Иерархия жанров в живописи читать ~8 мин.
В изобразительном искусстве термин «жанр» относится к различным типам или категориям, на которые можно разделить живописные произведения. Это же слово присутствует в термине «жанровая живопись», который, в свою очередь, обозначает отдельную категорию картин, посвящённых сценам из повседневной жизни. К основным жанрам живописи относят пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр и натюрморт. На протяжении веков велись споры об относительной ценности этих категорий и о существовании между ними естественной иерархии.
Академическая иерархия жанров
Этот метод ранжирования картин по типу был введён на волне итальянского Возрождения великими европейскими академиями, такими как Академия художеств в Риме, Академия искусств во Флоренции, Французская академия в Париже и Королевская академия в Лондоне. Впервые эту систему сформулировал в 1669 году теоретик искусства Андре Фелибьен, секретарь Французской академии.
Фелибьен расположил жанры следующим образом:
Историческая живопись
Портретная живопись
Жанровая живопись
Пейзаж
Натюрморт
Эта система оценок, основанная на традициях греческого и римского искусства, которые были переосмыслены в эпоху флорентийского Возрождения, использовалась академиями как основа для присуждения наград и стипендий, а также для распределения мест на выставках (салонах). Она также оказывала значительное влияние на воспринимаемую денежную стоимость произведений искусства на аукционах.
Зачем было введено это ранжирование?
Согласно принципам академического искусства, так называемая «иерархия жанров» была оправдана тем, что отражала присущий каждому жанру нравственный потенциал. Художник мог более отчётливо передать нравственное послание через историческую картину, портрет или бытовой сюжет, нежели через пейзаж или натюрморт. Кроме того, следуя традиции классической античности, деятели итальянского Возрождения считали высшей формой искусства изображение человеческой фигуры — в скульптуре, рисунках фигур и фигуративной живописи. Таким образом, пейзажи и натюрморты, не требовавшие изображения людей, рассматривались как второстепенные жанры. Наконец, академическая система оценок отражала и практическую ценность каждой категории для общества. Историческая живопись, с её крупными форматами, считалась наиболее подходящим жанром для публичной демонстрации, за ней следовали портреты, жанровые работы и пейзажи, в то время как натюрморты, как правило, были самыми маленькими и создавались для частных интерьеров.
Полемика
Система академического ранжирования вызвала серьёзные споры и недовольство среди художников и школ.
Во-первых, иерархия сопровождалась множеством правил, диктовавших, как следует писать картины. Например, академии строго регламентировали тему, компоновку, композицию, цветовую гамму и манеру письма, чтобы укрепить систему эстетических взглядов, которые они продвигали. Художникам, не соблюдавшим эти условности, было чрезвычайно трудно сделать карьеру. Например, их работы не допускались на Парижский салон, а самих художников исключали из списков, рекомендуемых для преподавательских должностей или получения официальных заказов.
Во-вторых, настойчивое требование академий оценивать картину по её способности передавать «моральное послание» вносило в искусство совершенно нехудожественный элемент. В результате посредственные исторические полотна предпочитались выдающимся пейзажам и жанровым произведениям. Хуже того, вся система препятствовала экспериментам и инновациям, поощряя конформизм и повторение. В XIX веке эта академическая система постепенно утратила авторитет, особенно когда блестящие художники-новаторы, такие как Мане, Моне и Сезанн, не были допущены на Парижский салон, в то время как работы менее значительных, но конформных авторов получали признание. (Примечание: художники-импрессионисты почти не писали исторических картин). Споры достигли такого накала, что в 1863 году французский император Наполеон III организовал альтернативную выставку — знаменитый «Салон отверженных» (Salon des Refusés), — где были показаны работы, отклонённые Французской академией.
Подробнее о развитии живописи, скульптуры и других изобразительных искусств см.: История искусства (с 800 г. до н.э.).
Историческая живопись
Историческая живопись, высшая категория в иерархии, которую иногда называют «большим жанром», изображает события, несущие поучительный или нравственно возвышающий смысл, представленные в историческом, религиозном, аллегорическом или мифологическом контексте. На протяжении веков наиболее распространёнными образцами этого жанра были религиозные картины, поскольку Церковь была главным заказчиком искусства.
