Интернациональная готика читать ~12 мин.
Термин интернациональная готика (или интернациональная готика) описывает стиль позднего средневекового искусства (живопись, скульптура и декоративное искусство), который распространился по Западной Европе в последней четверти XIV – первой четверти XV веков и фактически стал мостом между готическим искусством и искусством Возрождения.
В интернациональной готике (также известной как «красивый стиль» или «мягкий стиль») сглаживаются странности природных форм, оставляя после себя изящный, тонкий реализм, который как нельзя лучше отвечал декоративным потребностям королевских дворов, породивших этот стиль.
Отличаясь светским рыцарством – независимо от того, насколько набожным или религиозным был сюжет, – этот стиль отражает утончённость, космополитизм и пышность придворной жизни. Хотя в искусстве интернациональной готики сочетаются элементы северной Европы и Италии, оно отражает итальянские традиции, в частности, сиенской школы.
Интернациональная готика была стимулирована растущим культурным соперничеством европейских королевских дворов, в том числе расположенных в: Праге, столице Богемии, резиденции императора Священной Римской империи; Париже, дворе французского короля, затмеваемом дворами герцога де Берри и герцога де Бургундии; Арагоне и Кастилии, главных феодальных дворах Испании; Вестминстере (Англия) и Ломбардии.
К числу крупнейших мастеров, связанных со стилем интернациональной готики, относятся скульпторы Андре Бонев (ок. 1335-1400 гг.) и Клаус Слютер (ок. 1340-1406 гг.); резчики по дереву Вевер (ок. 1340-1406 гг.); резчики по дереву Вейт Штосс (1450-1533) и Тильман Рименшнайдер (1460-1531); живописцы Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427), Антонио Пизанелло (1394-1455), а также братья Лимбуры – Герман, Жан и Поль, умершие от чумы в 1416 году. Этот стиль оказал сильное влияние на искусство Раннего Возрождения, особенно на работы Лоренцо Гиберти (1378-1455), Паоло Уччелло (1397-1475) и Фра Анджелико (ок. 1400-55).
Международная готическая скульптура
Пластическое искусство в этот период менее понятно из-за того, что многие произведения подверглись вандализму или были уничтожены. Огромное количество, например, золотых изделий для французской королевской семьи почти полностью исчезло. Немногочисленные сохранившиеся изделия свидетельствуют о потрясающем качестве работы. К ним относятся: «Торнский реликварий» (ок. 1400-10 гг., Британский музей, Лондон) и «Золотой россель» в Штифтскирхе, Альтоттинг, Германия (1403 г.).
Большое количество частной монументальной скульптуры этого периода было утрачено также во Франции и Низких странах. Главным скульптором французского короля во второй половине XIV в. был Андре Бонев (ок. 1335-1400 гг.). Он создал большое количество памятников, особенно для короля Карла V, из которых сохранилось несколько.
Более крупным скульптором был Клаус Слютер (ок. 1340-1406), работавший для брата Карла V Филиппа Смелого, герцога Бургундского. Его фигуры отличаются ярко выраженным характером и, порой, эмоциональностью. Это позволяет предположить его немецкое происхождение, хотя большая экспрессивность была также симптомом постепенного изменения скульптурного стиля в этот период. Сильная мимика фигур Слютера находит отклик в близких к современности бюстах из трифория и гробницах Пржемысловичей в соборе Святого Вита в Праге.
Интернациональный готический скульптурный стиль открывает дорогу раннему творчеству Лоренцо Гиберти (1378-1455) и Донателло (1386-1466) и постепенному внедрению ими классических идей в скульптуру в качестве альтернативы элегантности интернациональной готики.
Интересным явлением, которое становится заметным в период поздней готики, является увеличение количества скульптур, созданных иностранными художниками для таких стран, как Венгрия, Польша и страны Балтии. В течение XV века происходил значительный художественный взаимообмен между Северной и Южной Европой. Например, нидерландский скульптор Герхарт Николаус фон Лейден стал придворным скульптором в Вене, а итальянец Андреа Сансовино служил при португальском королевском дворе. Франконский скульптор Вейт Штосс работал для польского двора в Кракове (ок. 1480 г.), а немец Бернт Нотке создавал работы для Дании, Эстонии и Швеции.
