Фламандские художники (1400-1750) читать ~9 мин.
Произведения великих фламандских художников хранятся во многих лучших художественных музеях мира, в частности в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе и Антверпенском музее изящных искусств.
Иероним Босх (1450-1516) (Хертогенбос)
Он жил в период между средневековьем и современностью. Он сочетал в себе пророческую духовность и дар предвидения будущего, осознание демонического в религиозном искусстве и явное предпочтение сатирическим играм. Это делает его загадочной центральной фигурой тех лет духовных потрясений.
Сад земных наслаждений (1504) Музей Прадо, Мадрид.
Страшный суд (Триптих) (1505-10) Bildendenkunste, Вена.
Ecce Homo (1515-6) Музей изящных искусств, Гент.
Дирик (Дирк) Бутс (ок. 1420-1475) (Лёвен)
Наряду с Гансом Мемлингом он является самым важным художником, который преуспел в творчестве Роджера ван дер Вейдена, чьё духовное стилистическое направление он развил до живописного реализма великой чистоты.
Ад (1450) Музей изящных искусств, Лилль.
Алтарная картина «Тайная вечеря» (1464-7) Церковь Святого Петра, Лёвен, Бельгия.
Пауль Бриль (1550-1626) (Антверпен)
Он является одним из самых важных нидерландских художников, которые обрели свои визуальные впечатления и художественный талант в Италии. Южные пейзажи обрели гармонию и поэтичность благодаря его руке.
Мельхиор Брудерлам (1350-1411) (Ипр)
Придворный художник Филиппа Смелого, герцога Бургундского. Известен своими алтарными картинами.
Дижонский алтарь (1393-99) Музей изящных искусств, Дижон.
Адриан Брувер (1605-1638) (Оуденаарде)
Он работал во Фландрии и Голландии. Вёл нестабильный образ жизни и часто прибегал к алкоголю. Вёл развратную и беспорядочную жизнь, которую и изображал в своих картинах. Выдающийся представитель голландского реалистического жанра, он умел вдохнуть в своих персонажей бурную жизнь. Был проницательным наблюдателем и выдающимся пейзажистом.
Ян Брейгель Старший (1568-1625) (Брюссель)
Ян приобрёл первые навыки мастерства, продолжая живопись своего отца, как и другие члены семьи. Однако вскоре он разработал свой собственный стиль и предпочтения в тематике, которые оправдывают его прозвища «Бархатный Брейгель» или «Цветочный Брейгель».
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569) (Брюссель)
Он является одним из самых важных художников Северного Возрождения XVI века. В своих жанровых картинах он затрагивал широкий круг интересных тем. Его современники быстро осознали его значение, и он смог выполнить все заказы, отчасти благодаря хорошо организованной мастерской. В то же время он был настолько гениальным, что смог придать всем своим разнообразным произведениям художественное величие. Считается одним из лучших жанровых художников XVI века.
Нидерландские пословицы (1559) Государственные музеи, Берлин.
Безумная Мег/Дулле Грит (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.
Вавилонская башня (1563) Художественный музей, Вена.
Охотники в снегу (1565) Музей истории искусств, Вена.
Перепись в Вифлееме (1566) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Избиение младенцев (1564) K.M., Вена.
Притча о слепых (1568), Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Крестьянская свадьба (1568) Музей истории искусств, Вена.
Робер Кампен (1375-1444) (Турней)
Нидерландский мастер из Флемаля, отступивший от элегантного международного готического стиля, чтобы вместе с Ван Эйком основать раннюю нидерландскую школу.
Триптих «Погребение» (147) (1410) Институт Куртаулд, Лондон.
Алтарная картина Мероде (ок. 1427) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Вурльский алтарь (Диптих) (1438) Музей Прадо, Испания.
Петрус Кристус (1420-1473) (Брюгге)
Он был важным последователем Яна ван Эйка, вероятно, в молодости работал в его мастерской. Он писал церковные картины и портреты — его шедевром является «Портрет молодой девушки» (1470) — оба произведения находятся под сильным влиянием стиля Эйка. Оказал влияние на венецианскую портретную живопись Антонелло да Мессина (1430-1479).
