Интернациональная готика читать ~12 мин.
Термин «интернациональная готика» (или «стиль около 1400») описывает направление в европейском искусстве (живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве), которое распространилось по Западной Европе в последней четверти XIV — первой половине XV века. Этот стиль стал своеобразным мостом между готическим искусством и искусством Возрождения.
В интернациональной готике, также известной как «придворная готика», «мягкий стиль» или «красивый стиль», природные формы идеализируются, в результате чего рождается изящный и утончённый реализм. Этот подход как нельзя лучше отвечал декоративным потребностям королевских дворов, которые и породили данное направление.
Этот стиль, пронизанный духом светского рыцарства, отражает утончённость, космополитизм и пышность придворной жизни даже в произведениях на религиозные сюжеты. Хотя в искусстве интернациональной готики сочетаются элементы северной Европы и Италии, в нём отчётливо прослеживается влияние итальянских традиций, в частности сиенской школы живописи.
Развитие интернациональной готики стимулировалось растущим культурным соперничеством европейских королевских дворов. Ключевыми центрами стали Прага (столица Богемии и резиденция императора Священной Римской империи), Париж (двор французского короля, который по пышности порой уступал дворам герцога Беррийского и герцога Бургундского), Арагон и Кастилия (главные феодальные дворы Испании), а также Вестминстер в Англии и Ломбардия в Италии. Одним из важнейших центров формирования стиля был также папский двор в Авиньоне, где работали итальянские и французские мастера.
К крупнейшим мастерам, связанным со стилем интернациональной готики, относятся скульпторы Андре Боневе (ок. 1335–1400) и Клаус Слютер (ок. 1340–1406); резчики по дереву Вейт Штосс (ок. 1447–1533) и Тильман Рименшнайдер (ок. 1460–1531); живописцы Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427) и Антонио Пизанелло (1394–1455), а также братья Лимбурги — Поль, Эрман и Жанекен, умершие от чумы в 1416 году. Этот стиль оказал сильное влияние на искусство Раннего Возрождения, особенно на работы таких мастеров, как Лоренцо Гиберти (1378–1455), Паоло Уччелло (1397–1475) и Фра Анджелико (ок. 1400–1455).
Скульптура интернациональной готики
Пластическое искусство этого периода изучено не так хорошо, поскольку многие произведения подверглись вандализму или были уничтожены. Например, огромное количество золотых изделий, созданных для французской королевской семьи, почти полностью исчезло. Немногочисленные сохранившиеся предметы свидетельствуют о высочайшем качестве работы. К ним относятся «Торнский реликварий» (ок. 1400–1410, Британский музей, Лондон) и «Золотой конь» (Goldenes Rössl) в капелле в Альтэттинге, Германия (1404 г.).
Большое количество частной монументальной скульптуры этого периода было также утрачено во Франции и Нижних странах. Главным скульптором французского короля Карла V во второй половине XIV века был Андре Боневе (ок. 1335–1400). Он создал множество памятников, из которых, к сожалению, сохранились лишь некоторые.
Более значительным скульптором был Клаус Слютер (ок. 1340–1406), работавший на брата Карла V — Филиппа Смелого, герцога Бургундского. Его фигуры отличаются ярко выраженным характером и порой большой эмоциональностью. Это может указывать на его немецкое происхождение, хотя растущая экспрессивность была общей тенденцией в скульптуре того времени. Выразительность работ Слютера перекликается с бюстами из трифория и надгробиями Пржемысловичей в соборе Святого Вита в Праге.
Скульптурный стиль интернациональной готики открыл дорогу для раннего творчества Лоренцо Гиберти (1378–1455) и Донателло (1386–1466), которые постепенно внедряли в скульптуру классические идеалы как альтернативу изяществу готики.
Интересным явлением поздней готики стало увеличение числа скульптур, созданных иностранными художниками для таких стран, как Венгрия, Польша и государства Балтии. В течение XV века происходил активный художественный обмен между Северной и Южной Европой. Например, нидерландский скульптор Герхарт Николаус фон Лейден стал придворным скульптором в Вене, а итальянец Андреа Сансовино служил при португальском королевском дворе. Франконский скульптор Вейт Штосс работал для польского двора в Кракове (ок. 1480 г.), а немец Бернт Нотке создавал работы для Дании, Эстонии и Швеции.