В Германии и Австрии наиболее интересные художники работали во второй половине века. Такими скульпторами были Герхарт Николаус фон Лейден и Михаэль Пахер (1435-98 гг.). После них появился ряд виртуозных южнонемецких мастеров резьбы по дереву, таких как Вейт Штосс (1450-1533) из Нюрнберга (известен своим шедевром алтарного искусства в костёле Св. Марии, Краков, 1477-89), Тильман Рименшнайдер (1460-1531) из Вюрцбурга (отмечен за алтарный образ в кирхе Святого Якоба, Ротенбург, 1499-1504) и Адам Крафт из Нюрнберга. На севере Германии наиболее новаторским скульптором был Бернт Нотке из Любека (отмечен группой «Святой Георгий и дракон» в церкви Святого Николая в Стокгольме). См. также: Немецкое готическое искусство (ок. 1200-1450 гг.).
К числу других значительных позднеготических скульпторов, работавших к северу от Альп, относятся: Ганс Мультшер (ок. 1400-1467); Джорджо да Себенико (1410-1473); Мишель Коломб (ок. 1430-1512); и Грегор Эрхарт (ок. 1460-1540).
В целом скульптура французской интернациональной готики отличается большей декоративной сдержанностью. Конечно, основные сохранившиеся произведения представляют собой большие группы (например, «Погребение в Тоннерре», 1450-е гг.) или архитектурные схемы, в которых декор подчинён фигурам (например, Шатоден, замковая капелла, 1425 г.).
Переход от интернациональной готики к Ренессансу был внешне гораздо менее сложным, чем переход от романского стиля к готическому. В скульптуре это был не переход от символизма к реализму, а скорее переход от одного вида реализма к другому. Однако декоративная украшенность, сопровождавшая позднюю готику, была близка к тому, чтобы стать чрезмерной. В результате наступление итальянского Возрождения с его связями с классической античностью дало более плодотворный путь развития.
Архитектурные проекты см: Готический стиль архитектуры.
Международная готическая живопись
Стиль европейской живописи, известный как интернациональная готика, имел ряд особенностей, характерных для европейской живописи в целом, отчасти потому, что многие из наиболее значимых работ были заказаны европейскими королевскими семьями, тесно связанными брачными узами.
Кроме того, как мы видели на примере скульптуры, известные художники часто работали на разных, часто конкурирующих между собой покровителей. Фигуры изображались в элегантном и изящном стиле, хотя по сравнению с искусством позднего Возрождения они обладали некоторой искусственностью.
Главными европейскими дворами были дворы императоров Священной Римской империи (например, Карла IV и его сына Вацлава), находившиеся в Праге, миланских Висконти и французских Валуа. Но существовали и другие источники меценатства, например семья Медичи во Флоренции, где предренессансная живопись таких людей, как Лоренцо Монако (1370-1425), сливалась с живописью раннего Возрождения. Интернациональная готика была также воспринята некоторыми художниками сиенской школы живописи.
Книжная живопись
Император Священной Римской империи Карл IV не был коллекционером иллюминированных рукописей. Тем не менее, его двор стимулировал развитие крупной школы рукописной живописи, испытавшей сильное влияние французского и итальянского стилей, но имевшей свои собственные отличительные декоративные особенности. Двумя важными религиозными рукописями стали миссал (книга, содержащая службу мессы) для канцлера Яна из Штреды (1360 г., Прага, Библиотека Национального музея) и огромная Библия для сына Карла Вацлава (1390-е гг., Вена, Остеррайхская национальная библиотека).
Апогеем интернациональной готической иллюминации стали мелкие иллюминаторы Часословов для парижского и буржского дворов, многие из которых были нидерландского происхождения. Среди лучших миниатюристов – первопроходец Жан Пюсель (ок. 1290-1334), Жакмар де Эсден (ок. 1355-1414), мастер Бусико и братья Лимбург.
