Фовизм читать ~9 мин.
В современном искусстве термин «фовизм» обозначает яркое, хотя и недолговечное, художественное течение, связанное с Парижской школой. Оно возникло на рубеже веков в кругу французских художников. Своё название «фовисты» (от фр. fauves — «дикие звери») получили на Осеннем салоне 1905 года в Париже. Увидев их работы, выставленные в одном зале со скульптурой в стиле Возрождения, влиятельный критик Луи Воксель воскликнул: “Донателло среди диких зверей!”. Это прозвище закрепилось за художниками.
Интересно, что в то время как Анри Матисса (1869–1954) и его французских коллег назвали фовистами, выставлявшихся вместе с ними в том же Салоне Василия Кандинского и Алексея фон Явленского, прозванного «русским Матиссом», это определение обошло стороной.
Фовизм, ставший частью постимпрессионизма, стремился преодолеть простое подражание природе, свойственное импрессионистам. Его можно считать ранней формой экспрессионизма из-за неестественного и смелого использования цвета. Связь между фовизмом и экспрессионистским движением подтверждается тем, что немецкий неоэкспрессионизм получил название Neue Wilden («Новые дикие»). Значительное влияние на фовистов оказал Поль Гоген (1848–1903), чьи работы с плоскими зонами чистого цвета подготовили почву для великих картин экспрессионистов начала XX века. Подробнее о вкладе фовизма в искусство начала XX века см. статью «История экспрессионистской живописи» (ок. 1880–1930).
Знаменитые художники-фовисты
Ключевыми фигурами движения были Анри Матисс и Андре Дерен (1880–1954), которые вместе учились в 1897 году, а также близкий друг Дерена Морис де Вламинк (1876–1958). К группе, прозванной Вокселем «дикими», примыкали и другие мастера: голландец Кес ван Донген (1877–1968), Жорж Руо (1871–1958), Альбер Марке (1875–1947), Рауль Дюфи (1877–1953), Жорж Брак (1882–1963), который позже стал одним из основоположников кубизма, художник из Гавра Отон Фриез (1879–1949), Луи Вальта (1869–1952), Анри-Шарль Манген (1874–1949), Шарль Камуан (1879–1964), соученик Матисса по классу Гюстава Моро, и Жан Пюи (1876–1960), участник знаковой выставки 1905 года в Осеннем салоне.
Характеристика фовизма
Фовизм, один из поздних примеров постимпрессионистской живописи, стал первым подлинно авангардным направлением XX века. У него не было ни манифеста, ни единой эстетической программы — лишь круг художников-единомышленников с похожими взглядами на живопись. Лидером группы стал Матисс, самый старший из них, во многом благодаря своей новаторской картине «Роскошь, спокойствие и наслаждение» (1904). Её декоративная композиция и свободное использование цвета, по словам Рауля Дюфи, явили “чудо воображения, созданное рисунком и цветом”. Хотя работа во многом опиралась на неоимпрессионизм Поля Синьяка (1863–1935) и Жоржа Сёра (1859–1891), она ознаменовала переход к ещё более смелому обращению с цветом.
После этого Матисс и Дерен создали ряд работ в Кольюре, небольшом городе на юге Франции. Их пейзажи и портреты привлекли других художников своей яркой палитрой, более непосредственной, чем в пуантилизме. Художники верили в выразительную силу чистого цвета, способного пробуждать сильные эмоции.
История и влияние
Фовисты сформировались не в изоляции. Прежде всего, они были обязаны импрессионизму Моне, чьи ненатуралистичные цветовые решения вызвали скандал в середине 1870-х годов. Без новаторства импрессионистов фовизм вряд ли бы состоялся.
Значительное влияние оказал символизм. Многие фовисты учились в Школе изящных искусств у великого символиста Гюстава Моро (1826–1898), который поощрял их творческие поиски. Неоимпрессионизм был ещё одним влиянием, но художники-фовисты нашли его слишком сдержанным. Они заменили точечный мазок широкими, свободно нанесёнными мазками чистого цвета, а композиции сделали относительно простыми, иногда абстрактными.
