Немецкий экспрессионизм читать ~6 мин.
Экспрессионизм зародился в Германии в первом десятилетии XX века, с основными центрами в Дрездене и Мюнхене. Почти одновременно в Австрии возникло схожее, хотя и менее масштабное, движение. До Первой мировой войны немецкий экспрессионизм развивался под влиянием идей ворпсведской колонии художников и парижского фовизма. Значительное воздействие на него оказали и новаторские экспрессионистские полотна Винсента Ван Гога, например, «Пшеничное поле с воронами» и «Звёздная ночь».
В отличие от импрессионистов, стремившихся подражать природе, немецкие художники-экспрессионисты сознательно искажали цвет, форму и пространство. Так они передавали свои субъективные чувства и переживания. Первая мировая война наложила трагический отпечаток на творчество и судьбы многих из них. После 1915 года немецкий экспрессионизм стал не просто стилем современного искусства, а мощным движением социального и антивоенного протеста. Важным центром этого авангардного направления стала берлинская галерея «Штурм». См. также: История экспрессионистской живописи.
Предшественники
Истоки немецкого экспрессионизма можно проследить в творчестве некоторых мастеров прошлого. Одним из его далёких предшественников считают немецкого художника эпохи Возрождения Маттиаса Грюневальда (1475–1528) с его эмоционально напряжённой религиозной живописью. Непосредственное влияние на экспрессионистов оказали постимпрессионисты, в первую очередь Винсент Ван Гог. Ещё одним ключевым художником-предтечей стал норвежец Эдвард Мунк (1863–1944). Его работы, как и полотна Ван Гога, отражали глубокие душевные переживания. Яркий пример — знаменитая картина «Крик» (ок. 1893), где искажённая фигура и «кричащие» краски передают ощущение экзистенциального ужаса.
Важную роль в становлении движения сыграла и ворпсведская колония — объединение художников, основанное в 1889 году в деревне Ворпсведе в Нижней Саксонии. В него входили Фриц Макензен, Отто Модерзон и Ханс ам Энде. Изначально их творчество развивалось в русле пленэрной живописи, подобно барбизонской школе во Франции, но со временем в нём стали проявляться выраженные экспрессионистские тенденции.
Позднее к колонии присоединились Карл Виннен, Фриц Овербек и Генрих Фогелер. Одной из ключевых фигур Ворпсведе и пионером немецкого экспрессионизма стала художница Паула Модерзон-Беккер, которая была участницей группы с 1898 года до своей ранней смерти в 1907 году.
Основные группы немецкого экспрессионизма
Немецкие экспрессионисты создавали драматичные и выразительные произведения, вдохновляясь творчеством Ван Гога и Мунка, колористическими экспериментами французского фовизма во главе с Анри Матиссом (1869–1954) и экспрессивной деревянной скульптурой Эрнста Барлаха (1870–1938). В рамках движения сформировались три ключевые группы: «Мост» (Die Brücke), «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) и «Новая объективность» (Die Neue Sachlichkeit).
«Мост» (Die Brücke, 1905–1913)
Группа «Мост» была основана в Дрездене в 1905 году четырьмя студентами-архитекторами: Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880–1938), Карлом Шмидт-Ротлуфом (1884–1976), Фрицем Блейлем и Эрихом Геккелем (1883–1970). Позже к ним присоединились Эмиль Нольде (1867–1956), Макс Пехштейн (1881–1955) и Отто Мюллер (1874–1930). Художники черпали вдохновение в примитивном искусстве, в частности в работах Поля Гогена (1848–1903). В своих городских пейзажах и фигуративных композициях они выражали радикальные социальные взгляды, используя напряжённую цветовую палитру, резкие контуры и упрощённые формы.
В своём манифесте 1906 года участники «Моста» провозгласили своей целью “достижение свободы в жизни и творчестве в противовес косным, устоявшимся силам”. Они сочетали элементы немецкого традиционного искусства с мотивами искусства Африки и Океании, а также с находками фовистов. К характерным работам группы относятся «Две женщины» (1912) Карла Шмидт-Ротлуфа и «Уличная сцена в Берлине» (1913) Эрнста Людвига Кирхнера.
«Синий всадник» (Der Blaue Reiter, 1911–1914)
Объединение «Синий всадник» возникло в Мюнхене на базе «Нового мюнхенского художественного объединения» (Neue Künstlervereinigung München). Его лидерами и самыми известными художниками были выходец из России Василий Кандинский (1866–1944) и немецкий живописец Франц Марк (1880–1916).
