Иерархия жанров в живописи читать ~9 мин.
В изобразительном искусстве термин «жанр» относится к разным «типам» или «категориям», к которым может быть отнесена картина. Скорее всего, это же слово встречается во фразе «жанровая живопись», которая сама по себе, в частности, является разновидностью живописи, писывая сюжетные произведения, изображающие повседневные сцены. Установленные жанры живописи: пейзаж, портрет, жанровая картина, история, натюрморт. На протяжении веков бушевали споры об относительной ценности и важности этих категорий живописи, а также о том, существует ли между ними естественная иерархия.
Академическая иерархия жанров
Этот метод «ранжирования» картин по «типу» был введен на волне итальянского Возрождения великими европейскими академиями, такими как Академия художеств в Риме, Академия искусств во Флоренции, Французская академия в Париже и Королевская академия в Лондоне. Впервые об этом объявил в 1669 году теоретик искусства Андре Фелибиен, секретарь Французской академии.
Фелибиен расположил жанры следующим образом:
❶ Историческая живопись
❷ Портретная живопись
❸ Жанровая живопись
❹ Пейзаж
❺ Натюрморт
Эта рейтинговая система, основанная на традициях греческого и римского искусства, сложившихся в эпоху флорентийского Возрождения, использовалась академиями в качестве основы для присуждения призов и стипендий, а также места в своих выставках (салонах). Это также оказало значительное влияние на воспринимаемую денежную стоимость произведения искусства в торговых залах аукционных домов.
Зачем было введено это ранжирование?
Согласно установкам академического искусства, эта так называемая «иерархия жанров» была оправдана, поскольку отражала присущую каждому жанру моральную силу. Художник мог более четко передать моральное послание через историческую картину, портрет или жанровую живопись, а не через пейзаж или натюрморт. Кроме того, следуя традиции классической античности, итальянское Возрождение полагало, что высшей формой искусства было схематическое представление человеческой формы – в скульптуре, рисунках фигур и в более реалистичных фигурах на картинах. Таким образом, пейзажи и натюрморты, не требующие человеческих фигур, рассматривались как второстепенные жанры. Наконец, система академического рейтинга отражала фактическую общественную ценность каждой категории. Историческая живопись была крупнейшим и наиболее подходящим жанром для публичной демонстрации, за ней следовали портреты, жанровые работы и пейзажи, в то время как натюрморты, как правило, были самыми маленькими и выполнялись только для домашнего просмотра.
Полемика
Система академического рейтинга вызвала серьезные споры и недовольство среди художников и школ.
Во-первых, ранжирование сопровождалось рядом других правил, которые диктовали, как должны быть написаны картины. Например, тема, компоновка, композиция, цветовая схема и отделка картины тщательно регулировались академиями, чтобы укрепить систему эстетики, за которую они выступали. Художникам, не соблюдающим эти условности, было чрезвычайно трудно сделать карьеру. Например, их исключали из Парижского салона и из любого списка «рекомендованных художников» для официальных должностей в преподавании или для любых официальных комиссий (заказов).
Во-вторых, настойчивое требование академий ранжировать картину по ее способности передавать «моральное послание» внесло в практику искусства совершенно нехудожественный элемент. В результате посредственные исторические картины получили предпочтение по сравнению с выдающимися пейзажами и жанровыми произведениями. Хуже того, вся система препятствовала экспериментам и инновациям, вместо этого предпочитая согласованность и повторение. Позже, в 19 веке, эта академическая система постепенно приобрела дурную славу, поскольку блестящие (но несоответствующие академическим канонам) художники, такие как Мане, Моне и Сезанн, были исключены из Парижского салона, а работы менее сильных авторов выставлялись. (Примечание. Художники-импрессионисты почти не написали исторических картин.) Споры вызвали такие разногласия, что в 1863 году французский император Наполеон III организовал «альтернативный» салон – известный как Salon des Refusés (Салон отверженных) – для выставки работ, отклоненных Французской академией.
