Искусство высокого Возрождения читать ~8 мин.
Период, известный как Высокое Возрождение, охватывает примерно четыре десятилетия с 1490 года до разграбления Рима в 1527 году. Он представляет собой апогей искусства Возрождения — время, когда идеалы классического гуманизма нашли полное воплощение в живописи и скульптуре. В этот период мастера в совершенстве овладели приёмами линейной перспективы, светотени и другими техниками для создания реалистичных изображений.
Если предшествующее Раннее Возрождение было сосредоточено во Флоренции и финансировалось в основном семьёй Медичи, то центром Высокого Возрождения стал Рим, а главными заказчиками выступали римские папы. Масштабные проекты, реализованные в этот период, были настолько грандиозны, что едва не привели город к банкротству.
К главным художникам Высокого Возрождения в Риме относят Леонардо да Винчи (1452–1519), мастера масляной живописи и техники сфумато; Микеланджело (1475–1564), величайшего скульптора и фрескиста своего времени; Рафаэля (1483–1520), признанного мастера гармоничных композиций. Среди других выдающихся фигур выделяются Корреджо (1489–1534), пармский живописец, известный своей иллюзионистической росписью «Вознесение Девы Марии» (1526–1530) в Пармском соборе, и Донато Браманте (1444–1514), ведущий архитектор эпохи. Важное влияние на Микеланджело оказал Лука Синьорелли (1450–1523) своими фресками в Сикстинской капелле и соборе Орвието.
О продолжающемся влиянии классицизма Высокого Возрождения на искусство XX века см: Классическое Возрождение в современном искусстве (ок. 1900–1930 гг.).
Сам термин «Ренессанс», используемый для обозначения новых форм архитектуры, живописи и скульптуры, появившихся в Италии в период 1400–1530 годов, был введён в научный оборот французским историком Жюлем Мишле (1798–1874).
Произведения искусства Высокого Возрождения
К шедеврам живописи этого периода относятся:
- Фрески Сикстинской капеллы работы Микеланджело;
- Картины Леонардо да Винчи: «Мадонна в скалах» (1484–1486, Лувр, Париж), «Дама с горностаем» (1490, Музей Чарторыйских, Краков), «Тайная вечеря» (1495–1498, Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) и «Мона Лиза» (1503–1505, Лувр);
- Полотна Рафаэля: «Сикстинская Мадонна» (1513), «Преображение» (1518–1520), «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1514–1515) и фреска «Афинская школа» (1509–1511) в Станцах Рафаэля в Ватикане;
- Монументальная работа Тициана «Вознесение Девы Марии» (1518, базилика Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция).
К главным скульптурным произведениям Высокого Возрождения принадлежат:
- «Пьета» (1500, Собор Святого Петра, Рим) работы Микеланджело;
- «Давид» Микеланджело (1501–1504), первоначально установленный на площади Синьории во Флоренции, а ныне находящийся в Галерее Академии изящных искусств.
Высокое Возрождение развивалось на фоне растущей политической и религиозной напряжённости, что сказывалось на художниках, скульпторах и их заказчиках по всей Италии. После разграбления Рима в 1527 году этот стиль сменился более экспрессивным и искусственным маньеризмом.
Политические события в эпоху Высокого Возрождения
Открытие Америки Христофором Колумбом в 1492 году и первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана в 1522 году кардинально изменили представления европейцев о границах мира. В 1512 году Николай Коперник поместил Солнце, а не Землю, в центр известной Вселенной. Эти открытия пошатнули основы теологии и многие устоявшиеся взгляды на место человека в мироздании.
В 1494 году французский король Карл VIII вторгся в Италию, что спровоцировало затяжные войны и политическую нестабильность. В том же году во Флоренции к власти пришёл религиозный реформатор Джироламо Савонарола (1494–1498), чьё правление оказало глубокое влияние на искусство. Считается, что под воздействием его проповедей художник Сандро Боттичелли пережил духовный кризис и даже намеревался оставить живопись.
В 1517 году Мартин Лютер опубликовал свои «95 тезисов» в Виттенберге, положив начало Реформации, которая ввергла большую часть Европы в состояние хаоса. Это привело к серии военных конфликтов между императором Карлом V, королём Франции Франциском I, королём Англии Генрихом VIII и римскими папами. Эпоха завершилась разграблением Рима в 1527 году войсками императора Карла V.
В условиях такой неопределённости кажется удивительным, что Высокое Возрождение вообще состоялось. Тем не менее, в период с 1490 по 1527 год в Италии произошёл невероятный расцвет всех видов изобразительного искусства. Этот золотой век — одна из самых творческих эпох в истории искусства — установил стандарты в живописи и скульптуре на многие столетия вперёд.
Рим: центр Высокого Возрождения
В конце XV века Рим сменил Флоренцию в качестве главного центра искусств. Это произошло во многом благодаря амбициям пап, стремившихся превзойти славу своего флорентийского соперника. Масштабное покровительство папы Юлия II (Джулиано делла Ровере, 1503–1513) и папы Льва X (Джованни де Медичи, 1513–1521) позволило привлечь в Рим таких мастеров, как Рафаэль, Леонардо и Микеланджело. Они создавали поразительные по своей новизне масляные и фресковые росписи. В то же время архитекторы, как Донато Браманте, работали над грандиозными проектами, включая перестройку базилики Святого Петра.
