Искусство Раннего Возрождения читать ~14 мин.
Что такое раннее Возрождение? – Характеристики
Искусство раннего итальянского Возрождения начало зарождаться во Флоренции в течение первого десятилетия 15 века. Опираясь на прото-ренессансное искусство, включая работы таких художников прото-ренессанса как Чимабуэ и Джотто (см фрески часовни Скровеньи, особенно предательтво Христа (1305) и Оплакивание Христа (1305) – а также пред-ренессансную живопись Дуччо ди Буонинсенья) – флорентийские и другие тосканские художники, такие как Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо и Андреа Мантенья инициировали серию открытий и улучшений во всех изобразительных искусствах (архитектура, скульптура, живопись), которые фактически революционизировали публику и частное искусство в Италии и за её пределами. Это повлияло и на консервативную сиенскую школу живописи в Сиене. Хотя в конечном итоге оно распространилось по всей Италии, раннее Возрождение было сосредоточено во Флоренции и находилось под покровительством флорентийской семьи Медичи. К концу века движение достигло своего апогея в период известный как Высокое Возрождение (c.1490-1530): особенно в произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана.
Примечание: термин «Возрождение» используемый для описания подъёма итальянского искусства и культуры в период 1400-1530 годов, был впервые введён французским историком 19 века Жюлем Мишле в 1798-1874 годах.
Возвращение к классическим ценностям гуманизма
По причинам, которые остаются неясными, во Флоренции возникло новое желание отбросить старые способы мышления – в философии, религии и искусстве – и начать все сначала. Образцом, выбранным флорентийскими художниками и интеллектуалами для этого «нового подхода», была модель классической античности. Почему? Потому что они считали, что греческое и римское искусство представляет собой абсолютный эталон художественной ценности.
Этот классицизм также соответствовал новому настроению «гуманизма», возникшему в то время в Италии. Гуманизм был способом мышления, который придавал большее значение Человеку и меньше – Богу. Хотя христианство оставалось единственной религией, гуманизм переосмыслил его, придав ему человеческое лицо. Так, например, религиозные деятели, такие как евангелисты, святые, апостолы и святое семейство изображались как реальные люди, а не как стереотипные и идеализированные фигуры. Гуманистическая философия поместила человека в центр вещей и в изобразительном искусстве это привело к тщательному изучению человеческого тела, возвращению к обнажённой натуре и, как следствие, озабоченности природой во всех её формах.
Развитие изобразительного искусства
Принятие классических ценностей и новой философии гуманизма непосредственно привело к ряду изменений в создании искусства, особенно архитектуры, живописи и скульптуры.
Архитектура
Филиппо Брунеллески (1377–1446) был самым влиятельным дизайнером архитектуры эпохи Возрождения во Флоренции в первой половины 15 века. Его исследования римской архитектуры (от римского архитектора Витрувия) и математика дали ему представление о классических методах пропорции и структуры, которые он применил к новаторским техническим достижениям, таким как его дизайн купола Флорентийского собора (Санта-Мария-дель-Фьоре), который был самым высоким из всех церковных куполов в Тоскане. Дизайн купола Брунеллески считался одним из лучших инженерных достижений со времён Римской империи. Ему также приписывают возрождение классической колонной системы, которую он изучил и освоил в Риме. Как и многие художники раннего Возрождения, он преуспел в нескольких художественных дисциплинах. Он был опытным скульптором, а также прославился своей новаторской работой в области математической или линейной перспективы, которая оказала влияние на многих более поздних художников того периода. См. также: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.).
Большой реализм в живописи
Учитывая важность гуманизма, живопись раннего Возрождения стремилась достичь большего реализма во всех своих работах. В отличие от плоских, жёстких изображений византийского искусства, лица теперь стали более реалистичными, тела были нарисованы в более реалистичных позах, а фигуры начали выражать настоящие эмоции. В то же время были приложены большие усилия для создания реалистичной «глубины» в картинах используя научную перспективу. Хотя уже Джотто добился убедительного прогресса в перспективе, только с приходом архитекторов Брунеллески и Леона Баттисты Альберти (1404–1472) она была оформлена как творческая техника и стала основной заботой многих художников.
Повышенный реализм в изобразительном искусстве также требовал тщательного изучения света, тени и анатомии человека. Хотя в начале и середине 15 века в этих областях были достигнуты значительные успехи, только в конце века свет и тень (сфумато) были полностью освоены такими великими художниками Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи.
Лучшие картины см. в разделе Величайшие картины эпохи Возрождения, рисунки: Лучшие рисунки эпохи Возрождения.
