Искусство Раннего Возрождения читать ~14 мин.
Что такое Раннее Возрождение? — Характеристики
Искусство Раннего итальянского Возрождения зародилось во Флоренции в первом десятилетии XV века. Опираясь на искусство Проторенессанса, включая творчество таких художников Проторенессанса, как Чимабуэ и Джотто (см. фрески капеллы Скровеньи, особенно «Поцелуй Иуды» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305)), а также живопись Проторенессанса Дуччо ди Буонинсенья, флорентийские и другие тосканские мастера, такие как Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо и Андреа Мантенья, положили начало целой серии открытий и усовершенствований во всех изобразительных искусствах (архитектуре, скульптуре, живописи), которые совершили настоящий переворот в общественном и частном искусстве в Италии и за её пределами. Это движение повлияло и на консервативную сиенскую школу живописи. Хотя Раннее Возрождение в конечном итоге распространилось по всей Италии, его центром была Флоренция, а главным покровителем — флорентийская семья Медичи. К концу столетия движение достигло своего апогея в период, известный как Высокое Возрождение (ок. 1490–1530), особенно в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана.
Примечание: термин «Возрождение», используемый для описания расцвета итальянского искусства и культуры в период 1400–1530 годов, был впервые введён в 1855 году французским историком XIX века Жюлем Мишле (1798–1874).
Возвращение к классическим ценностям и гуманизму
По причинам, которые остаются не до конца ясными, во Флоренции возникло стремление отказаться от прежних канонов в философии, религии и искусстве и начать всё с чистого листа. В качестве образца для этого «нового подхода» флорентийские художники и интеллектуалы избрали модель классической античности. Почему? Потому что они считали, что греческое и римское искусство представляет собой абсолютный эталон художественной ценности.
Этот классицизм соответствовал и новому гуманистическому мировоззрению, зародившемуся в то время в Италии. Гуманизм — это философское течение, которое ставило во главу угла человека, а не Бога. Хотя христианство оставалось единственной религией, гуманизм переосмыслил его, придав ему человеческое лицо. Так, например, религиозные персонажи — евангелисты, святые, апостолы и члены Святого семейства — изображались как реальные люди, а не как стереотипные, идеализированные фигуры. Гуманистическая философия ставила человека в центр мироздания. В изобразительном искусстве это привело к пристальному изучению человеческого тела, возвращению к жанру ню и, как следствие, глубокому интересу к природе во всех её проявлениях.
Развитие изобразительного искусства
Принятие классических ценностей и новой гуманистической философии напрямую привело к ряду изменений в искусстве, особенно в архитектуре, живописи и скульптуре.
Архитектура
Филиппо Брунеллески (1377–1446) был самым влиятельным архитектором эпохи Возрождения во Флоренции в первой половине XV века. Изучение римской архитектуры (в частности, трудов римского архитектора Витрувия) и математики позволило ему постичь классические принципы пропорций и конструкций. Он применил эти знания для создания новаторских инженерных решений, таких как проект купола Флорентийского собора (Санта-Мария-дель-Фьоре), который превзошёл по высоте все церковные купола в Тоскане. Проект купола Брунеллески считается одним из величайших инженерных достижений со времён Римской империи. Ему также приписывают возрождение классической ордерной системы, которую он изучал и осваивал в Риме. Как и многие художники Раннего Возрождения, он преуспел в нескольких видах искусства. Он был опытным скульптором, а также прославился своей новаторской работой в области математической, или линейной, перспективы, которая оказала влияние на многих художников того периода. См. также: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.).
Стремление к реализму в живописи
Под влиянием идей гуманизма живопись Раннего Возрождения стремилась к большему реализму во всех своих проявлениях. В отличие от плоских, застывших образов византийского искусства, лица стали более живыми, тела — объёмными и изображёнными в естественных позах, а персонажи начали выражать подлинные эмоции. Одновременно художники прилагали большие усилия для создания реалистичной глубины пространства в картинах с помощью научной перспективы. Хотя ещё Джотто добился убедительного прогресса в построении пространства, только благодаря архитекторам Брунеллески и Леону Баттисте Альберти (1404–1472) перспектива была теоретически осмыслена и оформлена как художественный приём, ставший основной задачей для многих живописцев.
Повышенный реализм в изобразительном искусстве также требовал тщательного изучения света, тени и анатомии человека. Хотя в начале и середине XV века в этих областях были достигнуты значительные успехи, только в конце столетия работа со светом и тенью (сфумато) была доведена до совершенства такими великими мастерами Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи.
Лучшие картины см. в разделе Величайшие картины эпохи Возрождения, рисунки: Лучшие рисунки эпохи Возрождения.