В Германии и Австрии наиболее интересные мастера работали во второй половине XV века. Среди них — Герхарт Николаус фон Лейден и Михаэль Пахер (1435–1498). За ними последовал ряд виртуозных южнонемецких мастеров резьбы по дереву, таких как Вейт Штосс (ок. 1447–1533) из Нюрнберга, известный своим шедевром алтарного искусства в Мариацком костёле в Кракове (1477–1489), Тильман Рименшнайдер (ок. 1460–1531) из Вюрцбурга, создавший алтарный образ в церкви Святого Иакова в Ротенбурге (1499–1504), и Адам Крафт из Нюрнберга. На севере Германии самым новаторским скульптором был Бернт Нотке из Любека, автор знаменитой группы «Святой Георгий и дракон» в церкви Святого Николая в Стокгольме. См. также: Немецкое готическое искусство (ок. 1200–1450).
К числу других значительных позднеготических скульпторов, работавших к северу от Альп, относятся: Ганс Мультшер (ок. 1400–1467), Джорджо да Себенико (1410–1473), Мишель Коломб (ок. 1430–1512) и Грегор Эрхарт (ок. 1460–1540).
В целом французская скульптура периода интернациональной готики отличается большей декоративной сдержанностью. Основные сохранившиеся произведения — это либо большие группы (например, «Положение во гроб» в Тоннере, 1450-е гг.), либо архитектурные ансамбли, где декор подчинён фигурам (например, замковая капелла в Шатодёне, 1425 г.).
Переход от интернациональной готики к Ренессансу был внешне менее резким, чем переход от романского стиля к готическому. В скульптуре это был не столько переход от символизма к реализму, сколько от одного вида реализма к другому. Однако декоративная пышность поздней готики была близка к избыточности. В результате итальянское Возрождение с его обращением к классической античности предложило более плодотворный путь развития.
Архитектурные проекты см: Готический стиль архитектуры.
Живопись интернациональной готики
Стиль живописи, известный как интернациональная готика, распространился по всей Европе, что отчасти объясняется тем, что многие значимые работы заказывались королевскими семьями, тесно связанными брачными узами.
Кроме того, как и в случае со скульптурой, известные художники часто работали при разных, порой конкурирующих дворах. Фигуры на картинах изображались в элегантной и изящной манере, хотя и с некоторой искусственностью по сравнению с искусством Позднего Возрождения.
Главными заказчиками выступали европейские дворы: императоров Священной Римской империи (Карла IV и его сына Вацлава) в Праге, Висконти в Милане и Валуа во Франции. Однако существовали и другие центры меценатства, например, семья Медичи во Флоренции, где живопись проторенессанса, представленная такими мастерами, как Лоренцо Монако (1370–1425), сливалась с искусством раннего Возрождения. Интернациональная готика была также воспринята некоторыми художниками сиенской школы живописи.
Книжная миниатюра
Император Священной Римской империи Карл IV не был крупным коллекционером иллюминированных рукописей. Тем не менее его двор стимулировал развитие пражской школы книжной миниатюры, которая испытала сильное влияние французского и итальянского стилей, но сохранила свои отличительные декоративные черты. Двумя важными религиозными рукописями этого периода являются миссал (богослужебная книга) канцлера Яна из Стршеды (1360 г., Прага, Библиотека Национального музея) и огромная Библия, созданная для сына Карла, Вацлава (1390-е гг., Вена, Австрийская национальная библиотека).
Апогеем интернациональной готической книжной иллюстрации стали часословы, созданные для парижского и буржского дворов. Многие из лучших миниатюристов, работавших над ними, были выходцами из Нидерландов. Среди них — первопроходец Жан Пюсель (ок. 1290–1334), Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414), Мастер Бусико и братья Лимбурги.
