Парижская школа читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «Парижская школа» — это общее название многих художественных стилей, направлений и тенденций в современном искусстве, возникших в Париже в период 1890–1940 годов. Она охватывает тысячи художников и скульпторов, которые стекались в город. Многие из них приехали из-за рубежа и способствовали созданию атмосферы творческой интенсивности.
Основными направлениями современного искусства, связанными с Парижской школой, были наби (декоративное искусство), фовизм (экспрессивное использование цвета), кубизм (геометрическое разложение форм), орфизм, парижский экспрессионизм и сюрреализм.
В последние десятилетия XIX века и первые десятилетия XX века Париж был, безусловно, самым важным культурным центром Европы. Кроме того, что он был домом для передовой живописи, скульптуры, фотографии и плакатного искусства, он мог похвастаться архитектурными шедеврами, такими как Эйфелева башня. Здесь процветали современные стили дизайна, такие как модерн, и всемирно известное декоративное искусство, включая декорации для Русского балета.
Художники Парижской школы
В список наиболее известных живописцев и скульпторов, связанных с Парижской школой, входят Пьер Боннар (1867–1947), Эдуард Вюйар (1868–1940), Анри Матисс (1869–1954), Жорж Руо (1871–1958), Кис ван Донген (1877–1968), Андре Дерен (1880–1954), Фернан Леже (1881–1955), Пабло Пикассо (1881–1973), Жорж Брак (1882–1963), Амедео Модильяни (1884–1920), Робер Делоне (1885–1941), Андре Льоте (1885–1962), Марк Шагал (1887–1985), Жак Липшиц (1891–1973), Хаим Сутин (1893–1943), Хуан Миро (1893–1983) и Бальтус (1908–2001).
Среди других крупных художников и скульпторов, которых привлекал Париж, были чешский абстракционист Франтишек Купка (1871–1957), кубист Хуан Грис (1887–1927), Морис Утрилло (1883–1955), сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1989), румынский скульптор Константин Бранкузи (1876–1957). Из русских художников здесь работали Осип Задкин (1890–1967), Михаил Ларионов (1881–1964), Наталья Гончарова (1881–1962) и Василий Кандинский (1866–1944). Также в Париже творили венгерский художник-оптик Виктор Вазарели (1906–1997), ведущий теоретик сюрреализма Андре Бретон (1896–1966), художник Жюль Паскин (1885–1930), родившийся в Болгарии в семье испанского и итальянского происхождения, и русско-французский колорист Николя де Сталь (1914–1955).
Среди известных коллекционеров произведений художников Парижской школы были Сэмюэль Курто (1876–1947) и доктор Альберт Барнс (1872–1951).
Стиль живописи
Парижская школа была открыта для художников всех направлений, жанров и стилей — от дадаизма до классического реализма. Навыки рисования и хорошее владение кистью высоко ценились. Её художники (за исключением Пита Мондриана, который жил в Париже с 1921 по 1938 год) обычно обращались к фигуративному, а не абстрактному искусству. Более того, их фигуративность часто была романтичной.
Использование цвета также было тщательно продумано. Примером использования цвета и фигур для выражения чувств художника может служить необычная работа Матисса «Настурции и танец» (1912, Музей Метрополитен).
Эта школа французской живописи, породившая несколько стилей абстрактного искусства, была, пожалуй, несколько более репрезентативной, чем авангардное искусство Голландии (например, «Де Стейл»), России (например, супрематизм) и Германии (например, школа дизайна «Баухаус»). Особенно заметен широкий спектр экспрессионистских картин, связанных с парижскими художниками, такими как Пикассо, Модильяни и Шагал. Подробнее о связях между экспрессионистским движением и Парижской школой см.: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Париж — мировой центр искусства (1890–1940)
Использование термина «Парижская школа» отражает исключительное положение французской столицы как неоспоримого центра мирового искусства в течение первых четырёх десятилетий XX века. Со времён Французской революции Париж был столицей авангарда в искусстве и культуре.
В течение XIX века такие движения, как реализм (ок. 1850), импрессионизм (1870–1880) и постимпрессионизм, а также престижная репутация Парижского салона, Осеннего салона, Салона независимых, Школы изящных искусств и Академии Жюлиана, ещё больше укрепили репутацию города. К 1900 году мало кто из художников и скульпторов мог позволить себе игнорировать значение города или возможности, которые он предлагал.
Париж также мог похвастаться многочисленными знаменитыми арт-дилерами, включая Амбруаза Воллара (1866–1939), Даниэля-Генриха Канвейлера (1884–1979), Леонса Розенберга (1879–1947) и его брата Поля Розенберга (1881–1959), а также Поля Гийома (1891–1934).
В 1900-е годы город был центром фовизма, затем кубизма. К середине 1920-х годов здесь проживало около 70 000 художников и скульпторов. Большинство из них выживали в нищете, сначала на Монмартре, затем на Монпарнасе. Примером работы богемного художника в Париже, который мало продавался и умер в нищете, может служить «Портрет Жанны Эбютерн» Модильяни (1918, Метрополитен).
Даже в 1950 году, когда Париж был догнан, если не затмён, Нью-Йорком, город мог похвастаться 130 художественными галереями. В них были представлены работы примерно 60 000 художников, а в 20 крупных салонах ежегодно выставлялись работы около 1 000 художников. В Париже находится Лувр — крупнейший художественный музей мира, чья обширная коллекция старых мастеров копировалась и изучалась художниками со всей Европы и Америки.
Выражение «Парижская школа» можно также применить к некоторым из величайших фотографов мира, которые жили в Париже в начале XX века. Среди них были Эжен Атже (1857–1927), Эдвард Штайхен (1879–1973), Ман Рэй (1890–1976), Брассай (1899–1984), Анри Картье-Брессон (1908–2004) и Робер Дуано (1912–1994).
Парижская культура
В Париже процветала непревзойдённая ночная жизнь. Здесь было множество знаменитых кабаре, а также обширная программа оперы и балета. Эти ночные клубы и театры были наполнены произведениями плакатного искусства, театрального дизайна, костюмов и декораций. Примером служит «Русский балет», организованный Сергеем Дягилевым (1872–1929).
Эта парижская балетная труппа быстро стала известной благодаря своим ярким и красочным декорациям. За ними следил Леон Бакст. Декорации были неотъемлемой частью эстетического опыта, а не просто фоном. Среди мастеров-художников, работавших на Дягилева, были Жорж Брак, Джорджо де Кирико, Андре Дерен и Анри Матисс.
Широкое разнообразие искусства, практикуемого в Париже, стало очевидным уже в 1920-е годы. Пикассо вступил в свою неоклассическую фазу с такими работами, как «Женщина в белом» (1923, Музей Метрополитен), а активисты дадаизма соперничали с зарождающимся сюрреализмом.
Любопытно, что несмотря на огромные усилия французских властей, включая создание ещё двух лучших в мире художественных музеев — Музея Орсе и Центра Помпиду, где разместилась обширная постоянная коллекция Национального музея современного искусства Франции, — Париж так и не смог вернуть себе прежнее положение столицы мирового искусства.
Подробную информацию о европейских коллекциях, содержащих произведения художников и скульпторов Парижской школы, см.: Художественные музеи Европы.
- Серия выставок художников «Парижской школы» в ГМИИ продолжена экспозицией «Шальные годы Монпарнаса»
- Якоб Буркхардт: швейцарский искусствовед
- Офисный переезд от специалистов компании «Переезд»
- Новости Казахстана: увеличилось количество продажи электромобилей
- Установка Google Analytics через Google Tag Manager
- Ремонт откатных ворот в Апрелевке
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?