Сюжеты картин и фресок также изменились. Хотя большинство работ оставались религиозными картинами на библейские сюжеты, художники Раннего Возрождения, чтобы выразить свои гуманистические взгляды, обращались также к сюжетам и персонажам из классической мифологии, таким как Венера и Марс. Примечательно, что если в Средневековье греческое искусство и мифология ассоциировались с язычеством, то в эпоху Возрождения они стали отождествляться с просвещением.
Скульптура
В своём стремлении к большему реализму скульпторы Раннего Возрождения черпали вдохновение непосредственно в классической римской и греческой скульптуре. Но они не были рабскими подражателями. Они наполняли свои отдельно стоящие статуи спектром эмоций, энергией и мыслью. Часто добавлялся символизм, придававший работам дополнительный смысл, в соответствии с новой идеей о скульпторе (как и о художнике) как о творческой и интеллектуальной личности. Величайшим скульптором этого периода был Донателло (1386–1466), который вместе с архитектором Филиппо Брунеллески и художником Томмазо Мазаччо был одной из трёх ключевых фигур флорентийского Ренессанса.
Флорентийский баптистерий
Принято считать, что Раннее Возрождение началось во Флоренции в 1401 году. В том году был объявлен конкурс на создание пары бронзовых дверей для баптистерия Сан-Джованни — одной из старейших церквей города. Было выбрано семь скульпторов, и каждый должен был разработать бронзовую панель на сюжет «Жертвоприношение Исаака». До наших дней дошли только две конкурсные работы: Лоренцо Гиберти (1378–1455) и Брунеллески. В каждой из них уже безошибочно присутствуют ключевые элементы нового ренессансного стиля. Работа Гиберти, в которой мускулистая фигура Исаака была вдохновлена античными образцами, победила в конкурсе, и он получил заказ на создание дверей. Работа над ними заняла 21 год. Позднее он получил заказ на вторые, восточные, двери, которые создавал ещё 27 лет. Эти вторые ворота стали настолько известным символом флорентийского искусства, что Микеланджело назвал их «Вратами Рая».
Капелла Бранкаччи
Около 1425 года Томмазо Мазаччо начал расписывать фресками на сюжеты из жизни Святого Петра капеллу семьи Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Величественный и монументальный стиль Мазаччо — драматичный, но лишённый орнаментальности — позволил изобразить очень реалистичных персонажей, исполненных достоинства и уверенности в себе. Его фреска «Изгнание из рая» знаменита реалистичным изображением человеческих тел и глубоких душевных переживаний. В 1428 году он уехал, не завершив работу над фресками (позднее их закончил Филиппино Липпи), и спустя несколько месяцев скоропостижно скончался в Риме в возрасте 27 лет. Хотя он оставил после себя небольшое количество работ, они стали вехами в истории искусства и вдохновляли многих художников на протяжении всего кватроченто. В последующие годы фрески капеллы Бранкаччи стали своего рода академией для многих поколений художников, включая Микеланджело Буонарроти, чьи фрески Сикстинской капеллы испытали сильное влияние творчества Мазаччо.
Перспектива
Кроме смелого реализма, Мазаччо был также первым художником, который понял и применил научную перспективу. В своей фреске «Троица», написанной около 1428 года в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, Мазаччо воплотил идеи Брунеллески о линейной перспективе и создал убедительную иллюзию архитектурной ниши — первый значительный пример использования линейной перспективы в живописи Ренессанса.
Принципы перспективы были подхвачены многими современниками Мазаччо, включая Паоло Уччелло (1397–1475), чьи работы, такие как «Битва при Сан-Романо» (1438–1440) и «Охота в лесу» (1465–1470), демонстрируют такое увлечение техникой построения глубины, что оно порой кажется самоцелью, но при этом сохраняют радостный декоративный дух. Таким образом, Уччелло сочетал декоративность интернациональной готики с более научным подходом, характерным для Ренессанса.
Пьеро делла Франческа (1420–1492) был ещё одним художником Раннего Возрождения, который постоянно экспериментировал с перспективой. Он страстно интересовался математикой и использовал её для построения геометрически точных и строго пропорциональных пространств. Его мастерство особенно заметно в картине «Бичевание Христа» (1450-е годы), в которой он объединил темперу и масляную живопись, что сделало его одним из первых мастеров, применивших новую технику масляной живописи. Его современник Андреа дель Кастаньо (ок. 1420–1457) также развивал художественные принципы Мазаччо, как в построении перспективы, так и в скульптурной проработке фигур. Ещё одним ранним мастером масляной живописи был сицилийский портретист Антонелло да Мессина (1430–1479), который, как считается, перенял технику масляной живописи у нидерландских мастеров, таких как Ян ван Эйк, и познакомил с ней художников венецианской школы.
