Искусство высокого Возрождения читать ~8 мин.
Период, известный как Высокое Возрождение, охватывает четыре десятилетия с 1490 года до разграбления Рима в 1527 году. Он представляет собой признанный апогей искусства Возрождения – период полного воплощения идеалов классического гуманизма в живописи и скульптуре, освоения живописных приёмов линейной перспективы, светотени и других методов реализма. Если предшествующее Раннее Возрождение было сосредоточено во Флоренции и в значительной степени оплачивалось семьёй Медичи, то Высокое Возрождение было сосредоточено в Риме и оплачивалось римскими папами. Действительно, оно едва не обанкротило город.
Среди главных художников Высокого Возрождения в Риме были Леонардо да Винчи (1452-1519), мастер масляной живописи и сфумато; Микеланджело (1475-1564), величайший скульптор и фрескист того времени; Рафаэль (1483-1520), лучший живописец Высокого Возрождения; Корреджо (1489-1534), пармский живописец, известный своей иллюзионистической картиной «Успение Богородицы» (Пармский собор) (1526-30); и Донато Браманте (1444-1514), ведущий архитектор Высокого Возрождения. Среди провинциальных живописцев – Лука Синьорелли (1450-1523), чьи фрески Сикстинской капеллы и собора Орвието, как считается, оказали большое влияние на Микеланджело.
О продолжающемся влиянии классицизма Высокого Возрождения на искусство XX века см: Классическое Возрождение в современном искусстве (ок. 1900-30 гг.).
Кстати, термин «Ренессанс», используемый для обозначения новых формархитектуры, живописи и скульптуры, появившихся в Италии в период1400-1530 годов, был впервые введён французским историком Жюлем Мишле (1798-1874 гг.)
Произведения искусства Высокого Возрождения
К шедеврам живописи Высокого Возрождения относятся: Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело; Леонардо – Богоматерь на скалах (1484-6, Лувр, Париж), Дама с горностаем (1490) Чарторыйский музей, Краков, Тайная вечеря (1495-8, Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) и Мона Лиза (1503-5, Лувр); Рафаэль – Сикстинская Мадонна (1513), Преображение (1518-20), Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-15) и Афинская школа (1509-11), в Залах Рафаэля в Ватикане; и «Успение Богородицы» Тициана (1518, S. Maria Gloriosa dei Frari).
К основным произведениям скульптуры Высокого Возрождения относятся: Пьета (1500 г., собор Святого Петра, Рим) и Давид работы Микеланджело (1501-4, первоначально находился на площади Синьории, Флоренция, сейчас в городской Академии художеств).
Высокое Возрождение разворачивалось на фоне обострения религиозной и политической напряжённости, что отразилось на художниках и скульпторах, а также на меценатах всей Италии. После разграбления Рима в 1527 г. на смену ему пришёл более искусственный и драматичный стиль маньеризма.
Политические события в эпоху Высокого Возрождения
Открытие Америки Христофором Колумбом в 1492 году и первое кругосветное путешествие Магеллана в 1522 году разрушили господствовавшую догму о плоской Земле; в 1512 году Коперник поместил Солнце (а не Землю) в центр видимой Вселенной. Эти открытия потрясли основы теологии, а также многие представления о жизни человека.
В 1494 г. Карл VIII Французский вторгся в Италию, вызвав беспорядки во всей стране. В том же году политическое соперничество во Флоренции привело к возвышению и падению фанатичного клирика Джироламо Савонаролы (1494-8), что сильно пошатнуло флорентийское искусство. (Говорят, что в это время Боттичелли фактически пообещал отречься от искусства).
В 1517 году Мартин Лютер опубликовал в Виттенберге свои 95 тезисов, положив начало Реформации и погрузив большую часть Европы в хаос. Это привело к ряду военных конфликтов между Карлом V (правителем Испании, Австрии, Низких стран и Южной Италии), Франциском I Французским, Генрихом VIII Английским и римскими папами. Эпоха завершилась разграблением Рима в 1527 году.
В условиях такой неопределённости кажется невероятным, что Высокое Возрождение вообще могло возникнуть. Тем не менее, это произошло. Действительно, в период между 1490 г. и разграблением Рима в 1527 г. в Италии произошёл огромный расцвет всех видов изобразительного искусства. Этот золотой век – возможно, самая творческая эпоха в истории искусства – задал стандарты как в изобразительном искусстве, так и в скульптуре на многие столетия вперед.
Рим: Центр Высокого Возрождения
Рим теперь сменил Флоренцию в качестве центра Раннего Возрождения, не в последнюю очередь благодаря папскому стремлению сделать Рим ещё более великим, чем его флорентийский соперник. Непомерное покровительство папы Юлия II (1503-13 гг.) и папы Льва X (1513-21 гг.) обеспечило и сохранило услуги таких художников, как Рафаэль, Леонардо и Микеланджело, создавших масляную и фресковую живопись поразительной новизны, а также архитекторов, таких как Донато Браманте, ключевая фигура в перестройке базилики Святого Петра.
По инициативе римских пап, желавших использовать искусство для укрепления славы Рима, Высокое Возрождение стало зенитом возвращения к классическим гуманистическим ценностям, основанным на древнегреческом искусстве и культуре. Поскольку главным покровителем была церковь, христианское искусство оставалось основным жанром.
Лидеры флорентийского Высокого Возрождения после ухода Леонардо и Микеланджело: см. Фра Бартоломео (1472-1517), лидер 1508-12; его сменил Андреа дель Сарто (1486-1530).
