Французская академия изящных искусств:
история, разногласия читать ~8 мин.
Французская академия изящных искусств (Academie des Beaux-Arts) — ведущее учреждение в области изобразительного искусства во Франции. Детище художника, дизайнера и теоретика искусства Шарля Лебрена (1619–1690), Академия была основана в 1648 году как Королевская академия живописи и скульптуры (Academie Royale de Peinture et de Sculpture).
Во время Французской революции деятельность Академии была приостановлена, а затем она была переименована в Академию живописи и скульптуры (Academie de Peinture et de Sculpture). В 1816 году произошло её объединение с двумя другими художественными организациями: Музыкальной академией (основана в 1669 году) и Академией архитектуры (основана в 1671 году). В результате этого слияния и образовалась Академия изящных искусств.
Основная цель Академии заключалась в обучении перспективных студентов живописи и скульптуре, а также в предоставлении выставочных площадок для художников, принятых в её члены (академиков). В обоих направлениях Академия быстро достигла монополии, что, как мы увидим, вызвало серьёзные разногласия.
Обучение проходило в собственной художественной школе — Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) в Париже. Её эстетика и практика основывались на античных канонах, сформулированных во времена классической античности и переосмысленных в эпоху Возрождения (1400–1530). Например, все ученики должны были отточить свои навыки рисунка, прежде чем перейти к рисованию фигур и, в конечном итоге, к написанию картин маслом. Академия также курировала Французскую академию в Риме (основанную в 1666 году) и её стипендию, известную как Prix de Rome.
С 1667 года Академия проводила ежегодную выставку для своих членов, которая была единственной разрешённой публичной художественной экспозицией во Франции. Она стала известна как «Салон» по названию места её проведения в Салоне Карре (Квадратном зале) в Лувре.
Хотя Французская академия была самой влиятельной из европейских художественных институций, авторитет имели и другие учреждения. Среди них Академия искусств во Флоренции (Accademia dell’Arte del Disegno), основанная в 1560-х годах семьёй Медичи; Академия святого Луки в Риме (Accademia di San Luca), основанная в 1580-х годах при поддержке Папы Римского; и Королевская академия художеств в Лондоне, находившаяся под патронажем короля Георга III. Эти и другие академии по всей Европе распространяли стиль, ставший известным как «академическое искусство» — идиому, тесно связанную с неоклассической живописью и скульптурой Древней Греции.
К сожалению, Французская академия быстро установила монополию во всех областях изобразительного искусства, что позволило ей навязывать художникам жёсткий набор эстетических правил. Её влияние ослабло лишь с появлением импрессионизма, который утвердился вопреки сопротивлению Академии, и с основанием альтернативных выставок, таких как Салон Независимых (основан в 1884 году) и Осенний салон (основан в 1903 году). Сегодня ситуация кардинально изменилась: академии, подобные Academie des Beaux-Arts, придерживаются более открытых взглядов, охватывая как экспериментальные формы постмодернистского искусства, так и новейшие методы обучения.
Ранняя история
Хотя Академия была основана в 1648 году, она долгое время оставалась слабой из-за сопротивления ремесленных гильдий. Ситуация изменилась в 1661 году, когда она перешла под покровительство Жана-Батиста Кольбера, главного советника Людовика XIV. Кольбер осознал политические преимущества централизованного контроля над искусством для прославления короля и предоставил Академии исключительные права как на обучение, так и на организацию публичных выставок. В 1663 году он назначил талантливого и энергичного Шарля Лебрена первым директором Академии. При новом режиме Академия быстро установила почти полный контроль над художниками во Франции.
Только члены Академии (академики) могли получать официальные заказы на произведения искусства. Должности придворных художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов, а также инспекторов и руководителей королевских мануфактур — например, гобеленовой — и профессоров искусств были зарезервированы исключительно для академиков. Чтобы стать членом Академии, художник должен был представить свою работу на суд комитета, который выносил решение о её «принятии».
Кроме того, чтобы продемонстрировать свои навыки потенциальным клиентам, художник нуждался в публичных выставках. Но поскольку единственной разрешённой выставкой был Салон, он мог показать свои работы, только если их одобряло жюри Салона, также состоявшее из академиков. Проще говоря, Академия полностью контролировала все аспекты французской живописи и скульптуры, и художникам, чьё творчество не соответствовало её стандартам, было чрезвычайно трудно зарабатывать на жизнь.
Академическое искусство
В рамках своей политики регулирования французской живописи Академия ввела так называемую иерархию жанров. В ней пять основных жанров живописи были ранжированы по их идейной ценности. Эта иерархия была провозглашена в 1669 году Андре Фелибьеном, секретарём Французской академии, и распределяла жанры следующим образом:
Эта система использовалась академиями как основа для присуждения стипендий и призов, а также для распределения мест в Салоне. Она также сильно влияла на рыночную стоимость произведений. Хотя введение этих эстетических правил имело определённые теоретические основания, их жёсткая трактовка препятствовала свободному развитию искусства.