Сюжеты картин и фресок также изменились. Хотя большинство работ были религиозными картинами иллюстрирующими иудео-христианские истории из Библии, чтобы проиллюстрировать свои гуманистические убеждения, художники раннего Возрождения также представили рассказы и персонажей из классической мифологии, таких как Венера и Марс. Примечательно, что если в раннее Средневековье все в греческом искусстве и мифологии воспринималось как язычество или ассоциировалось с язычеством, то в эпоху Возрождения это отождествлялось с просвещением.
Скульптура
В своём стремлении к большему реализму скульпторы раннего Возрождения черпали вдохновение непосредственно из классической римской и греческой скульптуры. Но они не были рабскими подражателями. Они наполнили свои свободно стоящие фигуры спектром эмоций и наполнили их энергией и мыслью. Символизм часто добавлялся, чтобы придать дополнительный смысл, в соответствии с новой идеей, что скульпторы (как и художники) были новыми творческими интеллектуалами. Величайшим скульптором этого периода был Донателло (1386–1466), который вместе с архитектором Филиппо Брунеллески и художником Томмазо Мазаччо создал три доминирующих фигуры флорентийского Возрождения.
Флорентийский баптистерий
Раннее Возрождение, вероятно, началось во Флоренции в 1401 году. В том же году был организован конкурс, чтобы решить, кому будет дано задание создать пару бронзовых дверей для баптистерия Святого Иоанна – одной из старейших сохранившихся церквей в городе. Было выбрано семь скульпторов и каждый должен был разработать бронзовое панно изображающее историю Жертвоприношения Исаака. Из записей сохранились только две работы Лоренцо Гиберти (1378-1455) и Брунеллески. В каждом из них уже безошибочно присутствуют ключевые элементы нового стиля Возрождения. Работа Гиберти, показывающая мускулистого Исаака, заимствованного из классических оригиналов, выиграла конкурс и он был должным образом награждён заказом на двери, на завершение которого у него ушло 27 лет. Затем последовала вторая аналогичная комиссия, задержавшая Гиберти ещё на 25 лет. Однако его ворота стали видимым символом флорентийского искусства из-за чего Микеланджело назвал их вратами рая.
Часовня Бранкаччи
В 1425 году Томмазо Мазаччо начал писать серию фресок изображающих жизнь Святого Петра в часовне семьи Бранкаччи, в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Величественный монументальный стиль Мазаччо – драматичный, но лишённый всякого орнамента – изображал очень реальных персонажей источающих достоинство и самоуверенность. Его фигуры изображающие изгнание Адама и Евы из Эдема известны своим реалистичным изображением тел и душевных эмоций. В 1428 году он покинул часовню до того, как серия была завершена (позже её завершил Филиппино Липпи.) и внезапно скончался в Риме через три месяца в возрасте 27 лет. Хотя он оставил после себя лишь небольшое количество работ, они считались вехами в истории искусства и вдохновляли многих художников на протяжении всего кватроченто. В последующие годы фрески капеллы Бранкаччи стали своего рода галереей и учебной школой для художников, в том числе для Микеланджело Буонарроти, чьи фрески Сикстинской капеллы находились под сильным влиянием творчества Мазаччо.
Перспектива
Кроме смелого реализма, Мазаччо был также первым художником, который понял и использовал научную перспективу. В своей фреске Святая Троица, написанной около 1428 года в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, Мазаччо воплотил некоторые идеи Брунеллески о линейной перспективе и создал убедительную иллюзию часовни – первого крупного примера линейной перспективы эпохи Возрождения.
Перспектива была подхвачена многими из современников Мазаччо, включая Паоло Уччелло (1397-1475), чьи произведения, такие, как Битва при Сан-Романо (1438-40) и Охота в лесу (1465-70), в то время доминировали искусственными техниками глубины, всё ещё сохраняют радостный декоративный энтузиазм. В этом смысле Уччелло сочетает в себе интернациональный готический декор с более научной идиомой эпохи Возрождения.
Пьеро делла Франческа (1420–1492) был ещё одним художником раннего Возрождения, который постоянно экспериментировал с перспективой. Он страстно интересовался математикой, которую использовал для построения геометрически точных и строго пропорциональных пространств. Его техника лучше всего видна в «Бичевании Христа» (1450-е годы), в котором он объединил темперу и масляную живопись, став одним из первых, кто применил новую масляную среду. Его современник Андреа дель Кастаньо (около 1420-1457) также развил идиому Мазаччо, как в её живописной перспективе, так и в скульптурном качестве. Ещё одним ранним художником маслом был сицилийский портретист Антонелло да Мессина (1430-1479), который якобы изучил метод масляной живописи, который использовал Ян Ван Эйк, а затем представил его венецианскому Возрождению.
