Гейдельбергская школа австралийского импрессионизма, Мельбурн читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве термин «Гейдельбергская школа» объединяет плеяду австралийских живописцев конца XIX века. Творческое ядро группы сформировалось в конце 1880-х — начале 1890-х годов в так называемых художественных лагерях, расположенных в сельской местности Гейдельберга, к востоку от Мельбурна. Это направление признано одним из самых значимых в истории современного искусства Австралии и известно благодаря живописи пейзажей, запечатлевших регионы Ярра и Гиппсленд. Название движению дал в июле 1891 года американский критик Сидни Дикинсон (Sidney Dickinson). Доминирующим методом работы группы стал импрессионизм, сочетавшийся с техникой алла прима (письмо на пленэре). Это дало основание историкам искусства классифицировать движение как Австралийский импрессионизм.
Сегодня понятие «Гейдельбергская школа» трактуется шире и охватывает деятельность импрессионистов XIX века по всей Австралии, включая мастеров из Сиднея, Брисбена, Перта и Аделаиды. Ведущими представителями оригинальной мельбурнской группы были Том Робертс (Tom Roberts, 1856–1931), Артур Стритон (Arthur Streeton, 1867–1943), Чарльз Кондёр (Charles Conder, 1868–1909) и Фред Маккаббин (Frederick McCubbin, 1855–1917). К кругу их единомышленников также принадлежали: Уолтер Уитэрс (Walter Withers, 1854–1914), Джон Лонгстафф (John Longstaff, 1861–1941), Дэвид Дэвис (David Davies, 1864–1939), Клара Сазерн (Clara Southern, 1861–1940), Джейн Сазерленд (Jane Sutherland, 1853–1928), Эмануэль Филлипс Фокс (E. Phillips Fox, 1865–1915) и Этель Каррик Фокс (Ethel Carrick Fox, 1872–1951).
Работы представителей школы хранятся в крупнейших художественных музеях континента, среди которых Национальная галерея Австралии (NGA) в Канберре, Национальная галерея Виктории (NGV) в Мельбурне, Художественная галерея Южной Австралии (AGSA) в Аделаиде, Художественная галерея Нового Южного Уэльса (AGNSW) в Сиднее, Квинслендская художественная галерея (QAG) в Брисбене и Художественная галерея Западной Австралии (AGWA) в Перте.
Культурная среда Мельбурна
Расцвет австралийского импрессионизма неразрывно связан с экономическим бумом Мельбурна 1880-х годов, периодом, известным как «Чудесный Мельбурн» (Marvellous Melbourne). Богатство, принесённое золотой лихорадкой и развитием шерстяной промышленности, способствовало росту меценатства и интереса к искусству. Урбанизация породила потребность в национальной самоидентификации, отличной от колониальной привязанности к Британии. Художники Гейдельбергской школы стали одними из первых, кто попытался визуализировать этот новый национальный дух, отойдя от мрачных тонов европейской академической традиции в пользу света и цвета, свойственных австралийской природе.
Вклад этих мастеров в викторианское искусство был значительным, однако, несмотря на культурный подъем, немногие из них могли обеспечить себя исключительно продажей картин. Робертс подрабатывал ассистентом фотографа, Стритон начинал как младший клерк, прежде чем освоить литографию. Кондёр, до того как заняться иллюстрацией для издания Illustrated Sydney News, обучался на геодезиста. Маккаббин трудился в семейной пекарне. Большинство художников получили образование в Школе Национальной галереи (NGS) в Мельбурне, открывшейся в 1870 году. Обучение строилось по европейской модели: от копирования гравюр и гипсов в Школе дизайна до рисования с натуры. Студенты изучали композицию и академический метод многослойного наложения красок.
Влияние на формирование школы оказали и художники-эмигранты. Ирландец Джордж Фредерик Фолингсби (1828–91), возглавивший Школу живописи NGS, и швейцарец Абрам Луи Бувело (1814–88) принесли опыт европейских школ. Английский педагог Джулиан Эштон (1851–1942) и специалист по пленэру А. Дж. Даплин (1844–1926) пропагандировали методы работы на открытом воздухе, восходящие к Барбизонской школе. Итальянец Джироламо Пьери Баллати Нерли (1860–1926) познакомил местных живописцев с техникой группы Маккьяйоли, а португалец Артур Жозе Де Соуза Лурейро (1853–1932) привнёс элементы символизма.
Выставка «Впечатления 9 на 5» (1889)
Знаковым событием для движения стала выставка «Впечатления 9 на 5» (9 by 5 Impression Exhibition), состоявшаяся в августе 1889 года в залах Бакстона (Buxton’s Rooms) напротив ратуши Мельбурна. Название экспозиции отсылало к размеру большинства работ — 9 на 5 дюймов (примерно 23 x 13 см). Это были размеры крышек от коробок для сигар, которые художники использовали в качестве основы для своих этюдов из-за дешевизны материала и удобной текстуры древесины. В экспозицию вошли 183 работы.
