Гранд-тур:
художественный маршрут по Европе читать ~6 мин.
В изобразительном искусстве термин «Гранд-тур» обозначает традиционное путешествие по Европе, которое было популярно среди состоятельных и культурных путешественников. Маршрут пролегал через великие центры классической, ренессансной и барочной архитектуры, скульптуры и живописи, в частности через Париж, Флоренцию, Венецию, Рим, Вену, Дрезден, Берлин, Амстердам и Антверпен.
Изначально основную массу туристов составляли англичане, но со временем к ним присоединились и состоятельные американцы. Например, жители Чарльстона, разбогатевшие на торговле, составляли значительную группу американских путешественников. Обычно они проводили до года в культурной поездке по Франции эпохи Бурбонов и Италии.
Гранд-тур давал уникальную возможность изучить руины античности и увидеть подлинники старых мастеров. Поэтому в путешествие отправлялись и молодые художники и скульпторы из Британии и Америки, чтобы непосредственно познакомиться с техниками великих предшественников. Такая необходимость была вызвана и тем, что большинство крупных художественных музеев появилось только в середине XIX века. Галерея Уффици во Флоренции (открыта в 1765 году), Музеи Ватикана (основаны в 1771 году) и парижский Лувр (открыт в 1793 году) были одними из немногих публичных галерей на маршруте Гранд-тура.
Большинство состоятельных путешественников приобретали в поездке различные произведения искусства. Они покупали как работы современных мастеров, так и шедевры из коллекций, которые распродавали обедневшие аристократические семьи. Считалось, что главная польза Гранд-тура — это изучение римского искусства классической античности и шедевров эпохи Возрождения во Флоренции, Риме и Венеции, а также налаживание связей с аристократическими кругами континентальной Европы.
История
Впервые термин «Гранд-тур» употребил католический священник Ричард Ласселс (ок. 1603–1668) в своей книге The Voyage of Italy («Путешествие по Италии»), изданной посмертно в 1670 году. Как культурное явление Гранд-тур набрал популярность после 1648 года, когда Мюнстерский мирный договор, ставший частью Вестфальского мира, положил конец Тридцатилетней войне и сделал путешествия по Европе более безопасными.
К началу XVIII века поездки по континенту стали распространённым явлением среди европейских джентльменов и людей искусства. Эти путешествия отвечали их желанию познакомиться с другими культурами и установить международные контакты. Долгие и зачастую трудные маршруты считались важным этапом для формирования «хорошего вкуса», а также давали молодым людям возможность углубить свои знания в языках и изящных искусствах.
В 1776 году шотландский экономист Адам Смит отмечал, что на фоне неудовлетворительного состояния британских университетов Гранд-тур стал важным элементом образования для представителей высшего общества.
Дополнительным стимулом к знакомству с европейским визуальным искусством стало открытие новых художественных школ. В 1768 году в Лондоне была основана Королевская академия искусств. Её первый президент, сэр Джошуа Рейнольдс (1723–1792), стремился создать институцию, не уступающую великим европейским академиям, которые произвели на него сильное впечатление во время его собственного Гранд-тура.
Благодаря поддержке состоятельных покровителей талантливые молодые художники из Британии и Америки также получили возможность отправиться в Европу для обучения. Например, архитектор Бенджамин Латроб (1764–1820) совершил Гранд-тур в 1784 году. В поездке он увидел парижский Пантеон, построенный по проекту Жака-Жермена Суффло (1713–1780) и Жана-Батиста Ронделе, а также его античный прототип в Риме.
Английские художники-пейзажисты и коллекционеры особенно ценили классические пейзажи Пауля Бриля (1554–1626) и Адама Эльсхаймера (1578–1610). Их также привлекали работы болонских живописцев Аннибале Карраччи (1560–1609) и Доменикино (1581–1641), а также Клода Лоррена (1604–1682) и Николы Пуссена (1594–1665). Сельские виды кисти мастеров голландского барокко также вызывали восхищение и часто копировались.
Традиция Гранд-тура сохранялась до середины XIX века, пока развитие железнодорожного сообщения не сделало массовые путешествия более доступными.
