Французская академия изящных искусств: история, разногласия читать ~9 мин.
Французская академия изящных искусств (Academie des Beaux-Arts) – ведущее учреждение изобразительного искусства во Франции. Детище художника, дизайнера и теоретика искусства Шарля Лебрена (1619-1690), Академия была основана в 1648 году как Королевская академия живописи и скульптуры (Academie Royale de Peinture et de Sculpture).
Во время Французской революции работа академии была приостановлена, а затем она была переименована в Академию живописи и скульптуры (Academie de Peinture et de Sculpture). В 1816 году произошло объединение с двумя другими художественными организациями, Музыкальной академией (основанной в 1669 году) и Академией архитектуры (основанной в 1671 году), в результате чего образовалась Академия изящных искусств.
Основная цель Академии заключалась в обучении живописи и скульптуре перспективных студентов, а также в предоставлении выставочных площадок для художников, принятых в члены Академии (академиков). В обоих направлениях Академия быстро достигла монополии, что вызвало, как мы увидим, серьёзные разногласия.
Обучение было организовано через собственную художественную школу – Ecole des Beaux Arts в Париже, чья эстетика и практика были основаны на античных канонах, сформулированных во времена классической античности, которые были пересмотрены в эпоху искусства эпохи Возрождения (1400-1530). Например, все ученики должны были совершенствовать свои навыки рисования, прежде чем переходить к рисованию фигур и, в конечном итоге, написанию картин маслом. Академия также отвечала за Французскую академию в Риме (основанную в 1666 году) и стипендию, известную как Prix de Rome. В то же время с 1667 года Академия проводила ежегодную выставку для своих членов – единственную разрешённую публичную художественную выставку во Франции – известную как «Салон», по названию её расположения в салоне Carre (квадратная комната) в Лувре.
Хотя Французская академия была самым влиятельным из всех европейских художественных институтов, другие важные академии также имели авторитет: Академия искусств во Флоренции (Accademia dell’Arte del Disegno), основанная в начале 1560-х годов семьёй Медичи; Академия искусства в Риме (Accademia ди Сан Лука), основанная в 1580-х годах при спонсорстве Папы Римского и Королевская академия художеств в Лондоне под патронатом короля Георга III. Эти и другие академии по всей Европе распространяли то, что стало известно как «академическое искусство» – идиома, связанная с неоклассической живописью и скульптурой Древней Греции.
К сожалению, Французская академия быстро достигла монополии во всех областях изобразительного искусства, что позволило ей заставить художников принять жёсткий набор эстетических правил. Только после прихода импрессионизма, который утвердился, несмотря на сопротивление Академии, вместе с основанием альтернативных выставок, таких как Salon des Independants (основан в 1884 году) и Осенний Салон в Париже (основан в 1903 году). Сегодня маятник слишком сильно качнулся в другую сторону. Академии, такие как Academie des Beaux-Arts, имеют гораздо более открытый взгляд и охватывают самые экспериментальные формы постмодернистского искусства, а также гипермодернистские методы обучения.
Ранняя история
Несмотря на то, что Академия была основана в 1648 году, она оставалась бессильной из-за сопротивления гильдий ремесленников, вплоть до 1661 года, когда она попала под крыло Жана-Батиста Кольбера, главного советника Людовика XIV. Кольбер признал политическое преимущество возможности навязывать художественные стандарты и прославлять короля и поэтому предоставил Академии исключительный контроль как над обучением, так и над публичными выставками искусства. В 1663 году он назначил талантливого и динамичного Шарля Лебрена первым директором Академии. При этом новом режиме, Академия быстро приобрела почти полный контроль над художниками во Франции.
Начнём с того, что только художники, которые были избраны членами Академии (т.е. академиками), имели право на официальную работу в области искусства. Например, должности всех назначенных судом художников и скульпторов, дизайнеров и архитекторов, а также всех инспекторов и руководителей королевских фабрик – таких как производства гобеленов – и профессоров искусств были зарезервированы исключительно для академиков. Как художник попадал в ряды Академии? — Убедив комитет академиков «принять» представленное им произведение искусства.
Кроме того, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов к своим навыкам, художник должен был выставлять свои работы публично. Но поскольку единственной разрешённой публичной арт-выставкой был Салон, он мог выставляться только в том случае, если его работа была «принята» жюри Салона (также состоящим из академиков).
Проще говоря, Академия полностью контролировала все аспекты французской живописи и скульптуры. А тем художникам, чьи работы не одобрялись, было чрезвычайно трудно зарабатывать себе на жизнь.
Академическое искусство
В рамках своего регулирования французской живописи академия ввела так называемую иерархию жанров, в которой пять различных жанров живописи были ранжированы в соответствии с их познавательной ценностью. Эта иерархия была объявлена в 1669 году Андре Фелибиеном, секретарём Французской академии, и ранжировала картины следующим образом:
Эта система использовалась академиями в качестве основы для присуждения стипендий и призов, а также для распределения мест в Салоне. Это также оказывало большое влияние на финансовую ценность работы. Хотя введение этих эстетических правил имело теоретические достоинства, их жёсткая интерпретация подорвала весь процесс свободного развития искусства.