К числу других важных иллюминированных рукописей интернациональной готики относятся: «Великолепный часослов герцога Беррийского» (1416, Музей Конде, Шантийи) работы братьев Лимбургов, иллюстрации которого напоминают современную ему итальянскую живопись; «Благовещение» (1400, Национальная библиотека, Париж), «Брюссельский часослов» (Брюссель, Королевская библиотека Бельгии, MS. 11060-1) и «Часослов маршала Бусико» (Музей Жакмар-Андре, Париж) работы Мастера Бусико; и «Миссал Жана де Мартиньи» (Национальная библиотека Франции, Париж) работы Энгеррана Картона (ок. 1410–1466). Французское придворное искусство пережило новый расцвет во время правления короля Людовика XI (1461–1483), о чём свидетельствует иллюминированная рукопись «Книга о сердце, пленённом любовью» (1465, Австрийская национальная библиотека, Вена).
Станковая живопись
В Позднем Средневековье люди всё больше осознавали себя как личности, поэтому частное религиозное благочестие приобретало особое значение. Это привело к росту заказов на небольшие алтарные панели для домашнего использования. Возможно, роскошь этого вида христианского искусства была реакцией на страдания и опустошение, вызванные Чёрной смертью в середине XIV века, которая обезлюдила обширные территории Европы.
Между 1350 и 1450 годами в искусстве начинают появляться образы смерти и бренности жизни, отражающие экзистенциальные переживания эпохи. Для Франции в это время становятся характерны двойные надгробия (transi), изображающие умершего в двух видах: сверху — в полном блеске его должности и мирских почестей, а снизу — в виде изъеденного червями трупа.
В религиозном искусстве основное внимание уделялось картинам, содержащим резкие изображения страданий Христа. Они встречаются в так называемых «страдальческих распятиях» (или «чумных распятиях»), а также на панно, изображающих орудия Страстей. В то же время, в качестве противовеса, живопись стала активнее транслировать догматическое содержание веры. Эту тенденцию особенно поддерживал доминиканский орден, ответственный за инквизицию.
Традиция станковой живописи, прославленная сиенскими мастерами Дуччо ди Буонинсенья (см. его «Маэсту», 1311, и иконоподобную «Мадонну Строганова», 1300) и Симоне Мартини (1284–1344, см. его триптих «Благовещение», 1333), была успешно продолжена такими художниками, как фламандский новатор Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411). Он был официальным художником Филиппа Смелого и создал знаменитый Дижонский алтарь (1390-е гг., Музей изящных искусств, Дижон). Уроженец Тура Жан Фуке (1420–1481), известный своими миниатюрами, алтарными картинами и портретами, стал важным связующим звеном между французской и итальянской живописью в конце XV века.
Немецкий художник Стефан Лохнер (ок. 1410–1451), автор алтарного образа для Кёльнского собора и таких работ, как «Сретение в храме» (1447, Музей земли Гессен, Дармштадт), был ещё одним связующим звеном между поздней готикой и Ренессансом. Другим известным немецким художником был Конрад фон Зост, создавший «Нидервильдтунгенский алтарь» (1403 г.). В Англии образцом живописи в стиле интернациональной готики является диптих, известный как «Уилтонский диптих» (1395–1399, Национальная галерея, Лондон), изображающий короля Ричарда II перед Богоматерью с Младенцем. Имя художника остаётся неизвестным.
Наиболее интересным представителем французской живописи в эпоху интернациональной готики был, вероятно, Жан Фуке, прославившийся в том числе своим мастерством в миниатюрном портрете. Судя по всему, в начале своей карьеры он посетил Италию. Итальянские мотивы, безусловно, присутствуют в его работах, но, как видно из «Часослова Этьена Шевалье» (Музей Конде, Шантийи) и «Меленского диптиха» (ныне разделённого между Берлинской картинной галереей и Королевским музеем изящных искусств в Антверпене), он всё же творил в рамках северной традиции. Сдержанный и лаконичный характер французской живописи во многом перекликается с французской скульптурой того же периода.
