Парижская школа читать ~6 мин.
В изобразительном искусстве термин «Парижская школа» – это общее название многих художественных стилей, направлений и тенденций в современном искусстве, возникших в Париже в период 1890-1940 годов. Она охватывает тысячи художников и скульпторов, которые стекались в город, многие из которых приехали из-за рубежа, и способствовали созданию атмосферы творческой интенсивности.
Основными направлениями современного искусства, связанными с Парижской школой, были Наби (декоративное искусство), фовизм (колоризм), кубизм (фрагментарная картинная плоскость), орфизм, парижский экспрессионизм и сюрреализм.
Отметим, что в последние десятилетия 19 века и первые десятилетия 20 века город Париж был, безусловно, самым важным культурным центром Европы. Кроме того, что он был домом для передовой живописи, скульптуры, фотографии и плаката, он мог похвастаться архитектурными шедеврами, такими как Эйфелева башня, современными стилями дизайна, такими как модерн, и всемирно известным декоративным искусством, таким как декорации для Русского балета.
Художники Парижской школы
В список наиболее известных живописцев и скульпторов, связанных с Парижской школой, входят Пьер Боннар (1867-1947), Эдуард Вюйар (1868-1940), Анри Матисс (1869-1954), Жорж Руо (1871-1958), Кис ван Донген (1877-1968), Андре Дерен (1880-1954), Фернан Леже (1881-1955), Пабло Пикассо (1881-1973), Жорж Брак (1882-1963), Амедео Модильяни (1884-1920), Робер Делоне (1885-1941), Андре Льоте (1885-1962) Марк Шагал (1887-1985), Жак Липшиц (1891-1973), Хаим Сутин (1893-1943), Хуан Миро (1893-1983) и Бальтус (1908-2001).
Среди других крупных художников и скульпторов, которых привлекал Париж, были чешский абстракционист Франк Купка (1871-1957), кубист Хуан Грис (1887-1927), художник-алкоголик Морис Утрилло (1883-1955), сюрреалист Сальвадор Дали (1904-1989), румынский скульптор Константин Бранкузи (1876-1957), русские художники Осип Задкине (1890-1967), Михаил Ларионов (1881-1964), Наталья Гончарова (1881-1962) и Василий Кандинский (1866-1944), венгерский художник-оптик Виктор Вазарели (1906-1997), ведущий теоретик сюрреализма Андре Бретон (1896-1966), художник Жюль Паскин (1885-1930), родившийся в Болгарии из испанской и итальянской семьи, и русско-французский колорист и лирический абстракционист Николя де Сталь (1914-1955). Среди известных коллекционеров произведений членов Парижской школы: Сэмюэль Курто (1876-1947) и доктор Альберт Барнс (1872-1951).
Стиль живописи
Хотя Парижская школа была широкой церковью, открытой для художников всех направлений, жанров и стилей – от дада до классического реализма, навыки рисования и хорошее владение шашкой высоко ценились, и её художники (за исключением Пита Мондриана, который жил в Париже с 1921 по 1938 год) обычно обращались к фигуративному, а не абстрактному искусству. Более того, их фигуративность часто была романтичной. Использование цвета также было тщательно изучено. Примером использования цвета и фигур для выражения чувств художника может служить необычная работа Матисса «Настурции» и «Танец» (1912, Музей Метрополитен).
Кроме того, хотя эта школа французской живописи , породившая несколько стилей абстрактного искусства, была, пожалуй, несколько более репрезентативной, чем авангардное искусство Голландии (например, Де Стейл), России (например, супрематизм) и Германии (например, школа дизайна Баухаус). В частности, обратите внимание на широкий спектр экспрессионистских картин, связанных с парижскими художниками, такими как Пикассо, Модильяни и Марк Шагал. Подробнее о связях между экспрессионистским движением и Парижской школой см: История экспрессионистской живописи (ок. 1880-1930).
Париж – мировой центр искусства (1890-1940)
Использование термина «Парижская школа» отражает исключительное положение французской столицы как неоспоримого центра мирового мира искусства в течение первых четырёх десятилетий 20-го века. Действительно, со времён Французской революции Париж был столицей авангарда в искусстве и культуре. В течение 19 века такие движения, как реализм (ок. 1850 г. импрессионизм (1870-80) и постимпрессионизм, а также престижная репутация Парижского салона, Осеннего салона, Салон независимых, Школа изящных искусств и Академия Жюлиана, ещё больше укрепили репутацию города. К 1900 году мало кто из художников и скульпторов мог позволить себе игнорировать значение города или возможности, которые он предлагал. Он также мог похвастаться многочисленными знаменитыми арт-дилерами, включая Амбруаза Воллара (1866-1939), Даниэля-Генриха Канвейлера (1884-1979), Леонса Розенберга (1879-1947) и его брата Поля Розенберга (1881-1959), и Поля Гийома (1891-1934).
В 1900-е годы город был центром фовизма, затем кубизма. К середине 1920-х годов здесь проживало около 70 000 художников и скульпторов, большинство из которых выживали в нищете, сначала на Монмартре, затем на Монпарнасе. Примером работы самого богемного художника в Париже, который мало продавался и умер в нищете, может служить «Портрет Жанны Эбутерн» Модильяни (1918, Метрополитен). Даже в 1950 году, когда Париж был догнан, если не затмён, Нью-Йорком, город мог похвастаться 130 художественными галереями, в которых были представлены работы примерно 60 000 художников, а в 20 крупных салонах ежегодно выставлялись работы около 1 000 художников. Для художественного сравнения в Париже находится Лувр – крупнейший художественный музей в мире, чья обширная коллекция старых мастеров копировалась и изучалась художниками со всей Европы и Америки.
Выражение «Парижская школа» можно также применить к некоторым из величайших фотографов мира, которые жили в Париже в начале 20-го века. Среди этих фотографов были Эжен Атже (1857-1927), Эдвард Штайхен (1879-1973), Ман Рэй (1890-1976), Брассай (1899-1984), Анри Картье-Брессон (1908-2004) и Робер Дуано (1912-1994), и это только шесть человек.
Парижская культура
Кроме того, в Париже велась непревзойдённая ночная жизнь, здесь было множество знаменитых кабаре, а также огромная программа оперы и балета. Эти ночные клубы и театры были наполнены произведениями плакатного искусства, театрального дизайна, костюмов и декораций, примером чему служит Ballets Russes, организованный Сергеем Дягилевым (1872-1929). Эта парижская балетная труппа быстро стала известной благодаря своим ярким и красочным декорациям, за которыми следил Леон Бакст и которые были неотъемлемой частью эстетического опыта, а не просто декорациями. Среди мастеров-художников, работавших на Дягилева, были Жорж Брак, Джорджо де Кирико, Андре Дерен и Анри Матисс.
Широкое разнообразие искусства, практикуемого в Париже, очевидно уже в 1920-е годы: Пикассо вступил в свою «неоклассическую» фазу с такими работами, как Женщина в белом (1923, Музей Метрополитен), а активисты Дада соперничали с зарождением сюрреализма!
Любопытно, что несмотря на огромные усилия французских властей, включая создание ещё двух лучших в мире художественных музеев – Музея Орсе и экстраординарного Центра Помпиду, где разместилась огромная постоянная коллекция Национального музея современного искусства Франции, – Париж так и не смог вернуть себе прежнее положение столицы мирового искусства.
Подробную информацию о европейских коллекциях, содержащих произведения художников или скульпторов Парижской школы, см: Художественные музеи Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?