Подробнее о развитии живописи, скульптуры и других изобразительных искусств см.: История искусства (с 800 г. до н.э.).
Исторические картины
Историческая живопись, высшая категория, иногда называемая «грандиозным жанром», – это картины, которые изображают назидательное или этически возвышающее послание, изложенное в историческом, религиозном, аллегорическом или мифологическом контексте. На протяжении веков наиболее распространенными образцами этого жанра были религиозные картины, что неудивительно, поскольку церковь была основным заказчиком.
Примеры исторической живописи: Аллегория хорошего и плохого правительства (1338-9) Амброджо Лоренцетти; фрески часовни Скровеньи в Падуе (1304-13) Джотто; Битва при Сан-Романо (1438-55) Паоло Уччелло; Тайная вечеря (1495-98) Леонардо да Винчи; фреска Genesis (1508-11) Микеланджело; Юпитер и Ио (1533) Корреджо; и Ужин в Эммаусе (1601 г.) Караваджо. Примеры из современной истории включают такие картины, как: Смерть Марата (1793) и Клятва Горациев (1785) Жака-Луи Давида; Полуночная верховая прогулка Пола Ревира (1931) Гранта Вуда; а также Герника (1937) Пабло Пикассо.
Портретная живопись
Портретное искусство, второй по величине жанр, включало в себя в первую очередь изображение героических личностей, более крупных, чем жизнь, для публичного просмотра, хотя оно также подходило для небольших частных портретов, а также автопортретов.
Известные портреты эпохи Возрождения: Портрет Арнольфини (1434 г.) Яна ван Эйка; Портрет молодой девушки (1470 г.) Петруса Кристуса; Старик с маленьким мальчиком (1490) – Доменико Гирландайо; Дож Леонардо Лоредан (1504) Джованни Беллини; Мона Лиза (1503) Леонардо;и Портрет Бальдассара Кастильоне (1515) Рафаэля.
О портретной живописи 17-го века: Смеющийся кавалер (1624) Франса Хальса; Портрет Яна Шестого (1654 г.) и Синдики гильдии суконщиков (1662 г.) Рембрандта; Портрет Папы Иннокентия X (1650) работы Веласкеса; Девушка с жемчужной сережкой (1666) Яна Вермеера; см. также Барочные портреты (1600-1700).
Пимеры портретов 18 века: Рококо и неоклассические портреты (1760-1850). О портретной живописи XIX века здесь: Портреты девятнадцатого века, а также портреты импрессионистов (1870-1930).
О портретах ХХ века см.: Мальчик с трубкой (1905 г.) и Плачущая женщина (1937 г.) Пабло Пикассо. Подробнее: Портреты Пикассо (1900-1944).
См. также: Портреты экспрессионистов, такие как Портрет Хуана Гриса (1915) Модильяни; и Портрет Мадлен Кастен (1928) Хаима Сутина. Полуабстрактная работа Сидящая женщина (1944) Виллема де Кунинга. Примеры современных портретов: «Мистер и миссис Кларк» (1970) Дэвида Хокни, а также ряд портретов знаменитостей в стиле поп-арт, сделанных Энди Уорхолом на шелкографии.
Жанровые картины
Жанровая живопись касалась бытовых сцен, населенных обычными людьми, хотя сюжет мог включать и пейзаж. В то время как исторические и портретные картины были идеально большими (и выставлялись на всеобщее обозрение), жанровые произведения представляли собой небольшие картины для домашнего использования. Голландская школа реалистической жанровой живописи под руководством Яна Вермеера, была высшим выразителем этого жанра. Изучите, например: Доярка (1658), Маленькая улица (1658), Молодая женщина с кувшином воды (1662), Женщина, держащая Весы (1662–1616), Девушка с жемчужным ожерельем (1662) и Кружевница (1670).