К другим важным художникам раннего Возрождения относятся: Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427), влиятельный художник интернационального готического стиля известный своим шедевром «Поклонение волхвов»; новатор Джованни ди Паоло (1400-1482); загадочный Доменико Венециано (1410–1461), отмеченный алтарём Святой Люсии; Фра Анджелико (ок. 1400-55) религиозный художник, наиболее известный своими фресками в монастыре Сан-Марко – см., например, Благовещение (1450 г.), Фра Филиппо Липпи (ок. 1406-1469) ещё один художник-монах, лучше всего известный своими фресками в соборах Прато и Сполето; и Доменико Гирландайо (1449-1494), самый популярный художник-фрескист во Флоренции 1480-х годов, а также выдающийся портретист – см., например, его замечательную гуманистическую работу «Старик с мальчиком» (1490, Лувр, Париж).
Примечание. Большая часть новаторской работы по атрибуции картин эпохи Ренессанса была проделана историком искусства Бернардом Беренсоном (1865–1959), который большую часть своей жизни прожил недалеко от Флоренции и опубликовал ряд очень влиятельных работ об итальянском Возрождении 15 века. В немецкоязычном мире величайшим знатоком искусства раннего итальянского Возрождения был Якоб Буркхардт (1818-1897).
Второе поколение художников эпохи Возрождения
Реализм, линейная перспектива и новые формы композиции были далее развиты и усовершенствованы следующим поколением старых мастеров эпохи Возрождения, включая Антонио дель Поллайоло (1432-1498), уроженца Падуи Андреа Мантенья (1431-1506), квадратуриста Мелоццо да Форли (1438-1494) и флорентийца Алессандро Боттичелли (1445-1510).
Антонио дель Поллайоло изучал сложную анатомию человека: см., например, его шедевральную работу «Мученичество Святого Себастьяна» (1475 г.). Андреа Мантенья (преподаватель Франческо Скварчоне), который работал в Вероне, Риме и Мантуе, большую часть своего времени посвящал правящей семье Гонзага в Мантуе. Его фрески в Камере дельи Спози выполненные между 1465 и 1474 годами в Герцогском дворце (Палаццо Дукале в Мантуе), считаются одними из величайших его работ. Роспись потолка в Камера пикта от Мастера иллюзионистских фресок стала важной вехой в технике Тромплей (Обманка) известной как квадратура.. Другой пример – драматически укороченная фигура мёртвого Иисуса в его шедевре «Оплакивание мёртвого Христа» (1470-80 гг.).
Третьим крупным художником во втором поколении был болезненный Алессандро Боттичелли, чей стиль расходился с модным реализмом. Вместо этого он был мечтательным, сентиментальным и почти декоративным по своей природе. В своих картинах с изображением Мадонны и её мифологического эквивалента Венеры он создал безошибочно узнаваемый женский идеал: стройный, светловолосый, скромный и немного грустный. Отвергая научную перспективу, картины Боттичелли характеризуются мечтательной нереальностью и искажением. Его фигуры сразу узнаваемы по достоинству и отстранённости. Две его самые известные картины – «Рождение Венеры» (около 1485 г.) и «Примавера» («Весна», около 1477–82 гг.). На его более поздние работы повлияла фундаменталистская проповедь Савонаролы (1452-1498).
Другими поздними фигурами в эпоху Раннего Возрождения были художник Перуджи известный как Перуджино (1450-1523) известный своей фреской «Христос передаёт ключи Святому Петру» (1482) в Сикстинской капелле, оказавший определяющее влияние на молодого Рафаэля и Пьеро ди Козимо (1462-1522), чей фантастический реализм находился под влиянием фламандских художников.
В Венеции ведущими фигурами раннего Возрождения были Якопо Беллини (1400-1470) известный в основном по своим альбомам и его сыновья Джентиле Беллини (1429-1507) и Джованни Беллини (1430-1516). Именно Джованни – один из первых крупных пионеров масляной живописи в Венеции – стал отцом венецианской живописи и учителем Джорджоне и Тициана, высших мастеров искусства 16 века из этого славного города. См., например, чудесный «Экстаз св. Франциска» Беллини (1480, Фрик коллекшн, Нью-Йорк); его мощный этюд Дожа Леонардо Лоредана (1502, Национальная галерея, Лондон) и богато раскрашенный алтарь Сан-Заккария (1505, церковь Сан-Заккария, Венеция).
Скульптура раннего итальянского Возрождения
Двумя величайшими скульпторами скульптуры раннего итальянского Возрождения были флорентийцы: Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный как Донателло (1386-1466) и Андреа дель Верроккьо (1435-1488).
