Фовизм читать ~9 мин.
В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, хотя и недолговечному, художественному движению, связанному с Парижской школой, которое сформировалось вокруг дружбы французских художников на рубеже веков. Известные прежде всего смелым использованием цвета, «фовисты» получили своё название на выставке 1905 года «Осенний Салон» в Париже, от влиятельного французского художественного критика Луи Вокселя, который оскорбительно описал их яркие цветные полотна как работы диких зверей (по-французски, фове), и название прилипло.
Любопытно, что в то время как Матисса (1869-1954) и его французских коллег окрестили фовистами, ни Василий Кандинский, ни «русский Матисс» Алексей фон Явленский – оба они выставлялись в Салоне вместе с фовистами – не получили такого же обращения.
Являясь частью общего движения постимпрессионизма, которое пыталось выйти за рамки простого подражания природе, как это делали импрессионисты, фовизм представляет собой раннюю форму экспрессионизма, поскольку использование цвета в нём ненатуралистично и часто аляповато. Тесная художественная связь между фовизмом и экспрессионистским движением прослеживается в том, что неоэкспрессионизм известен в Германии как Neue Wilden (по-немецки «новые фове»). На фовизм также повлиял Поль Гоген (1848-1903), чьи плоские участки чистого цвета проложили путь к великим экспрессионистским картинам начала 20 века. Подробнее о вкладе фовизма в экспрессионистское искусство начала XX века см: История экспрессионизма (ок. 1880-1930).
Знаменитые художники-фовисты
Наиболее важными художниками-фовистами были Анри Матисс и Андре Дерен (1880-1954), которые учились вместе в 1897 году, вместе с близким другом Дерена Морисом де Вламинком (1876-1958). Среди других членов группы, прозванных Восселем фоветтами, были фигуративный художник голландского происхождения Кис ван Донген (1877-1968), лирический художник Жорж Руо (1871-1958), художник «водных путей» Альбер Марке (1875-1947), нежный колорист Рауль Дюфи (1877-1953), ожидающий кубизма Жорж Брак (1882-1963), гаврский художник Отон Фриш (1879-1949), неоимпрессионист Луи Валтат (1869-1952), разносторонний Анри-Шарль Манген (1874-1949), импрессионист Шарль Камуэн (1879-1964), ещё один друг Матисса из класса Моро в Школе изящных искусств , и Жан Пюи (1876-1960), участник оригинальной выставки 1905 года «Салон д’Авто».
Характеристика фовизма
Поздний пример постимпрессионистской живописи, фовизм был первым настоящим авангардным искусством 20-го века, хотя у него не было ни программы, ни манифеста, ни согласованного набора эстетики: просто широкая группа друзей с похожими идеями о живописи. Матисс, самый старший, стал ведущей фигурой группы, не в последнюю очередь благодаря своей новаторской картине Luxe, Calme et Volupte (1904). Ее декоративная композиция и раскрепощённое использование цвета сделали её (по словам Рауля Дюфи) “чудом воображения, созданным рисунком и цветом”. На самом деле картина во многом заимствует неоимпрессионизм Поля Синьяка (1863-1935) и его предшественника Жоржа Сёра (1859-1891), но она знаменует начало более свободного использования цвета.
После этого Матисс и Дерен создали ряд работ (пейзажи и портреты) в Коллиуре, небольшом городке на юге Франции, привлекая других художников своей яркой палитрой (более яркой и непосредственной, чем всё, что мог предложить пуантилизм), и своей сильной верой в выразительную силу чистого цвета, способного вызывать эмоциональные чувства.
История и влияние
Естественно, Матисс и его друзья работали не в вакууме. Прежде всего, они были в значительном долгу перед импрессионизмом Моне, чьи ненатуралистические цветовые схемы вызвали такой скандал в середине 1870-х годов. Без прокладывания пути художниками-импрессионистами сомнительно, что фовизм мог бы развиваться так, как он развивался.