Во Франции среди выдающихся художников жанра барокко были Жорж де Латур и братья Ленен (Антуан, Луи, Матье). За ними последовали Жан-Антуан Ватто (1684-1721), известный своим Паломничеством на Китеру (1717), а также Жан Шарден (1699-1779), Франсуа Буше (1703-70), Жан-Батист Грез (1725- 1805) и Жан Оноре Фрагонар (1732-1806). В Англии ведущим художником жанра был Уильям Хогарт (1697-1764), прославившийся такими работами, как Прогресс Рэйка (1735) и Женитьба в моде (1743).
Примером жанровой живописи XIX века являются такие работы, как: Похороны в Орнане (1850) Гюстава Курбе; День Дерби (1856-8) автор У.П. Фрит; Собиратели (1857) Милле; Гренуйлер (1869) Моне; Паркетчики (1875) Кайботта; Танцевальный класс (1873-5) и Любитель абсента (1876) Дега; Танец в Мулен-де-ла-Галетт (1876 г.) и Обед на лодке (1880-1881 гг.) Ренуара; Бар в Фоли-Бержере (1882) Мане; Купальщицы в Аньере (1884 г.) и Воскресный день на Гранд-Жатт (1886) Жоржа Сёра; Мулен Руж (1892) Тулуз-Лотрека; Игроки в карты (1893) Поля Сезанна; Зеленая блуза (1919) и Терраса в Верноне (1939) Пьера Боннара.
Пейзажи
Пейзажная живопись, четвертая категория, обозначала картины, основной темой которых было изображение живописного вида (сельская местность, морской пейзаж, реки, горы, городской пейзаж и т.д.) как такового. Пейзаж не требовал людей, а пейзаж с населением можно было бы отнести к жанровым картинам, если бы художник в основном занимался изображением человеческих действий. Этот жанр только начал развиваться в конце 18 века как топографическое упражнение. Только с приходом Констебла и Тернера – и под влиянием промышленной революции – декорации сами по себе стали популярным видом искусства. Важные школы включали: английскую пейзажную живопись (1700-1900), школу Барбизона (1830-75) и пейзажную живопись импрессионистов (1860-1920).
Среди известных пейзажных картин: Вход в Гранд-канал в Венеции (1741 г.) Бернардо Беллотто; Телега для сена (1821) Джона Констебла; Снежная буря: пароход у устья гавани» (1842 г.) Тернера; Вилль д’Авре (около 1867 г.) Коро; Впечатление, Восход (1873), Мак полевой в Аржантее (1873), серия Водяные лилии (1897-1926), Пруд с водяными лилиями: Зеленая гармония (1899) Клода Моне; Туманное утро (1874 г.) и Снег в Лувесьенне (1878 г.) Альфреда Сислея; Красные крыши (1877) Камиля Писсаро и знаменитая серия произведений Сезанна. Изучите также картину Гора Сент-Виктуар (1882–1906) Сезанна.
Натюрморты
Натюрморт считался наименее возвышенным из всех жанров. Как правило, это касалось изображения таких предметов, как цветы, фрукты, продукты питания, а также кухонных и столовых принадлежностей. Также, в качестве второстепенных объектов, могут встечаться животные и люди. Школа голландского реализма была высшим представителем натюрморта. Их достижения, в том числе тонкое привнесение христианской морали в произведения в стиле «Ванитас», иллюстрируются картинами таких художников, как Франс Снайдерс, Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Кальф, Самуэль Хугстратен, Ян Давидс де Хем и Рэйчел Рюйш. За пределами Голландии ведущими мастерами натюрморта были Франсиско де Сурбаран, Хуан Санчес Котан, Жан Шарден, Поль Сезанн, Анри Фантен-Латур, Жорж Брак, Хуан Гри, Джорджио Моранди и Иван Крамской.
ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ
Лучшие художники всех времен
Величайшие картины всех времен.
ПРИМЕЧАНИЕ. Для анализа картин всех жанров, до 1800 года, см. Анализ известных картин (1250-1800). О более поздних работах см.: Анализ современной живописи (1800–2000 гг.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?