Донателло, бесспорный пионер современной итальянской скульптуры, был (наряду с Брунеллески и Мазаччо) ключевой фигурой в изобразительном искусстве quattrocento (эпохи Раннего Возрождения, XV век). Он заново изобрёл скульптуру – во многом так же, как Мазаччо, Пьеро делла Франческа и Мантенья произвели революцию в живописи и в этом качестве стал известен по всей Италии. Он мог оживить статую, придав ей глубокий реализм и эмоции. Его шедевр, пятифутовая бронзовая скульптура Давида (1440-е годы), созданная для семьи Медичи и возведённая в Палаццо Медичи во Флоренции, была первой обнажённой фигурой в натуральную величину со времён античности. Одетый только в шляпу и ботинки, стройный, почти женственный библейский пастушок, кажется, едва ли способен на насилие, необходимое для убийства Голиафа, однако он сохраняет для зрителя гипнотическую тайну. Новый стиль эпохи Возрождения проявляется как в классической наготе, так и в использовании классического контрапоста (поворот бёдер), а также в смелости интерпретации. Подробнее см.: «Давид» Донателло (1440-е годы, музей Барджелло, Флоренция).
Лучшие работы Андреа дель Верроккьо не уступают вдохновившим их статуям Донателло. Его Давид (около 1475 г.) более изыскан, но менее глубоко продуман, чем статуя Донателло, в то время как его конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони (1480-е гг.) менее героична, но передаёт большее ощущение движения и чванства, чем статуя Донателло Гаттамелата Эразмо да Нарни (1444-53) в Падуе. Верроккьо был не только скульптором, но и опытным художником, руководившим одной из крупнейших мастерских во Флоренции, с многочисленными учениками, включая молодого художника по имени Леонардо да Винчи.
Леон Баттиста Альберти
Во многих смыслах таланты раннего итальянского Возрождения воплощены в образе Леона Баттисты Альберти (1404–1472), одного из ведущих интеллектуалов того времени. Проживая в Риме большую часть своей карьеры, где он занимал пост в Папском секретариате, он был философом-гуманистом, латинским учёным и выдающимся теоретиком искусства эпохи Возрождения. За его первым трактатом о живописи Della Pitura («Трактат о живописи», 1435), в котором он объяснил концепцию дизайна, последовал второй трактат, по архитектуре – De re aedificatoria («Десять книг о зодчестве», 1440-е годы) и третий – по скульптуре под названием De Statua. («Статуя», 1460-е годы). Эти книги объединили в себе все нововведения его современников эпохи Возрождения, а их публикация помогла распространить новые идеи по всей Европе. Практикующий теоретик, Альберти был также художником, скульптором и изобретательным архитектором. Его влиятельные проекты включали фасады Санта-Мария-Новелла и Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Альберти также спроектировал несколько церквей в Мантуе, в том числе Сан Андреа и Сан Себастьяно.
Хотя его непосредственный вклад в живопись и скульптуру был относительно небольшим, важность Альберти как мыслителя и распространителя идей была не менее важна для эпохи Возрождения, чем вклад других, более известных художников.
Примечание: Работы, отражающие стиль живописи и скульптуры раннего Возрождения, можно увидеть во всех лучших художественных музеях мира. Для получения подробной информации о европейских музеях, содержащих большие коллекции живописи Кваттроченто, см.: Художественные музеи в Европе.
Подробнее о том, как движение развивалось в разных городах Италии, см.:
Искусство эпохи Возрождения во Флоренции (например, Мазаччо, Брунеллески, Леонардо да Винчи);
Искусство эпохи Возрождения в Риме (например, Рафаэль и Микеланджело Буонарроти);
Искусство эпохи Возрождения в Венеции (например, Мантенья, Беллини, Тициан, Тинторетто).
Смотрите также: Испанские художники эпохи Возрождения.
Многие художники этой эпохи описаны в «Житиях художников», опубликованной в 1550 году книги искусствоведа Джорджо Вазари.
Краски, пигменты, цвета, оттенки того времени – см.: Цветовая палитра Ренессанса.
Краткий обзор традиции изображения обнажённой натуры: Обнажённые женщины в истории искусства (20 лучших) и Обнажённые мужчины в истории искусства (10 лучших).
Об эволюции визуального искусства: Хронология истории искусства.
Списки лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Список 300 лучших масляных картин и акварелей можно найти в разделе Величайшие картины всех времён.
Список 100 лучших скульптурных работ можно найти на странице Величайшие скульптуры всех времён.
Ренессанс в Северной Европе: общие сведения о фламандской и голландской живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О живописи и скульптуре в Германии (1430-1580): Искусство немецкого Возрождения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?