Символизм тоже был фактором, способствовавшим развитию. Многие фовисты учились в Школе изящных искусств у великого учителя символизма Гюстава Моро (1826-1898), чья оригинальность уже нарушила их художественное самодовольство. Неоимпрессионизм был ещё одним влиянием, но художники-фовисты нашли его слишком сдержанным и заменили его гармонию более смелой, примитивной формой выражения. Таким образом, точечный мотив был заменён свободно нанесёнными широкими мазками чистого цвета, а композиции были относительно простыми, иногда абстрактными.
Работы Поля Гогена (1848-1903), до сих пор практически мало известного широкой публике, оказали ещё одно важное влияние, особенно плоские участки чистого цвета, связанные со стилем Синтетизм, который он развивал в школе Понт-Авен в конце 1880-х годов, и который он развивал дальше в течение 1890-х годов в своём искусстве Южных морей.
Знаменательная ретроспектива Гогена в 1906 году на Осеннем салоне оказала огромное влияние на развитие экспрессионизма в стиле фовистов. Фовисты также заимствовали у Гогена примитивизм, а также африканскую скульптуру и океаническое искусство: Матисс, Дерен и Вламинк были одними из первых художников, которые коллекционировали африканские статуэтки и маски. Винсент Ван Гог (1853-1890) оказал ещё одно влияние, особенно на Мориса де Вламинка. Использование голландцем чистого цвета в сочетании со спонтанным грубым стилем работы кистью вскоре нашло своё отражение в практике фовистов: примером может служить основополагающая картина Матисса «Женщина в шляпе» (1905), известная своими неистовыми мазками и яркими, неестественными цветами.
Чтобы увидеть, как ненатуралистическая живопись, такая как фовизм, открыла дверь для абстрактного искусства, см: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Самый модный стиль живописи
На своей знаменитой презентации на Осеннемсалоне 1905 года новый стиль вызвал шок и недоверие среди художественных критиков и публики, но коллекционеры и дилеры были гораздо более восторженными, и картины фовистов быстро стали самыми модными и желанными произведениями на рынке. Кроме французских дилеров, таких как Амбруаз Воллар (1866-1939) и Берта Вейль, новый стиль привлёк крупных иностранных покупателей, включая русских Ивана Морозова (1871-1921) и Сергея Щукина (1854-1936): одна из причин, почему в Эрмитаже в России так много работ фовистов.
К 1906 году фовизм рассматривался как высшая степень утончённости во французской живописи и ещё одно напоминание о том, что Париж остаётся бесспорным центром мирового искусства. Дерен создал набор лондонских пейзажей – с изображением мостов и доков реки Темзы – по мотивам аналогичных работ Клода Моне. За исключением того, что если в лондонских картинах Моне все было посвящено свету и атмосфере, то картины Дерена были безудержным праздником цвета. Другие фовисты, такие как Кис ван Донген и Альбер Марке, начали создавать свои лучшие работы, а Вламинк написал свои лучшие пейзажи.
Но к концу года настоящая новизна и волнение движения прошли, хотя стиль фовистов повлиял на ряд приезжих художников из Бельгии, Голландии, Польши и России и оказал значительное влияние на зарождающееся экспрессионистское движение, которое зарождалось в Германии. К 1907 году многие фовисты перешли к другим стилям. Ван Донген присоединился к экспрессионистской группе Die Brucke в Дрездене; Дерен сблизился с Пикассо, но затем отдал предпочтение более классическому стилю искусства; Вламинк в конце концов сменил свою фовистскую палитру на более приглушённый стиль реалистического экспрессионизма.
Матисс оставался увлечённым цветом до конца своей жизни, хотя он работал в нескольких различных стилях, включая символизм и абстрактное искусство, прежде чем создать свою бессмертную серию «Голубые обнажённые» в преклонном возрасте 83 лет. Будучи самым выдающимся колористом в современном искусстве, он продолжает вдохновлять многих художников ХХ века.