К другим важным художникам Раннего Возрождения относятся: Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427), влиятельный художник интернациональной готики, известный своим шедевром «Поклонение волхвов»; новатор Джованни ди Паоло (1400–1482); загадочный Доменико Венециано (1410–1461), известный своим алтарным образом «Мадонна с младенцем и святыми (Алтарь Cвятой Лючии)»; Фра Анджелико (ок. 1400–1455), религиозный художник, наиболее известный фресками в монастыре Сан-Марко — см., например, «Благовещение» (ок. 1450); Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469), ещё один монах-художник, известный фресками в соборах Прато и Сполето; и Доменико Гирландайо (1449–1494), самый востребованный художник-фрескист во Флоренции 1480-х годов, а также выдающийся портретист — см., например, его пронзительную гуманистическую работу «Старик с внуком» (1490, Лувр, Париж).
Примечание. Большая часть новаторской работы по атрибуции картин эпохи Ренессанса была проделана историком искусства Бернардом Беренсоном (1865–1959), который большую часть своей жизни прожил недалеко от Флоренции и опубликовал ряд очень влиятельных работ об итальянском Возрождении XV века. В немецкоязычном мире величайшим знатоком искусства Раннего итальянского Возрождения был Якоб Буркхардт (1818–1897).
Второе поколение художников эпохи Возрождения
Реализм, линейная перспектива и новые композиционные приёмы были развиты и усовершенствованы следующим поколением старых мастеров Ренессанса, включая Антонио дель Поллайоло (1432–1498), уроженца Падуи Андреа Мантенью (1431–1506), мастера квадратуры Мелоццо да Форли (1438–1494) и флорентийца Алессандро Боттичелли (1445–1510).
Антонио дель Поллайоло изучал сложную анатомию человека: см., например, его шедевр «Мученичество святого Себастьяна» (1475 г.). Андреа Мантенья (ученик Франческо Скварчоне), работавший в Вероне, Риме и Мантуе, большую часть своего времени посвятил правящей семье Гонзага в Мантуе. Его фрески в Камере дельи Спози (также известной как Камера пикта), выполненные между 1465 и 1474 годами в Герцогском дворце Мантуи, считаются одной из вершин его творчества. Иллюзионистская роспись потолка в этой комнате стала важной вехой в развитии техники тромплей (обманки), известной как квадратура. Другой пример — драматически укороченная фигура мёртвого Иисуса в его шедевре «Оплакивание мёртвого Христа» (1470–1480-е гг.).
Третьим крупным художником второго поколения был Алессандро Боттичелли, чей стиль расходился с господствующим реализмом. Вместо этого он был мечтательным, сентиментальным и почти декоративным по своей природе. В своих картинах, изображающих Мадонну или её мифологический аналог, Венеру, он создал безошибочно узнаваемый женский идеал: стройная, светловолосая, задумчивая и немного печальная фигура. Отвергая научную перспективу, Боттичелли создавал полотна, которые характеризуются мечтательной ирреальностью и изящными линиями. Его фигуры сразу узнаваемы по своему изяществу и отрешённости. Две его самые известные картины — «Рождение Венеры» (ок. 1485 г.) и «Весна» (ок. 1482 г.). На его более поздние работы повлияли проповеди Савонаролы (1452–1498).
Другими значимыми фигурами позднего этапа Раннего Возрождения были художник из Перуджи, известный как Перуджино (1450–1523), прославившийся своей фреской «Христос передаёт ключи апостолу Петру» (1482) в Сикстинской капелле и оказавший большое влияние на молодого Рафаэля, и Пьеро ди Козимо (1462–1522), чей причудливый реализм испытал влияние нидерландских художников.
В Венеции ведущими фигурами Раннего Возрождения были Якопо Беллини (1400–1470), известный в основном своими альбомами с зарисовками, и его сыновья Джентиле Беллини (1429–1507) и Джованни Беллини (1430–1516). Именно Джованни — один из первых венецианских художников, освоивших масляную живопись, — стал основоположником венецианской школы живописи и учителем Джорджоне и Тициана, величайших мастеров XVI века из этого прославленного города. См., например, его удивительный «Экстаз святого Франциска» (1480, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); его выразительный портрет дожа Леонардо Лоредана (1502, Национальная галерея, Лондон) и богато колорированный алтарный образ из церкви Сан-Заккария (1505, церковь Сан-Заккария, Венеция).
Скульптура Раннего итальянского Возрождения
Двумя величайшими скульпторами Раннего итальянского Возрождения были флорентийцы: Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный как Донателло (1386–1466), и Андреа дель Верроккьо (1435–1488).