Кроме регулирования жанров и сюжетов, Академия ввела многочисленные соглашения, например о том, как должна быть написана картина: включая общий стиль (Академия предпочитала изобразительное искусство в неоклассической идиоме); рекомендуемые цветовые решения; сколько мазков должно оставаться видимым; как нужно закончить картину и многое другое.
Консервативные методы обучения
Школа Французской академии – Ecole des Beaux Arts в Париже – была известна своим консервативным и неизменным подходом к художественному образованию. Студенты начинали с рисования, сначала гравюр греческой скульптуры или известных картин старых мастеров, таких как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Рафаэль (1483-1520); затем с гипсовых слепков или оригиналов античных скульптур; наконец, от этого они переходили к рисованию фигур используя натурщиков – живых обнажённых мужчин. (известно как «рисование с натуры»). В конце каждого этапа их рисунки тщательно оценивались, прежде чем им было разрешено продвигаться дальше. Только после завершения нескольких лет рисования, а также геометрии и анатомии человека ученикам было разрешено писать маслом и использовать цвет. Фактически до 1863 года в программе Ecole des Beaux-Arts живописи вообще не было: чтобы научиться писать красками, студентам приходилось присоединяться к мастерской академика.
Салонный спор
Около 150 лет (1740-1890) Салон был самой престижной ежегодной (иногда проводимой раз в два года) художественной выставкой в мире. За одно воскресенье Салон могли посетить до 50 000 человек, а за 8 недель работы выставка собирала до полумиллиона посетителей. Большую часть времени Салон использовался Академией как способ принуждения художников соответствовать её собственному, все более жёсткому и устаревшему набору правил эстетики, практика, которая встречала все большее сопротивление. Первой жертвой резкой критики Академии стал популярный художник Жан-Батист Грёз (1725–1805), который в 1769 году был принят в Академию не как «художник-историк», а как простой «жановый художник». Это, несмотря на точку зрения главного редактора Энциклопедии Дени Дидро, что Грёз представлял «высший идеал» французской живописи того времени.
Вторая половина XIX века стала свидетелем гораздо больших споров, поскольку все большему количеству высоко оценённых обществом картин было отказано в допуске в Салон не из-за их низкого качества, а из-за того, что они не соответствовали жёстким правилам Академии. В то же время было принято большое количество посредственных работ «в академическом стиле».
Например, в 1855 году художник-реалист Гюстав Курбе (1819–1877) представил в Салон свой шедевр – «Мастерскую художника (Настоящая аллегория)» (1855, Музей Орсе). На огромной реалистической картине изображены портреты, натюрморты и пейзажи, освещённые присутствием одной из самых ярких обнажённых женщин во французской живописи. Но жюри Салона это отклонило. В 1863 году среди художников и искусствоведов поднялся ещё бо́льший шум, когда жюри Салона отклонило более 3000 представленных работ, в том числе «Завтрак на траве» («Dejeuner sur L’Herbe», 1863) Эдуарда Мане и картины Поля Сезанна, американского художника Уистлера и Камиля Писсарро. Это привело к тому, что французский император Наполеон III объявил, что художники, чьи работы были отклонены официальным Салоном, могут выставлять их одновременно в «Салоне отверженных» (выставка отбракованных материалов) в соседнем здании. Это противоречие сильно подорвало репутацию главого французского «Салона».
Примечание: среди выдающихся членов французской Академии были: Жан Доминик Энгр (1780–1867), Жан-Антуан Гро (1771-1835), Эрнест Мейсонье (1815-1891), Жан-Леон Жером (1824-1904), Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) и Адольф Уильям Бугро (1825-1905).
Одним из самых почитаемых Французской Академией художников был Жан Доминик Энгр. Об этом читайте в этих статьях, посвящённых анализу его лучших произведений: «Купальщица Вальпинкона» (1808 г.), «Великая одалиска» (1814 г.), «Портрет мсье Бертена» (1832 г.) и «Портрет мадам Муассье» (1844–1865 гг.).
Среди известных художников (в дополнение к уже упомянутым), работы которых были отклонены Академией: Камиль Коро (1796-1875), Йохан Йонгкинд (1819-1891), Александр Кабанель (1823-1889), Анри Фантен-Латур (1836- 1904), Клод Моне (1840-1926), Жорж Сёра (1859-1891) и это лишь некоторые из них.
В 1881 году Академия отказалась от управления салоном, который перешёл в ведение Общества французских художников (Societe des Artistes Francais). За этим последовало открытие двух других крупных ежегодных художественных выставок в Париже – Салон Независимых (Salon des Independants) (основан в 1884 году) и Осенний салон (Salon d’Automne) (1903). Позднее появился ряд новых выставочных проектов, таких как Майский Салон (Salon de Mai), Салон живописи молодых (Salon de la Jeune Peinture) и выставка абстрактной живописи Salon des Realities Nouvelles.
Статьи по теме французского искусства
• Французское декоративное искусство (ок. 1640-1792),
Королевский двор в Версале, Королевские замки.
• Французские дизайнеры-декораторы (c.1640-1792)
при короле Людовике XIV, эпохе Регентства, Людовике XV, Людовике XVI.
• Французская королевская мебель (c.1640-1792)
встиле Людовиков 14-го, 15-го и 16-го.
• Версальский дворец, Франция (c.1624-98)
История, архитектура, дизайн интерьеров.
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства см.: История искусства (2,5 миллиона до н.э. по настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?