По инициативе пап, использовавших искусство для укрепления престижа Рима, Высокое Возрождение ознаменовало собой кульминацию возвращения к ценностям классического гуманизма, основанным на античной греческой культуре. Поскольку главным покровителем оставалась церковь, христианское искусство было основным жанром.
После ухода Леонардо и Микеланджело лидерами флорентийской школы стали Фра Бартоломео (1472–1517), а затем Андреа дель Сарто (1486–1530).
Тем временем в Венеции
Джованни Беллини (1430–1516) создал самостоятельную школу венецианской живописи, основанную на принципе превосходства colorito (цвета, колорита) над disegno (рисунком, замыслом). Среди его учеников были загадочный Джорджоне (1477–1510), Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547) и Тициан (ок. 1488–1576), который считается одним из величайших колористов итальянского Возрождения. К этой школе примыкали и такие мастера, как Лоренцо Лотто (1480–1556). Ключевыми работами венецианской школы являются картины Джорджоне «Гроза» (1508, Галерея Академии, Венеция) и «Спящая Венера» (1510, Галерея старых мастеров, Дрезден). О портретном жанре см. статью Венецианская портретная живопись (ок. 1400–1600 гг.).
В других регионах Италии ценности Высокого Возрождения оказали влияние на развитие местных центров, таких как Пармская школа живописи и позднее Болонская школа (с 1580-х гг.).
Примечание: большую работу по атрибуции картин в эпоху итальянского Возрождения провёл искусствовед Бернард Беренсон (1865–1959). Он прожил большую часть жизни недалеко от Флоренции и опубликовал ряд влиятельных работ по итальянскому Возрождению.
Эстетика Высокого Возрождения
Со времён Джотто, который отказался от средневекового иератического искусства в пользу изображения природы, художники кватроченто постоянно совершенствовали методы реалистичного изображения мира. Техники линейной перспективы, ракурса, иллюзионизма, кьяроскуро и сфумато были доведены до совершенства. В период чинквеченто широкое распространение масляной живописи позволило отказаться от матовых цветов XV века и передавать глубину пространства через градацию тонов — приём, известный как воздушная или атмосферная перспектива.
Однако, несмотря на растущий реализм, художники Высокого Возрождения стремились к красоте и гармонии больше, чем к простому копированию действительности. Их картины, хотя и основывались на наблюдении за природой, не были её точным воспроизведением. Мастера искали высшую истину в изучении классического наследия греческой и римской культуры.
Именно античность дала художникам идеал совершенства, который лёг в основу их эстетики. Греческая философия подсказала канон идеального человеческого тела с его пропорциями, мускулатурой и уравновешенной позой (контрапост). Эти черты можно увидеть в работах Рафаэля и в скульптуре Микеланджело, который не боялся нарушать анатомические правила для усиления выразительности образа.
На основе классической философии теоретики и художники Возрождения развили идею «гуманизма». Это мировоззрение ставило в центр человека, его достоинство и творческий потенциал, не противопоставляя его Богу. Гуманизм придал искусству Возрождения неповторимый характер, что видно на примере таких произведений, как светский портрет «Мона Лиза» Леонардо, статуя «Давид» Микеланджело, которая является скорее гимном человеку, чем религиозным образом, и фреска Рафаэля «Афинская школа», посвящённая античной философии.
Даже создавая религиозные картины, художники Высокого Возрождения часто прославляли не столько Бога, сколько человека и идеалы классической эстетики. При этом некоторые мифологические произведения, такие как «Юпитер и Ио» (1533) Корреджо, наоборот, воспевали богов, а не людей.
Примечание: По мнению швейцарского историка Якоба Буркхардта (1818–1897), автора фундаментального труда «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860), первая половина XVI века является золотой эпохой ренессансного искусства.
О европейских коллекциях итальянской живописи кватроченто и чинквеченто см: Художественные музеи Европы.
Архитектура Высокого Возрождения
Возрождение интереса к греческой и римской архитектуре привело к тому, что итальянские зодчие, такие как Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Рафаэль, Микеланджело и Андреа Палладио, стали активно использовать классические принципы в своих проектах. Были заново открыты греческие архитектурные ордера, идеальные пропорции зданий, а дорические и коринфские колонны вновь стали украшать религиозные и светские постройки. Величественные купола, вдохновлённые античными образцами, начали венчать церкви и дворцы.
Одним из самых ярких примеров архитектуры Высокого Возрождения являются работы Донато Браманте. Среди них — его первоначальный проект купола нового собора Святого Петра в Риме, а также часовня Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио, чей центральный купол напоминает архитектуру греческих храмов. Браманте тесно сотрудничал с папой Юлием II при планировании замены старой базилики IV века новой, гигантских размеров.
Частью наследия итальянского Возрождения является архитектурный стиль боз-ар (Beaux-Arts). Это пышное сочетание элементов ренессанса и барокко появилось в XIX веке и пропагандировалось выпускниками Школы изящных искусств в Париже. В Америке этот стиль был представлен архитекторами Ричардом Моррисом Хантом (1827–1895) и Кассом Гилбертом (1859–1934).
- Живопись Высокого Возрождения
- Аппаратная BBL косметология
- Как правильно подобрать оборудование для салона красоты в Москве?
- Нитяной способ омоложения: виды материалов и плюсы современной методики
- Возвращение к порядку. Как авангардисты XX века перешли к классицизму
- «Аннабель» Пикассо – переименование картины
- Австрийские власти задержали шестерых дилеров при попытке сбыть поддельные картины Пикассо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?