Примеры исторической живописи: «Аллегория хорошего и дурного правления» (1338-39) Амброджо Лоренцетти; фрески капеллы Скровеньи в Падуе (1304-13) Джотто; «Битва при Сан-Романо» (1438-55) Паоло Уччелло; «Тайная вечеря» (1495-98) Леонардо да Винчи; фрески на тему Книги Бытия (1508-11) Микеланджело; «Юпитер и Ио» (1533) Корреджо; и «Ужин в Эммаусе» (1601) Караваджо. Примеры из Нового времени включают такие картины, как: «Смерть Марата» (1793) и «Клятва Горациев» (1785) Жака-Луи Давида; «Полуночная поездка Пола Ревира» (1931) Гранта Вуда; а также «Герника» (1937) Пабло Пикассо.
Портретная живопись
Портретное искусство, второй по значимости жанр, изначально включало в себя изображение выдающихся личностей, предназначенное для публичной демонстрации, хотя жанр также охватывал небольшие частные портреты и автопортреты.
Известные портреты эпохи Возрождения: «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка; «Портрет молодой девушки» (1470) Петруса Кристуса; «Старик с внуком» (1490) Доменико Гирландайо; «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1504) Джованни Беллини; «Мона Лиза» (1503) Леонардо; и «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515) Рафаэля.
Шедевры портретной живописи XVII века: «Смеющийся кавалер» (1624) Франса Хальса; «Портрет Яна Сикса» (1654) и «Синдики гильдии суконщиков» (1662) Рембрандта; «Портрет папы Иннокентия X» (1650) Веласкеса; «Девушка с жемчужной серёжкой» (1666) Яна Вермеера. См. также Портреты в стиле барокко (1600–1700).
Примеры портретов XVIII века см. в статьях: Портреты рококо и неоклассицизма (1760-1850). О портретной живописи XIX века: Портреты девятнадцатого века, а также Портреты импрессионистов (1870-1930).
К портретам XX века относятся: «Мальчик с трубкой» (1905) и «Плачущая женщина» (1937) Пабло Пикассо. Подробнее: Портреты Пикассо (1900-1944).
См. также: Портреты экспрессионистов, такие как «Портрет Хуана Гриса» (1915) Модильяни и «Портрет Мадлен Кастен» (1928) Хаима Сутина; полуабстрактная работа «Сидящая женщина» (1944) Виллема де Кунинга; а также современные портреты, такие как «Мистер и миссис Кларк и Перси» (1971) Дэвида Хокни и серия поп-арт портретов знаменитостей, выполненных Энди Уорхолом в технике шелкографии.
Жанровая живопись
Жанровая (или бытовая) живопись посвящена сценам повседневной жизни с участием обычных людей, хотя сюжет мог включать и элементы пейзажа. В то время как исторические и портретные полотна, как правило, были большими и выставлялись на всеобщее обозрение, жанровые произведения представляли собой небольшие картины, предназначенные для украшения частных домов. Голландская реалистическая школа жанровой живописи, во главе с Яном Вермеером, стала высшим проявлением этого жанра. К его шедеврам относятся: «Доярка» (1658), «Маленькая улица» (1658), «Молодая женщина с кувшином для воды» (1662), «Женщина, держащая весы» (1662–1663), «Женщина с жемчужным ожерельем» (1662) и «Кружевница» (1670).
Во Франции выдающимися художниками бытового жанра эпохи барокко были Жорж де Латур и братья Ленен (Антуан, Луи, Матье). За ними последовали Жан-Антуан Ватто (1684-1721), известный своим «Паломничеством на остров Киферу» (1717), а также Жан Шарден (1699-1779), Франсуа Буше (1703-1770), Жан-Батист Грёз (1725-1805) и Жан Оноре Фрагонар (1732-1806). В Англии ведущим художником жанра был Уильям Хогарт (1697-1764), прославившийся такими сериями работ, как «Карьера повесы» (1735) и «Модный брак» (1743).