Кроме регулирования жанров и сюжетов, Академия ввела многочисленные условности, касающиеся техники исполнения картины. Они включали общий стиль (Академия предпочитала фигуративное искусство в неоклассической идиоме), рекомендуемую цветовую палитру, степень видимости мазков, требования к законченности работы и многое другое.
Консервативные методы обучения
Школа Французской академии — École des Beaux-Arts в Париже — была известна своим консервативным подходом к художественному образованию. Студенты начинали с рисования: сначала копировали гравюры с греческих скульптур или известных картин старых мастеров, таких как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Рафаэль (1483–1520). Затем они переходили к работе с гипсовыми слепками и оригиналами античных статуй. Наконец, они приступали к рисованию с натуры, используя живых моделей — обнажённых мужчин. В конце каждого этапа рисунки тщательно оценивались, и только после этого студентам разрешалось двигаться дальше.
Лишь после завершения многолетнего курса рисунка, геометрии и анатомии ученикам позволялось писать маслом и работать с цветом. Примечательно, что до 1863 года в программе École des Beaux-Arts живопись как дисциплина отсутствовала: чтобы научиться писать красками, студентам приходилось поступать в мастерскую одного из академиков.
Салонный спор
На протяжении почти 150 лет (примерно с 1740 по 1890 год) Салон был самой престижной ежегодной (иногда двухгодичной) художественной выставкой в мире. За одно воскресенье его могли посетить до 50 000 человек, а за восемь недель работы выставка собирала до полумиллиона посетителей. Большую часть времени Салон использовался Академией для принуждения художников к соблюдению её собственных, всё более жёстких и устаревших эстетических правил, что встречало растущее сопротивление.
Первой известной жертвой критики Академии стал популярный художник Жан-Батист Грёз (1725–1805). В 1769 году он был принят в Академию не как «исторический живописец», а лишь как «жанровый художник». Это произошло вопреки мнению главного редактора «Энциклопедии» Дени Дидро, считавшего Грёза воплощением «высшего идеала» французской живописи того времени.
Вторая половина XIX века ознаменовалась ещё большими спорами. Всё чаще высоко ценимые публикой картины отвергались жюри Салона не из-за низкого качества, а потому, что они не соответствовали строгим академическим канонам. В то же время на выставку принималось большое количество посредственных работ, выполненных в «академическом стиле».
Например, в 1855 году художник-реалист Гюстав Курбе (1819–1877) представил в Салон свой шедевр «Мастерская художника (Подлинная аллегория)» (1855, Музей Орсе). На этой огромной реалистической картине были изображены портреты, натюрморты и пейзажи, объединённые присутствием одной из самых ярких обнажённых женских фигур во французской живописи. Но жюри Салона отклонило работу.
В 1863 году разразился ещё больший скандал, когда жюри Салона отвергло более 3000 представленных произведений, включая «Завтрак на траве» (Le Déjeuner sur l’herbe, 1863) Эдуарда Мане, а также картины Поля Сезанна, американского художника Уистлера и Камиля Писсарро. Это вызвало такое недовольство, что император Наполеон III распорядился организовать для отвергнутых работ отдельную выставку в соседнем здании — «Салон отверженных». Этот инцидент сильно подорвал репутацию главного французского «Салона».
Примечание: среди выдающихся членов Французской академии были: Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867), Антуан-Жан Гро (1771–1835), Эрнест Мейсонье (1815–1891), Жан-Леон Жером (1824–1904), Пьер Пюви де Шаванн (1824–1898) и Адольф-Вильям Бугро (1825–1905).
Одним из самых почитаемых Французской академией художников был Жан Огюст Доминик Энгр. Читайте об этом в статьях, посвящённых анализу его лучших произведений: «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Большая одалиска» (1814), «Портрет месье Бертена» (1832) и «Портрет мадам Муатессье» (1844–1865).
Среди известных художников (помимо уже упомянутых), чьи работы были отклонены Академией: Камиль Коро (1796–1875), Йохан Йонгкинд (1819–1891), Анри Фантен-Латур (1836–1904), Клод Моне (1840–1926) и Жорж Сёра (1859–1891) — и это лишь некоторые из них.
В 1881 году Академия отказалась от управления Салоном, который перешёл в ведение Общества французских художников (Société des Artistes Français). За этим последовало открытие двух других крупных ежегодных художественных выставок в Париже — Салона Независимых (основан в 1884 году) и Осеннего салона (1903). Позднее появился ряд новых выставочных проектов, таких как Майский салон (Salon de Mai), Салон молодой живописи (Salon de la Jeune Peinture) и выставка абстрактного искусства Salon des Réalités Nouvelles.
Статьи по теме французского искусства
Французское декоративное искусство (ок. 1640–1792)
Королевский двор в Версале, Королевские замки.
Французские дизайнеры-декораторы (ок. 1640–1792)
При короле Людовике XIV, в эпоху Регентства, при Людовике XV, Людовике XVI.
Французская королевская мебель (ок. 1640–1792)
В стиле Людовиков XIV, XV и XVI.
Версальский дворец, Франция (ок. 1624–1698)
История, архитектура, дизайн интерьеров.
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства см. в статье: История искусства (с 2,5 миллиона лет до н.э. по настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?