Работы Поля Гогена (1848–1903), до сих пор мало известного широкой публике, оказали ещё одно важное влияние, особенно плоские участки чистого цвета, связанные со стилем синтетизма, который он развивал в Понт-Авенской школе в конце 1880-х годов. Знаменательная ретроспектива Гогена на Осеннем салоне 1906 года оказала огромное влияние на развитие фовизма.
У Гогена фовисты заимствовали примитивизм, а также интерес к африканской скульптуре и океаническому искусству: Матисс, Дерен и Вламинк были одними из первых художников, которые коллекционировали африканские статуэтки и маски. Винсент Ван Гог (1853–1890) оказал ещё одно влияние, особенно на Мориса де Вламинка. Использование голландцем чистого цвета в сочетании со спонтанной манерой письма вскоре нашло своё отражение в практике фовистов: примером может служить основополагающая картина Матисса «Женщина в шляпе» (1905), известная своими неистовыми мазками и яркими, неестественными цветами.
О том, как живопись, отказавшаяся от натурализма, подобно фовизму, открыла путь к абстракции, читайте в статье «От реализма к импрессионизму (1830–1900)».
Самый модный стиль живописи
На знаменитой выставке в Осеннем салоне 1905 года новый стиль шокировал публику и критиков, но вызвал энтузиазм у коллекционеров и дилеров. Картины фовистов быстро стали самыми модными на рынке. Кроме французских торговцев, таких как Амбруаз Воллар (1866–1939) и Берта Вейль, их покупали крупные зарубежные коллекционеры, в том числе русские меценаты Иван Морозов (1871–1921) и Сергей Щукин (1854–1936). Именно поэтому в Государственном Эрмитаже хранится так много работ фовистов.
К 1906 году фовизм считался вершиной изысканности во французской живописи, подтверждая статус Парижа как бесспорного центра мирового искусства. Дерен создал серию лондонских пейзажей с изображением мостов и доков реки Темзы, вдохновляясь аналогичными работами Клода Моне. Но если в лондонских картинах Моне всё было посвящено свету и атмосфере, то полотна Дерена стали безудержным праздником цвета. Другие фовисты, такие как Кес ван Донген и Альбер Марке, начали создавать свои лучшие работы, а Вламинк написал свои лучшие пейзажи.
Но к концу года новизна и ажиотаж вокруг движения прошли, хотя стиль фовистов повлиял на ряд приезжих художников из Бельгии, Голландии, Польши и России и оказал значительное влияние на зарождавшееся в Германии экспрессионистское движение. К 1907 году многие фовисты перешли к другим стилям. Ван Донген присоединился к дрезденской экспрессионистской группе «Мост»; Дерен сблизился с Пикассо, но затем отдал предпочтение более классическому стилю; Вламинк в конце концов сменил свою фовистскую палитру на более приглушённый стиль реалистического экспрессионизма.
Матисс оставался верен цвету до конца своей жизни, хотя он работал в нескольких различных стилях, включая символизм и абстрактное искусство, прежде чем создать свою бессмертную серию «Голубые обнажённые» в преклонном возрасте 83 лет. Как самый выдающийся колорист в современном искусстве, он продолжает вдохновлять многих художников XX века.
Наследие фовизма
Хотя фовизм был вытеснен кубизмом и, возможно, оказался в тени экспрессионизма, на протяжении более чем 30 лет до него не было более радикального художественного течения. Несмотря на свою недолговечность, он оказал огромное влияние на восприятие роли цвета в живописи. В частности, он вызвал большой резонанс у представителей немецкого экспрессионизма: например, такие работы, как «Портрет Герды» (1914) Эрнста Людвига Кирхнера и серия «Головы» Алексея фон Явленского (1864–1941). Картины фовистов выставлялись вместе с работами немецких экспрессионистов во влиятельной берлинской галерее «Der Sturm», основанной Хервартом Вальденом (1879–1941). Он также оказал значительное влияние на французских художников-экспрессионистов из Парижской школы, вдохновив такие современные движения, как орфизм (1910–1913) и лучизм (1912–1914). В Шотландии идеи фовизма были подхвачены шотландскими колористами — группой из четырёх художников: Сэмюэла Джона Пепло (1871–1935), Фрэнсиса Кэмпбелла Бойло Каделла (1883–1937), Джона Дункана Фергюссона (1874–1961) и Джорджа Лесли Хантера (1877–1931). Они испытали сильное влияние Матисса и других фовистов, работая во Франции до Первой мировой войны.