Примерами жанровой живописи XIX века служат такие работы, как: «Похороны в Орнане» (1850) Гюстава Курбе; «День дерби» (1856-58) Уильяма Пауэлла Фрайта; «Сборщицы колосьев» (1857) Милле; «Лягушатник» (1869) Моне; «Паркетчики» (1875) Кайботта; «Танцевальный класс» (1873-75) и «Абсент» (1876) Дега; «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) и «Завтрак гребцов» (1880-1881) Ренуара; «Бар в ‘Фоли-Бержер’» (1882) Мане; «Купальщики в Аньере» (1884) и «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1886) Жоржа Сёра; «В ‘Мулен Руж’» (1892) Тулуз-Лотрека; «Игроки в карты» (1893) Поля Сезанна; «Зелёная блуза» (1919) и «Терраса в Верноне» (1939) Пьера Боннара.
Пейзажная живопись
Пейзажная живопись, четвёртая категория в иерархии, — это картины, основной темой которых является изображение живописного вида (сельской местности, морского или городского пейзажа, гор, рек) как такового. Пейзаж мог не включать человеческие фигуры, а работа с изображением людей могла быть отнесена к бытовому жанру, если основной акцент художник делал на действиях персонажей. Этот жанр начал активно развиваться лишь в конце XVIII века, первоначально как топографическое упражнение. Только с появлением работ Констебла и Тёрнера — и под влиянием промышленной революции — пейзаж сам по себе стал популярным видом искусства. Важные школы включали: английскую пейзажную живопись (1700-1900), барбизонскую школу (1830-1875) и пейзажную живопись импрессионистов (1860-1920).
Среди известных пейзажных картин: «Вход в Гранд-канал в Венеции» (1741) Бернардо Беллотто; «Телега для сена» (1821) Джона Констебла; «Метель. Пароход у входа в гавань» (1842) Тёрнера; «Виль-д’Авре» (около 1867) Коро; «Впечатление. Восходящее солнце» (1873), «Маковое поле у Аржантёя» (1873), серия «Кувшинки» (1897-1926), «Пруд с кувшинками: Зелёная гармония» (1899) Клода Моне; «Туманное утро» (1874) и «Снег в Лувесьенне» (1878) Альфреда Сислея; «Красные крыши» (1877) Камиля Писсарро. Следует также упомянуть знаменитую серию произведений «Гора Сент-Виктуар» (1882–1906) Сезанна.
Натюрморт
Натюрморт считался наименее «возвышенным» из всех жанров. Как правило, он был посвящён изображению неодушевлённых предметов: цветов, фруктов, еды, а также кухонной и столовой утвари. В качестве второстепенных элементов могли встречаться животные и люди. Высшим проявлением натюрморта стала школа голландского реализма. Достижения голландских мастеров, в том числе тонкое включение элементов христианской морали в композиции в жанре «Ванитас» (Суета сует), иллюстрируют картины таких художников, как Франс Снейдерс, Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Кальф, Самуэль ван Хогстратен, Ян Давидс де Хем и Рашель Рюйш. За пределами Голландии ведущими мастерами натюрморта были Франсиско де Сурбаран, Хуан Санчес Котан, Жан Шарден, Поль Сезанн, Анри Фантен-Латур, Жорж Брак, Хуан Грис, Джорджо Моранди и Иван Крамской.
ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ
Лучшие художники всех времён
Величайшие картины всех времён.
Для анализа картин всех жанров, созданных до 1800 года, см. Анализ известных картин (1250-1800). О более поздних работах см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
- Красные крыши, Камиль Писсарро: Анализ
- Салон отверженных, Париж, 1863: выставка отвергнутого искусства
- Москвичам покажут мюзикл о любви по роману Шолом Алейхема
- В Англии налоговые льготы для владельцев шедевров в обмен на доступ к ним общественности, стали лишь схемой уклонения от налогов
- Как стать писателем
- Коротко о сказках и их значении в эволюции человека
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?