Лирическая абстракция читать ~3 мин.
Лирическая абстракция (фр. Abstraction Lyrique) — это течение в европейской, преимущественно французской живописи XX века. Оно развивалось параллельно американскому абстрактному экспрессионизму и является одним из направлений в рамках более широкого стиля арт-информель. Для этого стиля характерны чувственные, романтичные композиции, созданные в свободной, экспрессивной манере. Его иногда ошибочно отождествляют с ташизмом, который подразумевает живопись исключительно пятнами или кляксами.
Лирическая абстракция не была строго определённой школой или движением, а скорее тенденцией в рамках Art Informel. Это сбалансированный, элегантный стиль абстрактного искусства, произведения которого могут быть как оживлёнными, так и умиротворяющими. Содержание для них часто черпается из мира природы. Гармоничная красота и богатство цвета лирической абстракции контрастируют с более резкими и диссонирующими образами других групп Art Informel, например, COBRA или неоэкспрессионистов.
Предтечей лирической абстракции можно считать русского художника Василия Кандинского (1866–1944), который был пионером в сочетании нарратива, формы и цвета. Само же течение заявило о себе на выставке «Воображаемое» (фр. L’Imaginaire), организованной в парижской Галерее Люксембург в 1947 году. На ней были представлены работы Ганса Хартунга (нем. Hans Hartung), Вольса (нем. Wols, настоящее имя — Альфред Отто Вольфганг Шульце), Жан-Поля Риопеля (фр. Jean-Paul Riopelle) и других художников.
Термин «лирическая абстракция» ввёл французский художник и один из организаторов выставки Жорж Матьё (фр. Georges Mathieu, 1921–2012). Его коллега, критик Жозе-Жан Маршан, писал, что некоторые из работ демонстрируют “лиризм, освобождённый от всякого рабства…”. Это означало, что картины не были производными от какой-либо интеллектуальной теории или ею обременены.
Художники лирической абстракции
К основным представителям этого течения относят таких художников, как Ганс Хартунг (1904–1989), Вольс (1913–1951), Жан-Мишель Атлан (1913–1960), Пьер Сулаж (1919–2022), Жорж Матьё (1921–2012) и Жан-Поль Риопель (1923–2002). Значительный вклад в развитие стиля также внесли американский художник Марк Тоби (1890–1976) и ташист Сэм Фрэнсис (1923–1994).
К этому направлению также принадлежали Патрик Херон (1920–1999), Жан Базен (1904–2001), Гюстав Синжье (1909–1984), Альфред Манессье (1911–1993), Роже Бисьер (1886–1964), Серж Поляков (1900–1969) и Николя де Сталь (1914–1955). В 2006 году в парижском Люксембургском музее состоялась выставка «Лирический взлёт. Париж, 1945–1956». На ней, помимо работ упомянутых мастеров, экспонировались произведения Марии Елены Виейра да Силва (1908–1992).
Характерные черты и взаимосвязь стилей
Art Informel был широким движением, которое охватывало многочисленные подстили и группы: Forces Nouvelles, CoBrA, Tachisme, ар брют, Art Non Figuratif и лирическую абстракцию. Все эти школы были абстрактными или полуабстрактными. Они отвергали как геометрическую абстракцию, так и натурализм и традиционные фигуративные жанры. Художники стремились создать новый, спонтанный стиль живописи, свободный от прежних теорий и условностей.
Многие художники-абстракционисты того периода причисляли себя к нескольким субдвижениям одновременно. Вследствие этого провести чёткую границу между стилями и однозначно классифицировать некоторые работы практически невозможно.
Американская лирическая абстракция (1960-е, 1970-е)
Движение с аналогичным названием возникло в Америке в 1960–1970-е годы как реакция на рост популярности минимализма и концептуального искусства. Художники начали отходить от геометрических, строгих и минималистских форм. Они обратились к более гармоничному и живописному стилю, используя насыщенные, чувственные цвета. Их целью было возрождение эстетических принципов в противовес социально-политической иконографии.
Примерами этой американской формы лирической абстракции служат работы Хелен Франкенталер (1928–2011) и Жюля Олицки (1922–2007). Выставка под названием «Лирическая абстракция» прошла в Музее американского искусства Уитни с мая по июль 1971 года.
В тот период существовал целый ряд схожих течений в рамках постживописной абстракции. Хотя между живописью цветового поля, живописью чётких контуров, живописью цветных пятен и лирической абстракцией существовали теоретические различия, визуально их не всегда легко разграничить.
Работы художников лирической абстракции представлены в коллекциях ведущих художественных музеев по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?