Знаменитые картины фовистов
Ниже представлен краткий список знаковых картин фовистов, созданных художниками XX века, связанными с этим течением:
Анри Матисс (1869–1954)
«Роскошь, спокойствие и наслаждение» (1904) Музей Орсе, Париж.
«Пейзаж в Кольюре» (1905) Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.
«Крыши Кольюра» (1905) Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Открытое окно, Кольюр» (1905) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
«Женщина в шляпе» (1905) Музей современного искусства Сан-Франциско.
«Радость жизни» (1905–1906) Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.
«Цыганка» (1906) Музей Аннонсиад, Сен-Тропе.
«Голубая обнажённая» (1907) Балтиморский музей искусств.
«Красная комната (Гармония в красном)» (1908) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Портрет мадам Матисс» (1913) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Альбер Марке (1875–1947)
«Андре Рувейр» (1904) Музей Орсе, Париж.
«14 июля, Гавр» (1906) Музей Альбера Андре, Баньоль-сюр-Сез.
«Новый мост» (1906) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
«Вид на Сену» (1906) Государственный музей нового западного искусства, Москва.
«Зима на Сене» (1910) Национальная галерея, Осло.
Морис де Вламинк (1876–1958)
«Белый дом» (1905–1906) Частная коллекция.
«Ресторан ‘Машина’ в Буживале» (1905–1906) Музей Орсе, Париж.
«Голубой дом» (1906) Институт искусств Миннеаполиса.
«Пейзаж с красными деревьями» (1906) Национальный музей современного искусства, Париж.
«Пшеничное поле» (1906) Художественный музей Милуоки.
«Буксир в Шату» (1906) Частная коллекция.
«Река Сена в Шату» (1906) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Мост в Шату» (1906) Музей Аннонсиад, Сен-Тропе.
Кес ван Донген (1877–1968)
«Женщина в большой шляпе» (1906) Частная коллекция.
«Женщина в чёрной шляпе» (1908) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Красный мак» (1919) Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
Шарль Камуан (1879–1964)
«Маленькая Лина» (1907) Музей Кантини, Марсель.
Отон Фриез (1879–1949)
«Сена в Париже, мост Гренель» (1901) Музеи Глазго.
«Портрет Фернана Флерета» (1907) Национальный музей современного искусства, Париж.
Андре Дерен (1880–1954)
«Гавань Кольюра» (1905) Частная коллекция.
«Портрет Матисса» (1905) Галерея Тейт, Лондон.
«Лондонский порт» (1906) Галерея Тейт, Лондон.
«Мост Чаринг-Кросс» (1906) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
«Мост через Темзу» (1906) Музей Аннонсиад, Сен-Тропе.
Жорж Брак (1882–1963)
«Эстак» (1906) Национальный музей современного искусства, Париж.
Коллекции
Произведения фовистов можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира. Наиболее значительные коллекции находятся в следующих собраниях: Музей Орсе (Париж), Национальный музей современного искусства в Центре Помпиду (Париж), Галерея Тейт (Лондон), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Институт искусств Миннеаполиса и Музей современного искусства (Нью-Йорк).
- Фовизм в живописи
- Фовизм
- Луи Воксель: французский художественный критик
- Фовисты: французские художники-экспрессионисты
- Выставка Ильи Комова «Путь»
- «Цветовой профиль». Выставка произведений Ильи Комова
- Не стало поэта, критика, создателя первого частного издательства «Глагол», Александра Шаталова
- «Искусство слышать стук сердца» Яна-Филиппа Зендкера, краткое содержание
- Стоит ли превращать офис в художественную галерею?
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?