Донателло, бесспорный пионер современной итальянской скульптуры, был (наряду с Брунеллески и Мазаччо) ключевой фигурой в изобразительном искусстве кватроченто. Он заново открыл скульптуру — во многом так же, как Мазаччо, Пьеро делла Франческа и Мантенья произвели революцию в живописи, — и в этом качестве прославился по всей Италии. Он мог оживить статую, наделив её глубоким реализмом и эмоциями. Его шедевр, бронзовая статуя Давида (1440-е годы), созданная для семьи Медичи и установленная в Палаццо Медичи во Флоренции, стала первой отдельно стоящей обнажённой статуей в натуральную величину со времён античности. Одетый только в шляпу и сапоги, стройный, почти женственный библейский пастух, кажется, едва ли способен на жестокость, необходимую для убийства Голиафа, однако его образ полон гипнотической загадки для зрителя. Новый стиль эпохи Возрождения проявляется как в классической наготе, так и в использовании контрапоста (положения тела с переносом веса на одну ногу), а также в смелости интерпретации. Подробнее см.: «Давид» Донателло (1440-е годы, музей Барджелло, Флоренция).
Лучшие работы Андреа дель Верроккьо не уступают произведениям Донателло, которые послужили для них источником вдохновения. Его Давид (около 1475 г.) более изящен, но менее глубок по замыслу, чем статуя Донателло, в то время как его конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони (1480-е гг.) менее героична, но передаёт больше движения и кичливой мощи, чем статуя Гаттамелаты (кондотьера Эразмо да Нарни) работы Донателло (1444–1453) в Падуе. Верроккьо был не только скульптором, но и опытным художником, руководившим одной из крупнейших мастерских во Флоренции, среди многочисленных учеников которой был и молодой Леонардо да Винчи.
Леон Баттиста Альберти
Во многих смыслах таланты Раннего итальянского Возрождения воплотились в личности Леона Баттисты Альберти (1404–1472), одного из ведущих интеллектуалов того времени. Проживая большую часть своей карьеры в Риме, где он занимал пост в папском секретариате, он был философом-гуманистом, знатоком латыни и выдающимся теоретиком искусства эпохи Возрождения. За его первым трактатом о живописи Della pittura («О живописи», 1435), в котором он объяснил концепцию рисунка (disegno), последовал трактат об архитектуре De re aedificatoria («О зодчестве», 1452) и трактат о скульптуре De statua («О статуе», 1460-е годы). В этих трудах были систематизированы все художественные новшества его современников по эпохе Возрождения, а их публикация помогла распространить новые идеи по всей Европе. Будучи не только теоретиком, но и практиком, Альберти был также художником, скульптором и выдающимся архитектором. Его влиятельные проекты включали фасады церкви Санта-Мария-Новелла и Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Альберти также спроектировал несколько церквей в Мантуе, в том числе Сант-Андреа и Сан-Себастьяно.
Хотя его непосредственный вклад в живопись и скульптуру был относительно небольшим, важность Альберти как мыслителя и распространителя идей была не менее значимой для эпохи Возрождения, чем вклад других, более известных художников.
Примечание: Работы, отражающие стиль живописи и скульптуры Раннего Возрождения, можно увидеть во всех лучших художественных музеях мира. Для получения подробной информации о европейских музеях, содержащих большие коллекции живописи Кватроченто, см.: Художественные музеи в Европе.
Подробнее о том, как движение развивалось в разных городах Италии, см.:
Искусство эпохи Возрождения во Флоренции (например, Мазаччо, Брунеллески, Леонардо да Винчи);
Искусство эпохи Возрождения в Риме (например, Рафаэль и Микеланджело Буонарроти);
Искусство эпохи Возрождения в Венеции (например, Мантенья, Беллини, Тициан, Тинторетто).
Смотрите также: Испанские художники эпохи Возрождения.
Многие художники этой эпохи описаны в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», книге искусствоведа Джорджо Вазари, опубликованной в 1550 году.
Краски, пигменты и цвета того времени – см.: Цветовая палитра Ренессанса.
Краткий обзор традиции изображения наготы в искусстве: Обнажённые женщины в истории искусства (20 лучших) и Обнажённые мужчины в истории искусства (10 лучших).
Об эволюции визуального искусства: Хронология истории искусства.
Списки величайших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Список 300 величайших картин маслом и акварелью можно найти в разделе Величайшие картины всех времён.
Список 100 величайших скульптур можно найти на странице Величайшие скульптуры всех времён.
Ренессанс в Северной Европе: общие сведения о фламандской и голландской живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О живописи и скульптуре в Германии (1430–1580): Искусство немецкого Возрождения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?