Тем временем в Венеции… Джованни Беллини (1430-1516) занимался созданием отдельной школы венецианской живописи, основанной на превосходстве colorito над disegno (воплощения над смыслом). Среди его учеников были недолговечные загадочные Джорджоне (1477-1510), Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547) и Тициан (ок. 1477-1576), пожалуй, ведущий колорист итальянского Возрождения, а также провинциальные мастера, такие как Лоренцо Лотто (1480-1556). См., в частности, картины Джорджоне «Буря» (1508, Галерея Венецианской академии) и «Спящая Венера» (1510, Гемалдегалерия, Дрезден); о портретах см: Венецианская портретная живопись (ок. 1400-1600 гг.).
В других регионах Италии ценности Высокого Возрождения оказали влияние на такие провинциальные центры, как Пармская школа живописи и более поздняя Болонская школа (с 1580-х гг.).
Примечание: большую работу по атрибуции картин в эпоху итальянского Возрождения выполнил учёный-искусствовед Бернард Беренсон (1865-1959), который большую часть жизни прожил недалеко от Флоренции и опубликовал ряд весьма влиятельных работ по итальянскому Возрождению.
Эстетика Высокого Возрождения
С тех пор как Джотто отказался от средневекового иератического искусства в пользу изображения природы, его последователи из кватроченто находили все новые и новые способы улучшить изображение реального мира. Приёмы линейной перспективы и точки схода, ракурса, иллюзионистические приёмы, кьяроскуро и сфумато штриховки – все эти приёмы были освоены в эпоху Высокого Возрождения. В период чинквеченто почти повсеместное распространение масляной живописи устранило матовые цвета XV века и позволило передавать расстояние исключительно через градацию тонов – процесс, известный как воздушная или атмосферная перспектива.
Однако, несмотря на растущий реализм в искусстве, художники Высокого Возрождения стремились к красоте и гармонии больше, чем к реализму. Их картины могли быть основаны на природе, но они не были заинтересованы в простом её воспроизведении. Вместо этого они искали высшую истину в изучении классического мира греческой и римской культуры.
Именно она давала художникам идеал совершенства – их эстетику. Так, греческая философия дала секрет идеального человеческого типа с его пропорциями, мускулатурой, овальным лицом, треугольным лбом, прямым носом, равновесием – весом на одном бедре – все это можно увидеть на картинах Рафаэля и в чрезвычайно выразительной скульптуре Микеланджело. Последний, в частности, никогда не боялся нарушать реалистические правила анатомии и пропорций, чтобы увеличить силу выражения.
Именно на основе классической греческой философии теоретики и художники Возрождения разработали идею «гуманизма». Гуманизм – это образ мышления, в котором большее значение придавалось человеку и меньшее – Богу. Он придал искусству Возрождения неповторимый колорит, примером которого являются такие произведения, как «Мона Лиза» Леонардо (нерелигиозная картина), «Давид» Микеланджело – скорее человеческая, чем религиозная статуя, и холодная светская фреска Рафаэля «Афинская школа».
Даже когда художники Высокого Возрождения писали религиозные картины или ваяли религиозные сцены, очень часто они прославляли не Бога, а человека. Они возвышали идеалы классической эстетики. Парадоксально, но некоторые мифологические произведения, такие как «Юпитер и Ио» (1533) Корреджо, делают обратное: они прославляют не людей, а богов!
Примечание: По мнению, по крайней мере, одного из европейских специалистов по Возрождению – Якоба Буркхардта (1818-1897), профессора истории искусств Базельского университета и автора книги «Цивилизация Возрождения в Италии» (Die Kultur der Renaissance in Italien), опубликованной в 1860 году, первые пятьдесят лет XVI века представляют собой золотую эпоху искусства Возрождения.
О европейских коллекциях итальянской живописи кватроченто и чинквеченто см: Художественные музеи Европы.
Архитектура Высокого Возрождения
Переоткрытие греческой, а затем римской архитектуры и её возрождение итальянскими архитекторами эпохи Возрождения, такими как Филиппо Брунеллески (1377-1446), Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Гилиано да Сангалло (1443-1516), Донато Браманте (1444-1514), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Бальдессаре Перуцци (1481-1536), Микеле Санмичели (1484-1559), Якопо Сансовино (1486-1570), Джулио Романо (1499-1546), Андреа Палладио (1508-1580), Винченцо Скамоцци (1548-1616) привели к тому, что практически во всех проектах зданий того времени вновь стали использоваться классические ценности. Были открыты греческие архитектурные ордера, идеальные пропорции зданий, а дорические и коринфские колонны стали использоваться в различных религиозных и светских сооружениях. Стали появляться ренессансные купола, венчающие верхушки церквей и дворцов.
Наиболее ярким примером архитектуры Высокого Возрождения являются работы Донато Браманте, в частности, первоначальный проект купола нового собора Святого Петра в Риме, а также Темпьетто (1502) собора Святого Пьетро в Монторио, центральный купол которого напоминает греческую храмовую архитектуру. Он также был тесно связан с папой Юлием II при планировании замены старого собора Святого Петра IV века новой базиликой гигантских размеров.
Частью непреходящего наследия итальянского Возрождения является архитектурный стиль Beaux-Arts. Пышное сочетание стилей ренессанса и барокко, стиль Beaux-Arts появился в XIX веке и был поддержан выпускниками Школы изящных искусств в Париже. В Америке этот стиль был представлен Ричардом Моррисом Хантом (1827-1895) и Кассом Гилбертом (1859-1934).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?