Флюксус:
художественное движение неодадаизма читать ~5 мин.
Флюксус (Fluxus) — международное авангардное движение, зародившееся в начале 1960-х годов и во многом предвосхитившее современное мультимедийное постмодернистское искусство. Название происходит от латинского слова, означающего «поток». Это была свободная ассоциация современных художников, основанная американским художником и теоретиком искусства литовского происхождения Джорджем Мачюнасом (Jurgis Mačiūnas, 1931–1978). Движение первоначально возникло в Германии, но быстро распространилось по другим европейским столицам, а затем и в Нью-Йорке, который стал центром его деятельности.
Вдохновлённый традициями дадаизма и его деятелями, такими как Тристан Тцара, Флюксус был тесно связан и с другими движениями современного искусства: мейл-артом, леттризмом, фанк-артом, новым реализмом, неодадаизмом и Ситуационистским интернационалом. Участники Флюксуса твёрдо выступали против традиционного искусства, которое считали элитарным и оторванным от реальности. Их главной целью было сближение жизни и искусства. Вместо того чтобы фокусироваться на отдельных дисциплинах (живописи, скульптуре или фотографии) и придавать значение уникальным произведениям, художники Флюксуса работали сообща. Они объединяли разные художественные жанры — визуальный, литературный, музыкальный — в серию «событий», которые включали в себя инсталляции, концептуализм, хеппенинги, фотографию и различные виды перформанса. В 1960-х годах фестивали современного искусства Флюксус проходили в Амстердаме, Копенгагене, Дюссельдорфе, Лондоне, Париже и Нью-Йорке.
Истоки, цели и произведения
Название «Флюксус» было придумано Мачюнасом в 1961 году для журнала, который должен был продвигать современное искусство группы художников XX века. Многие из них были сосредоточены вокруг американского авангардного композитора Джона Кейджа (1912–1992), чья скандальная композиция «4′33″» (1952) не содержала ни единой ноты. По словам Мачюнаса, цель Флюксуса состояла в том, чтобы «содействовать живому искусству, анти-искусству» и объединить жизнь и творчество. Движение стремилось создать искусство без барьеров между жанрами, охватывающее самые разные виды деятельности — от водевиля до «найденных объектов» и искусства из мусора.
Идеология Флюксуса была построена на отрицании коммерциализации искусства и его элитарности. Художники провозглашали примат творческого процесса над конечным результатом. Ценностью обладала сама идея, жест, событие, а не уникальный материальный объект, который можно продать. Юмор, игра, абсурд и простота стали главными инструментами для разрушения границ между художником и зрителем. Вместо сложных техник и дорогостоящих материалов использовались повседневные предметы и действия, что делало искусство доступным каждому. Эта философия «сделай сам» была направлена на то, чтобы демистифицировать творчество и вернуть ему социальную функцию.
Одной из самых узнаваемых форм творчества Флюксуса стали «флюксус-коробки» (Fluxkits) — небольшие чемоданчики или ящики, наполненные различными объектами, карточками с инструкциями и партитурами для перформансов. Эти наборы были задуманы как портативные выставки, которые мог приобрести и «активировать» любой желающий. Кроме этого, участники движения создавали абсурдные и провокационные перформансы. Например, в работе «Как объяснить картины мёртвому зайцу» (1965) Йозеф Бойс, с лицом, покрытым мёдом и золотой фольгой, действительно водил мёртвого зайца по галерее и «объяснял» ему свои рисунки. Такие акции были призваны высмеивать традиционную эстетику мира искусства и предоставлять больше свободы как художнику, так и зрителю. В своём стремлении объединить жизнь и творчество движение породило множество газет, листовок, антологий и фильмов, а также организовывало флюксус-концерты, флюксус-свадьбы и даже флюксус-разводы.
Художники Флюксуса
Кроме Джорджа Мачюнаса, большинство радикальных современных художников того времени в той или иной степени были вовлечены в деятельность движения. Среди самых известных участников были немецкий художник-акционист Йозеф Бойс (1921–1986), японская художница и музыкант Йоко Оно (род. 1933), «отец» мейл-арта Рэй Джонсон (1927–1995), французский художник швейцарского происхождения Бен Вотье (1935–2024), румынско-швейцарский скульптор Даниэль Споэрри (1930–2024), а также пионеры кино и видеоарта, такие как кореец Нам Джун Пайк (1932–2006) и немецкий авангардист Вольф Фостель (1932–1998). В движении также участвовали Роберт Уоттс (1923–1988), Эмметт Уильямс (1925–2007), Робер Филлиу (1926–1987), Дитер Рот (1930–1998), Ла Монте Янг (род. 1935), Дик Хиггинс (1938–1998) и Аллан Капроу (1927–2006), вышедшие из таких центров, как Блэк-Маунтин-колледж, Ратгерский университет и Новая школа социальных исследований в Нью-Йорке. Участниками Флюксуса были и некоторые из величайших фотографов 1960-х годов.
Движение было наиболее активным в бунтарские 1960-е годы. Подобно дадаистам и конструктивистам, художники Флюксуса часто придерживались анархических взглядов и рассматривали уличные протесты 1968 года в Европе и Америке как своего рода масштабный «хеппенинг». В начале 1970-х годов движение потеряло свой первоначальный импульс, однако его влияние ощущается и сегодня.
Почему Флюксус был важен?
Главный вклад движения Флюксус 1960-х годов — это расширение самого определения искусства. Именно оно привело к тому плюрализму в визуальной культуре, который мы наблюдаем сегодня. Без таких течений, как Флюксус, сомнительно, что Премия Тёрнера, группа «Молодые британские художники» или отдельные художники-постмодернисты, такие как Трейси Эмин (род. 1963), смогли бы добиться известности тем путём, которым они это сделали в 1980-х годах.
Коллекции
Хотя движение создало относительно немного постоянных произведений искусства, то, что сохранилось, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы и Америки. Крупные коллекции включают:
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк.
Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк (включая Архив Флюксуса из коллекции Гилберта и Лилы Сильверман).
Художественный центр Уокер, Миннеаполис.
Тейт Модерн, Лондон.
Гамбургский кунстхалле, Гамбург.
Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.
Художественная галерея Квинсленда, Брисбен.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?