К числу других важных иллюминированных рукописей интернациональной готики относятся: Великолепный часослов герцога Беррийского (1416 г., Музее Конде Шантийи) работы братьев Лимбургов (иллюстрации которых сильно напоминают современную итальянскую живопись); Благовещение (1400 г., Национальная библиотека, Париж), Брюссельские часы (Брюссель, Бельгийская национальная библиотека, MS. 11060-1) и Часы марешаля де Бусико (Музей Жак-Март-Андре, Париж) работы Жакмара де Эсдена; и Миссал Жана де Мартина (Национальная библиотека Франции, Париж) работы Энгеррана де Шарантона (Квартона) (ок. 1410-1466 гг.). Французское придворное искусство возродилось позднее, во время правления короля Людовика XI (1461-83 гг.), о чем свидетельствует иллюминированная религиозная рукопись Le Livre du coeur d’Amours Espris (1465 г., Osterreichische Nationalbibliothek, Вена).
Панельная живопись
Средневековые люди все больше воспринимали себя как индивидуумов, и по этой причине все большее значение приобретало частное религиозное почитание, что привело к увеличению заказов на небольшие домашние алтарные панели. Расточительное богатство этого вида христианского искусства, возможно, было потребительской реакцией на страдания и опустошение, вызванные Чёрной смертью в середине века, которая уже обезлюдела на обширных территориях Европы.
Образы смерти и быстротечности жизни, отражающие экзистенциальные переживания эпохи, начинают появляться в искусстве между 1350 и 1450 годами. Для Франции в это время становятся характерными двойные могильные скульптуры, изображающие умершего в виде мирской фигуры в полном блеске должности и мирских почестей, а под ней – в виде изъеденного червями трупа (transi).
В религиозном искусстве основное внимание уделялось набожным картинам, содержащим резкие изображения страданий и терпеливо перенесённой мученической смерти Христа, которые встречаются в «страдальческих распятиях» (их ещё называют «чумными распятиями»); панно, изображающие орудия мученичества и сцены Страстей Христовых с помощью многочисленных знаков и символов. В то же время, в порядке противодействия, картины стали сильнее передавать догматическое содержание веры, особенно в среде доминиканского ордена, который отвечал за осуществление инквизиции.
Традиция панельной живописи, прославленная сиенским мастером Дуччо ди Буонинсенья – см. его Маэстский алтарь (1311) и иконоподобную Строгановскую Мадонну с младенцем (1300) – и Симоне Мартини (1284-1344) – см. его Триптих «Благовещение» (1333) – был хорошо поддержан такими художниками, как фламандский новатор Мельхиор Бродерлам (ок. 1350-1411), официальный художник Филиппа Смелого, создавший Дижонский алтарный образ (1390-е гг., Музей изящных искусств, Дижон). Уроженец Тура Жан Фуке (1420-1481), известный своими миниатюрами, алтарными картинами и портретами, стал важным связующим звеном между французской и итальянской живописью в конце XV века.
Немецкий художник Стефан Лохнер (1400-1451), отмеченный алтарной частью Кёльнского собора и такими работами, как «Сретение в храме» (1447, Ландесмузеум, Дармштадт), был ещё одним связующим звеном между поздней готикой и Ренессансом. Ещё одним известным немецким художником был Конрад фон Зест, создавший «Нидервильдунгенский алтарь» (1403 г.). В Англии образцом живописи в стиле интернациональной готики является диптих (2-панельный), известный как Уилтонский диптих (1395-9, Национальная галерея, Лондон), рельефно передающий тему представления короля Ричарда II Богоматери и Младенцу. Художник остаётся неизвестным.
Наиболее интересным представителем французской живописи в эпоху интернациональной готики – не в последнюю очередь благодаря мастерству миниатюрного портрета – был, вероятно, Жан Фуке, который, очевидно, в начале своей карьеры посетил Италию. Итальянские детали, безусловно, присутствуют в его работах, но, как видно из «Часослова Этьена Шевалье» (Музей Конде, Шантийи) и «Меленского диптиха» (ныне разделённого между Гемалдегалерией, Берлин, и Музеем изящных искусств, Антверпен), он все же писал в рамках северной традиции. Сдержанный и немногословный характер французской живописи интересным образом перекликается с большей частью скульптуры.