Жан Клуэ (1485-1540)
Наиболее известен своими миниатюрными портретами — примеры хранятся в Британской королевской коллекции, Виндзоре и Музее Конде, Шантийи — он был одним из лучших миниатюристов на континенте.
Герард Давид (1460-1523) (Гауда)
Он считается последним великим мастером ранней нидерландской школы. Он был современником Мемлинга и после его смерти считался ведущим мастером города в области церковной живописи.
Ян Госсарт (1478-1536) (Мабуз)
Он завершил своё образование в Риме, а по возвращении во Фландрию стал одним из важнейших мастеров нидерландского романтизма.
Ян Йозеф Гореманс Младший (1714-1790) (Антверпен)
Он был учеником своего отца, Яна Йозефа Старшего. Часто бывает трудно отнести картины к тому или иному автору, поскольку подписи и даты часто похожи. Также очень мало различий в тематике картин — это живые, повседневные жанровые сцены из сельской и городской жизни.
Жакмар де Эсден (ок. 1355-1414)
Фламандский иллюминатор, известный своими передовыми миниатюрами.
Великолепный часослов герцога Беррийского (1400).
Малый часослов герцога Беррийского (1400) Французская национальная библиотека, Париж.
Якоб Йорданс (1593-1678) (Антверпен)
Наряду с Рубенсом и ван Дейком один из самых важных фламандских художников. Его юмористический, земной стиль живописи в основном выражался в аллегорических и мифологических жанровых сценах. Он неоднократно писал одну и ту же картину с небольшими изменениями.
Адриан Томас Кей (1544-1589) (Антверпен)
Он был высоко ценимым художником-историком и портретистом, имевшим доступ в аристократические круги. Его портреты отличаются тонкой элегантностью.
Квентин Массис (1466-1530) (Лёвен)
Основатель Антверпенской школы и важный мастер нидерландского искусства начала XVI века. Его основные работы — алтарные образы и Мадонны с ярко выраженным портретным характером. Он разработал, как нечто совершенно новое для своего времени, жанровые композиции с повседневными сценами, основанные на портретах, например «Меннильщики» (1514, Лувр).
Ганс Мемлинг (ок. 1433-94) (Брюгге)
Его стиль живописи, по-видимому, основан на стиле Роджера ван дер Вейдена и Дирка Боутса. Он взял их искусство и развил его с очаровательной утончённостью. Он стал главным мастером южнонидерландской школы и в своё время имел самую большую мастерскую в Брюгге.
Триптих «Страшный суд» (1471) Национальный музей, Гданьск.
Триптих Донне (1480) Национальная галерея, Лондон.
Иос де Момпер (1564-1635) (Антверпен)
Важный нидерландский пейзажист. Предпочитал рисовать сцены из сельской и мелкой городской жизни, зимние пейзажи, сцены охоты и т. д.
Бернарт Орлей (1492-1542) (Брюссель)
Наряду с Госсартом и Клёве он является главным мастером нидерландского реализма. Хотя он работал в традиции нидерландских мастеров, на него оказал сильное влияние Рафаэль. Он писал религиозные сюжеты и создавал эскизы гобеленов.
Иоахим Патенье (1485-1524) (Антверпен)
Он был высокоинновационным пионером пейзажной живописи, в которой фигуры использовались лишь в качестве подчинённого композиционного материала. Основное значение для него имели фантастические изображения утёсов и рек.
Путешествие в подземный мир (1522) Прадо, Мадрид.
Отдых во время бегства в Египет (1515) Королевский музей, Антверпен; Прадо.
Ян Провост (1465-1539) (Монс, Антверпен и Брюгге)
Он работал в Монсе, Антверпене, а позже в Брюгге. Он был одним из важных представителей наследия ранней нидерландской школы.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) (Зиген, Антверпен)
Главный представитель фламандской барочной живописи. Он перенял элементы католической Контрреформации барокко и применил их в качестве выражения страстного порыва и бурной оживлённости в своих крупноформатных полотнах.
Самсон и Далила (1609) Национальная галерея, Лондон.
Снятие с креста (Рубенс) (1614) Собор Богоматери, Антверпен.
Похищение дочерей Левкиппа (1618) Старая Пинакотека, Мюнхен.