Подобно первым парижским выставкам импрессионистов, это событие вызвало бурную полемику среди искусствоведов. Ведущий критик Джеймс Смит разгромил выставку, заявив: “Из первоначального хаоса не выйдет ничего хорошего”. Тем не менее, выставка стала манифестом нового видения. Основными участниками были Кондёр, Робертс и Стритон — поклонник Тёрнера и французской школы. Фредерик Маккаббин, преподававший в Школе дизайна, также представил свои работы. Многие участники состояли в Викторианском обществе художников, возникшем на базе Академии искусств.
Австралийский импрессионизм и пленэр
Термин «Гейдельбергская школа» закрепился исторически, хотя география работы художников была шире. Стритон, Кондёр и Робертс жили в старом фермерском доме в поместье Иглмонт (Eaglemont) близ Гейдельберга, откуда открывался вид на долину реки Ярра. Эти «лагеря» стали не просто местом работы, но и пространством для богемного общения, обмена идеями и формирования братства. Джейн Сазерленд и Клара Сазерн посещали лагеря днём, так как социальные нормы того времени не позволяли женщинам оставаться там на ночь.
Ключевым элементом метода была живопись на пленэре. В отличие от многих современников, которые использовали этюды лишь как подготовительный этап, австралийские импрессионисты, подобно Камилю Писсарро и Альфреду Сислею, рассматривали быстрый этюд как самостоятельное произведение искусства. Они стремились поймать «мгновенное впечатление» (impression). Однако, их стиль тяготел не столько к растворению формы, характерному для Клода Моне, сколько к тональному реализму Бастьен-Лепажа и натурализму Гаагской школы (подробнее см. Пост-импрессионизм в Голландии). Художники не уходили в дикую глушь, как более поздние модернисты вроде Рассела Драйсдейла или Сидни Нолана, но именно они впервые достоверно передали жёсткий свет, выжженную траву и серебристо-голубую дымку эвкалиптовых лесов.
Натурализм и «Золотая и синяя» палитра
Австралийские художники обнаружили, что традиционная европейская техника и яркая хроматическая цветовая палитра французских импрессионистов требуют адаптации к местным условиям. Солнечный свет в Австралии слишком резок и выбеливает цвета, лишая их европейской насыщенности. Поэтому Робертс и Стритон разработали собственную гамму, получившую название «золотой и синей» (gold and blue), которая лучше передавала атмосферу жаркого полдня.
В их работах сохранялась приверженность натурализму и стремление к созданию национального стиля реалистической живописи. Часто импрессионистическая техника мазка сочеталась с элементами академической живописи: фигуры людей прописывались с чёткими контурами и объёмом, в то время как фон решался более свободно. Это позволяло им создавать монументальные полотна, повествующие о жизни пионеров, стригалей и фермеров, придавая бытовым сценам героическое звучание. (См. также: От реализма к импрессионизму).
Избранные произведения
К числу наиболее значимых картин школы относятся:
Чарльз Кондёр
«Цветы Геррика» (Herrick’s Blossoms, 1888) — Национальная галерея Австралии, Канберра.
«Праздник в Ментоне» (A Holiday at Mentone, 1888) — Художественная галерея Южной Австралии.
«Отъезд» (Departure of the Orient – Circular Quay, 1888) — Художественная галерея Нового Южного Уэльса.
Том Робертс
«Аллегро кон брио, Бурк-стрит вест» (Allegro Con Brio, Bourke St West, ок. 1885–86) — NGA, Канберра.
«Вечерний поезд до Хоторна» (Evening Train to Hawthorn, 1889) — AGNSW, Сидней.
«Стрижка овнов» (Shearing the Rams, 1890) — Национальная галерея Виктории. Эта работа считается иконой австралийского искусства.
Артур Стритон
«Ветрено и влажно» (Windy and Wet, 1889) — Национальная галерея Виктории.
«Огонь в туннеле Лапстон» (Fire’s on, Lapstone Tunnel, 1891) — AGNSW, Сидней.
«Фиолетовый полдень, прозрачная мощь» (The Purple Noon’s Transparent Might, 1896) — Национальная галерея Виктории.
Фредерик Маккаббин
«Потерянный» (Lost, 1886) — Национальная галерея Виктории.
«На тропе валлаби» (On the Wallaby Track, 1896) — AGNSW, Сидней.
«Пионер» (The Pioneer, 1904) — монументальный триптих, хранящийся в Национальной галерее Виктории.
Клара Сазерн
«Старая пасека» (An Old Bee Farm, 1900) — Национальная галерея Виктории.
Джейн Сазерленд
«Препятствие, Бокс-Хилл» (Obstruction, Box Hill, ок. 1885) — Балларатская художественная галерея.
«Сборщицы грибов» (The Mushroom Gatherers, ок. 1895) — Национальная галерея Виктории.
Дополнительные материалы
Для более глубокого изучения эволюции стиля см.:
Импрессионизм: истоки и влияние.
Импрессионизм: ранняя история.
Развитие импрессионистской живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?