Итальянская живопись
В Италии, пожалуй, самым влиятельным художником интернациональной готики был Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427). Он получил образование в Венеции, а его наиболее известной работой является алтарный образ «Поклонение волхвов» (1423, Уффици, Флоренция). Лица и драпировки на его картинах, как правило, отличаются мягкой, округлой моделировкой, напоминающей северный «мягкий стиль».
Напротив, фигуры флорентийца Лоренцо Монако (ок. 1370–1425) написаны более тонкими, резкими линиями. К его известным работам, особенно удачным в малом формате, относятся «Мадонна на троне с предстоящими ангелами» (1400, Музей Фицуильяма, Кембридж) и «Мадонна с Младенцем» (1413, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Другим важным связующим звеном между интернациональной готикой и Ранним Возрождением был итальянский придворный художник, портретист и медальер Антонио Пизанелло (1394–1455), чьей самой большой и образной работой, вероятно, является «Видение святого Евстафия» (ок. 1438–1442, Национальная галерея, Лондон).
Среди других значительных итальянских художников поздней готики — Амброджо Лоренцетти (ок. 1285–1348; см. «Аллегория доброго и дурного правления», 1338–1339), Уголино ди Нерио (активен в 1317–1327), соратник Мазаччо Мазолино да Паникале (1383–1447) и Стефано ди Джованни, известный как Сассетта (1392–1450), который сочетал готический стиль Сиены с новыми идеями флорентийского Ренессанса.
Позднеготическая северная живопись
Центром позднеготической живописи в Северной Европе были Нижние страны. Основателем и ведущим новатором фламандской школы живописи считается Робер Кампен (1378–1444), известный также как Флемальский мастер. Он прославился своими напряжённо-эмоциональными триптихами религиозного содержания, такими как триптих «Положение во гроб» (1410) и алтарь Мероде (1425). Среди других ведущих представителей этого направления — его ученик Рогир ван дер Вейден (1399–1464), известный такими произведениями, как алтарный образ «Снятие с креста» (ок. 1435, Прадо, Мадрид), и Ян ван Эйк (1390–1441), автор таких шедевров, как «Гентский алтарь» (1432, собор Святого Бавона) и «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон).
Художники интернациональной готики
К ведущим представителям стиля интернациональной готики, чьи работы представлены в лучших художественных музеях, относятся:
Скульпторы
Андре Боневе (ок. 1335–1400)
Клаус Слютер (ок. 1340–1406)
Ганс Мультшер (ок. 1400–1467)
Джорджо да Себенико (1410–1473)
Адам Крафт (ум. 1509)
Мишель Коломб (ок. 1430–1512)
Вейт Штосс (ок. 1447–1533)
Тильман Рименшнайдер (ок. 1460–1531)
Грегор Эрхарт (ок. 1460–1540)
Живописцы
Уголино ди Нерио (активен в 1317–1327)
Лоренцо Монако (1370–1425)
Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427)
Лоренцо Гиберти (1378–1455)
Мельхиор Брудерлам (активен в 1381–1409)
Мазолино да Паникале (1383–1447)
Жакмар де Эсден (активен в 1384–1414)
Стефано ди Джованни Сассетта (1392–1450)
Антонио Пизанелло (1394–1455)
Братья Лимбурги, Поль, Эрман и Жанекен (ум. 1416)
Паоло Уччелло (1397–1475)
Конрад фон Зост (активен в 1390-х/1400-х)
Фра Анджелико (ок. 1400–1455)
Жан Фуке (1420–1481)
Михаэль Пахер (1435–1498)
О европейских коллекциях, содержащих произведения художников интернациональной готики, см.: Художественные музеи Европы.
Дополнительные ресурсы
Готическая архитектура (ок. 1150–1375)
Готическая скульптура (ок. 1150–1280)
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология истории искусства.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА
Путеводитель по европейскому искусству времён Карла Великого, Оттона Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого см.: Каролингское искусство (750–900) Оттоновское искусство (900–1050), Средневековая скульптура (400–1000), Романское искусство (1000–1200).
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Старые мастера (художники до 1800 г.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?