Суд Париса (1632-5, Национальная галерея, Лондон)
Якоб Савери (ум. 1602) (Амстердам)
О его жизни мало что известно, кроме того, что он был художником и гравёром. Вероятно, он был братом гораздо более известного Роеланда. Оба предпочитали пейзажи с персонажами.
Роландт Савери (1576-1639) (Утрехт)
Он был в основном художником-пейзажистом и живописцем-анималистом. К его творчеству также относятся картины с цветами в стиле Й. Брейгеля, которые были очень популярны в то время.
Ян Сиберехтс (1627-1703) (Антверпен)
Он писал широкие пейзажи с сельскими видами или повседневной жизнью крестьян, похожие на стиль Паулуса Поттера.
Давид Тенирс Младший (1610-1690) (Антверпен, Брюссель)
Первоначально работал в Антверпене, позже был назначен придворным художником в Брюсселе, где основал академию. Под влиянием Броувера создавал сцены из жизни крестьян с курящими, играющими в карты людьми и т. д. Позже писал также пейзажи и придворные сцены.
Фредерик Валькенборх (1570-1623) (Антверпен, Нюрнберг)
Сын нидерландского художника Мартена Валькенборха. Он был важным представителем позднего маньеризма. Во время путешествия в Рим он пересёк Альпы и из-за этого полюбил изображение диких горных образований.
Иос ван Клёве (ок. 1511-1540) (Антверпен)
Ранний фламандский мастер, известный своими алтарными композициями и другими христианскими картинами. В молодости Клёве работал портретистом при французском дворе. С 1535 года он остался в Антверпене.
Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607) (Антверпен)
Как важный пейзажист, он сформировал переход от романтического, фантастического описания пейзажей в XVI веке к более естественному способу видения вещей, который был присущ мастерам XVII века.
Антонис ван Дейк (1599-1641) (Антверпен)
Он является одним из величайших фламандских художников и одним из лучших портретистов всех времён. Он учился в мастерской Рубенса и отточил свой стиль в Англии и Италии. Позже он был очень востребован как портретист в аристократических кругах. Характерной чертой его портретов является «благородная» поза моделей.
Портрет кардинала Бентивольо (1623) Палаццо Питти, Флоренция.
Король Англии Карл I в охотничьем костюме (1635) Лувр, Париж.
Ян ван Эйк (1390-1441) (Маасейк, недалеко от Маастрихта)
Самый знаменитый мастер ранней нидерландской школы и один из лучших художников всех времён, он начал свою карьеру как художник на службе у графа Голландии в Гааге. С 1430 года он был городским художником в Брюгге. Техника живописи Ван Эйка, его конструкция и фигуративная композиция были революционными для нидерландской живописи.
Гентский алтарь (1432) Собор Святого Бавона, Гент.
Портрет мужчины в красном тюрбане (1433) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Арнольфини (1434) Национальная галерея.
Мадонна Ролена (1435) Лувр, Париж.
Хуго ван дер Гус (1440–1482) (Гент)
Таинственный мастер-живописец из Гента; оказал значительное влияние на раннее Возрождение во Флоренции.
Алтарная картина Портинари (Триптих) (1475) Уффици, Флоренция.
Госсен ван дер Вейден (1465-1538) (Брюссель)
Важный художник триптихов и других алтарных картин. С 1503 года он содержал процветающую мастерскую, а с 1510 по 1530 год был деканом Антверпенской гильдии художников. Впечатляет также изящная элегантность его рисунка.
Рогир ван дер Вейден (1400-1464) (Турней, Брюссель)
Один из главных представителей ранней нидерландской школы. Основные работы были выполнены в Брюсселе, где он, как официальный художник города, имел большую мастерскую. Подобно братьям ван Эйкам, его творчество оказало глубокое влияние на развитие нидерландского и немецкого искусства эпохи Возрождения.
Снятие с креста (Погребение Христа) (1435-40) Музей Прадо.
Алтарная картина «Семь таинств» (1445) Королевский музей изящных искусств.
Бонеский алтарь (1446-52) Музей Отеля-Де-Дьё, Боне.
Оплакивание у гроба (1450) Уффици, Флоренция.
Жан-Антуан Ватто (1684-1721) (Париж)
Ведущий художник рококо фламандского происхождения.
Паломничество на Киферу (1717) Лувр, Париж; Шарлоттенбург, Берлин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?