Наследие фовизма
Несмотря на то, что его обогнал кубизм и, возможно, затмил экспрессионизм, фовизм был самым радикальным направлением в искусстве на протяжении более чем 30 лет. И хотя он просуществовал сравнительно недолго, он оказал огромное влияние на восприятие ценности и роли цвета в живописи. В частности, он вызвал большой резонанс у представителей немецкого экспрессионизма: например, такие работы, как «Портрет Герды» (1914) Эрнста Людвига Кирхнера (1880-1938) и серия «Головы» Алексея фон Явленского (1864-1941). Картины фовистов выставлялись вместе с работами немецких экспрессионистов во влиятельной берлинской галерее «Штурм», основанной Гервартом Вальденом (1879-1941). Он также оказал значительное влияние на французских художников-экспрессионистов из Парижской школы, вдохновив такие современные движения, как орфизм (1910-13) и лучизм (1912-14). Фовизм был представлен в Шотландии шотландскими колористами, группой из четырёх художников – Сэмюэля Джона Пеплоу (1871-1935), Фрэнсиса Кэмпбелла Буало-Каделла (1883-1937), Джона Дункана Фергюссона (1874-1961) и Джорджа Лесли Хантера (1877-1931) – которые испытали сильное влияние Матисса и других фовистов, занимаясь живописью во Франции до Первой мировой войны.
Знаменитые картины фовистов
Вот краткий список картин экспрессионистов, написанных самыми известными художниками 20-го века, связанными с этой группой:
Анри Матисс (1869-1954)
Роскошь, спокойствие и сладострастие (1904) Musee d’Orsay.
Пейзаж в Коллиуре (1905) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Крыши Коллиура (1905) масло на холсте, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
Открытое окно, Коллиур (1905) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Женщина в шляпе (1905) Музей современного искусства Сан-Франциско.
Счастье жизни (1905-6) Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.
Цыганка (1906) Musee de l’Annonciade, Сан-Тропе.
Голубая обнажённая (1907) Балтиморский музей искусств.
Гармония в красном (Обеденный стол) (1908), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Портрет мадам Матисс (1913), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Альбер Марке (1875-1947)
Андре Рувейр (1904) Музей д’Орсэ, Париж.
14 июля, Гавр (1906) Musee Albert Andre, Баньоль-сюр-Сез.
Понт Нёф (1906) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Вид на Сену (1906) Музей нового западного искусства, Москва.
Зима на Сене (1910) Национальная галерея, Осло.
Морис де Вламинк (1876-1958)
Белый дом (1905-6) Частная коллекция.
Поля де Бле и ресторан в Буживале (1905-6) Музей д’Орсэ, Париж.
Голубой дом (1906) Институт искусств Миннеаполиса.
Пейзаж с красными деревьями (1906) Musee National d’Art Moderne, Париж.
Пшеничное поле (Champs de Ble) (1906) Художественный музей Милуоки.
Буксир в Шату (1906) Частная коллекция.
Река Сена в Шату (1906) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Мост в Шату (1906) Musee de l’Annonciade, Сен-Тропе.
Кис ван Донген (1877-1968)
Женщина в большой шляпе (1906) Частная коллекция.
Женщина в чёрной шляпе (1908) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Le Coquelicot (Кукурузный мак) (1919) Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
Шарль Камуан (1879-1964)
Маленькая Лина (1907) Le Musee Cantini, Марсель.
Оттон Фриш (1879-1949)
Сена в Париже, Понт де Гренель (1901) Музеи Глазго.
Портрет Фернана Флерета (1907) Национальный музей современного искусства, Париж.
Андре Дерен (1880-1954)
Гавань Коллиура (1905) Частная коллекция.
Портрет Матисса (1905) Тейт Модерн, Лондон.
Лондонский бассейн (1906) Тейт Модерн, Лондон.
Мост Чаринг-Кросс (1906) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Мост через Темзу (1906) Musee de l’Annonciade, Сан-Тропе.
Жорж Брак (1882-1963)
L’Estaque (1906) Национальный музей современного искусства, Париж.
Коллекции
Картины фовистов можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности: Музей Орсе, Париж; Национальный музей современного искусства, Париж; Галерея Тейт, Лондон; Галерея Эрмитаж, Санкт-Петербург; Институт искусств Миннеаполиса; Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?