веером из страусиных перьев» (1660) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Синдики» (1662) Рейксмузеум, Амстердам.
«Еврейская невеста» (Исаак и Ревекка) (ок. 1666) Рейксмузеум, Амстердам.
Ян Вермеер (1632–1675)
«Девушка в красной шляпе» (1665–66) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665) Маурицхёйс, Гаага.
Голландские реалистические натюрморты XVII века
Для ознакомления с этим видом искусства см: Живопись натюрморта, а также живопись ванитас.
Хармен Стенвик (1612–1656)
«Аллегория суетности человеческой жизни» (ок. 1640) Национальная галерея, Лондон.
Ян Давидс де Хем (1606–1683)
«Стол с десертами» (1640) Лувр, Париж.
Виллем Калф (1619–1693)
«Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином» (1662) Берлинская картинная галерея.
Ян Стен (1626–1679)
«Осторожно, роскошь» (1663) Музей истории искусств, Вена.
«Праздник крещения» (1664) Собрание Уоллеса, Лондон.
Голландская реалистическая историческая живопись XVII века
Для ознакомления с этим видом искусства см: Историческая живопись.
Рембрандт ван Рейн (1606–1669)
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654) Лувр, Париж.
«Заговор Клавдия Цивилиса» (1661) Национальный музей, Стокгольм.
«Самоубийство Лукреции» (1666) Институт искусств Миннеаполиса.
«Возвращение блудного сына» (1666–69) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?