В 1911 году Кандинский и Марк вышли из состава «Нового объединения» и организовали собственную выставку под названием «Редакция ‘Синего всадника’». К ним примкнули Пауль Клее (1879–1940), Август Маке (1887–1914) и Габриэле Мюнтер (1877–1962). «Синий всадник» был скорее свободным союзом единомышленников, чем сплочённой группой, как «Мост». В 1912 году Кандинский и Марк издали альманах Der Blaue Reiter, представлявший собой сборник статей об искусстве. Общей целью художников было насыщение искусства духовностью, а главным средством для этого они считали цвет.
Происхождение названия «Синий всадник» связано с личными пристрастиями основателей. Марк считал животных непорочными созданиями, превосходящими человека, и часто изображал лошадей. Синий цвет имел особое значение для Кандинского, который, обладая синестезией, мог «слышать» цвета. Объединение распалось с началом Первой мировой войны, на которой погибли Марк и Маке. Примерами творчества группы служат картины «Казаки» (1910) Василия Кандинского и «Синие лошадки» (1911) Франца Марка.
«Новая объективность» (Die Neue Sachlichkeit, 1920-е)
«Новая объективность» (или «Новая вещественность») — художественное течение в Германии 1920-х годов, пришедшее на смену экспрессионизму. Название ему дала выставка «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма», прошедшая в Мангейме в 1925 году. Ведущими представителями этого направления были Отто Дикс (1891–1969) и Георг Грос (1893–1959). В своих работах они с едкой сатирой изображали пороки и коррупцию Веймарской республики. К этому кругу примыкал и мастер дадаистского фотомонтажа Джон Хартфилд (1891–1968).
Среди других значимых художников XX века, связанных с этим направлением, — Кристиан Шад (1894–1982) и Макс Бекман (1884–1950). Последний известен своими мощными автопортретами, например, «Автопортрет с трубой» (1938). К знаковым произведениям «Новой объективности» относят «Портрет журналистки Сильвии фон Харден» (1926) Отто Дикса, «Самоубийство» (1916) Георга Гроса и «Автопортрет с моделью» (1927) Кристиана Шада.
С приходом к власти нацистов в 1937 году многие работы экспрессионистов были объявлены «дегенеративным искусством» (Entartete Kunst). Их изымали из музеев и демонстрировали на одноимённой пропагандистской выставке, которая, вопреки замыслу организаторов, вызвала огромный интерес у публики.
Особняком в истории немецкого экспрессионизма стоит фигура Ловиса Коринта (1858–1925). Начав как импрессионист, в поздний период творчества он создал пронзительные по своей экспрессии пейзажи, автопортреты и религиозные полотна.
Экспрессионизм за пределами Германии
Экспрессионистские тенденции проявились в творчестве многих европейских художников. Среди них — «русский Матисс» Алексей фон Явленский (1864–1941) с его сериями экспрессивных портретов; австрийцы Оскар Кокошка (1886–1980) и Эгон Шиле (1890–1918), создавшие пронзительные по психологизму образы; а также работавший в Париже итальянец Амедео Модильяни (1884–1920), чей уникальный стиль сочетал в себе черты экспрессионизма, кубизма и влияния африканской скульптуры.
Экспрессионизм в скульптуре
Хотя экспрессионизм проявился прежде всего в живописи, он нашёл своё выражение и в скульптуре. Двумя крупнейшими представителями немецкой экспрессионистской пластики были Эрнст Барлах (1870–1938), работавший преимущественно с деревом, и Вильгельм Лембрук (1881–1919), чьи вытянутые, полные трагизма фигуры из бронзы и камня перекликаются с готической традицией.
Возрождение экспрессионизма: неоэкспрессионизм
В 1970–1980-е годы в Германии произошло возрождение интереса к экспрессионизму. Это новое движение, ставшее частью международного неоэкспрессионизма, получило название «Новые дикие». К его ведущим представителям относятся Георг Базелиц (р. 1938), Ансельм Кифер (р. 1945), Йорг Иммендорф (1945–2007), Маркус Люперц (р. 1941) и А. Р. Пенк (1939–2017). Работы немецких экспрессионистов представлены во многих крупных коллекциях, о которых можно узнать в статье «Художественные музеи Европы».
- Экспрессионизм
- Экспрессионизм
- Экспрессионизм в дизайне интерьера
- Экспрессионизм в европейском художественном искусстве
- Der Blaue Reiter: Немецкая художественная группа экспрессионистов
- В Рязанском Театре кукол успешно прошла премьера «Золушки», созданной с использованием современных технологий
- «Индейская лошадь» Ричарда Вагамеса, краткое содержание
- «Как летать на лошади: секретная история создания, изобретения и открытия» Кевина Эштона, краткое содержание
- «Наполовину сломанные лошади» Жаннетт Уоллс, краткое содержание
- Российский фильм номинирован на «Золотой глобус»
- «Волшебники» Льва Гроссмана, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?