Маршрут Гранд-тура
Гранд-тур мог длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Путешественников часто сопровождал наставник или знающий гид. Основным пунктом назначения для англичан, французов и немцев была Италия. Лишь немногие решались отправиться дальше, например, в Россию, чтобы увидеть её новую столицу — Санкт-Петербург. Следуя советам из путеводителей, тур обычно начинали с длительной остановки в Париже.
Париж и Флоренция
В Париже путешественники брали уроки французского языка и фехтования, осматривали коллекции Лувра и дворца Тюильри. Они изучали архитектуру собора Нотр-Дам, нового Пантеона работы Жака-Жермена Суффло и гуляли по садам Люксембургского дворца. Популярными загородными резиденциями были Версальский дворец и замок Фонтенбло (см. подробнее: Школа Фонтенбло). Затем путь лежал через Альпы в Турин, по дороге иногда посещая Женеву или Лозанну. Следующей важной остановкой была Флоренция, центр Ренессанса. Здесь туристы изучали шедевры кватроченто Боттичелли, мраморную скульптуру «Давид» Микеланджело (1501–1504) у входа в Палаццо Веккьо, бронзового «Давида» Донателло (1440–1443), а также картины Болонской школы из коллекции Медичи.
Венеция
Из Флоренции путешественники отправлялись в Падую и Болонью, а затем надолго останавливались в Венеции — одном из самых элегантных городов Европы. Здесь их внимание привлекала венецианская живопись, в частности работы Тициана в многочисленных церквях города, а также архитектурные пейзажи (vedute). Эти детальные виды Венеции создавали художники-ведутисты, такие как Каналетто (1697–1768), его племянник Бернардо Беллотто (1721–1780) и Франческо Гварди (1712–1793).
Венецианская художница Розальба Каррьера (1675–1757) была известна по всей Европе. Она создавала миниатюры на табакерках для английских туристов и писала пастельные портреты аристократов. Другая знаменитая художница, швейцарка Ангелика Кауфман (1741–1807), также успешно работала в Италии, выполняя портреты знатных путешественников, совершавших Гранд-тур.
Рим
После Венеции большинство туристов направлялось в Рим, чтобы воочию увидеть памятники Древнего Рима, шедевры живописи и скульптуры Высокого Возрождения, а также архитектуру Ренессанса и барокко. Особый интерес вызывали фрески Сикстинской капеллы работы Микеланджело, в частности «Сотворение мира» (1508–1512) и «Страшный суд» (1536–1541), а также шедевры архитектуры барокко, включая творения Бернини для собора Святого Петра, и коллекции музеев Ватикана.
Хотя культурная жизнь итальянских городов блистала приёмами и театральными представлениями, сама Италия переживала социально-экономический кризис, а сохранность многих памятников оставляла желать лучшего. Это позволяло иностранцам делать выгодные покупки у коллекционеров и торговцев древностями. Так, английский скульптор Джозеф Ноллекенс (1737–1823) не только совершенствовал в Риме свою технику мраморной скульптуры, но и успешно торговал антиквариатом, продавая статуэтки и бронзовые изделия английским туристам.
Неаполь, Греция, Австрия, Германия и Нидерланды
После Рима некоторые туристы ехали на юг, в Неаполь, чтобы увидеть раскопки в Помпеях, Геркулануме и Пестуме. Найденные там артефакты способствовали распространению неоклассицизма по всей Европе и сильно повлияли на британский дизайн, что видно на примере керамики Джозайи Веджвуда и мебели Томаса Шератона.
Самые отважные путешественники пересекали Ионическое море, чтобы увидеть греческое искусство, в основном скульптуру, на её родине. Однако большинство возвращалось на север, направляясь в Вену, Дрезден и Берлин, иногда с остановками в Мюнхене или Гейдельберге. Завершающей частью маршрута часто становились Нидерланды. Здесь туристы знакомились с работами великих фламандских живописцев, таких как Ян ван Эйк (1390–1441), Ханс Мемлинг (ок. 1433–1494), Хуго ван дер Гус (1440–1482), Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569) и Питер Пауль Рубенс (1577–1640), а также мастеров голландского реализма — Рембрандта (1606–1669) и Яна Вермеера (1632–1675).
Домой участники Гранд-тура возвращались с сундуками, полными произведений искусства: античных артефактов, картин, статуэток, медалей и монет. Эти трофеи затем с гордостью выставлялись в библиотеках, гостиных и садах их поместий.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?