Итальянская живопись
В Италии, пожалуй, самым влиятельным художником интернациональной готики был вездесущий Джентиле да Фабриано. Он получил образование в Венеции, его наиболее известной работой является алтарный образ «Поклонение волхвов» (1423 г., Уффици, Флоренция). Лица и драпировки его картин, как правило, имеют мягкую, округлую лепку, напоминающую северный «мягкий стиль».
Напротив, фигуры флорентийца Лоренцо Монако (1370-1425) нарисованы более тонкими, резкими линиями. Его известные работы, наиболее удачно работающие в мелком масштабе, включают «Мадонну, стоящую на троне между восхищёнными ангелами» (1400 г., Музей Фицуильяма, Кембридж) и «Мадонну с младенцем» (1413 г., Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Другим важным связующим звеном между Международной готической школой и ранним Возрождением был итальянский придворный художник, портретист и медальер Антонио Пизанелло (1394-1455), чьей самой большой и образной работой, вероятно, является Видение святого Юстаса (1448, Национальная галерея, Лондон).
Среди других значительных итальянских художников поздней готики – Амброджио Лоренцетти (ок. 1285-1348 гг. «Аллегория хорошего и плохого правления» (1338-9) – Уголино ди Нерио (активен 1317-27), соратник Мазаччо Мазолино (1383-1447) и Стефано ди Джованни Сассетта (1395-50), сочетавший готический стиль Сиены с новыми идеями Флоренции эпохи Возрождения.
Позднеготическая северная живопись
Позднеготическая живопись в Северной Европе была сосредоточена в Низких странах. Основателем и ведущим новатором фламандской школы живописи был теневой Роберт Кампен (1378-1444), известный как Мастер из Флемалле, который был отмечен своими интенсивными триптихами набожного содержания, такими как триптих «Сейлерн» (Погребение) (1410) и алтарный образ Мероде (1425). Среди других ведущих представителей этого направления – его ученик Рогир ван дер Вейден (1399-1464), известный такими произведениями, как алтарный образ «Схождение с креста» (1435, Прадо, Мадрид), и Ян ван Эйк (1390-1441), известный такими шедеврами, как «Гентский алтарь» (1432, собор Святого Баво) и «Брак Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон).
Художники интернациональной готики
К ведущим представителям стиля интернациональной готики, многие работы которых представлены в лучших <художественных музеях /a>, относятся:
Скульпторы
Андре Бонев (ок. 1335-1400)
Клаус Слютер (ок. 1340-1406)
Ганс Мультшер (ок. 1400-1467)
Джорджо да Себенико (1410-1473)
Адам Крафт (ум. 1509)
Мишель Коломб (ок. 1430-1512 гг.)
Вейт Штосс (1450-1533)
Тильман Рименшнайдер (1460-1531)
Грегор Эрхарт (ок.1460-1540)
Живописцы
Уголино ди Нерио (фл. 1317-27)
Лоренцо Монако (1370-1425)
Джентиле да Фабриано (ок.1370-1427)
Лоренцо Гиберти (1378-1455)
Мельхиор Бродерлам (фл. 1381-1409)
Мазолино да Паникале (1383-1447)
Жакмар де Эсден (фл. 1384-1409)
Стефано ди Джованни Сассетта (1392-1450)
Антонио Пизанелло (1394-1455)
братья Лимбурги, Герман, Жан и Поль (ум.1416)
Паоло Уччелло (1397-1475)
Конрад фон Соест (фл.1390-е/1400-е)
Фра Анджелико (ок.1400-55)
Жан Фуке (1425-1480)
Михаэль Пахер (1435-1498).
О европейских коллекциях, содержащих произведения художников интернационального готического движения, см: Художественные музеи Европы.
Дополнительные ресурсы
Готическая архитектура (c.1150-1375)
Готическая скульптура (c.1150-1280)
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология истории искусства.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА
Путеводитель по европейскому искусству времён Карла Великого, Отто Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого см.: Каролингское искусство (750–900) Оттоновское искусство (900–1050), Средневековая скульптура (400–1000), Романское искусство (1000–1200).
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Старые мастера (художники до 1800 г.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?