Лирическая абстракция читать ~3 мин.
Лирическая абстракция не была определённой школой или движением, скорее тенденцией внутри Art Informel. Рассматривайте его как сбалансированный, элегантный (иногда оживлённый, иногда успокаивающий) стиль абстрактного искусства, который почти всегда наполнен содержанием, взятым из мира природы. Его гармоничная, живописная красота, часто отличающаяся роскошными красками, может быть противопоставлена суровым, угрюмым и диссонирующим образам, создаваемым другими группами Art Informel, такими как COBRA, или недавними неоэкспрессионистами.
Хотя можно сказать, что русский художник Василий Кандинский (1866-1944) был пионером элегантного сочетания повествования, формы и цвета, которое является основой лирической абстракции, Тенденция возникла на выставке «Воображариум», проходившей в парижской Галерее Люксембург в 1947 году, где были представлены работы Ганса Хартунга (1904-1989), Вольса (Альфреда Отто Вольфганга Шульце) (1913-1951), Жан-Поля Риопеля (1923-2002) и других.
Собственно термин «Абстракция Лирика» ввёл французский художник и соорганизатор выставки Жорж Матье (1921-2012), а его коллега-куратор Жозе-Жан-Маршан написал, что некоторые из представленных работ демонстрируют «лиризм, освобождённый от всякого рабства…» – то есть картины не были производными или отягощёнными интеллектуальной теорией.
Художники лирической абстракции
К основным представителям этой формы абстрактного экспрессионизма относятся: Ганс Хартунг (1904-1989), Вольс (Альфред Отто Вольфганг Скульце) (1913-1951), Жан-Мишель Атлан (1913-1960), Пьер Сулаж (р. 1919), Жорж Матье, Николя де Сталь (1914-1955), Жан-Поль Риопель (1923-2002). Кроме того, большой вклад в развитие стиля внесли американский художник-каллиграф Марк Тобей (1890-1976) и американский художник-ташист Сэм Фрэнсис (1923-1994).
Среди других лирических абстракционистов – Патрик Херон (1920-1999), Жан Базен (1904-2001), Гюстав Синье (1909-1984), Альфред Манессье (1911-1993), Роже Бисьер (1886-1964), Жан Ле Моаль (1909-2007), Пьер Таль-Коат (1905-1985) и Серж Полякофф (1906-1969). В 2006 году в Люксембургском музее в Париже прошла выставка «Абстракция Лирика». Кроме упомянутых выше художников, на ней были представлены работы французской художницы португальского происхождения Марии Елены Виейра да Силва (1908-1992) и русско-французского аристократа Николя де Стаэля (1914-1955).
Характерные черты – смешение стилей
В теории Art Informel было основным зонтичным движением, которое охватывало многочисленные подстили и подгруппы, такие как Forces Nouvelles, CoBrA, Tachisme, Art Brut, Art Non Figuratif и Lyrical Abstraction. Все эти школы были абстрактными или, по крайней мере, полуабстрактными, все отвергали геометрическую абстракцию, а также натурализм и фигуративные жанры. Все они стремились создать новый и спонтанный стиль живописи, не обременённый теорией прошлого или существующими условностями.
Несмотря на всё это, многие абстрактные художники того времени были членами одного или нескольких из этих субдвижений, и, как следствие, практически невозможно авторитетно определить картины, принадлежащие к каждому из этих движений.
Американская лирическая абстракция (1960-е, 1970-е)
Движение, получившее название лирической абстракции, возникло в Америке в 1960-е и 1970-е годы в ответ на рост минимализма и концептуального искусства. Многие художники начали отходить от геометрических, прецизионных, жёстких и минималистских стилей, переходя к более гармоничному, более живописному стилю, использующему насыщенные чувственные цвета. Они стремились восстановить эстетические принципы, а не продолжать спонтанную социально-политическую иконографию.
Примером этой американской формы лирической абстракции являются работы Хелен Франкенталер (р. 1928), Жюля Олицки (1922-2007) и других. Выставка под названием «Лирическая абстракция» была организована в Музее американского искусства Уитни в мае-июле 1971 года.
В этот период, однако, существовал целый ряд схожих разновидностей абстрактного экспрессионизма второго поколения (постхудожественная абстракция). И хотя существовали чёткие теоретические различия между
❶ живописью цветного поля,
❷ живописью жёсткой грани,
❸ живописью цветных пятен и
❹ лирической абстракцией – эти точки различия отнюдь не очевидны невооружённым глазом.
Картины художников Лирической Абстракции висят в лучших художественных музеях по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?